Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
рабочая программа по музыке (старшая группа)
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
По содержанию программа является художественно – эстетической.
Данная программа является модифицированной и разработана на основе программы по ритмической пластике А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» (Санкт – Петербург,2000г.), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vetoshkina_s.m._programma_neposedy_5_-_6_let.docx | 66.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
ул. Калинина, д.12, с.Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365
т. (34940) 2 32 20, тел./факс (34940) 2 38 17, skazka.gaz-sale@yandex.ru
Рассмотрено на заседании «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогического совета МБДОУ приказом заведующей МБДОУ
детский сад «Сказка» детский сад «Сказка»
Протокол № 1 от 31.08.2018 г. Приказ № 81 от 31.08.2018г.
______________Т.В. Грошкова
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Непоседы»
На основе программы по ритмической пластике
А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации:1 год
Составитель: Ветошкина С.М.
музыкальный руководитель
с. Газ-Сале
2018 г.
Содержание
Методическое обеспечение программы 13
Педагогический мониторинг усвоения детьми программы 14
Пояснительная записка
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
По содержанию программа является художественно – эстетической.
Данная программа является модифицированной и разработана на основе программы по ритмической пластике А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» (Санкт – Петербург,2000г.), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Актуальность. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше проблем будет у наших детей с развитием речи, внимания, мышления, формированием красивой осанки и т.п.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д.
Новизна программы состоит в том, что раскрывается технология, в основе которой – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.
Педагогическая целесообразность программы – в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями), а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.
При прохождении программы, для успешного решения задач в процессе обучения, используются следующие принципы обучения:
• Принцип доступности – соответствие возрастных возможностей степени сложности заданий;
• Принцип индивидуальности – учет индивидуальных особенностей воспитанников;
• Принцип постепенного повышения требований – постепенное увеличение сложности, объема, интенсивности нагрузок;
• Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий;
• Принцип сознательности и активности – заинтересованное отношение обучающихся к обучению.
Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи обучения и воспитания детей по данной программе:
I. Развивать музыкальность:
- способность воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- специальные музыкальные способности: музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма;
- музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков;
- музыкальную память.
II. Развивать двигательные качества и умения:
- ловкость, точность, координацию движений;
- гибкость и пластичность;
- воспитывать выносливость, развивать силы;
- формировать правильную осанку, красивую походку;
- умения ориентироваться в пространстве;
- обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
Ш. Развивать творческие способности, потребность самовыражения в движении под музыку:
- творческого воображения и фантазии;
- способность к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
IV. Развивать и тренировать психические процессы:
- эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировать подвижность (лабильность) нервных процессов;
- восприятие, внимания, воли, памяти, мышления.
V. Развивать нравственно-коммуникативные качества личности:
- воспитывать умение сопереживать другим людям и животным;
- воспитывать умение вести себя в группе во время движения;
- формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Отличительные особенности программы.
1.Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя во взаимодействии с детьми».
2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков по 8,16 тактов, как принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, обыгрывая своим телом сложный мир чувств и образов.
3. Акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних (сенсорных, мыслительных, эмоциональных) процессов и их подвижность.
Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Возраст детей. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Срок реализации программы – 1 год(октябрь – май) – что составляет 32 занятия.
Формы и режим занятий:
- Форма организации – кружковая.
- Форма занятий - групповая.
- 1 раз в неделю во второй половине дня.
- Продолжительность занятия 25 минут.
Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
В процессе занятий используются различные виды музыкально – ритмической деятельности:
- образно – игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные, пантомимические движения),
- танцевальные композиции;
- сюжетные танцы;
- общеразвивающие, по типу детской аэробики;
- музыкальные игры, этюды.
Программой предусмотрено проведение педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Мониторинг проводится с использованием низкоформализованных методов (наблюдение, индивидуальная работа и др.) 2 раза в год: вводный в октябре – где определяются стартовые возможности ребенка и итоговый – в мае.
Организация работы по программе.
В основе работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развития способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.
Структура занятий
Занятия строятся в занимательной игровой форме на основе сотрудничества педагога и ребенка.
1.Вводная часть.
1.1 Приветствие.
Цель: создать доброжелательную атмосферу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятия.
Содержание: игры-приветствия, игры с именами и др.
1.2 Показ импровизаций.
Цель: развитие музыкальности, способности чувствовать ее содержание, настроение и характер;
развитие гибкости и пластичности, умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.
Содержание: музыкально-ритмический репертуар по программе А.И.Бурениной«Ритмическая мозаика».
1.3 Разминка.
Цель: формирование правильной осанки, красивой походки, координации движений; развитие умений ориентироваться в пространстве. Разогреть разные группы мышц.
Содержание: упражнения для разных групп мышц, разные виды перестроений.
2.Основная часть.
2.1 Разучивание танцевальных композиций.
Цель: введение в тему занятия, развитие музыкального слуха, чувства ритма; способности передавать в пластике музыкальный образ, используя разные виды движений.
Содержание: название танца и показ его элементов, разные виды движений (с предметами, атрибутами по содержанию танца).
2.2 Игры.
Цель: развитие ловкости, точности, координации движений; умений ориентироваться впространстве;
обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
Содержание: подвижные игры.
3. Заключительная часть.
3.1 Рефлексия.
Цель: обобщение впечатлений детей, воспитание умения вести себя, формировать чувство такта и культурных привычек.
Содержание: беседа, самоанализ деятельности.
3.2 Игровые упражнения.
Цель: развитие восприятия и внимания.
Содержание: игровые упражнения малой подвижности.
3.2 Прощание.
Цель: закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Содержание: похвала, поощрение.
Содержание программы
5 — 6лет
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развивать способность к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
- Развитие музыкальности:
• воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность слушать знакомые иновые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
- Обогащать слушательский опыт разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
- развивать умение выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развивать умение передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развивать способность различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
- Развитие двигательных качеств и умений
Развивать способность передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру-жинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;
Общеразвивающие упражнения:
на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
Имитационные движения:
различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);
Плясовые движения:
элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
- Развитие умений ориентироваться в пространстве
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).
- Развитие творческих способностей
- развивать умение сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- формировать умение исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
- развивать воображение, фантазию, умение находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
- Развитие и тренировка психических процессов
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
- развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
- развивать умение выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
- Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
- воспитывать потребность научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены;
- воспитывать чувства такта, умение вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь);
- воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми ивзрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Учебно-тематический план
№ | Месяц | Тема | Программное содержание | Композиция | Кол-во занятий | В том числе практических | Кол-во часов |
1 | Октябрь | «Давайте знакомиться!» Педагогический мониторинг | Выявление начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей детей | Танцевальные импровизации | 1 | 1 | 25 мин |
«Мир игрушек» | Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения Развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове. | «Кузнечик» | 3 | 3 | 1 час 15 мин | ||
2 | Ноябрь | «Мир игрушек» | «Кузнечик» | 1 | 1 | 25 мин | |
«Любимые персонажи мультфильмов» | «Три поросенка» | 3 | 3 | 1 час 15 мин | |||
3 | Декабрь | «Любимые персонажи мультфильмов» | «Три поросенка» | 1 | 1 | 25 мин | |
«В мире сказок» | «Красная шапочка» | 3 | 3 | 1 час 15 мин | |||
4 | Январь | «В мире сказок» | «Красная шапочка» | 1 | 1 | 25 мин | |
«Юмор и шутка» | «Цыплята» | 3 | 3 | 1 час 15 мин | |||
5 | Февраль | «Юмор и шутка» | Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку; Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку; Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ. | «Цыплята» | 1 | 1 | 25 мин |
«Сюжетные танцы» | «Волшебный цветок» | 3 | 3 | 1 час 15 мин | |||
6 | Март | «Сюжетные танцы» | «Волшебный цветок» | 1 | 1 | 25 мин | |
«Сюжетные танцы» | «Упражнение с цветами» | 3 | 3 | 1 час 15 мин | |||
7 | Апрель | «Сюжетные танцы» | «Упражнение с цветами» | 1 | 1 | 25 мин | |
«Настроение в музыке и пластике» | «Кошка и девочка» | 3 | 3 | 1 час 15 мин | |||
8 | Май Май | «Композиции физкультурной направленности» | «Вместе весело шагать»
| 3 | 3 | 25 мин | |
Педагогический мониторинг | Выявление уровня развития музыкальных и двигательных способностей детей после освоения программы | Танцевальные импровизации | 1 | 1 | 25 мин | ||
Итого в год | 32 | 32 | 13 часов 30 мин |
Содержание учебного плана
Тема: «Давайте знакомиться!» Педагогический мониторинг
Теория: Знакомство детей с понятием ритмическая пластика, с особенностями занятий (танцевальное приветствие и прощание).
Практика: Выполнение диагностических заданий и танцевальных импровизаций.
Тема: «Мир игрушек»
Теория: Беседа с детьми о возможности передачи в движении и пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения, образов.
Практика: Изображение различных животных в движении; упражнения для всех групп мышц с предметами и без; перестроения в ходьбе, в беге в сочетании с различными движениями. Танцевальная композиция «Кузнечик». Музыкальная игра «Зеркало»
Тема: «Любимые персонажи мультфильмов»
Теория: Беседа «Мой любимый герой мультфильма. Какой он.»
Практика: Упражнения на развитие растяжки, гибкости позвоночника, плавный переход из упражнения в упражнение, (используя изученные упражнения). Танцевальная композиция «Три поросенка». Музыкальная игра «Ежики», «Веселый бубен».
Тема: «В мире сказок»
Теория: Беседа по теме «Образ сказочного героя в музыке».
Практика: Выполнять различные перестроения в ходьбе, в беге в сочетании с различными движениями. Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку; Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
Танцевальная композиция «Красная шапочка». Игра «Угадай кто я».
Тема: «Юмор и шутка»
Теория: Беседа на тему «Детская пантомима»
Практика: Ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
Танцевальная композиция «Цыплята». Музыкальная игра «Танцуйте сидя».
Тема: «Сюжетные танцы»
Теория: Беседа на тему «О чем может рассказать песенка»
Практика: Упражнения на развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
Танцевальная композиция «Волшебный цветок»
Танцевальная композиция «Упражнение с цветами»
Музыкальные игры по выбору детей.
Тема: «Настроение в музыке и пластике»
Теория: Изучение элементов народных плясок и детского бального танца, доступные по координации.
Практика: Развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове. Танцевальные движения в парах и смена партнера в движении; танец польки по кругу со сменой партнера;
Танцевальная композиция «Кошечка и девочка»
Музыкальные игры по выбору детей.
Тема: «Композиции физкультурной направленности»
Теория: Беседа по теме «Спортивные танцы». Закрепление пройденных движений и разбор новых, более сложны;
Практика: Повторение изученных ранее, перестроения в сочетании с танцевальными движениями и с использованием атрибутов;
Танцевальная композиция «Вместе весело шагать»
Музыкальная игра «Веселые жмурки».
Тема: Педагогический мониторинг
Теория: Повторение ранее изученных движений и перестроений, беседа о передаче в движении музыкальных образов.
Практика: Развивать умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. Выполнение диагностических заданий и танцевальных импровизаций.
Методическое обеспечение программы
Организационные условия и материалы, позволяющие реализовать программу:
- музыкальный зал (с зеркалами);
- музыкальный центр;
- компьютер;
- мультимедийный экран;
- CD-диски с музыкальными композициями;
- фортепиано;
- форма и обувь для занятий – у каждого ребенка;
- наличие костюмерной для хранения реквизита и костюмов;
- концертные костюмы;
- мелкие атрибуты (осенние листья, цветы, ленты, султанчики, снежинки и др.)
Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски.
Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты.
Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки и т.д.
Педагогический мониторинг усвоения детьми программы
Цель мониторинга: выявления уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка (начального уровня, динамики развития, состояние его эмоциональной сферы; оценки эффективности педагогического воздействия.)
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из программы «Ритмическая мозаика»).
Результаты диагностического обследования заносятся в диагностическую карту уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (Приложение №1).
Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с 5-бальной системой:
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;
4 – 2 баллов – движения передают только общий характер, темп и метроритм;
0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.
5 – 2 баллов –выразительные движения, сопровождение движений подпеванием и приговариванием;
- – 1 балл – мимика бедная, движения не выразительные.
Характерологические способности – по тому, какое место занимает ребенок в зале (на предложение встать на любое место, зрительно разделив пространство зала на 5 зон по степени удаленности от педагога) и насколько этот выбор постоянен, можно оценить проявление экстраверсии или интроверсии.
- экстраверт постоянно встает поближе к педагогу, что бы его было видно;
- интроверт всегда старается спрятаться за спину других.
Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.
Творческие проявления–умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание – особенность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
5 баллов – правильное выполнение ритмической композиции от начала до конца самостоятельно;
4 – 2 – выполнение ритмической композиции с некоторыми подсказками;
0 – 1 – выполнение с большими затруднениями из-за рассеянности внимания.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.
5 баллов – запоминание ребенком последовательности упражнений с 3 – 5 исполнений по показу;
4 – 3 балла – ребенку необходимо 6 – 8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений;
2 – 0 балла – неспособность ребенком запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз).
Подвижность (лабильность) нервных процессов – проявление скорости двигательной реакции на изменение музыки.
Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.
Оценка выставляется следующим образом:
5 баллов – норма (N);
4 – 1 баллов – возбудимость (В), заторможенность (З). (В-1, В-2, З-1,З-2 и т.д. – в зависимости от степени выраженности данного качества).
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация и правильное сочетание рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях).
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «мостик», «полушпагат» и др. – от 1 до 5 баллов).
По результатам наблюдений и диагностики подсчитывается средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени.
Карта диагностики уровня
музыкального и психомоторного развития ребенка
Ф.И. ребенка ______________________________________________________
Год рождения _____________________________________________________
Параметры | Начало года | Конец года | |
1. | Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности) | ||
2. | Эмоциональная сфера | ||
3. | Проявление некоторых характеро-логических особенностей ребенка (скованность – общительность, экстраверсия – интроверсия ) | ||
4. | Творческие проявления | ||
5. | Внимание | ||
6. | Память | ||
7. | Подвижность нервных процессов | ||
8. | Пластичность, гибкость | ||
9. | Координация движений |
Список литературы
- А.И.Буренина « Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей,С-П. 2000г.
- Т.И.Суворова «Танцевальная ритмика для детей»,
- А.И.Буренина и Т.Сауко «Том-хлоп малыши»
- Л.А. Слуцкая «Музыкальная мозаика» (хореография в детском саду)
М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2006г.
- Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика «Са-фи-дансе» (учебно-методическое пособие),С-П. 2000г.
- Е. Зарецкая “Танцы для детей” М. - Айрис – Пресс, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Ритмическая мозаика"
Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Программа основана на игровом мето...
"Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности "Непоседы"
Актуальность данного направления в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что недостаточно уделено внимание развитию танцевально-ритмической гимнастики в детском саду. Необходимость работ...
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ техническое направление /направление/ «LEGO-МАСТЕРИЛКА» /название программы/ (базовый уровень)
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а частности с...
Дополнительная общеразвивающая программа «Солнечные зайчики» для музыкально-ритмического развития детей 4 – 7 лет
В дополнительной общеразвивающей программе «Солнечные зайчики» определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, на...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «В гостях у природы»
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей. Обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое раз...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей...