Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса
статья на тему
Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса.
Маркова Ульяна Николаевна
старший воспитатель, МБДОУ
Детский сад №17 «Малютка»
городского округа город Октябрьский РБ
Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. На системном уровне одним из показателей качества дошкольного образования является качество деятельности дошкольного учреждения.
Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на новую систему образования (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостную психолого-педагогическую работу, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей воспитанников.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют.
Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Основная задача - выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
При анализе деятельности можно выделить частные задачи:
- Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
- Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
- Организация работы по изучению новых образовательных стандартов (ФГОС дошкольного образования) и программ.
- Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
- Организация работы по изучению нормативных документов.
- Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
- Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о необходимости внедрения в методическую работу инновационных процессов: нетрадиционных форм работы, активного использования информационно-коммуникативных технологий, в особенности Internet.
В нашем детском саду активно применяются инновационные формы методической работы, способствующие созданию эффективной системы, направленной на повышение педагогической компетенции, улучшение качества образовательного процесса:
1. Консалтинговая поддержка.
Данная поддержка направлена на оказание помощи педагогам через систему лекций и семинаров, на которые приглашаются представители педагогической науки. Наряду с традиционными формами мы используем консультирование в режиме он-лайн, основанное на Интернет-технологиях. В методическом кабинете для педагогов подготовлены электронные лекции, дополненные подборкой статей, материалами инновационных технологий, готовящих педагогов к будущим дискуссиям.
- Кейсы-версии (case-study).
Они связаны с совершенствованием самостоятельной работы педагога и включают: глоссарий специальных терминов, подбор проблемных ситуаций, основные и вспомогательные материалы, список рекомендуемой литературы. Кейсы делятся на проектные и проблемные.
Проектные кейсы направлены на получение конкретного результата, готового к внедрению. Работа над проектом тщательно планируется и обсуждается в коллективе. Проводится подробное структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов и сроков их представления. Формы работы педагогов над проектом определяются, исходя из особенностей тематики, целей, интересов участников. Успех проектной деятельности зависит от четкого распределения обязанностей и ответственности за ее выполняемую часть.
Проблемные кейсы способствуют решению какого-либо вопроса, поиску идей, предполагают обмен мыслями, мнениями. Дополнительно мы используем метод мозгового штурма, организуем коллоквиумы (разговор, беседа), на которых выносятся узловые, спорные проблемы.
- Методические дни.
Эти дни помогают значительно повысить профессиональное мастерство. Методические дни обычно состоят из теоретической и практической частей. Формы проведения разнообразны. Особой популярностью в нашем ДОУ пользуются обучающие семинары, круглые столы, исследовательские игры.
- Педагогические сообщества.
Сообщества создаются по инициативе педагогов и объединяют творческих людей одной идеей. Участие в них позволяет активизировать психические механизмы, креативность, развить адаптивность и мобильность педагогов. Научно-исследовательская команда создана для подготовки фундаментальных документов, требующих предварительного изучения, сбора данных методами анкетирования или интервьюирования, их анализа и обобщения. Команда создает концепцию инновационной деятельности, участвует в разработке социальных проектов, программы развития, образовательной программы ДОУ и т.д.
- Проектный совет.
На заседаниях обсуждаются проблемные вопросы реализации инновационных идей, передовой педагогический опыт по приоритетным направлениям, заслушиваются отчеты руководителей о своей деятельности. Решения проектного совета носят конкретный характер с указанием сроков проведения мероприятий и ответственных за их выполнение.
- Открытый профессиональный клуб.
Основная цель – сплочение коллектива, стимулирование и поддержка педагогического творчества, улучшение информационного обеспечения педагогов, вынесение на общий суд профессиональных достижений, организация полноценного досуга. Формы деятельности клуба: поликультурные музыкально-художественные литературные вечера, вернисажи, обсуждение нестандартных педагогических ситуаций, статей, книг, открытий, авторская песня, капустники.
- Информационно-коммуникативные технологии
- дистанционное взаимодействие между участниками образовательного процесса;
- взаимодействие образовательного учреждения с органами управления в сфере
образования, с другими образовательными учреждениями и организациями (документооборот, скайп-конференции, On-line-консультации, семинары);
-взаимодействие между педагогами системы образования через сетевые педагогические сообщества (социальная сеть педагогических работников «Наша сеть», МЦФЭР: ресурсы образования, «Первое сентября»);
-распространение педагогического опыта, участие в конференциях, педсоветах, конкурсах профессионального мастерства в Internet.
Ориентиром при внедрении инноваций в методическую работу ДОУ для нас стали принципы организации инновационной деятельности:
-Принцип сочетания традиционного и инновационного, т.е. сохранение и развитие традиций Детского сада; сохранение и распространение нового педагогического опыта; стимулирование поиска нового, поддержка инновационных инициатив, проектов, их своевременная экспертная оценка; соответствие содержания инноваций целям развития дошкольного образовательного учреждения, способностям и потребностям педагогических кадров; превращение наиболее эффективных новаций в традиции.
-Принцип развития инновационной среды предполагает формирование в дошкольном образовательном учреждении норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса.
-Принцип педагогического сопровождения реализации инновационного развития: диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности; определение и использование индивидуально-дифференцированных способов развития инновационного потенциала и профессионально-педагогической компетентности педагогов; стимулирование и поддержку инновационной активности педагогов в учебно-воспитательной деятельности; создание условий для выбора форм инновационной деятельности педагогов.
-Принцип сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессе: потребность в творчестве, креативность, инновационная активность как доминирующие качества специалиста.
-Принцип развития творческой самостоятельности педагога - воспитателя предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности.
Внедрение инноваций в методическую деятельность позволило:
-повысить эффективность педагогического процесса на основе использования, в практике результатов психолого-педагогических исследований, исследовательского педагогического и новаторского опыта;
-создать инновационные образцы, модели педагогической деятельности;
-повысить научно-педагогический потенциала дошкольного образовательного учреждения посредством включения педагогов в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность по актуальным проблемам;
-разработать конкретные перспективные направления развития ДОУ в условиях непрерывного педагогического образования, участия в целенаправленном создании нового опыта по таким проблемам как совершенствование, развитие профессионально-педагогической компетентности воспитателей и специалистов посредством развития интереса к инновационным поискам, исследовательской деятельности, педагогическому экспериментированию;
-расширить возможности педагогических работников в выборе новых идей, технологий, программ, организационных форм освоения.
Литература
- Кирилина, М.В. Педагогическая компетентность воспитателей ДОУ в условиях инновационной деятельности [Текст] / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – № 5. – 2011. – с. 112-113.
- Малкова, О.А. Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов [Текст] / О.А. Малкова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – № 5. – 2010. – с. 6-14.
- Шошина, Н.А. Программа повышения профессионального мастерства педагогов [Текст] / Н.А. Шошина // Ребенок в детском саду. – № 1. – 2013. – с. 2-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...
Консультация для воспитателей. "Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса "
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качество педагогического процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО
Данная презентация предназначена для педагогов, работающих в современном МБДОУ...
"Профессиональная компетентность - необходимое условие повышения качества педагогического процесса"
Данная кнсультация направлена на повышения уровня педагогической осведомленности воспитателей....
активные методы обучения в методической работе ДОУ как средство повышения интереса, творческой активности педагогов и важное условие повышения качества педагогического процесса
В статье представлен опыт работы с педагогами по применению активных методов методичесой работы...
Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объед...
- Мне нравится (3)