Опыт работы по направлению «Сказка, как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста»
проект по художественной литературе
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Сказка может дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребенку узнать мир,
может одарить его воображение и научить
критические воспринимать окружающее.
Д. Родари
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 39.49 КБ |
планирование на 2018-2020 год | 36.84 КБ |
мониторинг | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
ПО НАПРАВЕНИЮ
«Сказка, как средство развития личности детей
старшего дошкольного возраста»
воспитатель
Татарчук Наталья Владимировна
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Сказка может дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребенку узнать мир,
может одарить его воображение и научить
критические воспринимать окружающее.
Д. Родари
ПРОЕКТ
Тема:
«Сказка, как средство развития
личности детей
старшего дошкольного возраста»
»
Воспитатель: Татарчук Н.В.
Тип проекта: практико-ориентированный, педагогический.
Срок реализации: долгосрочный, 2 года (сентябрь 2018г. – май 2020г.).
Участники проекта:
- воспитатели группы;
- дети подготовительной группы;
- специалисты ДОУ;
- родители (законные представители) детей.
Актуальность темы:
Актуальность данной темы видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой.
Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребёнок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Одним из эффективных методов работы с детьми, направленных на развитие личности и нравственной сферы дошкольника является сказка, так как она позволяет решать ряд проблем, возникающих в области развития морали и нравственности, в области формирования положительных жизненных установок, ориентиров, эмоциональной сферы, возникающих у детей любого возраста.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Сказки расширяют детский кругозор и познания, дают понять, что кроме реального существует волшебный мир разнообразных приключений. Именно через сказки, не подверженные влиянию современной цивилизации, ребёнок получает представления о человеке, его проблемах и способах решения этих проблем. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития личности ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных». Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью.
Положение положительного героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами сказки. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Воспитание сказкой как одно из средств развития
личности ребенка
Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев.
На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Не послушался Иванушка Алёнушку - и стряслась беда. Пожадничала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» - и осталась ни с чем.
Сказки - совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
А кому-то народные сказки кажутся дикими, жестокими, не способными породить у ребёнка ничего, кроме многочисленных страхов.
Однако если родители по тем или иным соображениям лишают ребёнка этого пласта культуры, они обделяют его как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребенка наблюдаются очень серьёзные, порой невосстановимые пробелы. Ведь сказки, как уже говорилось, являются выражением коллективного бессознательного, своего рода залежами коллективной культурной и исторической памяти, как отдельного народа, так и человечества в целом. Через них ребёнок в определённом возрасте осваивает мир, познаёт людей и нюансы человеческих отношений гораздо эффективней, чем с помощью самых занимательных энциклопедий. Проскочив этот этап развития, человек как бы уплощается, упрощается, роботизируется, утрачивает способность воспринимать мир объёмно и образно.
Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребёнка.
Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка -- это поле напряженной битвы добра и зла. Битвы, в которой рельефно проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоническая личность.
Цель: создание условий для формирования нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения у дошкольников.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий:
Добро – зло; послушание – непослушание; согласие – вражда; трудолюбие – лень; бескорыстие – жадность.
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
- Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивающие задачи:
- Содействовать развитию познавательной сферы детей. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого, в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Приёмы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?) Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – иллюстрации, элементы инсценирования.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Этапы работы со сказкой
• Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Образовательный процесс можно осуществлять:
- В ходе непосредственно образовательной деятельности;
- В режимных моментов;
- В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
- При организации самостоятельной детской деятельности.
Реализация осуществляется по двум направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Этапы работы:
I этап - теоретический:
- определение темы ;
- определение целей и задач;
- составление плана.
II этап - подготовительный:
- подбор народных сказок;
- подбор материала, пособий;
- составление перспективного плана мероприятий;
- подведение итогов.
III этап - основной:
- создать развивающую среду по данной теме.
- реализация проекта
- IV этап - заключительный:
- Подведение итогов. Анализ ожидаемого результата.
Представление опыта работы
«Сказка как средство развития личности детей
дошкольного возраста»
Сказок много не бывает, вы со мной согласны? Надеюсь, что да!
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки.
Сказка является составляющей субкультуры детей дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней.
Я считаю, что эта тема актуальна и практическая значимость ее велика. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования личности ребенка.
Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а так же правила обращения с книгами.
-центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, иллюстрации из произведений для раскрашивания и другое).
– центр театрализованной деятельности, в котором расположились: настольный театр, пальчиковый театр и т.д.
Использую традиционный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: развлечения, досуги, театрализованные представления.
Периодически информирую родителей об успехах детей. Я привлекаю родителей к участие в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь.
Вся работа, направленная на развитие личности ребенка через знакомство со сказкой происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы.
В нашей развивающей предметно-пространственной среде, появились герои сказок сделанные родителями, также обновились уголок ряжения, театральной деятельности (появились маски новых героев из сказок)
В связи с чем, считаю, что родители стали более компетентны при выборе сказок для детей.
В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,
- знают определенные сказочные сюжеты;
- понимают сюжетную линию сказки;
- выделяют проблему, актуализированную в сказке;
- умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.
- могут сочинить небольшую сказку на заданную или свободную тему;
В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения, фантазии продуктивнее и разнообразнее. В конце хотелось бы добавить:
Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка. Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка!». Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.
Следовательно, опыт работы по теме: «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» является успешным и его можно рекомендовать к использованию в практической работе с детьми.
Предварительный просмотр:
Планирование на 2018 2019 учебный год (Старшая группа)
Месяц | Тема | Задачи |
СЕНТЯБРЬ |
| Учить детей быть осторожными, осмотрительными с незнакомыми людьми. Формировать умение понимать смысл поговорок и пословиц, связанных с содержанием сказки. Способствовать развитию высших сфер личности ребенка, приобщению детей к духовным смыслам человеческой жизни, духовным образам любви, добра, спасения. Развивать восприятие русского фольклора, связанного со сказочной темой. |
ОКТЯБРЬ |
| На примере сказки дать такие понятия, как смирение - гордость, великодушие - недовольство, бескорыстие - жадность, послушание - своенравие, неблагодарность, грубость. Дать понять, что нужно довольствоваться тем, что есть (не желать слишком многого). Учить понимать смысл пословиц и поговорок: «Чего нет, того и хочется», «За большим погонишься – и малое потеряешь». |
НОЯБРЬ |
| Дать нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей и никем нельзя пренебрегать. Формировать представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как верность, стойкость и терпение. |
ДЕКАБРЬ |
| Учить давать нравственную оценку поведения и поступков героев сказки, поощрять стремление подражать положительным персонажам. Способствовать воспитанию усидчивости и трудолюбия. Воспитывать навыки дружелюбного взаимодействия при объединении отдельных работ в коллективное панно. |
ЯНВАРЬ |
| Закреплять навыки нравственного отношения к людям через игру-драматизацию отдельных эпизодов сказки. Воспитывать в детях желание помогать окружающим людям, воспитывать добрые качества: ответственность и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. |
ФЕВРАЛЬ |
| Воспитывать дружелюбие, умение работать вместе, учить детей радоваться возможности общения, совместных занятий и совместного досуга; укреплять стремление детей к добродетелям и желание быть похожими на положительных героев сказок, рассказов; формировать отрицательное отношение к порокам и жалость, сочувствие по отношению к отрицательным персонажам, нежелание быть похожими на них. |
МАРТ |
| Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела. Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела. |
АПРЕЛЬ |
| Способствовать развитию высших сфер личности ребенка, приобщению к духовным смыслам человеческой жизни, духовным образам любви, добра, спасения. Развивать способность соотносить словесное описание героев сказки с его музыкальным образом. Развивать любовь к труду, усидчивость, терпение, аккуратность. |
МАЙ | Итоговое | Подведение итогов праздником «Добрые советы большого Уха» |
Содержание мероприятий
Старшая группа
1 блок «Моя семья. Моя Родина»
Тема №1: Мама милая моя. Беседа о мамах.
Совместное мероприятие: Выставка фотографий: «Я и мама»
Тема №2: Я и папа. День пап..
Ремонтные работы в группе (игрушки, мебель), посильная помощь детей.
Тема №3: Братья и сестры. Беседа о братьях и сестрах.
Изготовление подарков братьям и сестрам (аппликация).
Тема №4: Моя Бабушка. Совместные дела с бабушками. Беседа: «Чем мы любим заниматься с бабушкой»
Тема №5: Вместе отдыхаем. Введение понятия «совместный досуг». Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Тема №6: Я – помощник. Домашние обязанности членов семьи. Беседа на тему «Как я помогаю дома».
Тема №7: Мои родители. Первичная диагностика внутрисемейных отношений (рисуночный тест «Моя семья»). Беседа о родителях (как зовут, где работают, что делают на работе и дома, какая польза от их труда). Сюжетно-ролевые игры.
2 блок «Мои друзья»
Тема №1: Мы играем. Сюжетно-ролевые игры (на объединение в малые группы). Разучивание правил поведения во время игр. Самостоятельная игровая деятельность детей.
Тема №2: Мы трудимся. Труд детей в уголке природы. Разучивание пословиц о труде. Кукольный театр (сценки о труде, о спорах во время работы). Способы справедливого разрешения конфликтов.
Тема №3: Что такое дружба? Представление о дружбе. Беседа о друзьях. Составление рассказа «Мой друг».
Тема №4: Люди вокруг нас. Педагогические ситуации о нормах отношений: доброжелательность, честность, отзывчивость. Спектакль кукольного театра.
Тема №5: В гостях у тети Ласки. Упражнения на подбор ласковых имен и названий предметов. Игры-загадки.
Тема №6: Как мы играем и занимаемся в группе. Беседа на тему «Как мы играем и занимаемся в группе». Составление рассказов из личного опыта. Инсценировка о хороших и плохих поступках друзей.
3 блок «Я в мире людей»
Тема №1: Как вести себя в группе. Знакомство с правилами поведения в группе. Экскурсия по групповой комнате (на выделение различных зон: игровая, для занятий и пр. и правила поведения в них).
Тема №2: Правила поведения в детском саду. Беседа о правилах поведения в детском саду (в музыкальном зале, в коридоре).
Тема №3: Правила поведения за столом. Игра-занятие «Мы в гостях». Дидактические игры (на правила поведения за столом). Сюжетно-ролевые игры с куклами.
Тема №4: Правила поведения на улице. Разыгрывание ситуаций с куклами на правила поведения на улице. Просмотр фильма «Домовенок Непослуха». Прогулка по улице (отработка правил). Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».
Тема №5: Вежливый человек. Инсценировка о «вежливых словах». Беседа о вежливости. Спектакль в картинках по произведению В. Осеевой «Вежливое слово».
Тема №6: Вместе занимаемся, вместе трудимся. Планирование работы в уголке природы (на умение договариваться, планировать совместную работу).
Тема №7: Экскурсии. Беседа о прогулках и экскурсиях. Правила поведения в природе (бережное отношение к природе, опасности в природе). Целевая прогулка.
4 блок «Природа и я»
Тема №1: Домашние животные. Наблюдение за котенком. Загадки о домашних животных. Рассматривание картин о домашних животных, беседа.
Тема №2: Растения. Целевая прогулка в парк. Наблюдение за растениями. Различение деревьев и кустарников по листьям, коре. Изготовление гербария.
Тема №3: Наш парк. Целевая прогулка в парк. Рисование на тему «В парке осенью».
Тема №4: Птицы. Наблюдение за птицами (отмечают повадки, внешний вид). Знакомство с зимующими птицами. Изготовление кормушек.
Тема №5: Дикие животные. Интегрированное занятие «Виртуальное путешествие в лес» (загадки о лесе, его обитателях, составление описательных рассказов, разминка, имитирующая походку животного).
Тема №6: Растения зимой. Рассматривание иллюстраций растений в зимнем уборе. Занятие по изобразительной деятельности «Зима».
Прогулка. Наблюдение за растениями в зимнем уборе. Рассказ о жизни растений в холодный период. Мероприятия по заботливому отношению к растениям (сгребают снег вокруг деревьев).
Тема №7: Весна. Наблюдение за трудом людей в саду. Труд на участке. Наблюдение за цветущим садом. Аппликация «Цветущая яблоня».
Тема №8: Насекомые. Введение понятия «насекомые». Наблюдение за насекомыми в природе. Рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые». Рисование «Бабочка».
Тема №9: Мы любим природу. Поход на природу. Дидактическая игра «Правила поведения в природе».
Планирование на 2018 2019 учебный год (Подготовительная группа)
Месяц | Формы работы | Основные задачи |
СЕНТЯБРЬ |
Игра «Потому что» | Освоение вербальных и невербальных форм общения. Развитие познавательной активности. Формирование созидательного, творческого отношения к окружающему миру, креативности, как качества личности. |
ОКТЯБРЬ | Чтение художественной литературы | |
Упражнение «Какие мальчики, какие девочки» | ||
НОЯБРЬ | Чтение художественной литературы | |
Игра «Что любят мальчики, что любят девочки» Словесная игра «Добрые слова» «Похвали соседа справа» | ||
ДЕКАБРЬ | Чтение художественной литературы | Формирование интереса к художественной литературе, к театрализации. Поддержка инициативы, творчества и самостоятельности. Снятие эмоционального напряжения. Развивать умение перевоплощаться |
Мысленная картинка на тему «Обида» Театр по сказке «Как Маша поссорилась с подушкой» | ||
ЯНВАРЬ | Чтение художественной литературы | |
Научись улыбаться Мысленная картинка Игра «Окажи внимание другому» | ||
ФЕВРАЛЬ | Чтение художественной литературы | |
Мысленная картинка «Что-то очень злое» «Нарисуй себя с другом» (дети рисуют себя и друга) | ||
МАРТ | Чтение художественной литературы | Развитие речи, памяти, внимания. Развитие вербальных и невербальных форм общения. Удержать интерес к занятиям по прочтению художественной литературы, меняя его структуру Снятие эмоционального напряжения. |
Мысленная картинка «Доброта» Игра – ассоциация «На что похожа ваша радость» | ||
АПРЕЛЬ | Чтение художественной литературы | |
Мысленная картинка «Обман» Игра «Подарки» (дети дарят друг другу необычные подарки: «Я дарю тебе голубое небо», «Яркое солнце» и т.д.) | ||
МАЙ | Чтение художественной литературы | |
Сказка «О самом большом друге Мысленная картинка «Помощь» Театр по сказке «Сказка о том как мышонок попал в беду» |
Содержание мероприятий
Подготовительная группа
1 блок «Моя семья. Моя Родина»
Тема №1: Моя семья. Рассматривание семейных фотографий. Беседа о бабушках и дедушках, о родословной семьи. Составление рассказов из личного опыта. Выставка: «Гениалогическое древо»
Тема №2: Мы с папой. День пап. Рассказ о своих профессиях. Совместный труд с папами (изготовление кормушек).
Тема №3: Мама милая моя. Чтение книг о мамах, беседа по содержанию. Беседа о маме «За что я люблю свою маму?». Наблюдение за трудом женщин (дома, на улице). Ручной труд с подгруппами (подарок для мамы).
Тема №4: Вместе отдыхаем. Подготовка к Новому году. Беседа о том, как готовятся к этому празднику дома. Совместное занятие «Здравствуй, Новый год!».
Тема №5: Уют в доме. Беседа о культуре поведения в гостях. Виртуальный поход в гости.. Рассказ о досуге в семьях детей. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Тема №6: Мой дедушка. Встреча с дедушками и бабушками - участниками ВОВ. Слушание песен военных лет. Беседа об армии. Праздничное развлечение «Наша армия сильна».
Тема №7: Праздник мам и бабушек. Торжественный утренник, посвященный 8 Марта (песни, стихи, конкурсы, вручение подарков).
Тема №8: Семейные дела. Составление рассказов на тему «Самое интересное событие в нашей семье». «Трудовой десант» на участке.
Тема №9: Семейные традиции. Рассматривание семейных фотографий, беседа по содержанию. Знакомство с понятием «пикник».
2 блок «Мои друзья»
Тема №1: Дружба. Этическая беседа о дружбе. Введение понятия «друзья». Литературно-музыкальная викторина «О дружбе». театрализованными играми детей (диагностика).
Тема №2: Мы – друзья. Педагогические ситуации (тест «Закончи историю). Физкультурный досуг с играми и эстафетами. Коллективная лепка. Работа над новыми пословицами «Человек без друзей, что дерево без корней». Тема
№3: Вместе учимся, играем, трудимся. Ручной труд (индивидуальное и подгрупповое обучение). Театрализованные игры по сказкам.
Тема №4: Товарищ. Беседа с подгруппами на тему «О товариществе». Введение понятия «товарищ». Разъяснение педагогических ситуаций, в которых проявляются товарищеские качества.
Тема №5: Люди разных национальностей. Рассматривание карты России. Рассказ о людях разных национальностей, живущих в России. Знакомство с этнографическими особенностями (обычаи, костюмы). Аппликация или декоративное рисование народных орнаментов.
Тема №6: Наши поступки. Рассматривание книг нравственного содержания, беседы по содержанию. Педагогические ситуации о разном поведении детей.
Тема №7: Доброта. Беседа о заболевших детях. Сюжетно-ролевая игра «Больница».
3 блок «Я в мире людей»
Тема №1: Мы в детском саду. Беседа о правилах поведения в детском саду. Составление описательных рассказов. Педагогические ситуации и инсценировки, отражающие некоторые правила.
Тема №2: Правила поведения на улице. Беседа о правилах поведения на улице. Целевая прогулка по улице (отработка правил поведения). Сюжетно-ролевая игра: «На улице».
Тема №3: Мы – пассажиры. Беседа о поведении в транспорте. Сюжетно-ролевая игра: «Поездка на автобусе». Просмотр диафильма «Про барана, который не знал правил дорожного движения», беседа по содержанию.
Тема №4: Театр. Беседа о правилах поведения в театре. Посещение кукольного театра (отработка навыков правильного поведения).
Тема №5: Правила поведения за столом. Сюжетно-ролевая игра «Праздничный ужин». Рассматривание книг по сервировке стола. Лепка посуды.
Тема №6: Идем в гости. Беседа на тему «Как мы играли в гости». Разговор о правилах поведения в гостях. Поход в гости к одному из детей.
Тема №7: Магазин. Дидактическая игра «В магазине». Изготовление атрибутов к игре. Экскурсия в магазин (закрепление правил поведения в магазине). Аппликация на тему «Магазин игрушек».
Тема №8: Правила поведения в кафе. Рассматривание иллюстраций о нарушениях правил поведения в общественных местах, беседа по содержанию.
Тема №9: Какие мы? Методика вербальных выборов. Спортивные соревнования между мальчиками и девочками. Изучение правил речевого этикета.
4 блок «Природа и я»
Тема №1: Осень наступила. Беседа об осенних изменениях в природе. Экскурсия. Наблюдение за деревьями, кустарниками, травами. Правила бережного отношения к деревьям, кустарникам. Составление гербария. Изодеятельность.
Тема №2: Домашние животные. Наблюдение за собакой (внешний вид, чем питается, повадки, польза для человека). Введение понятия «домашние животные». Дидактические игры природоведческого содержания. Рассматривание книг о животных.
Тема №3: Перелетные птицы. Рассказ о книге Г. Снегирева «Про птиц», рассматривание иллюстраций. Введение понятия «перелетные птицы». Беседа о птицах, о подготовке их к зиме. Викторина «Что? Где? Когда?».
Тема №4: Дикая природа зимой. Рассматривание книги «Следы на снегу», беседа о диких животных, о том, как они зимуют. Кормление птиц (кормушки). Зарисовки в уголке природы.
Тема №5: Зимовье зверей. Загадки о домашних животных. Работа с природным материалом. Рассказ о зимовке домашних животных и беседа по теме. Сюжетно-ролевые игры «На скотном дворе», «На ферме».
Тема №6: Красная книга. Рассказ о «Красной книге». Рассматривание иллюстраций с животными и растениями, занесенными в Красную книгу.
Тема №7: Ботанический сад. Виртуальная экскурсия в ботанический сад. Рассказ о растениях.
Предварительный просмотр:
Мониторинг для детей старшего дошкольного возраста
по направлению:
«Сказка, как средство развития личности детей дошкольного возраста»
Художественная литература (Задание направленно на выявление понимания детьми особенностей жанра литературных произведений)
Для выявлении уровня развития восприятия сказки и словесного творчества детей старшего дошкольного возраста были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности восприятия старшими дошкольниками литературных произведений разных жанров, выявить умение соединять сюжеты хорошо знакомых сказок способом контаминации.
2. Выяснить умение детей сочинять сказки на тему, предложенную воспитателем.
3 Проверить наличие сценических навыков у старших дошкольников, их умение изобразить литературного героя с помощью движений, жестов, мимики, позы и с использованием интонационных средств выразительности.
Детям читается рассказ К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна», сказку «Лиса и козел» и стихотворение С. Маршака «Еж и лиса». Все произведения отбирались с точки зрения образной характеристики персонажей и возможности дальнейшей драматизации по сюжету.
После чтения всех трех произведений детям были заданы вопросы:
- Что тебе прочитали?
- Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)?
- Как описывается лиса в рассказе?
- Какая она в сказке (стихотворении)?
- Можешь ли ты повторить разговор лисы и козла?
- Если бы мы попросили тебя разыграть по ролям эту сказку, кого бы ты показал?
- Какие сказки ты знаешь, и что тебе больше нравится: сказки, рассказы или стихотворения? Чем они отличаются?
Оценивались: представления детей о жанрах (сказка, рассказ, стихотворение), их специфических особенностях, умение давать словесную характеристику персонажам, способность разыграть сказку по ролям.
Критерии оценивания:
- 3 балла ребенок имеет четкие представления о жанрах произведений, в процессе ответа на вопрос воссоздает в своем воображении образы героев и интонационно раскрывает отношение к ним; может повторить разговор действующих лиц, дать словесную характеристику персонажам.
- 2 балла ребенок допускает ошибки в определении жанра произведения, в процессе ответа на вопрос воссоздает в своем воображении образы героев, но не может интонационно раскрыть свое отношение к ним; способен повторить разговор действующих лиц, но затрудняется в составлении словесной характеристики персонажам.
- 1 балл ребенок не имеет четких представлений о жанрах художественных произведений; при помощи воспитателя может повторить разговор действующих лиц и в составлении словесной характеристики персонажам.
Инсценировка отрывка сказки «Заяц-хвастун», обр.О.Капицы.
Задание:
Воспитатель достает шапочку зайца.
- Как ты думаешь, из какой сказки этот герой?
- Что произошло с зайцем?
- Расскажи от имени зайца, как он хвастался.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок самостоятельно и выразительно умеет инсценировать (драматизировать) отрывки из знакомой сказки.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью и наводящими подсказками воспитателя, во время инсценировки преимущественно пользуется ситуативной речью и жестами.
1 балл – ребенок справляется с заданием только с помощью воспитателя.
Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворение, считалку, загадку».
Задание:
Воспитатель просит ребенка прочитать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок самостоятельно и выразительно читает наизусть 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
2 балла – ребенок выразительно читает наизусть 1 стихотворение, 1 считалку, 1 загадку с небольшой словесной помощью воспитателя – напоминание названия, или начало.
1 балл – ребенок справляется с заданием только с помощью воспитателя.
Методика исследования «Беседа»
Методика предназначена для изучения представлений детей о нравственных качествах.
Процедура проведения теста: исследование проводится индивидуально. Ребенку 3-7 лет задают вопросы, например:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
- Кого можно назвать справедливым (несправедливым)?
- Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)?
- Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
1 балл – ребенок справляется с заданием только с помощью воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Воспитание начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам жи...
Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"
Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....
Опыт работы по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Опыт работы...
Опыт работы на тему "Использование макетов-модулей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом"
Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом».Актуальность Актуа...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам?...
Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...