Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"
статья по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Гмир Инесса Борисовна

Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ ПО ПЕРЕДАЧЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НА         ТЕМУ: «Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста»

                                                

                                                

Содержание

  1. Введение
  2. История развития идей музыкально-ритмического воспитания
  3. Диагностика
  4. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

        

В условиях жизни современного общества большое значение придается личности ребёнка. Процесс развития личности начинается еще в дошкольном возрасте.

Музыкально-ритмические движения являются одним из самых популярных и любимых детьми видов деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. В связи с этим мы решили глубже рассмотреть, как занятия данным видом деятельности влияют на процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста.

        Музыкально-ритмические движения основаны на движениях под музыку, следовательно, на  занятиях у детей  будет развиваться и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, которые лежат в их основе. На музыкальных занятиях можно решать не только задачи музыкально-ритмического воспитания детей (развитие чувства ритма, двигательных навыков, артистичности и так далее), но и развивать различные  качества личности (эстетические, нравственные, умственные, физические).

        Для детей дошкольного возраста музыкально-ритмические упражнения являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений и формированию навыков в выполнении танцевальных упражнений с музыкальным сопровождением. Это воспитывает у детей творческую активность, воображение, умение слушать, воспринимать, оценивать свои движения и музыкальное сопровождение. Успех работы педагога в этом направлении будет решаться не количеством пройденных танцевальных, ритмических упражнений, музыкальных игр и танцев, а умением детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.

        Важно подчеркнуть, что ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

 

        Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.

История развития идей музыкально-ритмического воспитания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей. Музыкально-ритмическое воспитание было направлено на формирование личности путем воздействия музыки и ритма с целью воспитания познавательной, волевой и эмоциональной сферы. Первые учебные заведения, где обучали музыке и танцам появились в Древней Индии.

В педагогике с давних  пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где

1

сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония.

В Средневековье (Августин, Фома Аквинский) – господствовала религиозная идеология – воспитание посредством музыки осуждалось, хотя,

подчеркивалось его божественное происхождение и не отрицалось значение

эстетического воздействия на человека.

В  эпоху Возрождения происходит формирование бытового придворного танца (как идеальной формы самопрезентации королевской власти; балет – придворное, элитарное искусство, ибо поначалу балеты танцевал сам король), эстетическими идеалами которого были красота и пропорциональность исполнителей, ясность и доступность содержания, отчётливость технического исполнения и общая гармония.

        В эпоху Просвещения происходит переосмысление в понимании характера эстетического воспитания средствами искусств. Вопросы интеллектуального развития находят все большее отражение при занятиях хореографией, обучение танцу рассматривается с позиции не только профессионального исполнительского мастерства, но и как средство массовой культуры.

Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак - Далькроз (1856-1950) – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в пределах определенного метра и достаточно точно координировать движения при игре на музыкальном

 

инструменте. Понимая, что ритм связан с моторикой, он начал вводить на уроках сольфеджио различные ритмические упражнения. Так постепенно им была создана система ритмической гимнастики, которая впоследствии стала называться ритмикой.

Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

В настоящее время педагоги: А.И. Буренина, Т.Ф. Коренева, Т. Суворова,

 В.Г. Горшкова  и другие, продолжают совершенствовать ритмическое воспитание. Ими разработана методика занятий по ритмике в различных учебных заведениях с учетом их специфики.

        Идеи программы «Ритмическая мозаика», автором которой является А.И. Буренина, опубликованной ранее (1977 г.), заинтересовали многих специалистов, использующих в своей педагогической деятельности движение под музыку как универсальное средство целостного развития личности ребёнка.

        А.И. Буренина в своих работах отмечает « чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки…»

2

Диагностика

Чтобы понять, как развиваются качества личности у детей старшего дошкольного возраста во время  занятий музыкально-ритмической деятельностью, мы провели диагностику.

В процессе наблюдения мы оценивали проявления детей, сравнивая их между собой, и условно ориентировались на лучшие показатели, выявленные в данной группе.

За основу мы взяли карту диагностики, разработанную кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики детства и современных образовательных технологий ЛГОУ А.И. Бурениной.

Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка на начало и конец года

Ф.И. ребёнка

Музыкальность

нач. и кон. г.

Эмоц. сф.

нач. и кон. г.

Творч. прояв.

нач. и кон. г.

Внимание

нач. и кон. г.

Память

нач. и кон. г.

Подвижн. нервн. пр.

нач. и кон. г.

Пластичность

нач. и кон. г.

Координация движений

нач. и кон. г.

Афанасьева Дарья

2(н)     3(к)      

2(н)

3(к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

2 (н)

2 (н)

2 (н)

3 (н)

Босулаев Михаил

1 (н)

2 (к)

2 (н)

3 (к)

1 (н)

2 (к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

2 (к)

1 (н)

2 (к)

1 (н)

2 (к)

1 (н)

2 (к)

Кибец Илья

2 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

1 (н)

2 (к)

1 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

2 (к)

2 (н)

3 (к)

Козыменко Дмитрий

3 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

Краснов Данила

2 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (н)

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

Малабаев Аслан

2 (н)

3 (к)

2 (н)

2 (к)

2 (н)

2 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

Мишаткина Елисавета

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (н)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

Рахматуллина Эмилия

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

Снопко Андрей

3 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

2 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

Ушкова Катерина

1 (н)

2 (к)

2 (н)

2 (к)

1 (н)

2 (к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

1 (н)

2 (к)

1 (н)

2 (к)

Юрин Даниил

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

3 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

2 (н)

3 (к)

Юсупов Руслан

1 (н)

2 (к)

1 (н)

2 (к)

1 (н)

2 (к)

2 (н)

3 (к)

1 (н)

3 (к)

1 (н)

2 (к)

1 (н)

2 (к)

1 (н)

2 (к)

        Условные обозначения (н) – начало года, (к) – конец года.

3

Цель диагностики: выявление уровня развития качеств личности ребёнка в процессе музыкально-ритмической деятельности (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

В процессе оценки мы использовали 3-бальную шкалу. Приведём критерии оценки параметров, определяющих уровень музыкального и психомоторного развития в соответствии с 3-бальной системой.

Музыкальность – способность воспринимать и передавать  в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).

3 балла – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;

2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм;

1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счёт и показ взрослого.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и так далее), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от обученности ребёнка. Творческая одарённость проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлечённости ребёнка самим процессом движения под музыку. Творчески одарённые дети способны выразить своё восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребёнок правильно выполняет ритмическую композицию 2-го и 3-го уровня сложности от начала до конца самостоятельно – это высокий уровень, оценка – 3 балла. Если выполняет с некоторыми подсказками, то 2 балла. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания – оценка 1 балл.


4

Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребёнок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти – оценка 3 балла. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 1 балл.

Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и так далее.

Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без чёткой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.

Оценки выставляются следующим образом: N – норма (3 балла); В (возбудимость), З (заторможенность) – 1-2 балла – в зависимости от степени выраженности данного качества.

Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).

У детей 7-го года жизни оценивается правильное и точное исполнение ритмических композиций 2-го и 3-го уровня сложности (в быстром и медленном темпе).

Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника от 1 до 3 баллов).

В результате наблюдений и диагностики мы подсчитывали средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребёнка на протяжении 8 месяцев.

В начале учебного года общее количество баллов по всем позициям нашей диагностической карты составило 211 баллов.

В конце учебного года общий суммарный балл значительно возрос и составил 270 баллов.

На основании этих показателей мы можем сделать вывод о том, что выбранная нами методика преподавания музыкально-ритмической деятельности положительно повлияла на развитие музыкально-ритмических способностей детей, а также на всестороннее развитие личности ребёнка в целом.

5

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования мы можем заключить, что большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в музыкально-ритмической деятельности детей с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

1. В исследовании теоретически обосновано понимание сущности всестороннего развития личности  детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях, а именно музыкально-ритмическая деятельность выступает как:

1) - средство эстетического развития ребёнка (эстетическое восприятие и представление в передаче движений; умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики; раскрытие творческого потенциала ребёнка);

2) - как средство развития общей музыкальности детей (умение слушать и воспринимать музыкальное произведение; двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыки; передавать в танце характер мелодии);

 3) - как средство формирования нравственных качеств личности (развитие коллективизма через общие танцы и игры соревновательного характера; воспитание

 патриотизма, интернационального чувства, через знакомство детей с танцами народов

мира; воспитание воли);

4) - как средство активизации умственных способностей (развитие внимания, памяти, воображения, мышления во время выполнения творческих заданий);

  5) - как средство физического развития (формирование правильной осанки; укрепление всех групп мышц; укрепление системы дыхания).

        Таким образом, мы можем заключить, что музыкально-ритмические движения на музыкальных занятиях в детском саду являются эффективным средством для всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста.

 

6

Литература

  1. Акишев С. В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников. – М., 1988.
  2. Александрова Н.Г. О ритмическом воспитании. М.: Муз. отд. НКП, 1920.
  3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Санкт-Петербург, 2000.
  4. Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. Научно-практическое объединение психотехника. М.: 1993.
  5. Далькроз Э. Жак. Ритм // Театр и искусство. – 1922. – С.37.
  6. Колодницкий Г.А. музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: гном-Пресс, 2000 г. – 64 с. (Музыка для дошкольников.)
  7. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Сост. О. Радынова, А. Катинене, М. Палавандишвили – 3-е изд., М.: «Академия», 2000. –240 с.
  8. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.
  9. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Общ. ред. Г. Я. Нугер. – М., «Советский композитор» 1989.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Целью данной технологии является развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования в оркестре....

Презентация: "Педагогическая технология организации детского оркестра как средство развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"

Презентация: "Педагогическая технология организации детского оркестра как средство развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"...

Опыт работы по направлению «Сказка, как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста»

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение и научитькрит...

Парциальная программа психолого -педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развитие личности детей младшего дошкольного возраста "Я открываю мир"

   Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природо...

Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений...

Статья "Загадки как одно из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста"

Одним из  эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста являются загадки. Загадка  – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно с...