Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС.
консультация на тему

Кайранова Надежда Анатольевна

 

 Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №2 «Рябинушка» с. Калтасы Калтасинский район МР РБ

Консультация на тему:

 Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС.

                                                                          Подготовила: Кайранова Н.А.

с. Калтасы 2017г.

Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС.

      Актуальность проблемы достижения успеха ребенком, выявления эффективных педагогических путей формирования такого сложного личностного новообразования, как успешность, определяет его дальнейшее социальное поведение на многие годы. Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрастном периоде, а комфортность ощущения себя ребенком влияет на становление жизненной парадигмы, важно обеспечить периодическое переживание успеха дошкольником в этом виде деятельности.

     Мы, взрослые, обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребёнок открывает удивительный мир, его разнообразие и богатство. Занимаясь конструирование или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребёнок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, учится их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически.

       Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника. Чтобы осуществлять педагогически оправданное влияние на формирование его личности, работая воспитателем в группе детей возрастом от 4 до 6,5 лет, даю возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, поверить в собственные силы, даю понять, что успех является эквивалентным затраченным усилиям.

     Придерживаюсь следующей схемы создания ситуации успеха:

-снятие страха;

-мотивация деятельности;

-авансирование;

-скрытая инструкция;

-персональная исключительность;

-педагогическое внушение;

-высокая оценка деталей полученного результата.

      Как обнаружили учёные, успешность не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причём уже с детского возраста, и становится относительно устойчивой в 5-6 лет. Для ребёнка этого возраста настолько значим успех в игре, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности-уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания. Приобретённая потребность в достижении успеха в последующей жизни почти не меняется. Она оказывает весьма значительное влияние человека, на его психическое развитие и жизнь в целом. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний и показывают низкий уровень тревожности. Такие дети развиваются быстрее по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.

      Опираясь на упомянутое исследование, для себя определила следующие условия реализации ситуации успеха в игровой деятельности:

-перед началом игры нужно освободить ребёнка от психологического дискомфорта ( излишняя застенчивость, робость быть невыбранным, отчуждённость от сверстников и т.д.);

-предложенное задание, роль в игре должны быть доступными для ребёнка, а трудности должны расти постепенно;

-при выборе роли, постановке задач необходимо учитывать особенности каждого дошкольника;

-во время игры ребёнок должен прилагать усилия для повышения своих игровых умений (творчески составлять сюжет, реалистично выполнять роль, заранее оговаривать правила и соблюдать их, бесконфликтно общаться с партнёрами и т.д.);

-затраченные ребёнком усилия должны обязательно быть замечены и оценены воспитателем, а малыш должен убедиться в своих возможностях и способностях;

-предлагаемая игровая деятельность должна приносить удовольствие, открывая простор для творчества;

-нужно подчёркивать удачно выполненную составляющую игры: соблюдая правила игры, не ошибся, довёл сюжет до логического завершения, сумел найти общий язык с партнёрами и т.д.;

-воспитателю стоит верить в воспитанника, в его возможности.

      В связи с тем, что дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника, необходимо оказывать влияние на формирование личности ребёнка. Важно знать его психологические и физиологические особенности, которые имеют место в дошкольном детстве, а также эффективно применять методы и приёмы, которые позволят выявить индивидуальные особенности детей. Каждый ребёнок неповторим, со своим характером, задатками, желаниями, для каждого нужно подобрать свой особый метод воздействия. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей.

     К числу этих требований относятся:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых;

-формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества, безопасного поведения в социуме, природе, быту.

      Выполнение этих требований невозможно без создания ситуации успеха в игровой деятельности воспитанников, так как каждая детская личность требует особенного, нестандартного подхода от воспитателя.

      Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно-воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успешных детей.

Литература: Детский сад. Все для воспитателя! №12 декабрь 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-тренинг для воспитателей: Технология создания ситуации успеха ребёнка-дошкольника.

Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка,  кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, с...

Технология создания ситуации успеха у дошкольников в работе учителя-логопеда

Я расскрываю основы "Ситуации успеха" методики Белкина А.С., а так же применения ее в своей работе с дошкольниками в рамках коррекционно-образовательного процесса....

Создание ситуации успеха для дошкольников

В работе по выявлению одаренности у дошкольников важным фактором является создание ситуации успеха. Это участие детей в конкурсах, выставках, концертах, фестивалях, спартакиадах. А также публичное наг...

Мастер-класс "Создание ситуации успеха у дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей детского сада "Создание ситуации успеха у дошкольников"...

Создание ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ путём взаимодействия педагогов ДО

Создание ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ путём взаимодействия педагогов ДО...