Театрализация с дошкольниками. Особенности и условия внедрения в педагогический процесс
статья по музыке (младшая группа) на тему
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Текст песен помогает ребенку понять содержание музыки, делая ее менее абстрактной, а музыкальный образ – более конкретным. Само исполнение песен является своебразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.
Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр его дыхательного горла равен диаметру карандаша. Поэтому сильный поток воздуха не может пройти по такому дыхательному пути и вызвать яркое, сочное, громкое пение.
Голосовые связки ребенка очень тонкие, в 4 раза тоньше, чем у взрослого, и 2,5 раза короче. Легкоранимые, богато снабженные сосудами, они быстро перенапрягаются. Сила звука достигается дошкольниками (если его заставляют петь громко) не дыханием, как у взрослого, а перенапряжением голосовых связок. Это может привести к кровоизлиянию, образованию на голосовых складках узлов.
В отличии от дыхания взрослых, которое является диафрагмальным, нижнереберным, произвольным и глубоким, дыхание дошкольника- верхнереберное, поверхностное, автоматическое, жизнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizatsiya_s_doshkolnikami.docx | 21.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Театрализация с дошкольниками. Особенности и условия внедрения в педагогический процесс
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Текст песен помогает ребенку понять содержание музыки, делая ее менее абстрактной, а музыкальный образ – более конкретным. Само исполнение песен является своебразной эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.
Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр его дыхательного горла равен диаметру карандаша. Поэтому сильный поток воздуха не может пройти по такому дыхательному пути и вызвать яркое, сочное, громкое пение.
Голосовые связки ребенка очень тонкие, в 4 раза тоньше, чем у взрослого, и 2,5 раза короче. Легкоранимые, богато снабженные сосудами, они быстро перенапрягаются. Сила звука достигается дошкольниками (если его заставляют петь громко) не дыханием, как у взрослого, а перенапряжением голосовых связок. Это может привести к кровоизлиянию, образованию на голосовых складках узлов.
В отличии от дыхания взрослых, которое является диафрагмальным, нижнереберным, произвольным и глубоким, дыхание дошкольника- верхнереберное, поверхностное, автоматическое, жизнение.
У ребенка дошкольного возраста развит головной резонатор, поэтому звук при пении не может быть ярким, сочным, а характеризуется легкостью, полетностью.
Легкое эмоционально-выразительное пение ребенка дошкольного возраста обеспечивается развитием группы специальных певческих умений:
-певческая дикция – умение правильно произносить слова и звуковые сочетания в процессе пения. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку.
-дыхание – один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникают читота интонирования, напевность, легкость пения. Во время пения дошкольники дыхат поверхностно, рефлекторно. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух.
-звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности. Для дошкольника воссоздать нужное качество звука в пении чрезвычайно трудно. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, протяжным пропеванием долгих звуков, постерпенным расширение диапазона детских песен.
-чистота интонирования – умение интонационно точно воспроизводить мелодии песни. Развитие данного умения связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию возможно только при правельном дыхании, звукообразовании, чистой дикции.
Подчеркнем, что важнейшим условием развития специальных певческих умений является:
-музыкальные способности ребенка и педагогическая помощь в их развитии;
- целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению.
В связи со всем выше сказанным необходимо особенно тщательно относиться к выбору репертуара для детей 4-6 лет. При отборе репертуара необходимо следовать определенным принципам:
-принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть не явное, но начальное избирательное отношение к музыке. Реализация данного принципа в исполнительской деятельности предполагает изучение детских предпочтений, особенно в пении; анализ педагогом любимых ребенком песен. В том случае, если интересующий ребенка репертуар не вполне удовлетворяет требованиям, задача педагога заключается в подборе сходных по характеру, но доступных ребенку произведений.
-принцип учета деятельностной природы ребенка дошкольного возраста. Этот принцип может быть реализован путем создания условий, обеспечивающих ребенку возможность осуществления желания участвовать в том или ином виде деятельности независимо от успешности результатов этой деятельности. Это предполагает подбор педагогом специального репертуара, включение в ансамблевое исполнительство детей с разными возможностями.
-принцип учета эмоционального опыта ребенка при исполнении музыки заключается в подборе музыкальных произведений, учитывающем эмоциональное состояние и переживания ребенка. Особенно это касается песенного репертуара. Текст песни должен быть близок эмоциональному и жизненному опыту детей. Разъяснения педагогом значения и смысла музыкального песенного образа - основное условие выразительности пения.
-принцип учета индивидуальных особенностей исполнения музыки ребенком. Особенности исполнения музыки определяются индивидуальными психотипом ребенка. Одни дети комфортно чувствуют себя на солирующих ролях, другие предпочитают ансамблевое пение. Заметим, что позиция ребенка в исполнительстве может не зависеть о его музыкальных способностей.
Для реализации этих принципов в подборе репертуара мы рекомендуем использовать музыку, специально сочиненную для детей. Музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений, которые были специально написаны композиторами для детей дошкольного возраста. в первую очередь это относиться к песенному репертуару. Помимо высокой художественности, доступности текста, данный репертуар должен соответствовать ряду условий:
-учет диапазона детского голоса. Диапазон голоса дошкольника невелик и колеблется в пределах 6-8 звуков;
-учет направления мелодии. Мелодия в песни может иметь разные виды направления: горизонтальное, волнообразное, нисходящее, восходящее, переменное. В возрасте 4-6 лет рекомендуется использовать мелодии, имеющие переменное, нисходящее и волнообразное направление;
-учет продолжительности музыкальной фразы. В связи с особенностями дыхания музыкальные фразы в песнях для детей дошкольного возраста непродолжительны: 2-3 такта;
- учет интервалики. Детям среднего и старшего дошкольного возраста доступны интервалы: секунда, терция, кварта. Сложными считаются секста, септима и октава, поскольку требуют перестройки голосового аппарата;
-учет вокального текста. Текст песни должен быть удобным для пения, т.е. включать в себя максимальное количество гласных, звонких согласных.
В развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в процессе обучения пению очень важно развивать танцевально-ритмические и инструментальные умения.
Танцевально-ритмические умения. Движения под музыку так же естественны для дошкольника, как и пение. Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Очень часто движение становится для ребенка средством восприятия музыки. понимания ее характера. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ. делая его понятным в первую очередь самому себе. Уникальность двигательных реакций на музыку у дошкольника обусловлена также временным характером музыкально-песенного искусства. Изменяя характер движений вслед за меняющимся характером музыки, а именно песни, ребенок накапливает опыт взаимодействия с этим сложным видом искусства.
Благодаря движению ребенок 4-6 лет может воспринимать особенности музыкального произведения:
-жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т.д.);
-характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.);
-средства музыкальной выразительности, в первую очередь ритм и метр.
Инструментальные умения. Игра на детских музыкальных инструментах - еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольников. В младшем возрасте ребенок овладевает приемами игры преимущественно на шумовых и ударных музыкальных инструментах. не имеющих звукоряда. на 6-м году жизни дети начинают овладевать умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд, - металлофонах, ксилофонах. Поскольку дошкольник не знаком с нотной грамотой, он учится играть на слух, что обеспечивает высокую эффективность развития специальных музыкальных навыков. которые крайне необходимы для развития интонационного слуха, а значит и для лучшего обучения пению.
Работа с детьми 4 - 6 лет
Цель: развитие певческих умений и эмоционально - выразительного исполнения песенного репертуара детьми дошкольного возраста.
Условия реализации:
- методика развития эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников в процессе обучения пению реализуется музыкальным руководителем в сотрудничестве с воспитателем;
- место и время реализации методики: музыкальные занятия.
Этапы педагогической работы:
I этап: играем в музыкально-дидактические игры, тем самым обогащая музыкально-слуховые представления детей;
II этап: развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений;
III этап: активизируем проявления эмоционально - выразительного исполнения песенного репертуара и певческих умений детей на музыкальных занятиях.
I этап
Игра в музыкально-дидактические игры на этом этапе обогащает музыкально-слуховые предпочтения детей, развивает их музыкальный слух. В рамках одной музыкально-дидактической игры детям даются задания разного уровня сложности. От занятия к занятию музыкально-дидактические игры усложняются. Играет с детьми музыкальный руководитель.
Примерные музыкально-дидактмческие игры.
Игры для развития чувства ритма:
«Веселые матрешки». Игровой материал: большие и маленькие матрешки (по числу играющих).
Описание игры. Дети сидят вокруг стола. У педагога – большая матрешка, у детей – малелькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит педагог и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущий может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
«Определим по ритму». Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, треугольник, барабан и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.
Описание игры. Педагог выступает в роли ведущего. Он исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов, дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину каточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится ребенок, который ни разу не ошибся.
Для различения ритмических рисунков можно использовать знакомые детям русские народные песни "Андрей-воробей", "Соловей", " Два весёлых гуся", "Василёк".
"Музыкальные грибки". Игровой материал: карточки, на которых изображены большие по размеру грибки и маленькие, а также карточки с изображением червячка. Большие грибки - это долгий звук, маленькие - быстрый звук, червячок- пауза. Каждому дают по 8 карточек.
Описание игры. Педагог говорит, что каждый ребенок композитор и может сочинить свой собственный ни на кого не похожий ритм и исполнить его на детском музыкальном инструменте (бубен, ложки, детские кастаньеты). Дети выкладывают по своему желанию карточки, затем сольно или с помощью педагога проигрываю ритм на элементарном музыкальном инструменте.
Игры для развития звуковысотного слуха:
"Ступеньки". Игровой материал: лесенка из восьми ступенек, игрушки (матрешка, маленькие куколки, зайчик, мишка).
Описание игры. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано мелодию, вызванный ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, куклу) по ступенькам лесенки, вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.
"Птица и птенчики". Необходимо знание песни-зачина "Птица и птенчики" Н. Мурычевой. Игровой материал: две большие карты, на которых даны контурные изображения: на первой - птицы, на второй - птенчиков. Две другие точно такие же по размеру карты с цветным изображением этих птиц разрезаны на четыре части (четыре квадрата из одной карты). В игре используется металлофон и настольная ширма.
Описание игры. Музыкальный руководитель раздает детям не цветные карты (одному с рисунком птицы, другому - с рисунком птенчиков). Разрезанные части цветных карт оставляет себе, перемешивает их и кладет в стопку- одну на другую рисунком вниз, вместе с рядом лежащим металлофоном, все закрывает от детей ширмой. Музыкальный руководитель и дети поют песню - зачин. Педагог напоминает детям голос птицы и птенчиков (ударяет по пластинке металлофона сначала до1, затем - до2). После этого он поочередно берет верхнюю карточку ( цветным рисунком к себе), ударяет по пластине соответствующий карточке звук и спрашивает: " Кто вас зовет- птица или птенчик?" Отвечает тот ребенок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. После правильного ответа он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть (одну четверть) не цветного изображения на большой карте. Игра продолжается до тех пор, когда оба играющих ребенка сложат карту с цветным рисунком.
"Музыкальное лото". Игровой материал: нарисованный на бумаге А5 нотный стан и вырезанные ноты.
Описание игры. Музыкальный руководитель и дети поют знакомые песни и выкладывают на нотном стане мелодии - сверху вниз, снизу вверх или на одной линейке. Эта дидактическая игра помогает детям определить и чувствовать восходящую, нисходящую и мелодии на одном звуке, а также в элементарном изучении нотной грамоты.
Также для развития певческих навыков используются простейшие попевки: русские народные песни "Соловей", "Андрей-воробей" и др.
Игры для развития тембрового слуха.
"Догадайся, кто поет?". Описание игры. Дети идут по кругу и поют первый куплет песни "Догадайся, кто поет?" ( муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова). На второй куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет "жмурке" - ребенку, стоящему в центре круга с закрытыми глазами. " Жмурка" должен отгадать, кто спел второй куплет.
"Слушаем внимательно". Игровой материал: записи музыкальных инструментов (балалайка, барабан, арфа, труба, скрипка, аккордеон и т.д.), картинки с изображением этих музыкальных инструментов.
Описание игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся картинки музыкальных инструментов. Им предлагается прослушать запись знакомых музыкальных инструментов, определить, какой инструмент прозвучал, и найти картинку на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ВАРИАТИВНОГО ПОДХОДА В ПОСТРОЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.
ОСОБЕННОСТИ ВАРИАТИВНОГО ПОДХОДА В ПОСТРОЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009...
Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...
Консультация для воспитателей. "Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса "
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качество педагогического процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО
Данная презентация предназначена для педагогов, работающих в современном МБДОУ...
Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса
Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работ...
Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС.
Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС....
Неделя здоровья посвящена физкультурно-оздоровительной работе, внедрению в педагогический процесс здоровье сберегающих технологий, формирование у детей способности к выработке потребности в ЗОЖ.
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности – одна из важнейших задач, которая отражена во всех программах по воспитанию и обучению...