Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
Занятие первое.
Тема «Музыка дождя».
- Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.
- Задачи: Совместить имеющиеся у детей слуховые представления о звуках природы и классической музыке; развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах и рисования; дать понятие о штрихе staccato; поддерживать желание детей передавать в движении характер и настроение в музыке.
Занятие второе.
Тема «Поющий ручей».
Цель: Привлечь внимание к красоте звуков в природе, развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям.
Занятие третье.
Тема «Лебединое озеро».
- Цель: В живой, весёлой, развлекательной форме помочь детям по-новому взглянуть на мир, лучше понять разнообразие его звуковой гаммы, продолжать развивать тембровый слух, развивать ориентировку и свободу движений в пространстве зала.
- Задачи: Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, дать понятие о жанре «балет», обогащать двигательные и слуховые ощущения детей в процессе творчества.
Занятие четвёртое.
Тема «Река и море».
- Цель: Привлечь внимание детей к красоте звуков моря и реки, развивать образное мышление, координацию движений, воображение, музыкальную память.
- Задачи: Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, познакомить с жанром «сюита»,закрепить понятие «опера»,определить настроение музыкальных фрагментов (из оперы и симфонической сюиты), средства музыкальной выразительности, благодаря которым они создаются; сопоставить музыкальные и живописные произведения, развивать желание включаться в творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика проведения | 76.5 КБ |
Слайдшоу для проведения занятий Архив, том 1 | 2.86 МБ |
Слайдшоу для проведения занятий Архив, том 2 | 2.86 МБ |
Слайдшоу для проведения занятий Архив, том 3 | 2.86 МБ |
Слайдшоу для проведения занятий Архив, том 4 | 1.02 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему
«Музыка в природе, природа в музыке»
с использованием мультимедийной технологии
Музыкальный руководитель
МБДОУ детского сада №69 «Мальвина»
Ломакина М.Б.
г.Тамбов
2012г.
Занятие первое.
Тема «Музыка дождя».
Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.
Задачи: Совместить имеющиеся у детей слуховые представления о звуках природы и классической музыке; развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах и рисования; дать понятие о штрихе staccato; поддерживать желание детей передавать в движении характер и настроение в музыке.
Оформление зала: На центральной стене изображение летнего дождя, лужайки с цветами, бабочек, стрекоз, облачка, солнышка. В центре зала под потолком облако из белых непрозрачных шариков, надутых гелием со спускающимися ленточками из прозрачной плёнки(«дождик»).
Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, детские музыкальные инструменты, тонированная бумага (бумага тонирована заранее, на занятии по изодеятельности), кисти, краски, султанчики (из прозрачной и голубой плёнки) по количеству детей, зонтики, экран,.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом, исполняют вступительную песню «Музыка, здравствуй!»
М.р.: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о звуках, давайте закроем глаза и попробуем их услышать.
(дети закрывают глаза и вслушиваются)
М.р.: Что вы услышали?
Дети: Звук машины, голоса детей, звуки стройки.
М.р.: Правильно, вокруг нас существует много различных звуков. Одни звуки мы можем услышать в городе, другие – в лесу, в поле. Например, какие?
Дети: Жужжание шмеля, пение птиц, раскаты грома, завывание ветра, колокольный перезвон, журчание ручейка, дождик…
М.р.: Молодцы. Давайте послушаем некоторые из них.
( дети слушают звуки природы, последний отрывок - капли дождя)
Дети называют отрывки.
М.р.: Композиторы, используя музыкальные инструменты, научились так похоже воспроизводить в музыке звуки природы, что слушатели сразу догадываются о чём идёт речь. Мы с вами слушали звуки природы, а теперь давайте закроем глаза и подумаем, что можно представить себе под эту музыку.
Звучит «Вальс-шутка» Д.Шостаковича.
Дети: Дождик, капельки.
М.р.: Как вы догадались, что это музыка дождя?
Дети: Музыка звучала колко, отрывисто.
М.р.: Правильно. Звуки были короткими. Такое звучание в музыке называется staccato. Давайте попробуем сыграть «музыку дождя» с помощью музыкальных инструментов, которые лежат на столе. Возьмите те инструменты, которые вам больше понравились.
(дети играют на колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, треугольнике (трензеле) без аккомпанемента, затем с музыкальным сопровождением)
М.р.: Ребята, а как можно ещё изобразить дождь, чтобы мы не только его услышали, но и увидели?
Дети: Его можно нарисовать.
М.р.: Правильно. Давайте с вами его нарисуем, но перед этим разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Дети рисуют дождик под «Вальс-шутку» Д.Шостаковича, соотнося длину штриха и мазков с длительностью нот.
По окончании работы на экране появляется Капитошка.
Капитошка.: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Капитошка. Я услышал весёлую музыку и решил спуститься к вам, мне очень скучно сидеть одному на облаке.
Я – весёлый Капитошка.
Поиграй со мной немножко,
Или песенку мне спой,
Или поиграй со мной.
М.р.: Здравствуй, Капитошка. Молодец, что пришёл! Мы постараемся тебя развеселить весёлыми песнями.
Творческая распевка «Дождик-дождик» (дети сочиняют и музыкально интонируют окончание фраз «кап-кап-кап» ), затем исполняют песню
«Капельки» муз.Дубравина, сл.Суслова
М.р.: А теперь, Капитошка, мы предлагаем тебе потанцевать с нами под «музыку дождя». Для того, чтобы танец у нас получился красочным, я предлагаю вам, ребята, использовать султанчики.
Танец –импровизация «Дождик» (фрагмент из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» «Фея серебра»)
М.р.: Ой, какой сильный дождь начался. Не пора ли нам взять зонтики?
Музыкально-подвижная игра «Дождик и зонтик»
В записи звучит шум ветра.
Капитошка.: Ой, моё облако улетает. Мне пора домой. А если вы захотите ещё встретиться, изобразите музыку дождя на музыкальном инструменте, и я приду.
М.р.: Капитошка, чтобы ты не скучал и помнил, что у тебя есть друзья, мы дарим тебе капли дождя, которые дети нарисовали сегодня.
Капитошка благодарит, прощается и улетает.
М.р.: Ребята, сегодня мы познакомились с музыкой дождя. Кто мне ответит, как мы можем изобразить дождик?
Дети: Нарисовать, сыграть на музыкальных инструментах, спеть песню, показать в движении.
М.р.: Хорошо, молодцы. А что помогло нам изображать дождик?
Дети: Музыка.
М.р.: Правильно. Музыка – это искусство звуков, поэтому она может изобразить очень многие звуки и шумы, существующие в окружающей нас природе и жизни. А сейчас мы попрощаемся с музыкой до следующей нашей встречи.
Дети исполняют песню «До свидания, музыка»
Занятие второе.
Тема «Поющий ручей».
Цель: Привлечь внимание к красоте звуков в природе, развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям.
Оформление зала: На центральной стене изображение ручья, лужайки с цветами, бабочек, стрекоз, облачка, солнышка. В центре зала под потолком облако из белых непрозрачных шариков, надутых гелием со спускающимися ленточками из прозрачной плёнки («дождик»).
Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, детские музыкальные инструменты, голубые ленточки по количеству детей, экран,.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом, исполняют вступительную песню «Музыка, здравствуй!»
М.р.: На прошлой нашей встрече мы познакомились с весёлой капелькой Капитошкой. Вы хотите его позвать?
Ответы.
М.р.: Кто из вас был внимательным в прошлый раз? Что для этого нужно сделать?
Дети: Изобразить музыку дождя на музыкальном инструменте.
(дети играют на выбранном инструменте)
М.р.: А теперь давайте ускорим темп, чтобы капельки падали чаще… Вот полил дождик, побежал ручеёк.
На экране появляется Капитошка.
Капитошка: Здравствуйте, друзья! Вы меня звали? Я в лесу встретил ваш ручеёк и пришёл вместе с ним к вам в гости. Послушайте, как он журчит.
(звучит журчание ручья в записи)
М.р.: А теперь ты, Капитошка, послушай, как композитор Эдвард Григ изобразил журчание ручейка. Давайте представим образ только что родившегося ручейка. искрящаяся музыка, звучащая в верхнем регистре, передает блеск, переливы ручейка. По ходу пьесы композитор добавляет новые краски и голос ручейка звучит более, ярко. Вырвавшись на свободу он набирает силы. Внезапно появляются низкие ноты. Что бы это могло значить? Наверное ручеёк встречает на своём пути преграды и преодолевает сопротивление камней, веток и корней деревьев. По тому, как развивается тема в пьесе Э.Грига, можно представить: уже не один ручеёк спешит к реке, их много. Сливаясь, они растворяются в водах реки. Музыка постепенно затихает, переходя в оттенок piano.
Звучит пьеса Э.Грига «Ручеёк» в исполнении м.р.
М.р.: Ребята, подумайте, на каких музыкальных инструментах можно изобразить пение ручейка?
Дети: Цитра, металлофон, ксилофон, колокольчик, фортепиано.
М.р.: А каким штрихом будет изображаться мелодия? Staccato? отрывисто?
Дети: Нет. Звучание будет плавное.
М.р.: Это звучание обозначается штрихом glissando. Возьмите музыкальные инструменты и давайте попробуем изобразить журчание ручейка.
Дети играют штрихом glissando на музыкальных инструментах в сопровождении фортепиано.
М.р.: Как весело наш ручеёк побежал по камешкам.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал…
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал…
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул,…
Увидел речку – прыг туда,
И сразу утонул!
М.р.: А теперь послушай, Капитошка, какую песенку дети знают про твоего друга ручейка.
Песня «Ручеёк» муз. и сл. Михайленко.
Капитошка: Какая хорошая песенка. Моему другу ручейку она наверняка понравилась бы. А я приготовил для вас голубые ленточки. Посмотрите, как плавно они могут двигаться, как они похожи на воду, совсем как ручеёк. Давайте с ними потанцуем.
Танец-импровизация «Прозрачный ручеёк» с использованием ранее разученных движений. («Утро»Э.Григ)
Капитошка: Спасибо вам ребята. Мне у вас очень понравилось, но мне пора домой на моё облако. Капитошка улетает.
М.р.: ребята, что мы сегодня с вами узнали.
Дети: музыка может изображать не только отдельные капли дождя, но и потоки воды.
Занятие третье.
Тема «Лебединое озеро».
Цель: В живой, весёлой, развлекательной форме помочь детям по-новому взглянуть на мир, лучше понять разнообразие его звуковой гаммы, продолжать развивать тембровый слух, развивать ориентировку и свободу движений в пространстве зала.
Задачи: Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, дать понятие о жанре «балет», обогащать двигательные и слуховые ощущения детей в процессе творчества.
Оформление зала: Зал оформлен, как лесное озеро. На полу хаотично разбросаны листья и цветы кувшинок. На центральной стене изображение леса.
Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, белые листы бумаги для работы в технике «оригами», маленькие круглые зеркала, удочки, ведёрко, шапочки золотых рыбок по количеству детей, экран,.
Ход занятия.
Дети входят в зал, на экране изображение Капитошки.
Капитошка: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на озеро. Располагайтесь на листьях кувшинок. Я очень люблю озеро – оно всегда гладкое, спокойное, на его лице нет ни одной морщинки. Озеро никогда не гордится собой, показывает красоту других. Как в зеркале в нём отражаются деревья, облака, звери и птицы, которые пьют его прозрачную воду. Рядом с каждым листом кувшинки есть зеркальце. С его помощью мы рассмотрим окружающую обстановку, а звуки природы помогут нам отметить красоту увиденного.
(Звучит пение птиц, шелест листвы)
Капитошка: Я очень люблю отдыхать на гладкой поверхности озера. Часто сюда прилетают лебеди.
М.р.: Ты знаешь, Капитошка, композитор П.И.Чайковский, наверное, тоже очень любил лебедей. Он написал балет «Лебединое озеро». А ты знаешь, что такое балет?
Капитошка: Нет, не знаю.
М.р.: Слово «балет» в переводе обозначает «танец». Вот уже три века этим словом называют музыкальные спектакли, в которых актёры не говорят, не поют, а в танце передают слова, образы, чувства. А теперь давайте закроем глаза и послушаем волшебную музыку П.И.Чайковского из балета «Лебединое озеро».
Звучит отрывок из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» в исполнении м.р..
М.р.: Что вы услышали в музыке?
Ответы детей.
М.р.: Вы услышали, как на озеро опустились прекрасные белые лебеди?
Ответы детей.
М.р.: Давайте попробуем сделать лебедей своими руками.
Под звучание отрывока из балета «Лебединое озеро» дети складывают из бумаги лебедей в технике «оригами».
М.р.: Молодцы, ребята. замечательные лебеди у вас получились. А вы слышали, как в музыке отображены их плавные, грациозные движения? Давайте потанцуем с нашими белоснежными лебедями так, как это сделали бы артисты балета.
Танец импровизация под музыку Адана к балету «Жизель».
В конце танца дети располагают своих лебедей возле кувшинок.
М.р.: От взмаха крыльев, садящихся на озеро лебедей поднялся лёгкий ветерок. Давайте изобразим его.
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Капитошка: Каждое утро, сидя на тучке, я вижу, как на озеро приходит любитель-рыболов. Я думаю, что он и вам хорошо знаком.
М.р.: Да, конечно. Ребята, я предлагаю вам спеть и проинсценировать эту весёлую, знакомую нам песню.
Инсценирование песни «Любитель-рыболов» Старокадомского.
Капитошка: Как всегда рыболов ничего не поймал. Надевайте шапочки золотых рыбок и сейчас мы с вами поиграем в игру «Золотые рыбки».
Проводится музыкально-подвижная игра «Золотые рыбки».
М.р.: Ребята, что нового вы узнали сегодня?
Дети: Музыка может изображать не только движение воды, но и неподвижную гладь озера.
М.р.: Нам очень понравилось, Капитошка, на твоём тихом озере, но нам пора в детский сад. До свидания.
Дети уходят из зала.
Занятие четвёртое.
Тема «Река и море».
Цель: Привлечь внимание детей к красоте звуков моря и реки, развивать образное мышление, координацию движений, воображение, музыкальную память.
Задачи: Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, познакомить с жанром «сюита»,закрепить понятие «опера»,определить настроение музыкальных фрагментов (из оперы и симфонической сюиты), средства музыкальной выразительности, благодаря которым они создаются; сопоставить музыкальные и живописные произведения, развивать желание включаться в творческую деятельность.
Оформление зала: На центральной стене изображение морского пейзажа, по мор плывёт корабль.
Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, голубая газовая материя, экран,.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом, исполняют вступительную песню «Музыка, здравствуй!».
М.р.: Ребята, как вы думаете, куда нас сегодня хочет пригласить Капитошка? Он прислал нам посылку, а в ней диск. Давайте послушаем?
В записи звучание реки.
Ответы детей.
М.р.: Правильно. А с чего начинается река?
Дети: С ручейков, с родников.
М.р.: Верно. Вот и мы сейчас превратимся в ручейки и побежим к реке.
Игра-моделирование «Рождение реки».
По окончании игры на экране появляется Капитошка.
Капитошка: Здравствуйте, ребята! Я услышал звонкое пение ручейков, которые затем растворились в реке и поспешил на встречу с вами.
М.р.: Здравствуй, Капитошка. Мы прослушали звуки природы, которые ты прислал нам и решили. Что ты пригласил нас на реку. Представьте небольшую живописную реку, неторопливые воды которой уносят с собой множество весёлых ручейков; её течение плавное, спокойное; день яркий, солнечный; вода искрящаяся, переливающаяся. Всё это соответствует характеру светлой музыки композитора Шатихина , создающей впечатление лёгкости и безмятежности.
«У реки» Ю.Шатихина в исполнении м.р.
Капитошка: Мне очень понравилось произведение. Я услышал, как течёт река плавно и неторопливо.
М.р.: Знаешь, Капитошка, наши дети знают песню о реке такую же плавную, напевную со струящейся мелодией. Хочешь, мы сейчас споём её для тебя?
Капитошка: Конечно, хочу.
М.р.: Ребята, давайте сначала подготовим голоса к пению.
Распевка «Мы перебегали берега».
Песня «Ты скажи мне, реченька» сл. Орлова, муз.Рыбкина.
М.р.: Понравилась тебе песня?
Капитошка: Очень.
М.р.: Скажи, Капитошка, а что дальше случилось с нашей рекой?
Капитошка: Она продолжила путь до самого моря. Удивительно красивый открылся вид: море катило свои волны от горизонта, белые кружева украшали его неспокойную поверхность.
М.р.: Ребята, посмотрите на две картины художника Ивана Айвазовского «Георгиевский монастырь» и «Среди волн».
(Изображение картин на экране)
М.р.: На одной из них штиль, на другой шторм; на одной игра цвета и света (включить запись морского прибоя), на другой – пенящийся водоворот волн (включить запись шторма). Это состояние природы можно отобразить и в музыке. Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Садко» и симфоническую сюиту «Шехерезада», где дал описание различным состояниям моря – штилю и шторму.
Капитошка: а что такое сюита?
М.р.: Сюита – это инструментальное музыкальное произведение, состоящее из нескольких контрастных частей.
Капитошка: А что такое опера?
М.р.: На этот вопрос тебе ответят наши дети.
Дети: Опера – это музыкальный спектакль, который играют на сцене, в театре. Но герои этого спектакля не говорят, а поют. И все явления природы и настроения изображены игрой музыкальных инструментов.
М.р.: Давайте послушаем отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко».
Звучит отрывок «Океан-море» в исполнении м.р..
М.р.: Каким вы представили себе море?
Дети: Бескрайнее, безграничное, глубокое, таинственное.
Звучит отрывок из сюиты «Шехерезада» в исполнении м.р.
М.р.: А сейчас какое море вы представили?
Дети: Страшное, бурное. На море большие волны.
М.р.: Правильно. Композитор рассказал нам о море тёмными, мрачными, низкими звуками. Море было грозное, неприветливое, суровое. А как вы думаете, в движении можно изобразить спокойное море и море бушующее?
Ответы детей.
М.р.: Давайте попробуем передать красоту и характер моря в танце.
Танец - импровизация «Океан-море» под различную по характеру музыку. (изображение моря в штиль и в шторм с помощью газовой ткани)
М.р.: Вы прекрасно изобразили море в разном состоянии. А теперь я предлагаю отдохнуть на берегу воображаемого моря. Ложитесь на теплый морской песочек, закройте глаза, послушайте шум прибоя и постарайтесь немного расслабиться.
(Звучит шум прибоя)
М.р.: А теперь нам пора возвратиться в детский сад. Раз… Два…Три… сейчас можно открыть глаза и сесть кто как хочет.
Капитошка: Ребята, теперь вы всё знаете о моих друзьях: звонком и весёлом ручейке, гладком и спокойном озере, доброй и неторопливой реке, волнующемся и необъятном море. А я узнал о том, что музыка может звучать в природе, а природа в музыке. До свидания, друзья! Спасибо!
Капитошка улетает.
Дети поют заключительную песню «До свидания, музыка!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в подготовительной группе по теме "Живая и неживая природа"
Познакомить детей с объектами живой и неживой природы, их признаками, связью между собой....
Музыкальные занятия для подготовительной группы на тему: «Звучащие картины добра и зла в музыке», "Непобедимая и легендарная" , "Живопись по мокрому", "Сказочный лабиринт", "Сказка в музыке и живописи" и другие...
Конспекты нетрадиционных занятий для воспитателей и музыкального руководителя. Дан подробный самоанализ к одному из занятий....
музыкальное занятие в подготовительной группе по теме: "Город Настроения"
конспект музыкального занятия в подготовительной группе по теме: "Город настроения"...
Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе на тему: «Мой родной край»
Данное занятие поможет формированию у детей через средства музыки умения и желания сохранять природу....
Конспект открытого зонального музыкального занятия в подготовительной группе по теме «Весеннее пробуждение природы» в рамках конкурса "Воспитатель Оренбуржья 2023"
Занятие направленное на развитие музыкальных данных, а именно на чистату формирования голоса. Занятие проходило в форме путешествия по волшебному музыкальному...
Музыкальное занятие в подготовительной группе по теме "Сказочная музыка П.И .Чайковского"
Тема: Сказочная музыка П.И .Чайковского...
Комментарии
замечательные разработки!
замечательные разработки! кстати, у меня тоже на эту тему открытое занятие! загляните, может быть вам приглянётся оно? ( не против голоса в конкурсе, я вам баллы поставила)