Конспект музыкального занятия «Народные мотивы» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Материал может быть полезен для педагогов ДОУ в проведении занятий на тему "Народная музыка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект музыкального занятия «Народные мотивы» для детей старшего дошкольного возраста. | 636.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развитию воспитанников №242 «Островок детства»
Конспект музыкального занятия «Народные мотивы» для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила:
музыкальный руководитель МАДОУ№242
Н.А.Коляда
г.Кемерово, 2014
Ход занятия:
Сообщение темы и цели занятия.
(Музыкальный руководитель одета в русский народный костюм, в руках яркая матрёшка).
- Здравствуйте ребята (дети здороваются: «Здравствуй музыка»). Я очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами познакомимся с русским фольклором и узнаем из чего он состоит, чем занимались наши предки, а так же научимся соединять игру, песню, движение, побываем в гостях у сказки и даже сможем статьглавным героем этой сказки.
Я надеюсь, что вам очень понравится и вы сможете что-то взять на заметку для себя и поделитесь этим со своими родителями.
- Итак, ребята, а вы помните, что же такое русский фольклор? (ответы детей)
Если определять коротко, то русский фольклор - это народная мудрость, уходящая своими корнями в глубь веков. В фольклоре соединяются игры, песни, танцы, народные инструменты, обряды, традиционные праздники, приметы земледельческого календаря, а так же произведения словесного фольклора (сказки, шутки, пословицы и поговорки, считалки, потешки, загадки и многое другое).
Фольклор держится на трех китах - эпос, песня, драма. (педагог показывает детям карточки с изображением трёх китов, разного цвета, подписанные.).
Праздники. (во время беседы фоном идет слайд-шоу на экране)
На Руси очень любили праздники и готовились к ним тщательно (готовили обрядовую еду, украшали дом, одевали лучшую одежду).
Ребята, давайте вспоминим, какие русские праздники вы знаете? (ответы детей: Святки, Рождество, Крещение, Масленица, Троица, Иван Купала и др.)
Ребята, у каждого праздника есть своя особенность, например на Рождество колядуют, на Масленицу жгут чучело, на Троицу завивают, водят хороводы, а символом Троицы является берёза, на Иван Купала обливаются водой, чтобы быть здоровыми целый год, т.к. считается, что вода в этот день обладает целебными свойствами. А какие особенности других праздников знаете вы? (ответы детей)
Практическая работа.
Ребята, а теперь давайте с вами перенесёмся на большой зелёный луг и поводим хоровод.
1) Хоровод (исполняется песня «Во саду ли в огороде»). Хоровод - это хождение по солнцу, по кругу жизни. Хоровод имеет магическое значение в земледельческом календаре, т.к. он олицетворял Солнце - источник света, тепла, жизненной силы на Земле.
Описание хоровода: взявшись за руки участники идут по кругу, меняя направление движения. На втором куплете дважды сходятся в круг с притопыванием, затем становятся в исходное положение. Затем, повторяя песню, хзлопают в ладоши и перекручиваются в парах под ручку (ноты прилагаются).
2)Песня «Дедушка Егор». Шуточная детская песня исполнялась на игрищах. Действие песни изображается, разыгрывается, соединяется с движением.
Текст песни: 1. Ехал дедушка Егор,
Зацепился за бугор,
Поломался!
Отдали? Отдали!
Припев: Отдали-дали-дали-да-ли-ли!
2. Как у нашего Егора Морда шире косогора
Поправилась!
Отдали? Отдали!
Припев: Отдали-дали-дали-да-ли-ли!
3. На заборе сидит утка
У ней сахарна желудка.
Заболела!
Припев: Отдали-дали-дали-да-ли-ли!
4. А на крыше сидит кот
У него болит живот.
Объелся!
Отдали? Отдали!
Припев: Отдали-дали-дали-да-ли-ли!
Беседа.
Месяцеслов.
Раньше не было календарных чисел, а каждый день был назван в честь какого-либо бога, святого (День Просковьи, День Сергия, День Кузьмы и т.д.). Люди жили по земледельческому календарю, который указывал когда сеять, снимать урожай.
На каждый месяц были определенные приметы, из них вытекали пословицы и поговорки. Месяца имели названия не такие как сейчас (январь - «студень», февраль - «вьюжник», май - «травник» и т.д.). (Поговорить, какие названия месяцев дети знают).
Сказки.
Во все века дети и взрослые очень любят сказки, которые учат нас ярким образам добра и зла, дают наставления в труде, высмеивают глупость. Многие сказки имеют одинаковое окончание: «Вот и сказочке краек (т.е. конец) - добрым молодцам урок».
Ребята, а с какими сказками вы знакомы? (ответы детей).
Многие забавы, игры - это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых. Песни-игры готовили ребенка к взрослой жизни. Считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, используемые в детских играх. Сказки, песни можно не просто слушать, но и самим вовлекаются в сказочную игру, участвовать в музыкально-игровых и вокально-танцевальных композициях.
В процессе игры мы познаем мир русского фольклора, расширяем свои познания и умения в музыке, поэзии, хореографии.
3) Игра «Узнай, какой инструментзвучит».
Цель: учить детей тембр музыкальных инструментов.
Оборудование: карточки с изображением бубна, ложек, трещоток, колокольчика, свирели, окарины, жалейки.
Музыкальный материал: бубен, ложки, трещотки, колокольчик, свирель, окарина, жалейка.
Дети сидят на стульях. У каждого в руках карточки с изображением инструментов. Инструменты зыгорожены небольшой ширмой. Какой инструмент звучит, карточку с изображением этого инструмента ребёнок должен поднять.
4) Театрализованные подвижные игры:
- Игра «Капустка».
Дети произносят текст игры, изображая действие. Сначала текст произносится медленно, соответственно и движение делаются тоже медленно. С каждым разом текст и движения ускоряются. Кто не успевает проговорить слова и изобразить действие - выбывает из игры.
Текст: Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.
- Игра «Марома».
Дети идут по кругу, поют песню, останавливаются. В кругу стоит водящий - «Марома». Дети здороваются с водящим, спрашивают Марому: «Что делаешь?». Марома показывает действие, дети повторяют движение. Выбирается новый водящий.
Текст (когда дети идут по кругу): Марома, моя Маромушка.
Развеселая головушка,
У Маромушки кисель да блины,
У хозяюшки горячи пироги!
Дети (останавливаются): Здорово, Марома!
Марома: Здоровенько!
Дети: Что делаешь?
Марома (ответы примерные): Пироги пеку!
Цветы сажаю!
Танцую! И т.п.
Дети (ответы примерные): Ну, давай, испечем!
Ну, давай посадим! И т.п.
После того, как дети повторили движения за Маромой, останавливаются и говорят: «Хороша была Марома! Выбирай, Марома, себе замену!». Игра повторяется снова.
- Игра «Баба Яга» (прилагается).
- Песня «Серенький козлик» (прилагается).
Подведение итогов.
- Ребята, сегодня мы побывали с вами в волшебном мире фольклора. Кто скажет мне ещё раз, что такое фольклор? (ответы детей)
А что мы с вами сегодня делали?(пели песни, играли, водили хоровод) Какие инструменты были у нас сегодня в гостях? (жалейка, окарина, свирель, бубен, трещётки, колокольчик) Ас кем из сказочных героев мы встретились? (Баба Яга, дедушка Егор, Марома).
Вам сегодня понравилось путешествовать вместе со мной? Мне тоже! Давайте похлопаем друг другу! Всем большое спасибо!
БАБА-ЯГА.
Очерчивается круг. Выбранная по считалке «баба-яга» становится в середину, а вокруг бегают дети и дразнят:
У «бабы-яги» длинная ветка — «помело». «Баба-яга» выбегает из круга и старается коснуться «помелом» кого-нибудь, чтобы сделать его водящим.
(На слова: «Вот как, вот как» дети хлопают в ладоши в движении ритма).
Вариант: « Как у бабушки козёл»:
Хоровод «Во ваду ли в огороде»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста
Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...
Музыкальное занятие "Весенний зоопарк" для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие в подготовительной группеТема занятия: «Весенний зоопарк».Задачи:1. Обучать детей игре на музыкальных инструментах.2. Формировать ощущение метрической пульсации.3. Развивать ритмический слух, ...
Конспект музыкального занятия "Цветик - семицветик" для детей старшего дошкольного возраста
Спицына В.В., музыкальный руководительМДОУ ИРМО «Мамоновский детский садкомбинированного вида»Конспект образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возр...
Тематическое музыкальное занятие «Сталинградская битва» для детей старшего дошкольного возраста
Тематическое музыкальное занятие, посвященное 80-летию освобождения Сталинграда от фашистских захватчиков....
Конспект музыкального занятия "Весёлые нотки здоровья" для старшего дошкольного возраста
Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии....
Цикл музыкальных занятий «Моя семья» (для детей старшего дошкольного возраста 2024 год)
Программное содержание: Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции. Воспитывать интерес и развивать музыкальную восприятие к музыкальным произведениям; привить навыки общен...
«Путешествие в весенний лес». Конспект музыкального занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Задачи:Создавать условия для творческой работы с различными образамиЗакреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах.Развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между соб...