Парциальная программа психолого -педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развитие личности детей младшего дошкольного возраста "Я открываю мир"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Спицина Татьяна Ивановна

     Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природой, техническими устройствами, искусством и, конечно, с самим собой.

Уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником, о чем свидетельствуют следующие показатели:
- исчезновение действий со сверстником как с объектом и сохранение по отношению к нему действий только как с субъектом;
- выделение особой категории субъектных действий, применяемых только к сверстнику;
-появление попыток «продемонстрировать себя» сверстнику;
-проявление чувствительности к отношению сверстника.
      У малышей, именно, этого возраста ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности.
В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, лепки) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Именно это и подтолкнуло нас на особый подход к вопросу социально-коммуникативного развития, на создание парциальной программы «Я открываю мир».
Предлагаемая  парциальная программа «Я открываю мир», направлена  на социально - коммуникативное  развитие детей младшего дошкольного возраста на основе сотрудничества педагога и детей в условиях реализации ФГОС ДО, на развитие мотивационно-потребностной сферы личности ребенка, формирования у него целевых установок к деятельности, к самооценке и самоконтролю.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: создание условий для  позитивной социализации дошкольников, раскрытие собственного потенциала, проявление творческих способностей.
Задачи:
1.Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения.
2. Развивать способности освоения разных форм взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и повседневном общении;
3.Создавать  условия для проявления инициативы,  интереса у  детей к познанию мира и творчества.
4.Формировать  у воспитанников готовности к вхождению в социум.

1.3.КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ

    Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет и путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.
Согласно данным исследований Антоновой Т.В., Иваненко М.И. Смирновой Е.О., Стеркиной Р.Б. уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников:
- интерес ребенка к себе;
- интерес к сверстникам;
- отношение ребенка к группе детского сада и др.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
В период дошкольного детства расширяется сфера факторов, оказывающих влияние на процесс социализации ребенка. Общение с взрослым, игры со сверстниками, общение со сверстниками – все это формирует систему отношений ребенка с окружением, которая, в свою очередь, определяет базу для самопознания и самооценки. (М.И. Лисина, 1989г.)

Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский  отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, способствующие психическому развитию в целом и формированию личности. Подчеркивается, что взрослому необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом и специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них.
Известно, что интерес к взаимодействию детей друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте (Л.Н. Галигузова, А.Д. Кошелева и др.). Прежде всего, контакты детей происходят в совместных играх, затем - в других, видах деятельности.
Проблеме организации игр детей дошкольного возраста посвящено достаточно много работ отечественных и зарубежных исследователей (Т.В. Антонова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова.

Развивающая программа для младших  дошкольников обеспечивает создание условий для социально-психологического познавательного и коммуникативного развития ребенка, открывающих возможность для его позитивной социализации личностного развития, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками.

 Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослого  с детьми;

- разработка развивающих педагогических технологий;

- создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию, развитие личности детей дошкольного возраста

-установление внешних связей социализации ребенка.

  Парциальная программа по развитию детей младшей  группы разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, и является частью Основной общеобразовательной программы  МДОУ-детского сада № 35 «Вырастайка» формируемой участниками образовательных отношений.
Парциальная  программа по развитию детей младшего дошкольного возраста обеспечивает разностороннее  развитие детей в возрасте 3-4 лет, с учётом, их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально -
коммуникативному и художественно – эстетическому.
Используется общеобразовательная программа: «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. С учетом авторской парциальной программы «Я, ты, мы» Князевой О.М, Стеркиной Р.Б.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Методические приемы, используемые в программе:
•          Развивающие игры (словесные, подвижные, имитационные).
•          Психогимнастика.
•          Изобразительная деятельность.
•          Социально-поведенческий тренинг.
•          Моделирование проблемных ситуаций и выхода из них.
•          Сюрпризный момент
•          Беседы с детьми.
•          Использование художественных, музыкальных  произведений, сказочных сюжетов.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развивающей психолого-педагогической программе «Сенсорно-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения обращаю...

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В рамках  дошкольной  педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори»,  я непосредственно веду работу, направленную на социа...

Психолого-педагогический проект по формированию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста 1,5-3 лет «В гостях у Песочной феи»

В младшем дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. И тому подтверждение -...

Коммуникативно – речевое развитие детей в театрализованной деятельности, как условие обеспечения позитивной социализации и Индивидуализации развития дошкольников. «Театр для маленьких и взрослых»

в статье кратко описывается систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности для улучшения социального статуса ребенка...

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для детей младшего дошкольного возраста

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...

Рабочая программа «Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»

  Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она  происходит  постоянно,  имеет  защитный  характер, потому что позволяет челов...