Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
рабочая программа по музыке (старшая группа)

Ветошкина Светлана Михайловна

Основная направленность программы - психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента.

По содержанию программа является художественно – эстетической.

Данная программа является модифицированной и разработана на основе программы по ритмической пластике А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» (Санкт – Петербург,2000г.), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vetoshkina_s.m._programma_neposedy_5_-_6_let.docx66.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение             детский сад «Сказка»

ул. Калинина, д.12, с.Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365

                           т. (34940) 2 32 20, тел./факс (34940) 2 38 17, skazka.gaz-sale@yandex.ru

Рассмотрено на заседании                                                         «УТВЕРЖДЕНО»

Педагогического совета МБДОУ                                          приказом заведующей МБДОУ

детский сад «Сказка»                                                              детский сад «Сказка»  

Протокол № 1 от 31.08.2018 г.                                               Приказ № 81 от 31.08.2018г.

                                                                                                   ______________Т.В. Грошкова

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Непоседы»

На основе программы по ритмической пластике

А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

Срок реализации:1 год

Составитель: Ветошкина С.М.

музыкальный руководитель

с. Газ-Сале

2018 г.

Содержание

Пояснительная записка        3

Содержание программы        8

Учебно-тематический план        10

Методическое обеспечение программы        13

Педагогический мониторинг усвоения детьми программы        14

Список литературы        16

Пояснительная записка

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.

Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

По содержанию программа является художественно – эстетической.

Данная программа является модифицированной и разработана на основе программы по ритмической пластике А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» (Санкт – Петербург,2000г.), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Актуальность. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше проблем будет у наших детей с развитием речи, внимания, мышления, формированием красивой осанки и т.п.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д.

Новизна программы состоит в том, что раскрывается технология, в основе которой – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Педагогическая целесообразность программы – в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями), а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.

При прохождении программы, для успешного решения задач в процессе обучения, используются следующие принципы обучения:

Принцип доступности – соответствие возрастных возможностей степени сложности заданий;

Принцип индивидуальности – учет индивидуальных особенностей воспитанников;

Принцип постепенного повышения требований – постепенное увеличение сложности, объема, интенсивности нагрузок;

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий;

Принцип сознательности и активности – заинтересованное отношение обучающихся к обучению.

Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи обучения и воспитания детей по данной программе:

I.        Развивать музыкальность:

- способность воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- специальные музыкальные способности: музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма;

- музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков;

- музыкальную память.

II.        Развивать двигательные качества и умения:

- ловкость, точность, координацию движений;

- гибкость и пластичность;

- воспитывать выносливость, развивать силы;

- формировать правильную осанку, красивую походку;

- умения ориентироваться в пространстве;

- обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

Ш.   Развивать творческие способности, потребность самовыражения в движении под музыку:

- творческого воображения и фантазии;

- способность к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

IV.        Развивать и тренировать психические процессы:

- эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

- тренировать подвижность (лабильность) нервных процессов;

- восприятие, внимания, воли, памяти, мышления.

V.        Развивать нравственно-коммуникативные качества личности:

- воспитывать умение сопереживать другим людям и животным;

- воспитывать умение вести себя в группе во время движения;

- формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Отличительные особенности программы.        

1.Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя во взаимодействии с детьми».

2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков по 8,16 тактов, как принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, обыгрывая своим телом сложный мир чувств и образов.

3. Акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних (сенсорных, мыслительных, эмоциональных) процессов и их подвижность.

Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Возраст детей. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).

Срок реализации программы – 1 год(октябрь – май) – что составляет 32 занятия.

Формы и режим занятий:

- Форма организации – кружковая.

- Форма занятий - групповая.

- 1 раз в неделю во второй половине дня.

- Продолжительность занятия 25 минут.

Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

В процессе занятий используются различные виды музыкально – ритмической деятельности:

- образно – игровые композиции (инсценирование песен, сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные, пантомимические движения),

- танцевальные композиции;

- сюжетные танцы;

- общеразвивающие, по типу детской аэробики;

- музыкальные игры, этюды.

Программой предусмотрено проведение педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Мониторинг проводится с использованием низкоформализованных методов (наблюдение, индивидуальная работа и др.) 2 раза в год: вводный в октябре – где определяются стартовые возможности ребенка и итоговый – в мае.

Организация работы по программе.

В основе работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развития способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.  

Структура занятий  

Занятия строятся в занимательной игровой форме на основе сотрудничества педагога и ребенка.  

1.Вводная часть.  

1.1 Приветствие.  

Цель: создать доброжелательную атмосферу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками занятия.  

Содержание: игры-приветствия, игры с именами и др.  

1.2 Показ импровизаций.  

Цель: развитие музыкальности, способности чувствовать ее содержание, настроение и характер;

развитие гибкости и пластичности, умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.  

Содержание:  музыкально-ритмический  репертуар  по  программе  А.И.Бурениной«Ритмическая мозаика».  

1.3 Разминка.  

Цель: формирование правильной осанки, красивой походки, координации движений; развитие умений ориентироваться в пространстве. Разогреть разные группы мышц.  

Содержание: упражнения для разных групп мышц, разные виды перестроений.  

2.Основная часть.  

2.1 Разучивание танцевальных композиций.  

Цель: введение в тему занятия, развитие музыкального слуха, чувства ритма; способности передавать в пластике музыкальный образ, используя разные виды движений.  

Содержание: название танца и показ его элементов, разные виды движений (с предметами, атрибутами по содержанию танца).  

2.2 Игры.  

Цель: развитие ловкости, точности, координации движений; умений ориентироваться впространстве;

обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

Содержание: подвижные игры.  

3. Заключительная часть.  

3.1 Рефлексия.  

Цель: обобщение впечатлений детей, воспитание умения вести себя, формировать чувство такта и культурных привычек.  

Содержание: беседа, самоанализ деятельности.  

3.2 Игровые упражнения.  

Цель: развитие восприятия и внимания.  

Содержание: игровые упражнения малой подвижности.  

3.2 Прощание.  

Цель: закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Содержание: похвала, поощрение.  

Содержание программы

5 — 6лет

В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи: развивать способность к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

  1. Развитие музыкальности:

• воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность слушать знакомые иновые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

  • Обогащать слушательский опыт разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
  • развивать умение выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
  • развивать умение передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
  • развивать способность различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
  1. Развитие двигательных качеств и умений

Развивать способность передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру-жинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;

прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;

Общеразвивающие упражнения:

на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

Имитационные движения:

различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);

Плясовые движения:

элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстве

самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).

  1. Развитие творческих способностей
  • развивать умение сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
  • формировать умение исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  • развивать воображение, фантазию, умение находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
  1. Развитие и тренировка психических процессов
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
  • развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
  • развивать умение выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
  • воспитывать умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
  • воспитывать потребность научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены;
  • воспитывать чувства такта, умение вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь);
  • воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми ивзрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Программное содержание

Композиция

Кол-во занятий

В том числе практических

Кол-во часов

1

Октябрь

«Давайте знакомиться!»

Педагогический мониторинг

Выявление начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей детей

Танцевальные импровизации

1

1

25 мин

«Мир игрушек»

Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения

Развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.

«Кузнечик»

3

3

1 час 15 мин

2

Ноябрь

«Мир игрушек»

«Кузнечик»

1

1

25 мин

«Любимые персонажи мультфильмов»

«Три поросенка»

3

3

1 час 15 мин

3

Декабрь

«Любимые персонажи мультфильмов»

«Три поросенка»

1

1

25 мин

«В мире сказок»

«Красная шапочка»

3

3

1 час 15 мин

4

Январь

«В мире сказок»

«Красная шапочка»

1

1

25 мин

«Юмор и шутка»

«Цыплята»

3

3

1 час 15 мин

5

Февраль

«Юмор и шутка»

Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

«Цыплята»

1

1

25 мин

«Сюжетные танцы»

«Волшебный цветок»

3

3

1 час 15 мин

6

Март

«Сюжетные танцы»

«Волшебный цветок»

1

1

25 мин

«Сюжетные танцы»

«Упражнение с цветами»

3

3

1 час 15 мин

7

Апрель

«Сюжетные танцы»

«Упражнение с цветами»

1

1

25 мин

«Настроение в музыке и пластике»

«Кошка и девочка»

3

3

1 час 15 мин

8

Май

Май

«Композиции физкультурной направленности»

 «Вместе весело шагать»

 

3

3

25 мин

Педагогический мониторинг

Выявление уровня развития музыкальных и двигательных способностей детей после освоения программы

Танцевальные импровизации

1

1

25 мин

Итого в год

32

32

13 часов 30 мин

Содержание учебного плана

Тема: «Давайте знакомиться!» Педагогический мониторинг

Теория: Знакомство детей с понятием ритмическая пластика, с особенностями занятий (танцевальное приветствие и прощание).

Практика: Выполнение диагностических заданий и танцевальных импровизаций.

Тема: «Мир игрушек»

Теория: Беседа с детьми о возможности передачи в движении и пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения, образов.

Практика: Изображение различных животных в движении; упражнения для всех групп мышц с предметами и без; перестроения в ходьбе, в беге в сочетании с различными движениями. Танцевальная композиция «Кузнечик». Музыкальная игра «Зеркало»

Тема: «Любимые персонажи мультфильмов»

Теория: Беседа «Мой любимый герой мультфильма. Какой он.»

Практика: Упражнения на развитие растяжки, гибкости позвоночника, плавный переход из упражнения в упражнение, (используя изученные упражнения). Танцевальная композиция «Три поросенка». Музыкальная игра «Ежики», «Веселый бубен».

Тема: «В мире сказок»

Теория: Беседа по теме «Образ сказочного героя в музыке».

Практика: Выполнять различные перестроения в ходьбе, в беге в сочетании с различными движениями. Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку; Формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

Танцевальная композиция «Красная шапочка». Игра «Угадай кто я».

Тема: «Юмор и шутка»

Теория: Беседа на тему «Детская пантомима»

Практика: Ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

Танцевальная композиция «Цыплята». Музыкальная игра «Танцуйте сидя».

Тема: «Сюжетные танцы»

Теория: Беседа на тему «О чем может рассказать песенка»

Практика: Упражнения на развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Танцевальная композиция «Волшебный цветок»

Танцевальная композиция «Упражнение с цветами»

Музыкальные игры по выбору детей.

Тема: «Настроение в музыке и пластике»

Теория: Изучение элементов народных плясок и детского бального танца, доступные по координации.

Практика: Развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове. Танцевальные движения в парах и смена партнера в движении; танец польки по кругу со сменой партнера;

Танцевальная композиция «Кошечка и девочка»

Музыкальные игры по выбору детей.

Тема: «Композиции физкультурной направленности»

Теория: Беседа по теме «Спортивные танцы». Закрепление пройденных движений и разбор новых, более сложны;

Практика: Повторение изученных ранее, перестроения в сочетании с танцевальными движениями и с использованием атрибутов;

Танцевальная композиция «Вместе весело шагать»

Музыкальная игра «Веселые жмурки».

Тема: Педагогический мониторинг

Теория: Повторение ранее изученных движений и перестроений, беседа о передаче в движении музыкальных образов.

Практика: Развивать умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. Выполнение диагностических заданий и танцевальных импровизаций.

Методическое обеспечение программы

Организационные условия и материалы, позволяющие реализовать программу:

  • музыкальный зал (с зеркалами);  
  • музыкальный центр;
  • компьютер;
  • мультимедийный экран;
  • CD-диски с музыкальными композициями;
  • фортепиано;
  • форма и обувь для занятий – у каждого ребенка;  
  • наличие костюмерной для хранения реквизита и костюмов;  
  • концертные костюмы;
  • мелкие атрибуты (осенние листья, цветы, ленты, султанчики, снежинки  и др.)

Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски.

Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты.

Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки и т.д.

Педагогический мониторинг усвоения детьми программы

Цель мониторинга: выявления уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка (начального уровня, динамики развития, состояние его эмоциональной сферы; оценки эффективности педагогического воздействия.)

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из программы «Ритмическая мозаика»).

Результаты диагностического обследования заносятся в диагностическую карту  уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (Приложение №1).

Критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с 5-бальной системой:

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).

5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;

4 – 2 баллов – движения передают только общий характер, темп и метроритм;

0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.

5 – 2 баллов –выразительные движения, сопровождение движений подпеванием и приговариванием;

  1. – 1 балл – мимика бедная, движения не выразительные.

Характерологические способности – по тому, какое место занимает ребенок в зале (на предложение встать на любое место, зрительно разделив пространство зала на 5 зон по степени удаленности от педагога) и насколько этот выбор постоянен, можно оценить проявление экстраверсии или интроверсии.

  • экстраверт постоянно встает поближе к педагогу, что бы его было видно;
  • интроверт всегда старается спрятаться за спину других.

Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.

        Творческие проявления–умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

        Внимание – особенность не отвлекаться от музыки и процесса движения.

5 баллов – правильное выполнение ритмической композиции от начала до конца самостоятельно;

4 – 2 – выполнение ритмической композиции с некоторыми подсказками;

0 – 1 – выполнение с большими затруднениями из-за рассеянности внимания.

Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.

5 баллов – запоминание ребенком последовательности упражнений с 3 – 5 исполнений по показу;

4 – 3 балла – ребенку необходимо 6 – 8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений;

2 – 0 балла – неспособность ребенком запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз).

Подвижность (лабильность) нервных процессов – проявление скорости двигательной реакции на изменение музыки.

Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.

Оценка выставляется следующим образом:

5 баллов – норма (N);

4 – 1 баллов – возбудимость (В), заторможенность (З). (В-1, В-2, З-1,З-2 и т.д. – в зависимости от степени выраженности данного качества).

Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация и правильное сочетание рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях).

Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «мостик», «полушпагат» и др. – от 1 до 5 баллов).

По результатам наблюдений и диагностики подсчитывается средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени.

Карта диагностики уровня

музыкального и психомоторного развития ребенка

Ф.И. ребенка ______________________________________________________

Год рождения _____________________________________________________

Параметры

Начало года

Конец года

1.

Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)

2.

Эмоциональная сфера

3.

Проявление некоторых характеро-логических особенностей ребенка (скованность – общительность, экстраверсия – интроверсия )

4.

Творческие проявления

5.

Внимание

6.

Память

7.

Подвижность нервных процессов

8.

Пластичность, гибкость

9.

Координация движений

Список литературы

  1. А.И.Буренина  « Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей,С-П. 2000г.  
  2. Т.И.Суворова «Танцевальная ритмика для детей»,
  3. А.И.Буренина и Т.Сауко «Том-хлоп малыши»
  4. Л.А. Слуцкая «Музыкальная мозаика» (хореография в детском саду)

М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2006г.  

  1. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика «Са-фи-дансе» (учебно-методическое пособие),С-П. 2000г.  
  2. Е. Зарецкая “Танцы для детей” М. - Айрис – Пресс, 2003г.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Ритмическая мозаика"

    Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Программа основана на игровом мето...

"Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности "Непоседы"

Актуальность данного направления в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что недостаточно уделено внимание развитию танцевально-ритмической гимнастики в детском саду. Необходимость работ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ техническое направление /направление/ «LEGO-МАСТЕРИЛКА» /название программы/ (базовый уровень)

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а частности с...

Дополнительная общеразвивающая программа «Солнечные зайчики» для музыкально-ритмического развития детей 4 – 7 лет

В дополнительной общеразвивающей программе «Солнечные зайчики» определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, на...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «В гостях у природы»

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детей. Обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое раз...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной  направленности для детей...