Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста
статья на тему
В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшейго дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству.
Патриотическое воспитание − процесс формирования человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося свершениями своего народа, его культурой.
На современном этапе дошкольное образование − первый, самый важный уровень образования. В ФГОС ДО ключевым принципом является поддержка разнообразия детства, подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В современных условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к своим корням.
В каждом округе, регионе нашей страны есть все необходимое для патриотического воспитания дошкольников. Окружающая среда дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры ребенка.
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям − отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Современное понимание патриотизма, или любви к Родине, характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью.
И.Е. Кравцов отмечает: «Патриотизм − это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм − это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».
Важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма в любую историческую эпоху является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, а также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости. Добровольность участия каждого − обязательное требование и условие данной работы.
Методическую работу педагога по патриотическому воспитанию можно разделить на основные направления:
– ближайшее окружение – семья, детский сад, мир природы, деятельность людей: быт и труд жителей, промыслы и традиции края;
– культура края: архитектура, художественная среда, знаменитые земляки;
– история края: прошлое и настоящее региона – возникновение города, заповедные и памятные места, места военных событий, сведения о подвигах земляков на фронте и в тылу.
Эти направления работы тесно взаимосвязаны.
В соответствии с ФГОС ДО содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области:
– социально-коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками и др.);
– познавательное развитие (формирование представлений о малой родине и Отечестве, региональных традициях и др.);
– речевое развитие (знакомство с художественной литературой), художественно-эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно-модельную деятельность);
– физическое развитие (экскурсии, прогулки, игровая деятельность).
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментом, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Педагогический проект – это система планируемых педагогом и реализуемых в совместной деятельности педагогов, детей и родителей действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей. Завершается проект созданием творческих работ.
Реализацию метода проектов можно свести к четырем основным этапам:
1. Подготовительный (целеполагание) – определение цели.
2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.).
3. Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта проекта.
4. Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение задач для новых проектов.
Для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами разрабатываются педагогические проекты воспитания любви к малой родине.
Задачи данных проектов:
1. Познакомить детей с достопримечательностями города, в котором они живут.
2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, формировать чувство гордости за её достижения.
Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края в ходе экскурсий и целевых прогулок. Так постепенно у детей появляются любимые уголки в городе. От близкого окружения нужно перейти к жизни людей города и края, значимости их труда для региона, страны; показать, что край – часть большой страны. Ознакомление с героической историей и искусством края, традициями региона – возможность узнать людей, прославивших край и оставивших о себе добрую память. Узнавая о подвигах старших поколений, земляках, известных всему миру, дети начинают понимать, что Родина – святое!
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Используемая литература:
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошк. учр. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса– М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. Виноградова. − М.: Просвещение, 1980.
- Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт.-сост.: Е.Ю. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. – М., 2003.
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к матери у детей старшего дошкольного возраста.
Начало начал патриотического воспитания-родное гнездышко, дом, родные и близкие, а в частности мамочка, именно здесь начинает формироваться любовь, доброта и забота. Мама-самый родной и бл...
: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...
"Проектная деятельность как средство формирования первичных экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста"
Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обще...
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....
Проектная деятельность как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Связь поколений через музыку Великой Победы»...
Картотека игр по теме "Вочспитание представлений о малой Родине детей старшего дошкольного возраста"
Игры по патриотическому воспитанию по теме: 1. "Моя семья";2. "Мой детский сад";3." Моя малая Родина";4. "Культурное наследие нашего города";5. "Профессими...