Статья "Загадки как одно из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи
Одним из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста являются загадки. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. В настоящее время загадка является увлекательным и эффективным средством в обучении детей. Многие детские поэты обращались в своём творчестве к загадке. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи, развитию словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки как одно из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях функционирования и развития системы дошкольного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь, развитый словарь.
Проведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы:
Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры - материальной, интеллектуальной, соционормативной.
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Одним из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста являются загадки. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. В настоящее время загадка является увлекательным и эффективным средством в обучении детей. Многие детские поэты обращались в своём творчестве к загадке. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи, развитию словаря. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
Анализ полученных результатов изучения практического состояния проблемы в ходе педагогического эксперимента показал:
Данные констатирующего этапа экспериментального исследования свидетельствуют о том, что уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста является недостаточным.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, нами была выстроена программа действий по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами загадок. В работе по обогащению словаря мы использовали загадки, направленные на обогащение словаря; активизацию словаря; развитие смысловой стороны слова.
Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях, осуществлялось в повседневном общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключалась в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря при использовании загадок.
Анализ результатов диагностики на контрольном этапе эксперимента показал, что уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы повысился.
Это позволило нам сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс занятий и созданные условия, при которых эффективность использования загадки в качестве основного средства развития словаря, увеличивается, доказывает выдвинутую нами гипотезу. Таким образом, в ходе исследования решены поставленные задачи и достигнута цель исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько...
Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений...
Песочная анимация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964017","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964025","attributes":{"alt":"","class"...
Ритмодекламация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать....
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера и при таком быстром ритме жизни, мы, взрослые, педагоги должны уделять пристальное внимание речев...
Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...
НЕЙРОИГРЫ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация: В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Автор раскрывает возможности нейропсихологических игр и делает акцент на эффективности их применения с детьм...