Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
учебно-методическое пособие по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно методическое сопроводительное пособие | 2.29 МБ |
Учебно методическое сопроводительное пособие | 67 КБ |
Дидактическая игра "Что это?" | 2.83 МБ |
Дидактическая игра "Что делает? Что делают?" | 2.91 МБ |
Дидактическая игра "Скажи, какой,какая?" | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стоял теплый, летний день. Мама с детьми пошла в лес. Собирать грибы и ягоды. В лесу росли высокие деревья: ель и дуб. Из дупла дуба выглянула белка. Мама собрала полную корзинку грибов. Маша и Саша собирают землянику в корзину. Это очень дружная семья.
Игра «Расскажи-ка» (для детей 3-5 лет)
Что это? (Это ель.) Какое оно по высоте? (Ель высокое дерево.) Из каких частей состоит дерево (Ель состоит из ствола, веток, корн, иголок.) Какие плоды у дерева (Плоды ели-шишки.) Это хвойное или лиственной дерево? (Ель хвойное дерево.)
Игра «Расскажи – ка» (для детей 5-7 лет)
Это дерево называется береза. Оно очень высокое. Ствол тонкий. Ветки длинные. Листья треугольные. У дерева есть плоды - сережки. Береза - это лиственное дерево. Осенью листья березы окрашиваются в желто-коричневый цвет.
Игра «Что сначала, что потом» (для детей 3-5 лет)
Мальчик посадил дерево. Дерево выросло, он его окопал. Мальчик поливал дерево. На дереве выросли яблоки. Он их стал собирать в корзину.
Игра «Что сначала, что потом» (для детей 5-7 лет)
Дедушка с мальчиком сажают дерево. Дедушка поливает дерево. Они радуются, что дерево выросло и зацвело. На дереве выросли яблоки, дедушка и мальчик собираю их.
Игра «Составь предложение»
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря и развитие связной речи и может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (для всех видов нарушений в развитии) в детском саду как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности.
Лексический минимум
Слова-предметы (существительные): мобильный телефон, тостер, микроволновая печь, посудомоечная машина, стиральная машина, холодильник, музыкальный центр, принтер, обогреватель, пылесос, электроплита, газовая плита, ноутбук, компьютер, кофемолка, блендер, фотоаппарат, видеокамера, швейная машина, электрочайник, утюг, радиоприемник, морозильная камера, блендер, вентилятор, электробритва, соковыжималка, электромясорубка, телевизор, фен, электроприборы, розетка, вилка.
Слова-действия (глаголы): пылесосит, гладит, открывает, распечатывает, отключили, моет, сушит, шьет, фотографирует, снимает, ремонтирует, греет, готовит, смотрят, отжимает, взбивает, перемешивает, разогревает, печет, варит.
Слова-признаки (прилагательные): мобильный, стационарный, двухкамерный, однокамерный, цветной, черно-белый, электрическая, ручная, газовая, моющая, посудомоечная, стиральная, профессиональный, бытовой, швейная, настольная.
Дидактические игры по активизации словаря:
«Что это?», «Что делает?», «Скажи, какой, какая?»
Дидактические игры по развитию связной речи:
«Расскажи-ка» (для детей 3-5 лет), «Расскажи-ка» (для детей 5-7 лет), «Что сначала, что потом» (для детей 3-5 лет), «Что сначала, что потом» (для детей 5-7 лет), «Составь предложение».
Дидактические игры по активизации словаря
Дидактическая игра «Что это?»
Цель:
1. Формировать обобщающее понятие «Бытовая техника».
2. Формировать предметный словарь.
3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций). Понимать и отвечать на вопрос: что это?
4. Формировать соотнесенность слова с предметом.
5. Развивать распределение и концентрацию внимания.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Словарь: мобильный телефон, тостер, микроволновая печь, посудомоечная машина, стиральная машина, холодильник, музыкальный центр, принтер, обогреватель, пылесос, электроплита, газовая плита, ноутбук, компьютер, кофемолка, блендер, фотоаппарат, видеокамера, швейная машина, электрочайник, утюг, радиоприемник, морозильная камера, блендер, вентилятор, электробритва, соковыжималка, электромясорубка, телевизор, фен, электроприборы, розетка, вилка.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать что это?
- Что это? (Это телефон.)
- Что это? (Это тостер.)
- Что это? (Это микроволновая печь.)
- Что это? (Это посудомоечная машина.)
- Что это? (Это стиральная машина.)
- Что это? (Это холодильник)
- Что это? (Это музыкальный центр.)
- Что это? (Это принтер.)
- Что это? (Это обогреватель.)
- Что это? (Это электроплита.)
- Что это? (Это газовая плита.)
- Что это? (Это ноутбук.)
- Что это? (Это компьютер.)
- Что это? (Это кофемолка.)
- Что это? (Это блендер.)
- Что это? (Это фотоаппарат.)
- Что это? (Это видеокамера.)
- Что это? (Это швейная машина.)
- Что это? (Это электрочайник.)
- Что это? (Это утюг.)
- Что это? (Это радиоприемник.)
- Что это? (Это морозильная камера.)
- Что это? (Это миксер.)
- Что это? (Это вентилятор.)
- Что это? (Это электробритва.)
- Что это? (Это соковыжималка.)
- Что это? (Это электромясорубка.)
- Что это? (Это телевизор.)
- Что это? (Это фен.)
- Что это? (Это бытовая техника.)
- Что это? (Это розетка.)
- Что это? (Это вилка?)
Дидактическая игра «Что делает?»
Цель:
1. Формировать обобщающее понятие «Бытовая техника».
2. Формировать глагольный словарь.
3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций). Понимать и отвечать на вопрос: что делает? что делают?
4. Формировать соотнесенность слова с действием.
5. Развивать распределение и концентрацию внимания.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Словарь: пылесосит, гладит, открывает, распечатывает, отключили, моет, сушит, шьет, фотографирует, снимает, ремонтирует, греет, готовит, смотрят, отжимает, взбивает, перемешивает, разогревает, печет, варит.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать, кто что делает.
- Что делает девочка? (Девочка пылесосит.)
- Что делает тетя? (Тетя гладит.)
- Что делает холодильник? (Холодильник размораживается.)
- Что делает принтер? (Принтер распечатывает.)
- Что делает мясорубка? (Мясорубка перекручивает.)
- Что делает фен? (Фен сушит.)
- Что делает тетя? (Тетя звонит.)
- Что делает тостер? (Тостер подсушивает.)
- Что делает электромиксер? (Электромиксер взбивает.)
- Что делает блендер? (Блендер перемешивает.)
- Что делает кофемолка? (Кофемолка перемалывает.)
Дидактическая игра «Скажи, какой, какая?»
Цель:
1. Формировать обобщающее понятие «Бытовая техника».
2. Формировать словарь признаков.
3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций). Понимать и отвечать на вопрос: какой? какая?
4. Формировать соотнесенность слова с признаком.
5. Развивать распределение и концентрацию внимания.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Словарь: мобильный, стационарный, двухкамерный, однокамерный, цветной, черно-белый, электрическая, ручная, газовая, моющая, посудомоечная, стиральная, профессиональный, бытовой, швейная, настольная.
Ход игры:
- Какой это телефон? (Это мобильный телефон.)
- Какой это телефон? (Это стационарный телефон.)
- Какой это холодильник? (Это двухкамерный холодильник.)
- Какой это холодильник? (Это однокамерный холодильник.)
- Какой это телевизор? (Это цветной телевизор.)
- Какой это телевизор? (Это черно-белый телевизор.)
- Какая это мясорубка? (Это электрическая мясорубка.)
- Какая это мясорубка? (Это ручная мясорубка.)
- Какая это плита? (Это электрическая плита.)
- Какая это плита? (Это газовая плита.)
- Какой это чайник? (Это электрический чайник)
- Какой это пылесос? (Это моющий пылесос.)
- Какая это машина? (Это посудомоечная машина.)
- Какая это машина? (Эти стиральная машина.)
- Какой это фен? (Это профессиональный фен.)
- Какой это фен? (Это бытовой фен.)
- Какая это машина? (Это швейная машина.)
- Какой это блендер? (Это ручной блендер?)
- Какой это блендер? (Это настольный блендер?)
- Какой это миксер? (Это ручной миксер.)
- Какой это миксер? (Это стационарный миксер.)
Дидактические игры по развитию связной речи
Рассказ воспитателя по картинке «Уборка комнаты»
Цель.
1.Научить детей рассматривать картинку, формировать умение замечать на ней главное.
2. Обогатить словарь.
Оборудование: Microsoft Power Point.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказывает, что на ней изображено. Мама с сыном убираются. Мама чистит палас пылесосом. Мальчик вытирает подоконник влажной тряпкой. Мама с сыном трудолюбивые, они любят чистоту и порядок.
Дидактическая игра «Расскажи-ка» (для детей 3-5 лет)
Цель:
1. Развивать диалогическую форму речи.
2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания слайдов.
3.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать но него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Оборудование: Microsoft Power Point
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопросы полным ответом.
(Картинка с изображением утюга.)
-Что это? (Это утюг.)
-Какого цвета утюг? (Утюг белого цвета.)
- Какой формы утюг (Утюг треугольной формы.)
- Из чего сделан утюг? (Утюг сделан из металла и пластмассы.)
- Назови основные детали утюга (Основные детали утюга шнур, подошва, переключатель)
- Для чего нужен утюг? (Утюг нужен для глажения одежды.)
(Картинка с изображением холодильник.)
- Что это? (Это холодильник.)
- Какого цвета холодильник? (Холодильник белого цвета.)
- Какой формы холодильник? (Холодильник прямоугольной формы.)
- Из чего сделан холодильник? (Корпус утюга сделан из металла, полки из стекла).
- Назови основные детали холодильника? (Основные детали холодильника дверь, ручка, полки.)
- Для чего нужен холодильник? (Холодильник нужен для хранения продуктов.)
(Картинка с изображением газовой плиты.)
- Что это? (Это газовая плита.)
- Какого цвета газовая плита? (Газовая плита белого цвета.)
- Какой формы газовая плита (Газовая плита прямоугольной формы.)
- Из чего сделана газовая плита? (Газовая плита сделана из металла.)
- Назови основные детали газовой плиты (Основные детали газовой литы дверь, ручка, духовка.)
- Для чего нужна газовая плита? (Газовая плита нужна для приготовления пищи.)
Дидактическая игра «Расскажи-ка» (для детей 5-7 лет)
Цель:
1. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
2. Учить (по мнематаблице) рассказывать о предмете.
Оборудование: Microsoft Power Point
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и с помощью мнемотаблицы составить рассказ.
(Картинка с изображением холодильника.)
Это холодильник. Он белого цвета, большой, прямоугольной формы, металлический. У него есть дверца, на ней ручка. Внутри полки, пластмассовые ящики. Работает он от электричества. Используется для хранения продуктов.
(Картинка с изображением газовой плиты.)
Это газовая плита. Она белого цвета, большая, металлическая, прямоугольной формы. У него есть дверца, на ней ручка. Внутри решетка, противень. Работает она от газа. Используется для приготовления пищи. (Картинка с изображением утюга.)
Это утюг. Он белого цвета, маленький, металлический, треугольной формы. У него есть ручка, шнур. Работает он от электричества. Используется для глажения одежды.
(Картинка с изображением стиральной машины.)
Это стиральная машина. Она белого цвета, большая, металлическая, прямоугольной формы. У нее есть ручка, барабан. Работает она от электричества. Используется для стирки белья.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (для детей 3-5 лет)
Цель:
1. Развивать диалогическую форму речи.
2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания слайдов.
3.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать но него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
4. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам.
Оборудование: Microsoft Power Point
Ход игры:
I этап
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопросы воспитателя.
- Что делает бабушка? ( Бабушка месит тесто.)
- С чем делает пирожки бабушка? (Бабушка делает пирожки с повидлом.)
- Куда бабушка положила пирожки? (Бабушка поставила пирожки в духовку.)
- Кого угостила бабушка пирожками?
(Бабушка угостила мальчика пирожками.)
II этап
Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.
Бабушка замесила тесто. Из теста она сделала пирожки с повидлом. Поставила в духовку печь. Потом она позвала мальчика и угостила его пирожками.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (для детей 5-7 лет)
Цель:
1. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания слайдов.
3.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать но него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
4. Развивать умение составлять рассказ по опорным картинкам с последовательно развивающимся действием.
Оборудование: Microsoft Power Point
Ход игры:
I этап
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопросы воспитателя.
- Что делает девочка с ножницами и тканью? (Девочка вырезает ткань, кроит.)
- Что делает девочка? (Девочка шьет на швейной машинке.)
- Что сшила девочка? (Девочка сшила шорты для медведя.)
- Медведь какой? (Медведь довольный, веселый.)
II этап
Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.
Девочка вырезает ткань ножницами. Шьет на швейной машине. Девочка сшила шорты для медведя. Он довольный и веселый.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Цель:
1.Развивать связную речь.
2. Упражнять детей в умении составлять предложение по опорным картинкам.
Оборудование: Microsoft Power Point
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и составить предложение.
- Мама гладит платье.
-Мама шьет юбку.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что это? (Это лес.)
Что это? (Это роща.)
Что это? (Это ельник.)
Что это? (Это сосняк.)
Что это? (Это дубрава.)
Что это? (Это Деревья.)
Что это? (Это ель.)
Что это? (Это сосна.)
Что это? (Это береза.)
Что это? (Это дуб.)
Что это? (Это клен.)
Что это? (Это осина.)
Что это? (Это орешник.)
Что это? (Это рябина.)
Что это? (Это черемуха.)
Что это? (Это кустарники.)
Что это? (Это смородина.)
Что это? (Это шиповник.)
Что это? (Это сирень.)
Что это? (Это крыжовник.)
Что это? (Это листья.)
Что это? (Это иголки.)
Дупло Что это? (Это дупло.)
Что это? (Это листопад.)
Что это? (Это плоды.)
Что это? (Это шишка.)
Что это? (Это желудь.)
Что это? (Это сережки.)
Что это? (Это береста.)
Что это? (Это смола.)
Что это? (Это сок.)
Что это? (Это сук.)
Что это? (Это ветка.)
Что это? (Это кора.)
Что это? (Это корни.)
Что это? (Это почки.)
Что это? (Это ствол.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что делает мальчик? (Мальчик копает.)
Что делает девочка? (Девочка поливает.)
Что делает яблоня? (Яблоня растет.)
Что делают почки? (Почки набухают.)
Что делают листья? (Листья распускаются.)
Яблоня цветет Что делает яблоня? (Яблоня цветет.)
Что делают яблоки? (Яблоки созревают.)
Что делает дерево? (Дерево гнется.)
Что делают листья? (Листья желтеют.)
Что делают листья? (Листья краснеют.)
Что делают листья? (Листья падают.)
Что делают листья? (Листья летают.)
Что делают листья? (Листья шуршат.)
Что делают листья? (Листья сохнут.)
Листья собирает Что делает бабушка? (Бабушка собирает листья.)
Что делают мама и дети? (Мама и дети гуляют.)
Что делает девочка? (Девочка собирает листья.)
Ветки обрезают Что делают с веткой( Ветку обрезают.)
Что делают с деревом? (Дерево белят.)
Что делают с деревом? (Дерево опрыскивают.)
Что делают с веткой? (Ветку ломают.)
Что делает лес? (Лес горит.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой это лес? (Это хвойный лес.)
Какой это лес? (Это смешанный лес.)
Это какая роща? (Это березовая роща.)
Это какой сад? (Это цветущий сад.)
Это какой сад? (Это фруктовый сад.)
Это какой лес? (Это дремучий лес.)
Это какой лес? (Это багряный лес.)
Это какой лес? (Это сухой лес.)
Это какой крыжовник? (Это колючий крыжовник.)
Это какой дуб? (Это могучий, старый дуб.)
Цветущая, душистая сирень Это какая сирень? (Это цветущая, душистая сирень.)
Если у березы белый ствол, значит она какая? (Береза белоствольная.) Если у клена темный ствол, значит он какой? (Клен темноствольный.)
Если сосна любит свет, значит она какая? (Сосна светолюбивая.) Если ель растет в тени, значит она какая? (Ель теневыносливая.)
Это какой лист? (Это дубовый, желтый, волнистый лист.)
Это какой лист? (Это березовый, зеленый, зубчатый лист.)
Это какой лист? (Это рябиновый, красный, продолговатый лист.)
Это какие иголки? (Это сосновые, зеленые, острые иголки.)
Это какие плоды? (Это рябиновые, красные, круглые, плоды.)
Это какой плод? (Это дубовый, коричневый, овальный желудь.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по лексической теме "Лес, деревья, плоды"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Лес, деревья, плоды"...
Развитие связной речи в ходе освоения лексической темы "Деревья и кустарники"
Материал для занятий дома с родителями в период самоизоляции....
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ( зкр и связная речь)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ...
Лексическая тема "«Деревья и кустарники»" 2-ое занятие – «Кустарники»
Представлены изображения на тему "Кустарники", загадки, корневая система сходства и различия...
- Мне нравится (1)