Консультация для воспитателей. "Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса "
консультация на тему
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 189.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
«Правильно организованное обучение
ведет за собой развитие».
Л.С.Выготский
Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей»
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н, раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
В настоящее время, в педагогической литературе, понятия «профессиональная компетентность» и «компетентность», рассматривается в работах разных ученых В.А.Сластениным, О.В.Соколовой, Д.А. Ивановым и др. Существует много мнений, но единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны. «Профессиональные компетентности» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы и задачи в условиях своей деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит педагогу эффективно и самостоятельно не только решать поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые и разрабатывать инновационные пути их решения и применять их в своей практической работе.
Понятие «компетенция» рассматривается – как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.
Наиболее полно структуру профессиональной компетентности освещена в работах В. А. Сластенина, который определяет ее как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеристику его профессионализма.
Структура - профессиональной компетентности педагога раскрывается В. А. Сластениным через педагогические умения. Исследователь считает, что полное соответствие педагога требования квалификационной характеристики означает форсированность умения логически мыслить и действовать.
Структуру профессиональной компетентности педагога можно представить в виде графической модели.
Содержание теоретической готовности воспитателя проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога:
аналитических - умение извлекать знания из практики
прогностических – умение ориентироваться на четко поставленный результат и действий в сознании человека до того, как они будут реально осуществлены /моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др. по Сластенину В.А/
проектных – материализация результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах воспитания и обучения.
рефлексивных – умение осуществлять контрольно- оценочную деятельность направленной на себя.
Можно выделить основные позиции в определении сущности профессиональных компетентностей педагогов:
профессиональные компетенции представляют собой обобщенные способы действий воспитателя, обеспечивающие продуктивное выполнение педагогической деятельности в условиях видового разнообразия ДОУ;
структура компетенции включает в себя:
умения как основу компетенции;
знания, обеспечивающие усвоение умения;
ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях;
содержание профессиональных компетенций выстраивается на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателя в условиях видового разнообразия ДОУ.
Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в ПРФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:
1. Компетенция в ведении образовательного процесса
Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
Уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.
Знать образовательные и парциальные программы.
Владеть современными образовательными технологиями.
Уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
Уметь проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.
Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников.
Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
2. Методологическая (методическая) компетентность.
Понимать различных подходы к образованию и выбора методов.
Иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории.
Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ.
Уметь расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
4. Компетентность в организации воспитательной работы.
Уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).
Уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.
Проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.
5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
Владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
Владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.
Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
7. Компетентность в установлении контактов с родителями
Знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей.
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
8. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.
Быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию.
Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности.
Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.
Владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
Уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
Владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
10. Креативная компетентность педагога (исследовательская).
Иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
Владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.
Уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
11. Коммуникативная компетентность.
Быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.
Практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».
Уметь сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.
Владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством.
Уметь публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.
Уметь выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей.
Уметь объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
Уметь проявлять экстраверсию и эмпатию.
12. Регулятивная компетентность.
Уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.
Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.
Быть способным к саморегуляции.
Владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью.
13. Социальная компетентность.
Уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.
Уметь работать в команде педагогов
Уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений..
Владеть различными социальными ролями.
14. Специальная компетентность.
Владеть профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне.
Быть способным проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
Педагог овладевает той или иной компетенцией проходя 4 стадии:
1. Первая стадия – бессознательная некомпетентность. Нет необходимых знаний, умений и навыков не знает, об их отсутствии
Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).
2. Вторая стадия - сознательная некомпетентность.
осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает
Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма - учебный).
3. Третья стадия - сознательная компетентность. Знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять
Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма - основной или номинальный).
4. Четвёртая стадия - бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
профессионализм является частью личности.
Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Работа с воспитателями по разным направлениям их деятельности ведется в ДОУ постоянно. Сейчас же главной нашей целью, в рамках повышения педагогической компетенции педагогов - является создание такой среды, в которой максимально будет реализован творческий потенциал каждого педагога: развитие интеллектуальных, методических, технологических знаний и умений, выявление лучшего педагогического опыта, изучение и обобщение его.
Считаем, работу в данном направлении необходимо строить, опираясь на следующую структуру:
Определение состояния воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Повышение уровня воспитательно-образовательной работы и ее конкретных результатов
Изучение деятельности педагогов - новаторов
Изучение личностных особенностей педагогов в целях наилучшей организации их совместной деятельности
На основе общих принципов:
• актуальность
• научность
• системность
• комплексный характер
• последовательность, преемственность, непрерывность
и массовость
• творческий характер
• конкретность
• направленность
• единство теории и практики в деятельности педагогов;
• оперативность, гибкость,
• коллективный характер
• совершенствование навыков
• создание благоприятных условий работы
Пути развития профессиональной компетентности педагога:
-работа в методических объединениях и творческих группах
-исследовательская, экспериментальная деятельность
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
-различные формы педагогической поддержки
-активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах
-обобщение собственного педагогического опыта
Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия. Педагог должен иметь возможность:
-систематически проходить курсов повышения квалификации
-изучать современную методическую, педагогическую литературу
-посещение обучающие семинары, практикумы и т.д.
-участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
-участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности
-изучать информационно-компьютерные технологии
-участвовать в конкурсах профессионального мастерства
-иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок
-осуществлять работу по самообразованию
Система методической работы с педагогами должна включать:
1. Ознакомление с современными тенденциями дошкольного образования, изучение и анализ законодательных и нормативно-правовых документов.
Цель:
определение стратегии развития детского сада
создание модели воспитательно-образовательного процесса на основе современных подходов
Формы работы с педагогами:
работа с документами,
использование Интернет-ресурсов
консультации
семинары
2. Использование интерактивных методов в разных формах методической работы с педагогами с целью их активизации.
Цель:
осознанием педагогами своей значимости в принятии основополагающих решений для реализации педагогического процесса дошкольного учреждения.
Формы и методы:
презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение.
методы обучения активному мышлению
мозговой штурм
психологические тренинговые упражнения
Организация педагогов:
групповая
Объединение:
по уровню педагогического мастерства
по интересующей их проблеме
индивидуальная
3. Организации постоянного самообразования воспитателей и специалистов.
Формы работы:
самостоятельное изучение информации,
систематизация и выделение главного в виде консультаций и памяток
мастер-класс
открытый просмотр для развития не только самостоятельности и инициативы педагогов, но и для просмотра практической реализации теоретических положений
4. Мониторинг профессиональной компетентности педагогов
Цель:
выявление педагогического опыта воспитателей и специалистов по определенным вопросам, затруднений и пожеланий.
Этапы и формы методической работы по проблемам организации педагогического процесса в ДОУ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ этап (изучение)
Цель: осмысление передовых систем
Формы методической работы:
проблемные консультации
семинары (теоретический, проблемный)
семинары-практикумы
групповые дискуссии
педагогические мастерские
аукцион педагогических знаний по одному из направлений образовательной работы
МЕТОДИЧЕСКИЙ этап (показ)
Цель: показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы
Формы методической работы:
Дискуссионная площадка
Мастер-класс
Школа педагогического мастерства
Клуб творческих встреч.
Психолого-педагогический семинар
Психологический тренинг
Организационно-деятельностные игры
Деловые игры (с моделированием реальных практических ситуаций)
Открытые просмотры разных видов деятельности, в том числе непосредственно образовательной
Взаимопосещения
Смотры-конкурсы
День открытых дверей
ПРАКТИЧЕСКИЙ этап (разработка и апробация)
Цель: самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания
Формы методической работы:
Практикумы
Творческие отчеты
Научно-практический семинары
Беседы за «круглым столом»
Эстафета передового опыта
Конкурс педагогического мастерства
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Требования к проведению мониторинга (диагностики) профессиональной компетенции педагогов
Направлено на выявление индивидуальных особенностей профессионального роста.
Оценка профессиональной компетентности должна проводиться не только путем сопоставления полученных результатов с нормами, но и путем сопоставления с результатами предыдущих диагностирований.
Проводится не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.
Должна опираться на самоанализ, самодиагностику для создания мотивации к самообразованию.
Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика педагога, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качество педагогического процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО
Данная презентация предназначена для педагогов, работающих в современном МБДОУ...
"Профессиональная компетентность - необходимое условие повышения качества педагогического процесса"
Данная кнсультация направлена на повышения уровня педагогической осведомленности воспитателей....
активные методы обучения в методической работе ДОУ как средство повышения интереса, творческой активности педагогов и важное условие повышения качества педагогического процесса
В статье представлен опыт работы с педагогами по применению активных методов методичесой работы...
Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объед...
«Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»
Выступление на пед совете «Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»...