ЭССЭ
статья на тему
ЭССЭ
Почему я выбрала эту профессию… Если честно, то в детстве мечтала стать хирургом. К музыке серьезно не относилась, но очень хотела научиться играть на фортепиано, поэтому с 8 лет пошла, учиться в музыкальную школу. Закончила с отличием, хотя и пыталась пару раз бросить. Спасибо моей маме, сумела меня уговорить. Окончив девятилетку поехала поступать на театральное отделение Училища искусств г.Уфы, куда меня не взяли из-за незнания башкирского языка, как обязательного. Возвращаться в школу не хотелось, и я решила поступить на дирижерско-хоровое отделение училища. После первой репетиции в смешанном хоре, я поняла, что сердце мое навсегда принадлежит хоровой музыке и вообще песне. Когда слышишь чистейшее слияние всех голосов, тебя охватывает такая волна блаженства, которую примерно можно передать словами Ренаты Литвиновой: «Я летаю, я в раю». Не замечаешь, как слезы льются из глаз и не стесняешься этого, так как ничего вокруг не замечаешь. Только музыка вокруг тебя… Впервые это произошло, когда я слушала выступления Московского камерного хора под управлением А. Минина. Это был «Реквием» В. Моцарта.
Далее в мою жизнь вихрем ворвалась русская народная музыка. Благодаря этому «народному вихрю» продолжила обучение на народно-хоровом отделении Челябинской академии. Мечтала, что поеду в Москву, прослушиваться в ансамбль Надежды Бабкиной. Но… через 2 года замужество, переезд к месту службы, рождение ребенка…
Все, что мы хотели когда-то сделать в жизни, все мечты, грандиозные планы как-то отходят на второй план, когда появляется в нашей жизни маленький, беззащитный человечек. Тогда же и созрело решение, совместить приятное с полезным – работа в детском саду. Не скрою, было очень трудно. Человека, который всю жизнь летал, вдруг заставляют ползать… Примерно такое чувство я испытала после первого занятия с дошкольниками. Сейчас, конечно, понимаю, как глубоко заблуждалась тогда.
Только проработав несколько лет, перелопатив кучу литературы по дошкольному воспитанию я поняла, какое это важное и ответственное дело. Школа играет важную роль в жизни каждого человека, но то, каким ребенок придет в нее напрямую зависит от нас педагогов-дошкольников. Именно мы должны постараться сделать все возможное и невозможное, чтобы из детского сада ребенок вышел настоящим человеком, любящим свою Родину, семью, свою культуру и язык. Мы должны помочь этому маленькому человечку осознать себя как личность в этой жизни.
Считаю, что важным аспектом в музыкальном воспитании детей в наше время, является не только музыкально-эстетическое развитие, но и нравственно-патриотическое становление личности ребенка. Много раз поднимался вопрос о вредном воздействии западных субкультур, которые обрушиваются на ребенка через средства массовой информации. Это мы, взрослые разрешаем нашим детям все свободное время смотреть телевизор, играть в компьютер, подменяя живое человеческое тепло, общению с выдуманными героями.
Первый канцлер Германии Отто Бисмарк сказал: «Революцию делают учителя». Как горько воспринимать эти правдивые слова в наше время: когда попираются все моральные и нравственные устои человечества, института семьи. Вдумываясь в эту фразу, понимаешь какая ответственность лежит на нас, педагогах в это неспокойное, далеко немирное время.
И мы, педагоги-дошкольники, являемся непосредственными участниками этого процесса. Это мы «задаем тон» тому, каким вырастит ребенок. Школа дает детям знания, а мы – воспитываем личность. Умный человек может быть злым, высоконравственный – никогда!
Нельзя допустить подмены русского менталитета на западный. Фундаментом русских национальных традиций всегда является любовь к Отчизне, крепкие нравственные устои семьи.
Вот пример русских пословиц и поговорок: "Жизнь дана на добрые дела", "Берись дружно, не будет грузно", "Один в поле не воин" - учат нас русские пословицы.
Совсем другому учат американские пословицы и поговорки: "Деньги рождают деньги", "Дети - это богатство бедняков", "Для богатых один закон, для бедняков другой", "Мелких воров вешают, а крупные спасаются". Влияние западного воспитания мы уже давно ощущаем на себе и это не секрет и не новость. Поэтому так важно внедрение в воспитание с самого раннего возраста таких национальных традиций, тех нравственных устоев, патриотических настроений, благодаря которым до сих пор стоит Россия. А вот будет ли стоять - это зависит от нас: хотим ли мы быть хозяевами в своей стране, хотим ли разговаривать на родном языке, чтить память своих отцов?!
Музыкальное воспитание - один из кирпичиков того фундамента, который мы закладываем в строительство сильной, умной, доброй, чистой нравственно-устойчивой личности. Важным аспектом современного музыкального воспитания является знакомство дошкольников с Православной музыкой и традициями, музыкальным народным творчеством, как колыбелью русской классической музыки. Совокупность всех направлений, позволит вырастить не только творческую личность, но культурного гражданина, настоящего патриота своей страны.
Затруднения, возникающие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию. Это все равно, что заставлять первоклассника решать задачи по высшей математике.
Бывает, что непонимание такого многостороннего и многопланового явления, как музыка, сохраняется на протяжении всей жизни. То ли не повезло с хорошим педагогом, то ли не был сформирован интерес, но все освоение необъятного мира музыки сводится к слушанию магнитофонных кассет с
записями последних шлягеров. Происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности, а впоследствии, народа в целом.
Замечательный русский ученый-мыслитель М. Ломоносов, будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности русской народной музыки. Он писал: «Сладострастные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают, и чувства высокие воспитывают».
Входя в мир музыки, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Музыка является незаменимым средством воспитания духовно-нравственной личности. Знакомство с традициями и историей развития русской музыкальной культуры определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативность.
Задача педагогов-дошкольников, увидеть в каждом ребенке способности, хотя бы капельку таланта, помочь ему развить эти качества, которые в дальнейшем помогут найти свое место в жизни, быть полезным своей стране. А музыка в этом процессе пусть будет первой помощницей.
Итак: «Талантливый человек, талантлив во всем».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Море в произведениях художников и композиторов. | 29.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ах море, что за откровенье!
Родное, будоражит кровь.
Необычайное волненье
Меня охватывает вновь.
Зовет опять куда-то даль,
Свобода сердце наполняет,
И вот уж светлая печаль
И потрясает, озаряет!
В восторге я уже шепчу,
Пою тебе свои признанья:
Ах море, слиться я хочу
С тобой и с счастьем в ожиданьи.
М. Сергеева
Море в произведениях русских поэтов и композиторов
Интегрированное занятие
Подготовительная к школе группа
Гнездилова Ульяна Арсентьевна
музыкальный руководитель
Носова Ирина Ивановна
Старший воспитатель
МБДОУ д\с №3
Г.Владивосток
Задачи.
- Развивать эстетическое восприятие природы через художественно-речевую, музыкальную, игровую и продуктивную деятельность.
- Учить передавать образы моря в ритмических и танцевальных импровизациях.
- Развивать творческую фантазию при подборе природного материала в декоративной деятельности, цветовое восприятие.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Научить сравнивать музыкальные и поэтические произведения с похожими названиями, различать оттенки настроений.
- Совершенствовать умение выразительно петь, слышать и передавать ладовые, темповые и динамические изменения в музыке.
- Формировать навыки выразительных движений.
- Закреплять умение работать с природным материалом, красками, пластилином.
- Воспитывать у детей положительное отношение к поэзии, интерес к классической музыке, к художественно-творческой деятельности.
- Воспитывать умение договариваться, слушать друг друга, взаимодействовать в коллективном труде.
Предварительная работа. Экскурсия к морю (с родителями). Знакомство с картинами Айвазовского, и других художников-маринистов (готовая презентация). Прослушивание музыкальных произведений: «Бурное море» А.Вивальди, «Разговор ветра с морем» К.Дебюсси, А. Римский-Корсаков «Окиян – море синее», рассказ о профессии композитора на примере Николая Андреевича Римского-Корсакова. Чтение художественной литературы, разучивание стихов. Работа с природным материалом: раскрашенные ракушки.
Материал и оборудование.
- Прозрачная голубая ткань для пластического этюда.
- Столы с материалами для ручного труда.
- Природный материал: большие ракушки гребешка, пластилин желтого цвета для солнца, белого цвета для чайки.
- Влажные салфетки.
- Аудиозаписи шума моря.
Ход занятия
Дети входят в зал. Центральная стена украшена совместными работами детей и взрослых на тему «Морской пейзаж».
Музыкальный руководитель (м. р.).
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей в нашем зале! Гости к нам приехали из других детских садов Владивостока. Они хотят познакомиться с вами. Давайте поприветствуем их нашей песенкой.
Дети исполняют музыкальное приветствие «День добрый», муз. И. Меньших.
Мы с вами сегодня будем говорить о необыкновенно красивом, удивительном явлении природы - море. Вы обратили внимание, какой необычный у нас сегодня зал? (Дети рассматривают зал). Здесь мы устроили вернисаж ваших работ на тему «Морской пейзаж». (Дети подходят к выставке рисунков.) Давайте рассмотрим эти работы. (Дети рассматривают работы, обсуждают.) Вам нравится выставка? Мне тоже, ведь все вы нарисовали разное море, таким, каким вы его видите.
РЕБЕНОК
Я рисую море, голубые дали.
Вы такого моря просто не видали!
У меня такая краска голубая,
Что волна любая просто как живая!
Я сижу тихонько около прибоя -
Окунаю кисточку в море голубое.
В.Орлов
М. р. Размещайтесь на ковре поудобнее и посмотрите на экран. Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. А кто такие художники? (Ответы детей). С одним из них мы с вами сейчас познакомимся.(Показ слайда).
Иван Константинович Айвазовский. Современники называли его повелителем морской стихии. Несомненно, этот человек был и является одним из величайших художников-маринистов всех времён. А кто такие художники-маринисты? (Дети отвечают). Айвазовский родился и вырос в городе Феодосия на берегу Черного моря. Море для него постоянный источник вдохновения. Море на его картинах, как живой великан… и настроение у него всегда разное: бывает тихий, спокойный, добрый, но может быть бурным, шумным, яростным и даже безжалостным. Картины Айвазовского просто зачаровывают.
Внимательно вглядитесь в эти произведения искусства и попробуйте придумать названия к ним.
Дети рассматривают репродукции картин Айвазовского И.К., демонстрируемые на экране, перечисляют: бурное, спокойное, шторм. Последняя репродукция - «Девятый вал».
М.Р.
Самая известная картина «Девятый вал».
Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Яркое пятно восхода, написанное в тёплых тонах на фоне грозных, бушующих волн картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.
М. р. Ребята, перечислите мне морских обитателей, которых вы знаете. (Дети называют). Я предлагаю вам представить себя рыбками и немного порезвиться.
Проводится физминутка «Рыбки».
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся «плывут», соединив ладони.
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, сжимаются, присаживаясь,
разжимаются, встают,
То зароются в песке крутят перед.
Игра повторяется несколько раз. Темп игры постепенно увеличивается. Затем дети садятся на стулья.
М.Р. Море служило источником вдохновения не только для художников. В творчество многих композиторов важное место отводится морской тематике. А вы знаете этих композиторов? Назовите!
Дети называют композиторов и произведения: итальянец А. Вивальди «Бурное море», француза Клода Дебюсси «Разговор ветра с морем». На экране отображаются портреты композиторов. Портрет А.Н. Римского-Корсакова.
Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. В этом году ему исполнилось бы 170 лет. В его творчестве - музыка и море неразрывно связаны между собой.
Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. В этой семье очень любили музыку, а первым музыкальным инструментом великого композитора стал детский барабан, на котором трёхлетний Николай играл в такт с отцом, играющим на фортепиано. Удивительно было, что маленький музыкант попадал точно в ноты. И родители, и сам Николай мечтали о карьере морского офицера. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал Тихоокеанского флота. В возрасте 6 лет маленький Николай стал начал учиться играть на фортепиано, а в 11 лет он сочинил свои первые музыкальные произведения.
Показ слайда «Дом, где родился композитор».
В 12 лет Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в городе Санкт-Петербург. Именно там он понял, что его призвание — музыка. С отличием окончив Морской корпус, он был принят на морскую службу. За 3 года экспедиции вдоль берегов Северной Америки, Римский-Корсаков посетил Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. В минуты отдыха молодой композитор, уединившись в каюте, сочинял музыку.
Вернувшись из путешествия, Николай Андреевич решил полностью посвятить себя музыке. Вскоре на свет появилась опера-сказка «Садко». (Показ слайда.)
Новгородские купцы отправились в плаванье по торговым делам. Среди них был гусляр Садко. Как-то вечером товарищи попросили Садко сыграть на гуслях и спеть песню. Понравилась песня и морскому царю. Захотелось ему заполучить такого искусного музыканта к себе во дворец. Разыгралась буря страшная, и Садко, чтобы спасти товарищей, нырнул в пучину морскую и попал прямо в морское царство. В этой сказке – счастливый конец, Садко удалось выбраться целым и невредимым из рук морского царя. За свое музыкальное мастерство наградил его морской царь золотом, серебром и драгоценными камнями. Давайте послушаем вступление к этой сказке.
Дети слушают произведение Н.А. Римского-Корсакова «Окиян – море синее».
М.Р. К морской тематике любят обращаться не только композиторы, для поэтов море – тоже источник
вдохновения. Предлагаю послушать стихи, которые выучили наши ребята.
РЕБЕНОК
Я в море заплыл
и лежу на спине.
Какая-то птица
парит в вышине.
Какая-то рыба
на дне, в глубине,
Глядит, как над ней
я парю на спине.
М.Бородицкая
РЕБЕНОК
Друг на друга так похожи
Пароход и капитан.
Для друзей всего дороже
Синий-синий океан.
Свищет ветер возле рубки,
Волны встали на дыбы.
У капитана дым из трубки,
У парохода — из трубы.
В.Орлов
М.Р. Ребята! Глядя на эти прекрасные картины, слушая такую сказочную музыку, тоже хочется почувствовать себя немного волшебником. И я, кажется, придумала, что нам сможет в этом помочь! Мы попробуем представить себя повелителями морской стихии. Вставайте в круг.
Образно-танцевальный этюд «Волшебники океана»:
дети изображают полный штиль, штиль на дне океана, легкие волны, шторм, шторм на дне океана.
РЕБЕНОК. А я хотел бы, что бы у меня было своё маленькое море. Даже размером с ладошку. Я бы любовался им каждую минуту и всегда носил с собой!
М.Р. Вы действительно этого хотите? Я вам в этом помогу! Присаживайтесь за столы.
Дети выполняют работу из пластилина и природного материала «Море с ладошку». В это время звучит шум моря в записи.
М.р. Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Я надеюсь, вам понравилось наше занятие, вы много узнали и запомнили. Важно помнить, что моря, океаны – это величайший дар природы, его надо оберегать и любить. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЭ
Моя педагогическая инициатива....
эссэ "Что значит быть педагогом"
В эссэ я рассказываю о своем отношении к работе педагога....
эссэ Развивать или развлекать?
В эссе автор пытается , анализируя собственный опыт , освятить актуальную на сегодняшний день проблему стоящуюю перед каждым музыкальным руководителем....
мое эссэ
Все мы когда-то задумываемся о выборе профессии. Каким будет наш дальнейший путь? Как найти свое место в жизни? Выбор профессии — важный шаг в жизни каждого человека.Я всегда мечтала быть учителем, и ...
Эссэ Шипы и розы педагогического труда
Здравствуйте, уважаемые читатели, моих откровений на тему «Шипы и розы педагогического труда» Педагог он вечный созидатель. Он жизни учит и любви к труду. Я педагог, наставник, воспитатель, За что бла...
Эссэ "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия" раскрывает характер взаимоотношений с воспитанниками, то что важно в общении с ними....