Учебно-методическое пособие Сборник конспектов похореографии
план-конспект занятия по музыке по теме
В сборнике представлены конспекты хореографических занятий для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_afrika.docx | 43.35 КБ |
konspekt_kosmos.docx | 27.98 КБ |
konspekt_posidelki.doc | 70.5 КБ |
konspekt_shou_myau.doc | 57.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по ритмике и танцу для средней группы
«Прекрасная Жар Африка»
Плотникова И. Д. – педагог дополнительного образования (хореограф) высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района
Санкт-Петербурга
В НОД использованы следующие технологии, методы и приёмы: «Ритмическая мозаика», авторские танцы, музыкально-ритмические упражнения, пальчиковая гимнастика, игровой стретчинг.
Участники: дошкольники 4-5 лет
Количество детей: 20 человек
Длительность: 20 минут
Педагогический замысел: активизировать детские представления об окружающем мире, способствовать формированию у детей мотивации деятельности. Воспитывать положительное отношение воспитанников к танцевальному творчеству, способствовать эмоциональному раскрепощению средствами хореографии. Совершенствовать танцевальные навыки (подскоки, галоп прямой и боковой).
Образовательная область «Познание».
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к природе;
- обобщать и уточнять знания детей о животных жарких стран;
- закреплять умение узнавать животных по внешним признакам;
- развивать логическое мышление.
Образовательная область «Социализация».
Задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- побуждать умение включаться в совместную игровую деятельности.
Образовательная область «Коммуникация».
Задачи:
- обогащать словарный запас детей (слон, жираф, лев, крокодил, носорог, бегемот, зебра, обезьяны);
- воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом и динамическом общении с окружающими.
Образовательная область «Музыка».
Задачи:
- развивать эмоциональность;
- закреплять умения выполнять упражнения под музыку, согласовывая ритм движения с музыкальным сопровождением;
- развивать общую и мелкую моторику;
- содействовать развитию координации движений.
Образовательная область «Художественное творчество».
Задачи:
- побуждение к самовыражению под музыку;
- развивать умение передавать в пластике образы животных (слон, жираф, лев, крокодил, носорог, бегемот, зебра, обезьяны);
- совершенствовать танцевальные навыки (подскоки, галоп прямой и боковой).
Предварительная деятельность
Беседа о животных Африки, рассматривание иллюстраций. Проведение музыкально- ритмических, пальчиковых игр, логоритмических этюдов. Прослушивание музыкального материала («Песенка Красной Шапочки», «Чунга - Чанга» лицензионный диск «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И.) Знакомство с упражнениями игрового стретчинга.
Материалы
CD-проигрыватель, лицензионный диск «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И., разноцветные ленты с кольцом.
Ход совместной деятельности.
Хореограф. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие в прекрасную страну Жар Африку. Мы позагораем на солнышке, поплаваем и поиграем, встретим много диких животных, а сначала давайте познакомимся с некоторыми из них, повторяйте за мной слова и движения.
Логоритмическое упражнение «Веселая Африка»
Это лев, он царь зверей. В мире нет его сильней (руками показать львиную гриву, корону, силу)
А смешные обезьяны раскачали все лианы (дети ставят ноги на ширину плеч и, согнув в локтях руки с расставленными в стороны пальцами, выполняют пружинку)
А вот умный, добрый слон посылает всем поклон (пальцы рук прижаты к голове, наклоны туловища вперед - вправо, вперед – влево)
Леопард так быстро скачет, словно мой любимый мячик (легкие прыжки на месте, согнув руки в локтях)
Зебра головой качает, к себе в гости приглашает (ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях за спиной, «пружинка» с наклоном головы вперед)
Вот удав меня пугает и к себе не подпускает (руки согнуты, ладони соединены перед собой, дети выполняют руками волнообразные движения)
Вот павлин, он чудо-птица и всегда собой гордится (ходьба на месте, руки назад – в стороны, пальцы широко расставлены, дети двигаются грациозно, легко переступая с ноги на ногу, вытягивая носок.)
Пони бегает, резвится, хочет с нами подружиться (легкие подскоки, руки двигаются вперед, назад в такт движениям ног).
Хореограф. Ребята, пора отправляться в Жар Африку. Поможет нам не сбиться с пути песенка Красной шапочки.
Танец (лицензионный CD «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И. )
Хореограф. Вот мы с вами и оказались в прекрасной стране Жар Африка! Смотрите, сколько животных хотят с нами подружиться!
Комплекс ОРУ «Эти забавные животные» (песня «Жар Африка» Антонов Ю.)
1. Жирафы
И. П. о. с., стоя, лицом друг к другу, руки внизу 1 – подняться на носки, руки вверх, 2 – и. п. 6 раз Выполнять синхронно.
2. Слоны
И. П. то же, взявшись за руки. 1 – поднять руки в стороны; 2 –наклон в сторону 3 – встать прямо, руки в стороны; 4 – и. п. По 4 раз в каждую сторону. Спина прямая.
3. Верблюды
И. П. стоя на коленях, держась за руки. 1 – присесть в разные стороны, держась за руки, 2 - и. п. По 4 раз в каждую сторону. Упражнение оба ребенка выполняют в одноименную сторону.
4.Леопарды
И. П. сидя лицом друг к другу, ноги широко врозь, держась за руки. 1 – один ребенок, наклоняясь вперед, дает возможность другому лечь на спину; 2 – и. п. 4 раза каждый ребенок. Удерживать равновесие.
5. Лев на охоте (дыхательное упражнение).
И. П. : о. с. руки на поясе. Выставляя правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину выполнить 3 резких вдоха, голова приподнята. И. П. – выдох. Выполнить по 2 разу.
Хореограф. Молодцы, ребята! Ой, посмотрите, кто-то спрятался за пальму, да это же обезьянки!
Танец «Чунга-чанга»( лицензионный CD «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И.)
Хореограф. Как жарко, неспроста эта страна называется Жар Африка! А вот и пляж, там уже загорают Львенок и Черепаха. Мы тоже сейчас отдохнем и поплаваем.
Упражнения игрового стретчинга (Песенка Львенка и черепахи муз. Ген.Гладкова, сл. С. Козлова)
1. «Загораем» (дети лежат на спине, руки в стороны);
2. «Пловец» (дети лежат на животе, имитируют движения пловца);
3. «Морские камушки» (перекаты на спине, обхватив руками колени);
4. «Кошечка» (прогибание и выгибание спины);
5. «Носорог» (дети лежат на спине и подтягивают к груди согнутую в колене ногу). Все звери, особенно их детеныши, любят играть и резвиться. Давайте и мы с вами поиграем.
Подвижная игра «Ловишка» с ленточками (водящего выбирают считалкой)
Считалка: Привезли нам обезьянку
Обезьянку – африканку,
Очень милую, смешную
И такую озорную
Целый день она шалит
И на месте не сидит.
Хореограф Давайте еще раз вспомним, кого же мы встретили в Африке.
Пальчиковая гимнастика
Если в жаркую страну
Я сегодня попаду (Сжимать и разжимать кисти в кулаки).
Там пони, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы. (Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы. (Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца на левой руке)
Хорошо живется им
Не бывает снежных зим. (Стучат поочередно друг о друга кулачками и хлопают в ладоши, разводят руки в стороны).
Хореограф: Вот и закончилось наше путешествие. Много зверей мы встретили в Африке, поиграли в разные игры, узнали их повадки и движения.
Дать положительную оценку деятельности детей, в общем и индивидуально.
Планируемый результат:
Полученная информация стимулирует детей к познавательно-речевой деятельности. Способствует художественно – творческому развитию, развивает общую и мелкую моторику. Данная тема объединяет ранее полученные детьми знания о животных Африки, закрепляет эмоциональный опыт и танцевальные навыки, содействует развитию координации движений. Способствует развитию мышления, внимания и памяти, формированию детского коллектива.
Дальнейшая работа: продолжать формировать экологическое мировоззрение, устойчивый интерес к природе, содействовать развитию координации, пластики движений, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Побуждать умение включаться в совместную игровую деятельности. Продолжать работу с системой художественно-развивающих игр приемами ТРИЗ.
Список литературы:
1. Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилёва «Физкульт – привет минуткам и паузам» СПб Детство – Пресс. 2004.
2. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2006.
3.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. – СПб.:Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
4.Константинова А. Стретчинг. Учебное пособие. - СПб., 1993.
5. О.С.Боромыковой «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» - СПб.,Детство-Пресс 2002.
6.И.А.Кутузова, А.А. Кудрявцева «Музыкальный калейдоскоп» М. 2002.
7.М.И.Чистякова «Психогимнастика» М.1
8.Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилёва «СА-ФИ-ДАНСЕ» Детство-Пресс, 2006
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по ритмике и танцу для старшей группы
«Космическое путешествие»
Плотникова И. Д. – педагог дополнительного образования (хореограф) высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района Санкт-Петербурга
В НОД использованы следующие технологии, методы и приёмы: «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И., музыкально-ритмические этюды, танцевально-игровая гимнастика, танцевальная импровизация, музыкально – творческие игры, работа с загадками, средства ИКТ.
Участники: дошкольники 6 -7 лет
Количество детей: 20 человек
Длительность: 30 минут
Педагогический замысел: Обобщить представления детей о космосе, используя современные информационные технологии. Способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей. Укреплять основные мышечные группы для формирования правильной осанки, формировать умение ориентироваться в пространстве, выразительность и грациозность движений.
Образовательная область «Социализация».
Задачи:
- продолжать работу по формированию устойчивого интереса у детей к изучению космического пространства;
- воспитывать бережное отношение к своей планете.
Образовательная область «Коммуникация».
Задачи:
- совершенствование умения общаться в коллективе;
- согласованно действовать в заданных условиях;
- воспринимать и выполнять инструкции педагога;
- развивать динамическую сторону общения, инициативность.
Образовательная область «Познание».
Задачи:
- продолжать знакомство с историей освоения космоса;
- формировать у детей устойчивость внимания, развивать ассоциативное и логическое мышление.
Образовательная область «Художественное творчество».
Задачи:
- способствовать созданию оригинальных танцевальных композиций;
- развивать у детей способности коллективной творческой деятельности в процессе постановки и разрешения проблемной ситуации.
Образовательная область «Музыка».
Задачи:
- развивать эмоциональность;
- закреплять умения выполнять упражнения под музыку, согласовывая ритм движения с музыкальным сопровождением;
- совершенствовать исполнение музыкально-ритмических этюдов, танцевальных движений;
- развивать координацию движений, общую и мелкую моторику.
Предварительная деятельность
- беседы с использованием икт технологий о космосе, истории освоения космоса ;
- рассматривание, чтение книг о космосе;
- экскурсия в « Клуб почемучек»;
- организация условий в группе для отражения полученных знаний, умений и навыков в проблеме, в самостоятельной и совместной деятельности;
- организация интегрированной совместной деятельности педагога дополнительного образования и воспитателей;
- освоение движений, элементов танцев, подвижных игр
Материалы: мультимедийное устройство, слайды, CD проигрыватель, лицензионный диск «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И., CD «Лучшие детские песни», 5 гимнастических обручей.
Ход занятия.
Дети организованно входят в зал под песню “Вместе весело шагать” (М. Матусовский , В. Шаинский)
Хореограф:
Ждут вас быстрые ракеты
Для полета по планетам.
Отправляемся на Марс.
Звезды, ждите в гости нас!
Построение в шахматном порядке.
Хореограф: Здравствуйте, ребята! В далеком 1961 году в космос полетел первый человек. Как его звали? (Юрий Алексеевич Гагарин). А вы хотели бы полететь в космос? Предлагаю вам сегодня совершить увлекательное космическое путешествие на Марс. Ребята, Марс – это планета. Кто из вас знает другие планеты нашей Солнечной системы? Сейчас проверим. (Дети повторяют слова и движения, проводится пальчиковая игра “Планеты”).
Раз, два, три, четыре, пять
Планеты будем мы считать.
Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля,
Четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун, а девятая – Плутон.
Кто не верит, выйди вон.
Все мы знаем, как важна физическая подготовка. А для космонавтов она особенно необходима, ведь они должны быть тренированными и закаленными. Давайте и мы с детства будем готовить себя к полетам в космос.
Мы готовы прямо завтра
Записаться в космонавты.
Космонавтом можешь стать,
Если будешь много знать.
Сядем смело мы в ракету,
Облетим мы всю планету.
Но прежде чем полететь, мы должны пройти подготовку – космическую тренировку.
Космическая зарядка
Ходьба с выполнением различных заданий: на носках, руки на поясе; на пятках, руки за головой; на внешней стороне стопы; “гусиным” шагом; “паучки”.
Бег с выполнением различных заданий: боковой галоп в правую и левую стороны; с высоким подниманием голени; с высоким подниманием колена.
Спокойная ходьба на восстановление дыхания.
ОРУ без предметов.
Чтобы в космос полететь,
Надо сильным, смелым быть.
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться!
1. И.п.: о.с. 1 – поднять плечи вверх; 2 – и.п. (8-10 раз)
2. И.п.: о.с. руки на поясе - повороты и наклоны головы (8-10 раз)
3.И.п.: о.с. 1 – наклон корпуса в сторону; 2 – и.п. (8-10 раз)
4.И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклон вперед, коснуться руками пола – выдох; 2 – и.п. – вдох (6-8 раз)
5. И.п.: о.с. руки на поясе 1 – приседание с поворотом корпуса; 2 – и.п. (8-10 раз)
6. И.п.: о.с. 1 – присесть, разводя колени, отрывая пятки от пола, руки вперед; 2 – и.п. (6-8 раз).
7. Много раз я отожмусь
Утром на зарядке.
И руками оттолкнусь,
Будет все в порядке.
Раз, два – руки согнуть,
Три, четыре – разогнуть!
8. И.п.: лежа на животе, удержание туловища, руки за голову (6 раз по 4 счета).
9. И.п.: о.с. Подпрыгивание с ноги на ногу, высоко поднимая колени и оттягивая носок (4 раза по 10 прыжков).
Хореограф: Да, ребята, вы хорошо потренировались. Но в космосе надо быть готовыми к любым неожиданностям. Все космонавты проходят специальную подготовку, отрабатывают свои действия в необычных ситуациях. Теперь вас сейчас ждет испытание на готовность к полету в космос.
Испытания для космонавтов “Проверь себя”
№1- упражнение на координацию движения
И.п.: о.с. 1 – правая рука вперед; 2 – левая вперед; 3 – правая вверх; 4 – левая вверх. Обратное движение в том же порядке (4раза).
№2 - «центрифуга»
И.п.: о.с. руки в стороны, вращение на месте с остановкой по хлопку (3-4 раза)
№3 - упражнение на равновесие
И.п.: о.с. 1 –руки поднять вверх, ногу поднять согнутую в колене. Кто дольше простоит на одной ноге. Повторить с другой ноги.
Хореограф:
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
Ребята, как называется этот стальной корабль? (Ракета). Давайте строить ракету и отправляться в космическое путешествие.
Ритмический этюд «Ракета»
Строим ракету
1. И.п.: о.с. на 4 счета поднять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладоши над головой. На 4 счета опустить руки через стороны вниз (4 раза).
2 И.п.: о.с. руки перед собой выполняют перекрестное движение (8 раз ).
Заводим двигатели
1. И.п.: о.с . на 4 счета выпад в право, руки исполняют движение «моторчик».
На 4 счета повторить в левую сторону (4 раза).
2. И.п.: о.с .руки подняты вверх, на 4 счета с наклоном вниз руки исполняют движение «моторчик». На 4 счета вернуться в И.п.
Начинаем отсчет (пальчиковая гимнастика)
1. И.п.: о.с. 5,4,3,2,1-«Пуск!» Дети повторяют слова и поочередно разгибают пальцы, сомкнутые в кулак.
Взлет
1. И.п.: о.с. прыжки на 2 ногах на месте с вытянутыми носками, руки прижаты к туловищу (16 раз).
Полет
1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны – покачивание с переносом веса тела на одну ногу.
Хореограф: Ребята, мы свами оторвались от Земли и находимся в открытом космосе. Давайте посмотрим, что можно наблюдать из окошка космического корабля, которое называется иллюминатор.
Галактика (слайд)
Луна - спутник Земли (слайд)
Звезды (слайд)
Солнце (слайд)
Земля (слайд)
Кометы (слайд)
Музыкально-двигательная импровизация
Хореограф: А теперь предлагаю вам показать под музыку движением или позой все то, что вы только что увидели (во время игры педагог наблюдает за детьми, подбадривает, дает положительную оценку).
Хореограф: Настоящим космонавтам надо выходить из своих ракет, чтобы изучить чужие планеты. Вот и мы с вам приземлились на Марсе. Давайте пересядем в «марсоход» и осмотрим окрестности.
Упражнение ходьба «паучком».
Посмотрите, какая неровная поверхность у этой планеты: приходиться то спускаться вниз, то подниматься в гору.
Упражнение на ориентировку в пространстве (дети строятся в колонну по одному в правом верхнем углу зала, двигаются подскоками «восьмеркой»).
Хореограф: Ой, ребята, посмотрите! Нас ждет новое испытание: нам нужно обойти кратер вулкана, а чтобы нам быстрее справиться, давайте сделаем это боковым галопом (боковой галоп лицом и спиной в круг).
Хореограф: Наша марсианская программа выполнена!
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Дружно за руки возьмись,
В круг скорее становись.
Подвижная игра “Космонавты”.
В разных концах зала кладут 4-5 больших обручей. Это посадочные места ракет, готовых отправиться в полет. В одной ракете может поместиться 2-3 космонавта. Всем мест в ракетах не хватает. Дети берутся за руки, идут по кругу хором произносят:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие места объявляют свои маршруты (Земля – Луна – Марс; Земля – Марс – Земля и т. д.). Затем все собираются в общий круг, берутся за руки. Игра повторяется 2-3 раза.
Хореограф:
Возвращаться нам пора,
Прилетает детвора.
Из полета возвратились
И на Землю приземлились.
Незаметно пролетело время в полете. Вот мы и вернулись в наш детский сад, где мы с вами любим танцевать и играть.
Танец «Разноцветная игра» (лицензионный CD «Ритмическая мозаика» Буренина А)
Дать положительную оценку деятельности детей, в общем, и индивидуально.
Планируемый результат:
Полученная в ходе НОД информация, стимулирует детей к познавательно-речевой, художественно – творческой деятельности, музыкально - ритмические комбинации укрепляют основные мышечные группы, формируют умение ориентироваться в пространстве, выразительность и грациозность движений.
Дальнейшая работа:
- осмысление новых знаний, выражение собственного отношения к новому материалу, обращение к самому себе – что я узнал нового;
- подведение итогов и организация совместной продуктивно-творческой деятельности;
- создание хореографической зарисовки на основе танцевальной импровизации детей «Космические дали»;
- продолжение работы с системой художественно – развивающих игр, приемами ТРИЗ.
Используемая литература.
1. В. Горьков, Ю. Авдеев «Космическая азбука», «Детская литература» 1990
2. Д-р. М.Голдсмит перевод с английского А. Ковалевой «Современная детская энциклопедия Космос» 2010
3. Азбука хореографии / Под ред .Барышникова Т. К. - М.: Айрис, 2000
4. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006
5. Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилёва «Физкульт – привет минуткам и паузам» СПб Детство – Пресс. 2004
6. Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7лет. Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 20036. Фирилева Ж.Е.,
.
Предварительный просмотр:
«Реализация задач социально-личностного развития в проектной деятельности»
Плотникова И. Д. – педагог дополнительного образования (хореограф) высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района
Санкт-Петербурга
В НОД использованы следующие технологии, методы и приёмы: пение, танцы, музыкально – творческие игры, работа с загадками, средства ИКТ.
Участники: дошкольники 6 -7 лет
Количество детей: 20 человек
Длительность: 30 минут
Педагогический замысел: активизация детских представлений об окружающем мире и способствовать формированию у детей мотивации деятельности, способности к целеполаганию в процессе совместной деятельности; приобщение к русской традиционной культуре, музыкальному и танцевальному фольклору.
Образовательная область «Социализация»
Задачи:
- продолжать работу по формированию устойчивого интереса у детей к истокам русской культуры;
- уточнить представления детей о традиционной форме отдыха русских людей в деревнях – посиделки, обратив внимание на особенность костюма, традиционные ремесла, народные игры и развлечения.
Образовательная область «Коммуникация».
Задачи:
- совершенствование умения общаться в коллективе;
- согласованно действовать в заданных условиях;
- воспринимать и выполнять инструкции педагогов;
- развивать динамическую сторону общения, инициативность.
Образовательная область «Познание».
Задачи:
- продолжать знакомство с историей, культурными традициями России, русским народным костюмом;
- формировать у детей устойчивость внимания, развивать ассоциативное и логическое мышление.
Образовательная область «Художественное творчество»
Задачи:
- активизировать интерес к народным художественным промыслам;
- изготовление плоскостных кукол в русских костюмах;
- драматизация русских сказок;
- освоить движения мужского и женского русского танца;
- способствовать созданию оригинальных танцевальных композиций;
- продолжать работу по развитию у детей способности коллективной творческой деятельности в процессе постановки и разрешения проблемной ситуации.
Образовательная область «Музыка».
Задачи:
- создавать музыкально - художественные образы во время музыкальных игр и танцев;
- воспитывать культуру слушания русского музыкального фольклора;
-способствовать освоению детьми элементов русского танца для создания образов;
- развивать умения выразительного исполнения музыкальных произведений.
Предварительная совместная деятельность:
- беседы с использованием ИКТ о русском народном костюме и его элементах,
русской шали (павлово-пасадская, оренбургский пуховый платок, шёлковая шаль);
- рассматривание, раскрашивание, самостоятельное рисование русских народных узоров;
- мастерская народного костюма, изготовление плоскостныхкукол в народных костюмах;
- знакомство с тардиционными русскими ремеслами, бытом славянской семьи, формами досуга – посиделками, народными подвижными играми и забавами;
- привлечение родителей к проекту, участие родителей в создании энциклопедии русских посиделок;
- экскурсия в музей русского быта;
- проведение осенней ярмарки;
- организация условий в группе для отражения полученных знаний, умений и навыков в проблеме, в самостоятельной и совместной деятельности;
- проведение «Книжкиной недели» на основе русских народных сказок;
- создание энциклопедии русского быта;
- организация интегрированной совместной деятельности педагогов, обеспечивающий синтез искусств (устного народного творчества, музыки и живописи, народной хореографии);
Материалы: мультимедийное устройство, слайды, CD проигрыватель, русские традиционные костюмы для взрослых и детей, павлово-пасадская шаль, оренбургский пуховый платок, шёлковая шаль, 8 шалей для танца девочек, предметы русского быта.
Ход совместной деятельности
Воспитатель. Ребята, мы с вами пришли в хореографический класс к Ирине Дмитриевне, а ее что-то нет. Давайте ее подождем и оглядимся. Как изменился внешний вид помещения. Что появилось такое, чего никогда не было? (Дети осматривают помещение, перечисляют новые предметы).
Воспитатель. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.
Это что? – Прялка.
«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней».
А для чего она была нужна? (дети предполагают, рассуждают) Прялка - уникальный инструмент. От того, насколько богато и красива была расписана прялка – можно было судить о богатстве хозяйки дома. Посмотрите, какие еще были прялки (слайд №3)
А вот загадки: ( cлайд№4)
«Чем больше я верчусь, тем больше я толстею» Что это? (веретено)
Воспитатель. А эта загадка о чем?
У носатого Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Воспитатель: О чем эта загадка? Да, конечно – это самовар.
Речка льняная
Лодка стальная
Проплывет она –
Исчезнет волна.
Воспитатель. Вы правильно отгадали это утюг. Посмотрите здесь изображено два утюга. Один похож на современный утюг, а второй – еще более древний, он называется рубель.
Отгадайте, а что это за предмет? (чугунные щипцы)
Воспитатель. Да, это щипцы. Ими русские девицы делали себе кудри, чтобы быть красавицами.
Входит Хореограф: Ой, кто же тут у меня в гостях. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Приветствует детей поклоном. (Дети отвечают на поклон)
Воспитатель. Ирина, Дмитриевна, какая вы сегодня красивая. Можно мы Вами немножко полюбуемся. (Дети встают в круг и, передавая, друг другу красивый платочек, говорят комплименты).
Хореограф. Конечно можно. Я сегодня в русском народном костюме не случайно. Я танцую не только с вами в детском саду. Еще я работаю в танцевальном коллективе «Сударушка», в котором занимаются люди, увлеченные русскими песнями и танцами.
Воспитатель. Такая красота достойна комплимента. Помните нашу игру «Комплимент». (С платочком.)
Хореограф. Спасибо Вам ребятки за добрые слова.
Воспитатель. А мы с ребятами в изостудии рассматривали иллюстрации и рисовали детали русского костюма.
Хореограф. Очень хорошо. Тогда вы сможете сказать, что же на мне надето. (Рубаха, сарафан, кокошник).
Одежда на Руси всегда была очень красивой (слайд № 5). Ребята, а из чего шили и как украшали предметы традиционного русского костюма? Молодцы, а вы знаете, что по одежде можно было определить, где живет человек – на севере или юге России, сколько ему примерно лет, замужняя перед вами женщина или еще в девках ходит, на праздник он собрался или на работу? (слайд№6)
А еще я вам хочу показать фотографии моей бабушки и мамы. Они тоже одеты в русские народные костюмы. Но не в сарафаны. А как называется такой вид костюма, из каких деталей он состоит? Да, это понева – прабабушка юбки и рубаха. Это костюм юга России. Представляете, ее вышивала моя прабабушка – мама моей бабушки.
Ребенок. Ирина Дмитриевна, мы хотели бы организовать русские посиделки и пригласить родителей. Пришли к вам за советом, как лучше это сделать.
Хореограф. Да, конечно, я вам помогу. А сначала наряжайтесь, да на посиделки отправляйтесь. (Дети переодеваются, звучит музыка) Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых танцев, старинных обычаев и традиций. В каком народе живешь, таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый интересный обычай - русские посиделки. Не спроста вы ими заинтересовались.
Воспитатель. Ребята, наши костюмы сшиты по мотивам русских народных костюмов, давайте полюбуемся на себя. (Дети любуются на себя в зеркале). (Воспитатель выходит, быстро переодевается в русский костюм.)
Хореограф. Приходя, друг к другу в гости, принято здороваться. На Руси часто приветствовали друг друга поклоном. А мы с вами разучивали к ярмарке танец «Брови». Дети танцуют.
Воспитатель. Вот я тоже захотела стать красавицей. Я вам нравлюсь? Я тоже готова к посиделкам.
Воспитатель. Жизнь в деревне была не простой. Люди очень много работали. Были работы мужские и женские. Какие работы выполняли мужчины? А какие – женщины? (слайд № 7)
Давайте поиграем в отгадалки. Я буду говорить слово, а вы называть ремесло, к которому оно относится:
- пряжа;
- солома;
- мука;
- холст;
- молот;
- молоко.
Хореограф. А теперь вы можете рассказать о ремеслах не словами, а языком танца (танец «Ремесла»)
Хореограф. Ребята, посмотрите, какие у меня красивые шали.
Воспитатель. Можно мне шали померить.
Хореограф. Примерьте вот эту. Дети, как называется эта шаль? А почему она так называется?
Посмотрите, какие у меня еще есть шали.
Воспитатель (примеряет пуховый платок) Ой, какой мягкий. А как он называется?
Это оренбургский пуховый платок.
Воспитатель. А это? (шелковая шаль.)
Хореограф. Посмотрите, потрогайте и скажите, чем они отличаются друг от друга? А теперь давайте поиграем. Девочки накинут шали на плечи, а мальчики с завязанными глазами дотронуться до плеча девочек, и попытаются угадать, какая у кого шаль. В такую игру можно поиграть на посиделках.
Воспитатель. Ах, какие женщины, на Руси искусницы и мастерицы, да на работу скоры и в танце задорны. Покажите, как красивы шали в танце. А Мальчики на вас полюбуются. Танец «Шали».
Хореограф. На славу танец у вас получился. На посиделках часто играли в игры, водили хороводы. Какой недавно был народный праздник? Масленица. Давайте и мы с вами поводим хоровод, который можно будет, потом вместе с мамами поводить. Хоровод.
Воспитатель. А в какую игру можно еще поиграть на посиделках.
Хореограф. Игра «Гори, гори ясно»
Воспитатель. Ну, мы и напелись и наплясались. Чай проголодались?
Хореограф. Не красна изба углами, а красна пирогами.
Воспитатель. Все, что есть в печи, все на стол мечи!
Хореограф. Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою.
Вот чай, чай, чай.
Гость хозяюшку встречай!
Прибауткой отвечай! (Дети отвечают).
- Кому махну платком, тот прибаутку и скажет.
Чай пить – приятно жить!
- Попьешь чайку – позабудешь про тоску!
- Чай не пил, – какая сила, чай попил – совсем ослаб!
- От чая лиха не бывает!
- Как Марфушка для Петра наварила, напекла 92 блина, 53 пирога. Вот сколько пирогов. Хватит на всех едоков.
- Хозяюшку нашу потешьте – пирогов поешьте.
- Мы люди не гордые – нету хлеба – подавай пироги.
- Лакомый кусок – скорее в роток.
- Эх, с маслицем и сметаной и хозяюшкин лапоть съешь.
Хореограф. Да, посиделки часто проходили за чаем с угощениями. Ребята, вы поняли, чем можно заняться на посиделках?
Воспитатель. Ну, гости дорогие, пора и честь знать, хозяйке пора отдыхать. Стол «Спасибом» красится. Спасибо вам хозяюшка, пироги у Вас хорошие, сердце Ваше приветливое.
Все. Спасибо этому дому пойдем к другому!
Хореограф. Вот и шуткам – прибаутка конец, а кто слушал – молодец! Я думаю, что я вам помогла немного. Вы в группе еще посоветуетесь, и у вас получатся замечательные посиделки.
Воспитатель. Давайте поблагодарим Ирину Дмитриевну и попрощаемся с ней русским поклоном.
Дать положительную оценку деятельности детей, в общем, и индивидуально.
Планируемый результат:
Полученная информация стимулирует детей к познавательно-речевой деятельности. Способствует художественно – творческому развитию, развитию патриотизма.
Данная тема:
- помогла объединить все ранее полученные детьми знания, эмоциональный опыт и навыки;
- способствовала формированию у детей устойчивого интереса к истокам русской культуры;
- стимулировала совершенствованию у детей навыка поддерживать беседу в группе на заданную тему, соблюдая правила речевого этикета;
- способствовала развитию мышления, внимания и памяти;
- способствовала обеспечению разностороннего социально-личностного развития, усвоению традиций и обычаев русского народа;
- позволила интегрировать деятельность воспитателей с педагогами дополнительного образования: хореографом, руководителем изостудии и музыкальным руководителем;
- оказала влияние на формирование детского коллектива;
- способствовала введению родителей в образовательное пространство группы.
Дальнейшая работа:
- осмысление новых знаний, выражение нового знания своими словами, выражение собственного отношения к новому материалу, обращение к самому себе – что я узнал нового;
- подведение итогов и организация совместной продуктивно-творческой деятельности, создания рисунков на тему: «Русские богатыри»;
- продолжение знакомства с русским фольклором и танцевальной культурой;
- продолжение работы с системой художественно – развивающих игр, приемами ТРИЗ.
Список литературы:
1. Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова «Образовательные проекты в детском саду»
АЙРИС-Пресс, Москва, 2008 год
2. Составлена Иваном Панкеевым, «Полная энциклопедия быта русского народа», «Олма-пресс», 1998 год.
3. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова. «Красна изба…» методическое пособие
«Детство-пресс», СПб, 2000год.
4. Т.А.Устинова. «Избранные русские народные танцы». Москва, «Искусство», 1996год.
5. Составитель А.Чижик. «Русские кадрили» сборник. «Искусство», Москва, 1956год.
6. «Искусство балетмейстера» «Просвещение», Москва, 1986год.
Предварительный просмотр:
Конспект летнего праздника по теме: «Шоу - Мяу»
Анахосян С.В. –музыкальный руководитель высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района Санкт-Петербурга
Васильева Н. А. – педагог дополнительного образования (ИЗО) высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района Санкт-Петербурга
Плотникова И.Д. - хореограф руководитель высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района Санкт-Петербурга
В НОД использованы технологии, методы и приёмы работы:
мелодекламация, пение, танцы, музыкально – творческие игры, работа с загадками, рисование школьными мелками на пленере.
Участники: дошкольники 3 -7 лет
Количество детей: 20 человек
Длительность: 20 минут
Педагогический замысел: активизация детских представлений об окружающем мире и формирование гуманного отношения к природе. Приобщение к музыкальному искусству.
Образовательная область Социализация
Задачи:
- Постепенно раскрывать перед детьми чувство принадлежности к сообществу природы.
- Способствовать развитию представлений детей о собственном единстве с миром природы.
- Формирование знаний в области изобразительного искусства.
- Формирование представлений о музыкальном искусстве.
- На основе восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства вызвать интерес к изображению кошек.
Образовательная область Коммуникация
Задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение действовать вместе.
- Формировать у детей представления о взаимоотношениях кошек через сравнение семейных отношений у людей (одухотворение живой природы).
- Развивать свободное общение с взрослыми и детьми посредством музыки.
Образовательная область Познание
Задачи:
- Формировать общие представления о кошках, особенности внешнего вида, особенности издаваемых звуков, повадки.
- Знакомить детей с музыкальным творчеством, посвящённым животным.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память и воображение, мышление.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Поддерживать мотивацию познания окружающего мира.
Образовательная область Художественное творчество
Задачи:
- Дать представление о многообразии способов изображения кошачьих, как в изобразительном творчестве, так и в музыкальном.
- Расширять представления о представителях кошачьих, их внешнем виде, повадках.
- Учить в рисунке, передавать намерения котов (смотрят друг на друга, сердятся, играют в догонялки…).
- Способствовать созданию оригинальных и динамичных композиций.
- Способствовать художественно – творческому развитию детей: развивать способность переживания анималистическому образу.
- Развивать эмоциональное восприятие цвета.
- Упражнять в создании изображения при помощи школьных мелков.
Образовательная область Музыка
Задачи:
- Создавать музыкально - художественные образы во время музыкальных игр и танцев.
- Воспитывать культуру слушания.
- Способствовать освоению детьми элементов танца и ритмопластики для создания образов.
- Развивать умения выразительного исполнения музыкальных произведений.
Предварительная совместная деятельность
- раскрашивание с детьми младшего и среднего дошкольного возраста силуэтов котов, при помощи тычковых кисточек и гуаши.
- изготовление и раскрашивание с детьми старшего дошкольного возраста масок – шапочек котов и кошек.
- разучивание стихов и песен и танцев о котах.
Материал:
- плакаты с наклеенными на них силуэтами котов рыжего и серого цвета.
- школьные мелки
- изготовленные детьми, в совместной изобразительной деятельности, шапочки – маски котов и кошек.
Ход совместной деятельности:
Ведущий: - Здравствуйте дорогие дети и взрослые. Я смотрю у вас есть ушки, усы, хвостики, а кто вы сегодня?
Дети: - Котята, коты, кошки.
А раз так, открываем наше «Шоу-Мяу» и приглашаем всех на разминку.
Общий танец «Разминка» (музыкальное сопровождение – песня Б.Соловьёва «Кот Леопольд»).
Ведущий: - Ну, котятки молодцы, рассаживайтесь и теперь послушаем старших котят, они приготовили нам стихи.
Стихи читают дети старшего дошкольного возраста.
А. Барто «Котята» Б.Заходер
Котёнок возится с клубком: Живут на земле,
То подползёт к нему тайком, Существа неземной красоты.
То на клубок начнёт кидаться, Я думаю,
Толкнёт его, отпрыгнет в бок… Ты догадался, что это – коты!
Никак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.
«Кошки – мышки»
Сказала Кошка мышке:
- Давай с тобой дружить!
И будем этой дружбой,
До смерти дорожить!
Боюсь, - сказала Мышка,
Что цель твоя близка
И будет наша дружба
Предельно коротка!
- Ну что ж! – сказала Кошка,
Могу тебя понять!
Я вижу, что смекалку,
У мышек не отнять!
Ведущий: - А сейчас большие котята посидят, а маленькие котятки покажут какие у них мягкие лапки и как они умеют царапаться.
Песня «Цап-царап» (музыка С.Гаврилова, слова Р.Алдониной).
Ведущий: - Молодцы котяточки, бегите на стульчики, а теперь самые большие котята, почти коты и кошки нам расскажут стихи.
Стихи читают дети старшего дошкольного возраста.
Сергей Михалков «Котята»
Вы послушайте, ребята,
я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ - котенок самый белый,
ДВА - котенок самый смелый,
ТРИ - котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам ребята,
Посмотреть и посчитать.
Ведущий: - Ребята-котята, посмотрите каких замечательных котов, нарисовали малыши. Два из них какого цвета? А другие четыре? Вот сейчас про рыжих котов споют нам песню старшие, большие котята.
Песня о котах («Жили, были два кота» музыка Е.Веврика, слова А.Чуркина).
Ведущий: - А сейчас, снова маленькие котятки расскажут, как они спят, резвятся.
игра «На ковре котята спят» (логоритмические упражнения).
Ведущий: - Ну а теперь, я – тётя кошка, загадаю вам всем загадки:
загадки
-Помурлыкала немножко и в клубок свернулась… (кошка)
-Вот налью сметану в плошку, позову на завтрак … (кошку)
-Распушив свои хвосты, размяукались … (коты)
-Ребятишки все хотят завести себе … (котят)
Ведущий: - А знаете, кошки без мышек никак не живут, точно так же как мышки без кошек и теперь посмотрим, как кошки помогают мышкам. Выходите старшие котята.
Танец «Пешком шагали мышки» (музыкальное сопровождение – песня Г.Гладкова «Кошки – мышки»).
Ведущий: - Теперь, когда вы все разогрелись и расшалились,
Весёлая компания удвой своё внимание.
Я буду вам сейчас загадывать трудные загадки.
Раньше рифма помогала, теперь коварной стала,
Ты дружёк не торопись на крючок не попадись.
Загадки «Удвой своё внимание»
- Знает даже и малыш, что Матроскин – это… (кот)
- К нам в открытое окошко залетела ночь… (мошка)
- Подрастёт щенок, потом станет верным он… (псом)
- Птицу с веерным хвостом называем мы… (павлином)
Ведущий: - А вы знаете, что пока мы тут с вами разгадывали загадки, у нас уснул Васька-кот (выбрать кота из детей младшего возраста, усадить на ковер в центре). Вот он. А мы вокруг него будем хоровод водить, выходите старшие котята.
Игра-хоровод «Вот проснётся Васька-кот», (народная прибаутка)
Ведущий: - А сейчас, Рома и Ксюша споют нам шуточную песенку для котика.
«Кот сибирский» (музыка О.С.Борамыковой).
Ведущий: - Вы знаете, у одной девочки была кошка, которую не надо было уговаривать съесть сосиску, она итак была слишком шустрая и не послушная, и девочка её за это ругала. Посмотрите, как это было. Покажут нам старшие котята.
Танец «Кошку девочка ругала» (музыкальное сопровождение – песня «Расплата» литовская народная мелодия).
Ведущий: - А кота Леопольда знают все. Он нам споёт про хорошее настроение и мы сейчас все к нему присоединимся, выходите танцевать все котята и большие и маленькие.
Танец «Кот Леопольд» (музыка Б.Савельева, слова М.Пляцковского «Если добрый ты»).
Ведущий: - Ну, а сейчас объявляю «Мяу – дискотеку».
Общие танцы по желанию детей (музыка на усмотрение музыкального руководителя).
Ведущий: - А теперь продолжим наш праздник на улице. Посмотрите, как много у меня разноцветных мелков! Идемте, нарисуем на асфальте разных, разных котов, кошек и котят, и сказочных и настоящих.
Дети и педагоги входят на улицу, где под музыку рисуют школьными мелками.
Ведущий: - Вот и подошло к концу наше весёлое «Шоу-Мяу». Желаем всем счастливого, тёплого и солнечного лета. До новых встреч.
Дать положительную оценку деятельности детей, в общем, и индивидуально.
Планируемый результат:
Проведённая в ходе НОД деятельность, стимулирует детей к художественно – творческой деятельности, воспитывает доброжелательное отношение к окружающему миру и друг к другу.
Дальнейшая работа:
- создание рисунков в нетрадиционной технике рисования.
- продолжение работы с системой художественно – развивающих игр и музыкальных игр.
Используемая литература.
- С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Усатый полосатый»;
- Е.И.Чарушин «Про Тюпу»;
- Н.Н.Носов «Живая шляпа»;
- А.А.Введенский «О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...
Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...