Образовательный проект «Малая Родина - Кубань» старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Направление деятельности проекта: приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности.
Вид, тип проекта: комплексный, длительный, творческий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_innovac.deyt-sti.docx | 25.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отчёт
об инновационной деятельности
Муругова Анжелика Александровна
музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 52
ст. Петровской Славянского района
Образовательный проект «Малая Родина - Кубань»
старший дошкольный возраст
Разработан мною совместно с воспитателем старшей группы, вместе реализовывали данный проект, защитила на методическом объединении музыкальных руководителей 7.12.2012г.
Возникновение проекта было обусловлено поиском эффективных путей организации детского коллектива и взаимодействия с семьями воспитанников.
Направление деятельности проекта: приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры и объединение детей и родителей в совместной деятельности.
Вид, тип проекта: комплексный, длительный, творческий.
Краткий план мероприятий проекта:
- знакомство детей с историей русского быта;
- проведение осенней ярмарки;
- проведение Книжкиной недели на основе кубанских народных сказок;
- знакомство с кубанским народным костюмом и его элементами;
-знакомство с фольклорными формами;
экскурсия в музей кубанского быта;
развитие у детей креативности в процессе выполнения творческих заданий, развитие способности к целепологанию, мотивации своей деятельности.
создание энциклопедии кубанского быта.
организация интегрированной совместной деятельности, обеспечивающий синтез искусств: устного народного творчества, музыки и живописи;
организация условий в группе для отражения полученных знаний, умений и навыков в проблеме, в самостоятельной и совместной деятельности;
привлечение родителей к проекту, участие родителей в создании энциклопедии кубанских посиделок;
итоговая непосредственно образовательная деятельность «Кубанские посиделки».
Данная тема:
- помогла объединить все ранее полученные детьми знания, эмоциональный опыт и навыки;
- способствовала формированию у детей устойчивого интереса к истокам кубанской культуры;
- стимулировала совершенствованию у детей навыка поддерживать беседу в группе на заданную тему, соблюдая правила речевого этикета;
- способствовала развитию мышления, внимания и памяти;
- способствовала обеспечению разностороннего социально-личностного развития, усвоению традиций и обычаев кубанского народа;
- позволила интегрировать деятельность воспитателей с музыкальным руководителем;
-сделала более эффективной работу, направленную на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей,
- оказала влияние на формирование детского коллектива;
- способствовала введению родителей в образовательное пространство группы.
В связи с тем, что сейчас особое внимание уделяется вопросу этнокультурного воспитания, мы предложили детям погрузиться в историю русского быта.
Беседа на групповом сборе с детьми позволила определить их интересы и составить план проекта:
В ходе проекта мы с детьми и родителями прожили следующие темы:
- историческое прошлое Кубани,
- ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края
- жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков
- различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани национальная одежда кубанского казака и казачки
-кубанский фольклор: пословицы, поговорки, песни
-мой край – Кубань моя родная
-кубанские посиделки. В ходе работы эта тема детьми была выделена особо.
Оценить результативность работы в проекте мы смогли в ходе итогового занятия «Кубанские посиделки».
Цель: способствовать формированию у детей мотивации деятельности, способности к целепологанию в процессе совместной деятельности.
Задачи:
-Продолжать работу по формированию устойчивого интереса у детей к истокам русской культуры.
-Уточнить представления детей о традиционной форме отдыха русских людей в деревнях – посиделки, обратив внимание на особенность костюма, традиционные ремесла, народные игры и развлечения.
-Способствовать формированию у детей навыка поддерживать беседу в группе на заданную тему, соблюдая правила речевого этикета.
-Продолжать работу по формированию у детей устойчивости внимания, развитию ассоциативного и логического мышления.
-Продолжать работу по развитию у детей способности коллективной творческой деятельности в процессе постановки и разрешения проблемной ситуации.
Содержание:
« КУБАНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Девочки парами под народную кубанскую музыку входят в зал (воспитатель и дети одеты в кубанские костюмы).
Две девочки выходят вперед, читают стихотворение о Кубани.
1 дев. Кубань – земля такая,
От края и до края
Омытая морями,
Укрытая лесами,
Пшеничными полями,
Глядится в небеса.
2 дев. Кубань – земля такая,
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Ведущая.День добрый, честной народ! Позади трудовая осень: и сено скосили, и стога сметали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело – гуляй смело! И когда солнышко клонится к закату, приходят на толоку красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать да на других посмотреть, семечки пощелкать да добрым словом перемолвится.
Девочки отправляются в хату, где находится воспитатель, приглашая девчат словами:
- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.
Веселья вам, да радости!
Давно вас жду, поджидаю,
Посиделки не начинаю.
У меня для каждой найдется и местечко, и доброе словечко.
Девчата кланяются и говорят:
- Мир вашему дому.
Девочки рассаживаются на лавки.
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
музрук. 1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Девчата, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).
Приглашаю вас на чай
С пряниками, сушками,
Пышными ватрушками.
И чаю попьем, и разговоры заведем.
Девочки пьют чай.
ДЕВОЧКИ: Мы знаем, тётя Маруся, что у тебя много работы. А что нам дашь делать, пока хлопцы не пришли?
МАРУСЯ: Садитесь, девчата, ткать. И мне поможете, и сами покажете, на что способны.
девочки поют песню «Прялица» и имитируют движения пряхи.
девочки (вместе):Позолоченая прялица,
Мы прядём, а нитка тянется.
Мы прядём, а нитка тянется.
Нам работа эта нравится.
1 девочка: Сижу я и песенку тихо пою,
И кружево тихо с любовью плету.
2 девочка: Плету покрывало, узоры вяжу,
Всем людям свой труд
От души отдаю!
Хозяюшка: А что, прядут, да вяжут девчата на славу. А сумеют ли они быстро намотать ниточку в клубочек. Сейчас мы это увидим.
игра «Кто быстрее намотает клубок»
Хоз. Как только музыка начнет играть, надо ниточку в клубочек намотать.
По окончанию звучания музыки хозяюшка сравнивает клубки и объявляет победителя.
МАРУСЯ: Ну и умницы вы, девчата! А вот и хлопцы сюда спешат! (Девочки садятся)
МАЛЬЧИКИ: Здравствуй, тётя Маруся! (поклон) Дай Бог тому, кто в этом дому!
МАРУСЯ: Спасибо на добром слове, хлопцы. Проходите, садитесь, да расскажите, где были, что видели.
МАЛЬЧИКИ: Мы лучше споём.
песню « казачата»
МАРУСЯ: Верно говорят в народе: есть хлеб – будет и песня.
МАЛЬЧИКИ: 1. Да, хлеб, соль и вода – молодецкая еда!
2.Казаки умеют и хлеб растить, и родину защищать!
3. Казацкому роду нет переводу!
МАРУСЯ: Что-то вы, казаки, себя похваливаете, а дело-то стоит.
МАЛЬЧИК: Умелые руки не знают скуки!
МАРУСЯ: А есть ли среди вас умельцы, которые могут хоть шашку, хоть подкову сковать?
КУЗНЕЦЫ: Конечно, есть! Мы с братом – потомственные кузнецы. Что там подкова - раз, два! – и готово! (Надевают фартуки.)
«ВО КУЗНИЦЕ»
( постукивают в ритме песни по «наковальне»)
КУЗНЕЦЫ: Готово! (Отдают подкову Марусе)
МАРУСЯ: Посмотрите-ка! Хороша подкова-то! Вот мы с ней и поиграем.
В старину говорили: кто найдёт подкову, тому и счастье будет. Вставайте, ребята, в круг.
игра «НАЙДИ ПОДКОВУ»
Хозяйка. Узнали, кому счастье выпало. Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка»
Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
хозяйка. У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
хозяйка. Эй, девчонки – хохотушки
Затевайте - ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Девочка. Станем, девицы, рядком,
Да частушки пропоем.
Мальчик. Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем.
Хозяйка. Какие же посиделки без частушек и без семечек?!
Семечки на подносе разносят по залу, угощают зрителей.
Частушки.
1. Родились мы на Кубани.
В благодатном крае.
Лучше мы земли не знаем,
Чем Кубань родная!
2. Ах, станица, ты станица,
Зеленая улица.
Кукуруза, рис, пшеница.
Все вами любуются.
3.А в станице-то Петровской
Девки лучше городских.
Круглолицы и скромны,
И умеют печь блины.
4. Приазовские девчушки
Тоже очень хороши.
Развеселые частушки
Все поют вам от души.
5. Городская полюбила
Из станицы казака.
А станичница отбила,
Дав ей палкой по бокам.
6. В Сочи я не полечу,
Мало лет еще мне.
Все равно медаль свою
Получу с лихвою.
Все: Вы похлопайте казачкам,
Огневым, красивым.
Ну а также казакам
Мужественным, сильным!
Мы живём в станице, нам есть чем похвалиться.
Девчата кланяются и садятся на лавки.
Выходят парни:
- Эй, красны девицы,
Что сидите,
А плясать вы не хотите.
Девочка:
- Всю неделю не пилось,
Не пилось, не елось.
И сейчас нам поплясать
Очень захотелось.
Девочка.Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка ты со мной!
Мальчик.Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!
Кубанская пляска
(Входит казачок с мешком муки, кладёт его около стола, отряхивается.)
КАЗАК: Здравствуйте, люди добрые!
МАРУСЯ: А вот и мой сынок пришёл с мельницы.
КАЗАК: Эх, такая наша мука кубанская – белая, рассыпчатая! Вот если бы нашлась мастерица вкусненького чего – нибудь испечь. У меня для неё и подарочек найдётся.
ДЕВОЧКИ: Да мы тебе всего напечём!
Испечём тебе мы плюшки,
Хлеб, баранки и ватрушки,
И с начинкой пирожок,
А я – вкусный кренделёк.
Да и я тебя просто так не отпущу,
А вареничками угощу!
КАЗАК: Вот это девчата! Ладно уж, подожду. (Садится в центре большого стола.
За маленьким столиком девочки «готовят угощение», ритмично постукивая кухонной посудой.)
песня "Жарь маты, капусточки"
ДЕВОЧКИ: ( ставят на стол по очереди блюда)
Ешь, не стесняйся. Кушай, от души угощайся.
Медку добавляй, молочком запивай, а можешь и квасом.
КАЗАК: Ну нельзя же всё сразу!
ДЕВОЧКА: Съешь ещё и вареничков!
КАЗАК: Да я уже по горло сыт! ( Показывает рукой.)
ДЕВОЧКА: Ну хоть чуточку, со сметанкой…
КАЗАК: Эх, ладно, так и быть! ( Ест, а девочки с интересом наблюдают и считают на пальцах)
ДЕВОЧКА: Ничего себе, сыт по горло! У тебя отсюда досюда ( показывает от подбородка до макушки) вошло 15 вареников!
ДЕВОЧКИ: ( хором) Ах!
КАЗАК: Ну и накормили! Какая теперь работа? Мне поспать охота. (Потягивается)
ДЕВОЧКИ: Ишь, какой хитрый! А пода-арочки обещал!
КАЗАК: Для всех подарочки найду! ( Надевает всем бусы.)
ДЕВОЧКИ: Ой, подарки хороши! Теперь с нами попляши!
КАЗАК: Что ж, позвать готов друзей. Выходите поскорей!
« ПАРНЫЙ ТАНЕЦ»
МАРУСЯ: Спасибо, потешили вы нашу душу!
МАРУСЯ: Уж и солнце клонится к вечеру. Кончаются наши посиделки.
Ведущая.Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радуют кого-то
Наших прадедов работы.
Ведущая. Завязка, Завязка-края дорогие,
Здесь казаки испокон века живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
Все поют: Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не видали
Мы праздника краше!
Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты!
Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Дети: Любим чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями!
Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....
Проект «Малая Родина — Кубань»
Проект «Малая Родина — Кубань»Проект «Малая родина Кубань»Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный проектВид проекта: ИнформационныйСрок реализации: Долгосрочный (сентябрь – май)Участн...
Образовательный проект "Моя Родина - Кубань!"
Данный образовательный проект разработан для педагогов, которые считают важным реализацию нравственно - патриотического воспитания. Цель проекта: воспитание у дошкольников нравственно - патриотических...
Воспитательно-образовательный проект "Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием камешек Марблс"
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть...
Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшейго дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой род...
Сценарий образовательной деятельности «Россия – родина моя» Старший дошкольный возраст
Цель: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:Закрепить знания детей о государственных символах России.Обобщить элементарные представления о происхождении и функциональном ...
Викторина «Красноярский край – наша малая Родина» (Для старшего дошкольного возраста)
Викторина "Красноярский край -наша малая Родина"...