Конспект итоговой НОД по проекту "Что такое портрет?" для детей подготовительной к школе группы (ОНР) "Музыкальные портреты. Музыка наших чувств"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Занятие с использованием ИКТ, ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_portrety._muzyka_nashikh_chuvstvtriz.doc | 69.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида №76 г. Сочи
Конспект
итоговой непосредственно образовательной деятельности
для детей логопедической группы (ОНР, 2 год обучения)
по проекту
«Что такое портрет?»
(направления развития: «Художественно-эстетическое»,
«Социально-коммуникативное», «Познавательное»)
Музыкальные портреты. Музыка наших чувств.
Пузанова Е.Ю.,
музыкальный руководитель,
первая категория;
Арутюнян Н.А.,
воспитатель, первая категория.
2014 г. Сочи
Цели:
Развивающие
1. Совершенствовать умения передавать в свободном творческом движении характер музыкальных произведений, образное содержание, особенности ритмического, мелодического, динамического развития.
2. Развивать умение находить взаимосвязь музыкального и изобразительного искусств в области передачи эмоционального состояния, настроения человека.
3. Развивать умение самостоятельно изменять движения согласно форме музыкального произведения (со сменой частей, фраз)
4. Развивать умение различать характер отрывков музыкальных произведений, соотносить услышанное с соответствующей схемой.
5. Развивать творческое воображение, фантазию в поиске выразительных движений для передачи игрового образа с помощью развивающей технологии ТРИЗ.
6. Развивать умение выражать в свободном рисовании эмоциональный характер музыки, особенности мелодического развития.
7. Коррекционная задача: развивать умение с помощью мимики лица, жестов передавать эмоциональное состояние; подбирать слова (прилагательные) для характеристики настроения человека.
Воспитательные
1. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к искусству.
2. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства.
3. Воспитывать дружеское отношение друг к другу, желание помочь.
Обучающие
1. Закрепить понятия «портрет», «акцент», «пауза».
Музыкальный репертуар:
Е.Тиличеева «Упражнение», О.Ананьева «Плакса», «Весельчак»,
В.Локтев «Попрыгушки», В.Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»,
К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».
Предварительная работа:
- Прослушивание музыкальных произведений В.Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает», К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
- Разучивание упражнения «Вот мы какие!» ( Е.Тиличеева «Упражнение»); работа над образными этюдами « Плакса», «Весельчак», «Попрыгушки», «Мальчик гуляет, мальчик зевает»;
- Развивающая игра «Придумай портрет и изобрази» (ТРИЗ- технология, пособие Кольца Луллия0
- Знакомство с живописными портретами В.Серов « Девочка с персиками», И.Репин «Стрекоза».
- Рисование портрета - заготовки (без прорисовки волос)
Оборудование:
- Интерактивная доска, презентация PowerPoint
- Музыкальный центр, CD диски
- Мяч
- Карточки-схемы с изображением различных эмоциональных настроений
- Игровое пособие Кольца Луллия
- Листы бумаги для рисования с портретами-заготовками, краски, кисти, салфетки, стаканчики с водой.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Слайд №1 «Клоун»
На двери музыкального зала висит картинка с изображением Клоуна. Дети получают задание – войти в зал в образе Клоуна.
Звучит музыка. Дети входят в зал, импровизируют образные движения.
Исполняется приветственная попевка
М.Р. - « Добрый день, ребята» Дети – «Добрый день».
М.Р. Какие вы сегодня веселые, задорные! Кого вы изображали, когда вошли в зал? (ответы детей). Вот вы какие! Сейчас мы выполним упражнение, которое так и называется «Вот мы какие!». Передайте в движениях задор и веселье танцевальной пьесы.
Дети располагаются по залу врассыпную и выполняют
2 раза упражнение «Вот мы какие!» ( Е.Тиличеева «Упражнение»)
М.Р. Вот вы какие! Озорные, веселые, как Клоун, портрет которого вы увидели на двери зала.
Ребята, а что такое портрет? (ответы детей). А кто может прочитать стихотворение о портрете?
Реб. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном, или может верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька – твой сосед,
Обязательно картина называется ПОРТРЕТ.
Воспит. Ребята, а может ли портрет нам рассказать о человеке? (ответы детей)
Что обязательно должен заметить художник, когда собирается написать портрет человека? (ответы детей)
Представьте, что вы – художники и должны написать мой портрет. Я сейчас отвернусь, а когда повернусь, вы должны угадать мое настроение.
Мимический этюд « Узнай настроение»
М.Р. отворачивается от детей, поворачивается с определенным настроением на лице. Дети определяют эмоцию, настроение.
Воспит. А теперь вы мне загадаете настроение, а я попытаюсь отгадать.
Дети выполняют мимический этюд «Узнай настроение»
М.Р. Ребята, мы с вами были на экскурсии в художественном музее нашего города, видели много портретов. Какие вам запомнились? ( ответы детей).
Сейчас мы с вами рассмотрим портреты, написанные художниками, и постараемся определить настроение, характер людей, изображенных на портретах. Некоторые портреты вам знакомы.
Дети рассматривают портреты, определяют настроение, эмоциональное состояние героев портретов.
Слайд №2 В.Серов «Девочка с персиками»
Слайд №3 И. Репин «Стрекоза»
Слайд №4 В.Серов « Мика Морозов»
Слайд №5 З.Серебрякова «Тата в танцевальном костюме»
М.Р. А сейчас вы увидите очень необычный портрет. Художник изобразил человека с помощью фруктов, овощей, цветов, колосков. Это очень необычный портрет.
Слайд №6 Джузеппе Арчимбольдо «Рудольф II »
М.Р. Можем ли мы почувствовать настроение, определить характер человека, изображенного таким способом? (ответы детей).
М.Р. А можно ли с помощью музыки нарисовать портрет? (ответы детей)
Что может музыка сообщить нам о человеке? (ответы детей).
Если бы вы были композиторами, какую музыку о себе вы сочинили? Какая это была бы музыка?
Игра с мячом « Музыка обо мне»
М.Р. бросает по очереди мяч детям, они бросают мяч обратно и говорят слово-определение (музыкальное настроение), характеризующее каждого из детей.
М.Р. На музыкальных занятиях мы познакомились с пьесами - музыкальными
портретами.
Какие это пьесы, о ком они нам рассказали? (ответы детей)
«Плакса» и «Весельчак» - два совершенно разных образа, название пьес говорит само за себя. Сейчас мы попытаемся изобразить героев этих музыкальных портретов с помощью движений.
Какое настроение у пьесы «Плакса»? (ответы детей). Сейчас мы прослушаем эту пьесу еще раз и передадим в движениях и настроение пьесы, и некоторые особенности мелодии. В этой пьесе есть очень выразительные паузы .
А что такое «пауза»? (ответы детей). Мелодия пьесы прерывается паузами, как вздохами. Отметьте это в движениях.
Музыкально-двигательный этюд « Плакса» (О.Ананьева « Плакса»)
М.Р. и воспитатель отмечают удачные находки, наиболее точные импровизации
М.Р. А теперь совершенно другой образ – «Весельчак». Какого человека мы представляем, когда говорим это слово? Какое настроение передает музыка этой пьесы? Какая она (темп, громкость звучания)? ( ответы детей). В этой пьесе есть яркие акценты. Что такое «акцент»? (ответы детей) Передадим задорное, подпрыгивающее настроение в движениях.
Музыкально-двигательный этюд « Весельчак» ( О.Ананьева « Весельчак»)
М.Р. и воспитатель отмечают удачные находки.
М.Р. Еще один музыкальный портрет – пьеса «Попрыгушки». Мы с вами представили этот портрет, как музыкальную сценку, в которой рассказывалось о двух подружках. На сколько частей можно разделить эту музыкальную пьесу?
(ответы детей). В нашем этюде в I части мы знакомились с подружками- попрыгушками. А кто появился во II части пьесы? А что происходит в III части?
(ответы детей). Сейчас мы разыграем эту сценку.
М.Р. приглашает желающих детей (4 человека) исполнить
Музыкально-двигательный этюд «Попрыгушки» (В.Локтев «Попрыгушки»)
М.Р. и дети обсуждают этюд
М.Р. А сейчас еще один портрет, посмотрите на экран…
Слайд №7 «Пропавший портрет»
Ребята, что это? Только рамы от портретов… Два разных портрета и они пропали…. По-моему, это какая-то загадка для нас… Здесь есть подпись – «музыкальный портрет». С каким музыкальным портретом мы знакомились, в котором есть два контрастных настроения? (ответы детей)
Да. Это пьеса композитора В.Гаврилина « Мальчик гуляет, мальчик зевает».
Слайд №8 «Портреты композиторов»
Ребята, найдите портрет композитора В.Гаврилина (дети находят портрет).
Как в пьесе «Мальчик гуляет, мальчик зевает» менялось настроение мальчика? Как изменялась музыка (темп, громкость звучания, мелодия)? ( ответы детей).
Сейчас я приглашаю вас изобразить в свободном движении этого мальчишку. Слушайте внимательно музыку, изменяйте движения вместе с музыкой, фантазируйте.
Музыкально-двигательный этюд «Мальчик гуляет, мальчик зевает»
( В.Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»)
М.Р. Ребята, так как же мы изобразили бы этого мальчика на портретах? (ответы детей) Вот мы и разгадали тайну пропавших портретов.
А сейчас я загадаю вам музыкальные загадки посложнее. (Музыкальный руководитель и воспитатель раздают карточки для игры «Угадай музыкальные портреты»)
Слайд №9 Игра « Музыкальные портреты»
Мы сейчас поиграем в игру «Музыкальные портреты». Я буду играть 3 музыкальных отрывка с различным настроением, а вы – будете отгадывать и показывать соответствующую карточку.
Игра «Музыкальные портреты»
М.р. исполняет контрастные по настроению отрывки музыкальных произведений, дети определяют характер и показывают соответствующие карточки-схемы настроений.
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень любите фантазировать! И сейчас мы с вами будем фантазировать и придумывать различных человечков.
Они будут необычные. Придумывать их нам помогут волшебные кольца (используется пособие Кольца Луллия)
Слайд №10 «Кольца Луллия»
Сейчас мы раскрутим эти кольца и стрелочка нам укажет, какой получится человечек. Вам нужно будет представить, какими качествами будет обладать это человечек, а затем показать её с помощью движений, использовать для этого определённые предметы.
Игра с Кольцами Луллия, музыкально-двигательный этюд.
( 3 круга : 1-й – пиктограмма лица-настроения (грусть, радость, покой, злость)
2-й – музыкальный жанр ( колыбельная, марш, полька, вальс)
3-й – атрибуты ( платок, шляпа, цветок, бубен)
М.Р. играет соответствующие выпавшим карточкам музыкальные фрагменты, дети исполняют музыкально-двигательную импровизацию с атрибутами.
Вместе с педагогами анализируют свои этюды (объясняют кого представили, что делали с предметом и т.д.)
М.Р. Вот какие замечательные музыкальные портреты у нас получились!
А сейчас давайте вспомним ещё один музыкальный портрет….
Звучит отрывок пьесы К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
Как называется эта пьеса, кто композитор? (ответы детей)
Слайд №11 К.Дебюсси (портрет)
Мы знакомились с этим музыкальным портретом и я знаю, что в группе вы уже рисовали «Девушку с волосами цвета льна». А сейчас я предлагаю вам ещё раз прослушать эту пьесу и нарисовать только волосы этой девушки. Но вашей кистью будет водить сама фея-музыка.
Внимательно слушайте мелодию: как она движется? куда она движется? Чувствуйте музыку и изображайте в своих рисунках.
Дети подходят к столам, где разложены портреты-заготовки.
Звучит фонограмма пьесы К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
Дети рисуют.
М.р. и дети обсуждают работы
М.Р. Какие замечательные портреты у вас получились!
А сейчас вы увидите, как представили себе «Девушку с волосами цвета льна» другие ребята
Слайд №12, Слайд №13
Дети рассматривают портреты, высказывают своё мнение
М.Р. Наше занятие подошло к концу. Вы меня сегодня порадовали: вы фантазировали, очень многое вам удалось выразить в своих движениях. А что понравилось вам на нашем занятии (ответы детей). Пришла пора попрощаться.
Прощальная попевка: М.Р. «До свидания, друзья» - Дети «До свидания»
Звучит музыка, дети забирают свои работы, уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Математика».
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Программные задачи: Закрепить умение считать в прямо...
авторский конспект итогового мероприятия по лексической теме "почта" для детей подготовительной к школе группы "И в сказке почта есть" по ФЭМП
авторская разработка по ФЭМП как итоговое мероприятие по проекту "почта" на базе презентации интерактивной технологии мимио (представлены скриншоты страниц презентации). материал представлен в и...
Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной к школе группе
Цель:Ø Обобщение знаний, полученных в течение года.Задачи интегрируемых образовательных областей.Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных о...
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группе на тему: «Традиции наших бабушек»
Цель: приобщать детей к основам русской национальной культуры традициям и обычаям народа.Задачи: развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к народным традициям русского народа. Познаком...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей подготовительного к школе возраста по теме «Портрет друга», ст.воспитатель Ежова М.В., Котова Л.В.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художествеено-эстетическому направлению для детей подготовительгого к школе возраста по теме "Портрет друга" в ГБДОУ детский ...
Конспект открытого занятия по продуктивной деятельности (ниткография) для детей подготовительной к школе группы (ОВЗ) «Наша планета-Земля»
Систематизировать знания детей о нашей планете. Показать землю как общий дом для всех людей и живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой дом....
Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.
Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...