Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
учебно-методическое пособие по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря и развитие связной речи и может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (для всех видов нарушений в развитии) в детском саду как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности.
Лексический минимум
Слова-предметы (существительные): мобильный телефон, тостер, микроволновая печь, посудомоечная машина, стиральная машина, холодильник, музыкальный центр, принтер, обогреватель, пылесос, электроплита, газовая плита, ноутбук, компьютер, кофемолка, блендер, фотоаппарат, видеокамера, швейная машина, электрочайник, утюг, радиоприемник, морозильная камера, блендер, вентилятор, электробритва, соковыжималка, электромясорубка, телевизор, фен, электроприборы, розетка, вилка.
Слова-действия (глаголы): пылесосит, гладит, открывает, распечатывает, отключили, моет, сушит, шьет, фотографирует, снимает, ремонтирует, греет, готовит, смотрят, отжимает, взбивает, перемешивает, разогревает, печет, варит.
Слова-признаки (прилагательные): мобильный, стационарный, двухкамерный, однокамерный, цветной, черно-белый, электрическая, ручная, газовая, моющая, посудомоечная, стиральная, профессиональный, бытовой, швейная, настольная.
Дидактические игры по активизации словаря:
«Что это?», «Что делает?», «Скажи, какой, какая?»
Дидактические игры по развитию связной речи:
«Расскажи-ка» (для детей 3-5 лет), «Расскажи-ка» (для детей 5-7 лет), «Что сначала, что потом» (для детей 3-5 лет), «Что сначала, что потом» (для детей 5-7 лет), «Составь предложение».
Дидактические игры по активизации словаря
Дидактическая игра «Что это?»
Цель:
1. Формировать обобщающее понятие «Бытовая техника».
2. Формировать предметный словарь.
3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций). Понимать и отвечать на вопрос: что это?
4. Формировать соотнесенность слова с предметом.
5. Развивать распределение и концентрацию внимания.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Словарь: мобильный телефон, тостер, микроволновая печь, посудомоечная машина, стиральная машина, холодильник, музыкальный центр, принтер, обогреватель, пылесос, электроплита, газовая плита, ноутбук, компьютер, кофемолка, блендер, фотоаппарат, видеокамера, швейная машина, электрочайник, утюг, радиоприемник, морозильная камера, блендер, вентилятор, электробритва, соковыжималка, электромясорубка, телевизор, фен, электроприборы, розетка, вилка.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать что это?
- Что это? (Это телефон.)
- Что это? (Это тостер.)
- Что это? (Это микроволновая печь.)
- Что это? (Это посудомоечная машина.)
- Что это? (Это стиральная машина.)
- Что это? (Это холодильник)
- Что это? (Это музыкальный центр.)
- Что это? (Это принтер.)
- Что это? (Это обогреватель.)
- Что это? (Это электроплита.)
- Что это? (Это газовая плита.)
- Что это? (Это ноутбук.)
- Что это? (Это компьютер.)
- Что это? (Это кофемолка.)
- Что это? (Это блендер.)
- Что это? (Это фотоаппарат.)
- Что это? (Это видеокамера.)
- Что это? (Это швейная машина.)
- Что это? (Это электрочайник.)
- Что это? (Это утюг.)
- Что это? (Это радиоприемник.)
- Что это? (Это морозильная камера.)
- Что это? (Это миксер.)
- Что это? (Это вентилятор.)
- Что это? (Это электробритва.)
- Что это? (Это соковыжималка.)
- Что это? (Это электромясорубка.)
- Что это? (Это телевизор.)
- Что это? (Это фен.)
- Что это? (Это бытовая техника.)
- Что это? (Это розетка.)
- Что это? (Это вилка?)
Дидактическая игра «Что делает?»
Цель:
1. Формировать обобщающее понятие «Бытовая техника».
2. Формировать глагольный словарь.
3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций). Понимать и отвечать на вопрос: что делает? что делают?
4. Формировать соотнесенность слова с действием.
5. Развивать распределение и концентрацию внимания.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Словарь: пылесосит, гладит, открывает, распечатывает, отключили, моет, сушит, шьет, фотографирует, снимает, ремонтирует, греет, готовит, смотрят, отжимает, взбивает, перемешивает, разогревает, печет, варит.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать, кто что делает.
- Что делает девочка? (Девочка пылесосит.)
- Что делает тетя? (Тетя гладит.)
- Что делает холодильник? (Холодильник размораживается.)
- Что делает принтер? (Принтер распечатывает.)
- Что делает мясорубка? (Мясорубка перекручивает.)
- Что делает фен? (Фен сушит.)
- Что делает тетя? (Тетя звонит.)
- Что делает тостер? (Тостер подсушивает.)
- Что делает электромиксер? (Электромиксер взбивает.)
- Что делает блендер? (Блендер перемешивает.)
- Что делает кофемолка? (Кофемолка перемалывает.)
Дидактическая игра «Скажи, какой, какая?»
Цель:
1. Формировать обобщающее понятие «Бытовая техника».
2. Формировать словарь признаков.
3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций). Понимать и отвечать на вопрос: какой? какая?
4. Формировать соотнесенность слова с признаком.
5. Развивать распределение и концентрацию внимания.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Словарь: мобильный, стационарный, двухкамерный, однокамерный, цветной, черно-белый, электрическая, ручная, газовая, моющая, посудомоечная, стиральная, профессиональный, бытовой, швейная, настольная.
Ход игры:
- Какой это телефон? (Это мобильный телефон.)
- Какой это телефон? (Это стационарный телефон.)
- Какой это холодильник? (Это двухкамерный холодильник.)
- Какой это холодильник? (Это однокамерный холодильник.)
- Какой это телевизор? (Это цветной телевизор.)
- Какой это телевизор? (Это черно-белый телевизор.)
- Какая это мясорубка? (Это электрическая мясорубка.)
- Какая это мясорубка? (Это ручная мясорубка.)
- Какая это плита? (Это электрическая плита.)
- Какая это плита? (Это газовая плита.)
- Какой это чайник? (Это электрический чайник)
- Какой это пылесос? (Это моющий пылесос.)
- Какая это машина? (Это посудомоечная машина.)
- Какая это машина? (Эти стиральная машина.)
- Какой это фен? (Это профессиональный фен.)
- Какой это фен? (Это бытовой фен.)
- Какая это машина? (Это швейная машина.)
- Какой это блендер? (Это ручной блендер?)
- Какой это блендер? (Это настольный блендер?)
- Какой это миксер? (Это ручной миксер.)
- Какой это миксер? (Это стационарный миксер.)
Дидактические игры по развитию связной речи
Рассказ воспитателя по картинке «Уборка комнаты»
Цель.
1.Научить детей рассматривать картинку, формировать умение замечать на ней главное.
2. Обогатить словарь.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказывает, что на ней изображено. Мама с сыном убираются. Мама чистит палас пылесосом. Мальчик вытирает подоконник влажной тряпкой. Мама с сыном трудолюбивые, они любят чистоту и порядок.
Дидактическая игра «Расскажи-ка» (для детей 3-5 лет)
Цель:
1. Развивать диалогическую форму речи.
2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания слайдов.
3.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать но него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Оборудование: Microsoft Power Point
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопросы полным ответом.
(Картинка с изображением утюга.)
-Что это? (Это утюг.)
-Какого цвета утюг? (Утюг белого цвета.)
- Какой формы утюг (Утюг треугольной формы.)
- Из чего сделан утюг? (Утюг сделан из металла и пластмассы.)
- Назови основные детали утюга (Основные детали утюга шнур, подошва, переключатель)
- Для чего нужен утюг? (Утюг нужен для глажения одежды.)
(Картинка с изображением холодильник.)
- Что это? (Это холодильник.)
- Какого цвета холодильник? (Холодильник белого цвета.)
- Какой формы холодильник? (Холодильник прямоугольной формы.)
- Из чего сделан холодильник? (Корпус утюга сделан из металла, полки из стекла).
- Назови основные детали холодильника? (Основные детали холодильника дверь, ручка, полки.)
- Для чего нужен холодильник? (Холодильник нужен для хранения продуктов.)
(Картинка с изображением газовой плиты.)
- Что это? (Это газовая плита.)
- Какого цвета газовая плита? (Газовая плита белого цвета.)
- Какой формы газовая плита (Газовая плита прямоугольной формы.)
- Из чего сделана газовая плита? (Газовая плита сделана из металла.)
- Назови основные детали газовой плиты (Основные детали газовой литы дверь, ручка, духовка.)
- Для чего нужна газовая плита? (Газовая плита нужна для приготовления пищи.)
Дидактическая игра «Расскажи-ка» (для детей 5-7 лет)
Цель:
1. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
2. Учить (по мнематаблице) рассказывать о предмете.
Оборудование: Microsoft Power Point
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и с помощью мнемотаблицы составить рассказ.
(Картинка с изображением холодильника.)
Это холодильник. Он белого цвета, большой, прямоугольной формы, металлический. У него есть дверца, на ней ручка. Внутри полки, пластмассовые ящики. Работает он от электричества. Используется для хранения продуктов.
(Картинка с изображением газовой плиты.)
Это газовая плита. Она белого цвета, большая, металлическая, прямоугольной формы. У него есть дверца, на ней ручка. Внутри решетка, противень. Работает она от газа. Используется для приготовления пищи. (Картинка с изображением утюга.)
Это утюг. Он белого цвета, маленький, металлический, треугольной формы. У него есть ручка, шнур. Работает он от электричества. Используется для глажения одежды.
(Картинка с изображением стиральной машины.)
Это стиральная машина. Она белого цвета, большая, металлическая, прямоугольной формы. У нее есть ручка, барабан. Работает она от электричества. Используется для стирки белья.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (для детей 3-5 лет)
Цель:
1. Развивать диалогическую форму речи.
2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания слайдов.
3.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать но него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
4. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам.
Оборудование: Microsoft Power Point
Ход игры:
I этап
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопросы воспитателя.
- Что делает бабушка? ( Бабушка месит тесто.)
- С чем делает пирожки бабушка? (Бабушка делает пирожки с повидлом.)
- Куда бабушка положила пирожки? (Бабушка поставила пирожки в духовку.)
- Кого угостила бабушка пирожками?
(Бабушка угостила мальчика пирожками.)
II этап
Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.
Бабушка замесила тесто. Из теста она сделала пирожки с повидлом. Поставила в духовку печь. Потом она позвала мальчика и угостила его пирожками.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (для детей 5-7 лет)
Цель:
1. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания слайдов.
3.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать но него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
4. Развивать умение составлять рассказ по опорным картинкам с последовательно развивающимся действием.
Оборудование: Microsoft Power Point
Ход игры:
I этап
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопросы воспитателя.
- Что делает девочка с ножницами и тканью? (Девочка вырезает ткань, кроит.)
- Что делает девочка? (Девочка шьет на швейной машинке.)
- Что сшила девочка? (Девочка сшила шорты для медведя.)
- Медведь какой? (Медведь довольный, веселый.)
II этап
Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.
Девочка вырезает ткань ножницами. Шьет на швейной машине. Девочка сшила шорты для медведя. Он довольный и веселый.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Цель:
1.Развивать связную речь.
2. Упражнять детей в умении составлять предложение по опорным картинкам.
Оборудование: Microsoft Power Point
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и составить предложение.
- Мама гладит платье.
-Мама шьет юбку.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ч то это? (Это детский сад.)
Ч то это? (Это веранда.)
Ч то это? (Это песочница.)
Ч то это? (Это группа.)
Ч то это? (Это коридор.)
Ч то это? (Это раздевалка.)
Что э то ? (Это туалет.)
Что э то ? (Это спальня.)
Что э то ? (Это лестница.)
Ч то это? (Это зал.)
Ч то это? (Это кабинет.)
Ч то это? (Это кушетка.)
Ч то это? (Это кухня.)
Что э то ? (Это прачечная.)
Ч то это? (Это игрушки.)
Ч то это? (Это игры.)
Ч то это? (Это часы.)
Что это? (Это стол.)
Ч то это? (Это стул.)
Ч то это? (Это мольберт.)
Ч то это? (Это доска.)
Ч то это? (Это занятие.)
К то это? (Это заведующий.)
К то это? (Это старший воспитатель.)
К то это? (Это воспитатель.)
К то это? (Это помощник воспитателя.)
К то это? (Это повар.)
К то это? (Это медсестра.)
К то это? (Это прачка.)
К то это? (Это учитель-дефектолог.)
Кто э то ? (Это дворник.)
Это кто? (Это музыкальный руководитель.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что делает девочка? (Девочка пылесосит.)
Что делает тетя? (Тетя гладит.)
Что делает холодильник? (Холодильник размораживается.)
Что делает принтер? (Принтер распечатывает.)
Что делает мясорубка? (Мясорубка перекручивает.)
Сушит Что делает фен? (Фен сушит.)
Что делает тетя? (Тетя звонит.)
Что делает тостер? (Тостер п одсушивает.)
Что делает электромиксер ? ( Электромиксер взбивает.)
Что делает блендер ? ( Блендер п еремешивает.)
Что делает кофемолка? (Кофемолка перемалывает.)
Что делает тетя? (Тетя шьет.)
Что делает мальчик? (Мальчик фотографирует.)
Что делает стиральная машин? (Стиральная машина стирает.)
Что делает микроволновая печь? (Микроволновая печь греет.)
Что делает телевизор? (Телевизор показывает.)
Что делает плита? (Плита готовит.)
Что делает соковыжималка? (Соковыжималка выжимает.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой это телефон? (Это мобильный телефон.)
Какой это телефон? (Это стационарный телефон.)
Какой это холодильник? (Это двухкамерный холодильник.)
Какой это холодильник? (Это однокамерный холодильник.)
Какой это телевизор? (Это цветной телевизор.)
Какой это телевизор? (Это черно-белый телевизор.)
Какая это мясорубка? (Это электрическая мясорубка.)
Какая это мясорубка? (Это р учная мясорубка.)
К акая это плита? (Это электрическая плита.)
Какая это плита? (Это газовая плита)
Какой этой чайник? (Это электрический чайник.)
Какой это пылесос? (Это моющий пылесос.)
Какая это машина? (Это посудомоечная машина.)
Какая это машина? (Это стиральная машина.)
Какой это фен? Это профессиональный фен.)
Какой это фен? (Это бытовой фен.)
Какая это машина? (Это швейная машина.)
Какой это блендер ? (Это ручной блендер .)
К акой это блендер ? (Это настольный блендер .)
Какой это миксер? (Это ручной миксер.)
Какой это миксер? (Это с тационарный миксер.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мама с сыном убираются. Мама чистит палас пылесосом. Мальчик вытирает подоконник влажной тряпкой. Мама с сыном трудолюбивые, они любят чистоту и порядок.
Игра «Расскажи-ка» (для детей 3-5 лет)
1.Что это? (Это утюг.) 2. Какого цвета утюг? (Утюг белого цвета.) 3. Какой формы утюг (Утюг треугольной формы.) 4. Из чего сделан утюг? (Утюг сделан из металла и пластмассы.) 5. Назови основные детали утюга (Основные детали утюга шнур, подошва, переключатель) 6. Для чего нужен? утюг (Утюг нужен для глажения одежды.)
Игра «Расскажи – ка» (для детей 5-7 лет)
Это холодильник. Он белого цвета, большой, прямоугольной формы, металлический. У него есть дверца, на ней ручка. Внутри полки, пластмассовые ящики. Работает он от электричества. Используется для хранения продуктов.
Игра «Что сначала, что потом» (для детей 3-5 лет)
Что делает бабушка? ( Бабушка месит тесто.)
- С чем делает пирожки бабушка? (Бабушка делает пирожки с повидлом.)
- Куда бабушка положила пирожки? (Бабушка поставила пирожки в духовку.)
Кого угостила бабушка пирожками? (Бабушка угостила мальчика пирожками.)
. Бабушка замесила тесто. Из теста она сделала пирожки с повидлом. Поставила в духовку печь. Потом она позвала мальчика и угостила его пирожками.
Игра «Что сначала, что потом» (для детей 5-7 лет)
Что делает девочка с ножницами и тканью? (Девочка вырезает ткань.)
- Что делает девочка? (Девочка шьет на швейной машинке.)
Что сшила девочка? (Девочка сшила шорт для медведя.)
Медведь какой? (Медведь довольный, веселый.)
Девочка вырезает ткань ножницами. Шьет на швейной машине. Девочка сшила шорты для медведя. Он довольный и веселый.
Игра «Составь предложение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...
Учебно-методический комплект по лексической теме "Лес, деревья, плоды"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Лес, деревья, плоды"...
Учебно-методический комплект по лексической теме "Игрушки"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Игрушки"...
Учебно-методический комплект по лексической теме "Осень золотая"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Осень золотая"...
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема "Детский сад. Игрушки"
Занятие способствует активизации словаря по теме "Игрушки", учить детей пользоваться в речи предлогами с, за, закреплению навыков правильного употребления существительных в родительном...
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...