Шедевры народной культуры
рабочая программа по музыке по теме

Шедевры народной культуры. Компилятивная программа по музыкальному воспитанию детей через народный фольклор и его традиции (2004-2005 гг.)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Титульный лист
  2. Тема компилятивной программы
  3. Цели и задачи
  4. План работы на 2004-2005 годы
  5. Обоснование
  6. Модель программы: «Шедевры народной культуры»
  7. Типы фольклорных музыкальных занятий
  8. Формы занятий
  9. Характеристика различных форм фольклорных музыкальных занятий
  10. Связь программы «Шедевры народной культуры» с другими видами программ
  11. Предполагаемый результат
  12. Структура программы
  13. Необходимые условия для включения фольклора в процесс музыкального воспитания
  14. Диагностика:
  1. Основные показатели музыкального развития детей на основе народной культуры
  2. Критерии оценки уровня сформированности основ фольклорной музыкальной культуры детей в разных группах
  1. Примерный перспективный план
  2. Методические источники
  3. Практический материал


Предварительный просмотр:

«Шедевры народной культуры»

(Компилятивная программа

по музыкальному воспитанию детей

через народный фольклор и его традиции)

Программу составила: Святовец Людмила Григорьевна

музыкальный воспитатель МДОУ

детского сада № 33 «Сказка»

II квалификационной категории

11 разряда

2004-2005 гг.



Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

«Шедевры народной культуры»



Предварительный просмотр:

Основная цель: 

Развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни своих предков, специфике бытования народной культуры, содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами народного фольклора.

Основные задачи: 

  1. Знакомство детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале.
  2. Воспитание эмоциональной отзывчивости, развитие музыкальных способностей, воспитание эстетических чувств на красоту форм и росписи произведений народного искусства, прививать любовь к родной земле.
  3. Развитие музыкально творческой активности детей, создание ими собственных творческих композиций (в рисунках, движениях, инсценировках, образном слове).
  4. Обучать элементарной игре на народных музыкальных инструментах в соответствии с желанием и способностями детей.



Предварительный просмотр:

План работы на 2004-2005 гг.

Содержание работы

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1

Изучить методическую литературу по данной теме

сентябрь

+

2

Создать условия для проведения фольклорных занятий, праздников:

  1. сшить костюмы;
  2. приобрести народные инструменты;
  3. приобрести народную утварь: посуду (глиняная, деревянная, чугунная), прялку, рушники, икону, обстановку избы;
  4. создать в подготовительной группе комнату-уголок «Русская светелка»;
  5. собрать образцы народно-прикладного искусства: росписи, вышивки, игрушки и т.д.

в течение
года



в течение
года


+

3

Подобрать серию потешек, пестушек, прибауток и использовать в работе с детьми

октябрь

+

4

Разработать серию занятий по пословицам, поговоркам, загадкам по теме «Времена года»

ноябрь

+

5

Разработать серию праздников: календарно-обрядовых семейно-бытовых

в течение года

+

6

Разработать формы посиделок

декабрь

+

7

Работа кружка «Сударушка»

в течение года

+



Предварительный просмотр:

Обоснование

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников

На современном этапе из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного музыкального воспитания.

Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: музыкальной, речевой, игровой, изобразительной.

Фольклор позволяет разнообразить и процесс музыкального воспитания путем нахождения новых форм развития музыкально-творческой инициативы детей.

Вначале очень редко, эпизодически, а затем все чаще я стала вводить больше разновидной народной музыки: колыбельные, лирические, веселые, озорные песни, частушки, хороводы, пляски, народные игры, шутки, прибаутки, скороговорки, поговорки, загадки – начиная с младшего раннего возраста с учетом их интересов. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре.

Мне хотелось, чтобы народная музыка звучала не ради занятий, а стала потребностью каждого ребенка, чтобы в свои дошкольные годы дети слушали народные произведения неоднократно, узнавали их. Чтобы посредством одного музыкального произведения решались все более сложные музыкальные и эстетические задачи, находящие нравственный и эмоциональный отклик в душе ребенка, чтобы воспитывалось чувство гордости за русских людей, пробуждалась любовь и уважение к Родине, отечеству, родному краю.

Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью народной музыки, то это не пройдет бесследно для его духовного становления. Народная музыка передает всю гамму чувств и оттенков, при этом расширяется кругозор ребенка.

Слушая народную музыку – наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Эмоциональная отзывчивость на народную музыку связана с эмоциональной отзывчивостью и в жизни воспитывает такие качества личности как доброта, трудолюбие, отзывчивость. Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.



Предварительный просмотр:

Модель программы «Шедевры народной культуры»

Фольклор

Учебная работа

Физкультурно-оздоровительная работа

Активный отдых

Кружковая работа

Работа с семьей

Музыкальные занятия

Танцевально-игровая гимнастика

Праздники и развлечения

Досуги

Фольклорная группа

Оркестр

Семинарные практикумы для родителей

Групповые и общие родительские собрания

Просмотр родителями д/с мероприятий

Совместное проведение досугов и развлечений

Консультации



Предварительный просмотр:

Типы фольклорных музыкальных занятий

Занятия музыкального

руководителя с

воспитателями

Занятия с детьми

Пение (детские, плясовые, колыбельные, обрядовые песни)

Музыкально-творческие: «Элементарное музицирование» по принципу К. Орфа

Пение русских народных песен хором, на 2-3 голоса

Сюжетно-ролевые

Театрализованные (все виды театра)

Знакомство с хороводными играми, танцевальными движениями, хороводами

Музыкально-ритмические (танцевально-игровая гимнастика, использование элементов по программе «Са-Фи-Дансе»)

Знакомство с композиторами-классиками, использовавшими в своем творчестве народную музыку, современными, детскими

Исполнительская деятельность на детских музыкальных инструментах

Игровые занятия

Познавательные занятия

Интегрированные занятия


Интегрированные занятия

Музыка – занятия по познавательному развитию

Музыка – ИЗО

Музыка – театр

Музыка – развитие речи

Музыка - ритмическая гимнастика


Музыкальные занятия познавательной

направленности

Знакомство с устным народным творчеством

Знакомство

с народной

песней

Потешки, пестушки, прибаутки, загадки, скороговорки, пословицы, русские народные сказки

Колыбельная, хороводная, плясовая, частушки

Знакомство

с народно-прикладным искусством

Дымковская игрушка, матрешка, Хохломская роспись, Городецкая роспись, гжельская посуда, народная вышивка, жостовские подносы

Знакомство

с календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми праздниками

Зимние святки, Масленица, Пасха, Троица, Успение, Кузьминки, именины

Как фольклор подружился с классической музыкой

Опера, балет, симфония, композиторы, музыкальная грамота


Знакомство с народной музыкой

Просмотр видеокассет в исполнении народных артистов в современном исполнении русских народных песен

Слушание музыкальных народных произведений в исполнении музыкального руководителя

Прослушивание грам. записи русских

народных песен

Мини концерт учащихся музыкальных школ и хореографических студий

Посещение концертов


Праздники и развлечения

Календарные

Дни рождения

Семейно-бытовые

По литературным и музыкальным произведениям русского народного творчества

Народные

Сладкие столы


Театрализованные занятия

Театр

«би-ба-бо»

Театр «живой руки»

Кукольный

театр

Пальчиковый

Перчаточный

Театр

рукавичек

Театр резиновой игрушки

Театр марионеток

Настольный театр

Теневой театр

Драматический театр «Люди-куклы»



Предварительный просмотр:

Формы организации занятий

  1. Занятия с воспитателем (1 раз в неделю в младших группах обязательно).
  2. Фронтальные занятия с детьми (2 раза в неделю).
  3. Концерты артистов, воспитанников музыкальных школ (1 раз в квартал).
  4. Праздники и развлечения (2 раза в месяц).
  5. Оркестр (кружок) (1 раз в неделю).
  6. Диагностические занятия.



Предварительный просмотр:

Характеристика различных форм

фольклорных музыкальных занятий

  1. Музыкально-творческие занятия – построены по принципу педагогики Карла Орфа – немецкого педагога-учителя: «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Здесь происходит развитие способности детей к действиям в ситуации музыкально-игрового общения, воспитываются навыки творческой активности, формируется чувство метроритмической пульсации, интонационного и тембрового слуха на основе фольклорного материала.

На таких занятиях педагог побуждает, предлагает совместный поиск, наблюдение помощь.

Выразительность народного языка во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Между музыкой и речью много общего. Интонационная окраска передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз.

На занятиях создается учебная ситуация для восприятия метра органами чувств: через тактильные и мышечные ощущения, слух, зрение.

В разделе «Речевые игры» дети декламируют текст потешки по разному: громко, как рассказчик, тихо, как ябеда, писклявым голосом, басом и т.д., что дает слышать музыкальные интонации. Затем добавляются метрические шаги по залу, врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.

На таких занятиях дети учатся весело, не боятся придумывать сами.

(Например: «Имена», «Рёва», «Колокольцы», «Мышки», «Фокус-покус», «Зайчик», «Сорок грошей», «Тра-та-та»).

Одновременно с движением можно выполнять различные хлопки, шлепки, щелчки, притопы, удары по коленям, бедрам и т. д.

Также используются для исполнения русских народных потешек колокольчики, бубенцы, трещотки, рубель.

Потешки можно разучивать как маленькую театрализованную сценку (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т. д., для инструментов также могут подойти сковорода, крышка от кастрюли, тазы и другие самодельные шумовые инструменты).

  1. Сюжетные музыкальные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора в зависимости от сюжета и задач.

Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки, т.е. содержание занятия положено на сюжет русской народной тематики.

(«В гости к бабушке Арине», «В тереме расписном живу, к себе в гости приглашу», «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут», «Веселье и труд – рядом живут», «Русская матрешка» и т.д.)

  1. Театрализованные музыкальные занятия проходят с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр – драматизаций.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью движений, голоса, мышц лица, всего тела. Она используется для того, чтобы передать, изобразить «душевное» состояние зайчика, хитрой лисы, отважного петушка и т.д.

В инсценировках и играх – драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Используются все виды театрального искусства.

  1. Музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах с использованием русских песен и народных мелодий.

На таких занятиях можно использовать некоторые разделы из программы «Са-Фи-Дансе» для разучивания танцевальных шагов, элементов хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный танцы – раздел «Игротанцы».

Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, которые построены на базе малого народного фольклора, что превращает учебный процесс в увлекательную игру, обогащает внутренний мир ребенка, оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

  1. Игровые музыкальные занятия построены на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные игры и хороводы с соответствующими движениями.

Лучше проводить такие занятия, когда дети уже предварительно разучили народные игры и хороводы, считалки, песни-дразнилки.

(Например, занятия «Делу время – потехе час», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и др.)

  1. Познавательные занятия из серии «Знакомство с русской народной песней» – формируют элементарные знания и представления детей о народной музыке, из серии «Устное народное творчество» – с малым фольклорным жанром, из серии «Народно-прикладное искусство» – с народными умельцами русского народа, из серии «Календарно-обрядовые и семейно-бытовые праздники» – с обычаями и традициями русского народа. Из серии «Фольклор и классическая музыка» – дает возможность детям сравнить музыку народную и композиторскую, узнать о композиторах, которые в своем творчестве использовали народные мотивы (в опере, балете, симфонической музыке). Сравнить оркестры народный и симфонический, различать их инструменты. Развивать умение сравнивать контрастные произведения различные по жанру, различать оттенки, динамику, средства музыкальной выразительности, развивать способность слышать и выражать смену настроений и т.д.

  1. Интегрированные музыкальные занятия. Такие занятия с элементами фольклора позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области музыкального воспитания.

Известно, что необходимым условием развития детского творчества является обогащение ребенка впечатлениями, знакомство его с различными видами народного искусства. Смысл такого занятия в том, что через различные виды детской деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной – раскрывается определенная тема.

Мы видим, какие возможности заключены в этих занятиях. Дети становятся более раскованными, у них появляется уверенность в себе и желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать, видеть мир глазами народной мудрости, приобщаться к духовной чистоте русского фольклора.

(«Ярмарка», «Этот странный завиток», «Вологодские кружева», «Сказочная птица» и многие др.)

Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, попевки, играя в народные игры, ребенок эмоционально раскрывается и активно включается в предложенную ситуацию.

Разве можно устоять на месте, когда звенят бубны, трещотки, стучат ложки, развлекают народ разудалые скоморохи? Бойко распродают товар купцы. И здесь же на глазах у всех работают удалые мастера – это сами дети. Они расписывают Городецкие доски, хохломские ложки, жостовские подносы и многое другое. Здесь происходит закрепление знаний о народных промыслах, расширяется словарный запас детей новыми терминами, эпитетами, народными оборотами. Создается ситуация творческого поиска.

Таким образом, народное искусство, глубоко проникая в жизнь ребенка формирует его эмоционально-эстетическое восприятие родной культуры.



Предварительный просмотр:

Связь фольклора с другими видами программ

Фольклор

Программа

«Детство»

Музыкальные

шедевры

Музыкальная педагогика К. Орфа «Элементарное музицирование»

Танцевально-игровая гимнастика для детей: «Са-Фи-Дансе»



Предварительный просмотр:

Предполагаемый результат

  1. У детей вырабатывается потребность слушать народную музыку, говорить о ней со сверстниками и взрослыми, желанием петь, музицировать.
  2. Дети смогут осознать необходимость народной музыки в своей жизни.
  3. Будут воспитаны предпосылки к народной музыкальной культуре слушателя.
  4. Дети смогут находить созвучие народной музыки в окружающей жизни, с помощью эстетических образов у детей возникает предрасположение к восприятию красоты родной природы, животных, птиц.



Предварительный просмотр:

Структура программы

Программа рассчитана для детей всех возрастных групп. При этом меняются методические приемы, время проведения, длина фрагмента.

Форма работы – групповая, индивидуальная.

Занятия могут проводиться частью, фрагментом или целым сформированным занятием.



Предварительный просмотр:

Необходимые условия

для включения фольклора

в процесс музыкального воспитания

  1. Детям должны быть хорошо знакомы элементы русского народного танца, разновидности народного шага и их сочетания. Также в соответствии с возрастными особенностями использования малых фольклорных танцев: потешек, пестушек, прибауток, скороговорок, пословиц, русских народных сказок. Умелое применение хороводов, подвижных игр – забав, народных танцев, песен, частушек.
  2. Для рациональной организации двигательной и умственной активности детей, необходима частая смена деятельности при многократной повторяемости каждого эпизода.
  3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
  4. Педагог должен учитывать с одной стороны развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного характера посредством фольклорного материала.
  5. Моторная плотность музыкальных занятий в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80 %.



Предварительный просмотр:


Основные показатели музыкального развития детей

на основе народной культуры

Виды музыкальной деятельности

Восприятие музыки

Пение

Элементарное музицирование

Эмоциональная отзывчивость на музыку

Определение музыкального жанра

Умение соотнести содержание музыки с картиной

Определение форм. музыкальных средств в музыке

Пение естественным звуком

Чистое

интонирование

Пение без музыкального сопровождения

Поет с

удовольствием

Устойчивый

интерес

Владение приемами звукоизвлечения на детских инструментах

Передает ритмическую пульсацию

Развито чувство ансамбля

Детское музыкальное творчество

Песенное

Танцевальное

Музыкально-игровое

Импровизационное музицирование

Способность найти нужную интонацию на заданный текст

Способность импровизировать в свободном танце

Способность самостоятельно подобрать движения

Умение самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи образов

Самостоятельно подбирать мелодии на детских музыкальных инструментах

Пытаться наиграть придуманные мелодии


Критерии оценки уровня сформированности

основ фольклорной музыкальной культуры детей

в разных возрастных группах

Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, «ровно», спокойно относится к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

Критический уровень – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).


Диагностика средней группы на 2002-2003 гг.

Квартал

Список детей

Виды музыкальной деятельности

Восприятие

музыки

Пение

Музыка и

движения

Элементарное музицирование

Детское музыкальное творчество

песенное

танцевальное

музыкально-игровое

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1-3

1-3

1-3

1

Белянкин Слава

2

Борисов Кирилл

3

Гараш Саша

4

Ельцова Вероника

5

Жировский Виталя

6

Иваненко Кирилл

7

Кожарская Таня

8

Кондрашова Вика

9

Лунев Саша

10

Мавлютов Данил

11

Маслова Эвелина

12

Матвеев Данил

13

Мерзина Настя

14

Петренко Витя

15

Рожкова Наташа

16

Свертока Юля

17

Силянков Иван

18

Сиренко Кристина

19

Смирнов Кирилл

20

Шевцов Олег

Условные обозначения:  – высокий,  – средний,  – низкий,  – критический уровень.


Итоговая уровневая оценка на 2002-2003 гг.


Диагностика старшей группы на 2003-2004 гг.

Квартал

Список детей

Виды музыкальной деятельности

Восприятие

музыки

Пение

Музыка и

движения

Элементарное музицирование

Детское музыкальное творчество

песенное

танцевальное

музыкально-игровое

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

за год

за год

за год

1

Белянкин Слава

2

Борисов Кирилл

3

Гараш Саша

4

Ельцова Вероника

5

Жировский Виталя

6

Иваненко Кирилл

7

Кожарская Таня

8

Кондрашова Вика

9

Лунев Саша

10

Мавлютов Данил

11

Маслова Эвелина

12

Матвеев Данил

13

Мерзина Настя

14

Петренко Витя

15

Рожкова Наташа

16

Свертока Юля

17

Силянков Иван

18

Сиренко Кристина

19

Смирнов Кирилл

20

Шевцов Олег


Итоговая уровневая оценка на 2003-2004 гг.


Диагностика подготовительной группы на 2004-2005 гг.

Квартал

Список детей

Виды музыкальной деятельности

Восприятие

музыки

Пение

Музыка и

движения

Элементарное музицирование

Детское музыкальное творчество

песенное

танцевальное

музыкально-игровое

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

за год

за год

за год

1

Белянкин Слава

2

Борисов Кирилл

3

Гараш Саша

4

Ельцова Вероника

5

Жировский Виталя

6

Иваненко Кирилл

7

Кожарская Таня

8

Кондрашова Вика

9

Лунев Саша

10

Мавлютов Данил

11

Маслова Эвелина

12

Матвеев Данил

13

Мерзина Настя

14

Петренко Витя

15

Рожкова Наташа

16

Свертока Юля

17

Силянков Иван

18

Сиренко Кристина

19

Смирнов Кирилл

20

Шевцов Олег


Итоговая уровневая оценка на 2004-2005 гг.


Повышение уровня музыкального развития детей

на основе народной культуры с 2003 по 2005 год


Средняя суммарная успеваемость детей

по всем видам музыкальной деятельности

на 2003-2005 годы



Предварительный просмотр:

Примерный перспективный план

Блоки

Цели

Темы музыкальных занятий

Вид деятельности

Группы

Сроки проведения

Музыкальный материал

I. Устное народное творчество

1. Дать детям представление о малом жанре русского народного фольклора: пословицы, поговорки, прибаутки о русском быте, гостеприимстве. Показать яркость, задор, мудрость устного народного творчества, познакомить со значением потешек, считалок, скороговорок.

1) «В гости к бабушке» («М.р.». № 4, 2004 г.)

Сюжетно-ролевое

Младшая группа

сентябрь

«Баю, баюшки-баю», «Вот так мы умеем», «Маленькие ладушки», «Лошадка», «Петушок», «Танечка, баю-бай», «Ах вы сени», «Дождик», Игра с бубном, «Пальчики-ручки»

2) «Как во тереме высоком» («Д.в.» № 5, 1998 г.)

Средняя группа

«Ай, да», «Устали наши ножки», «Теремок», «Ночь прошла», «Ой лады», «Травушка-муравушка» - хоровод

3) «Русские потешки» (сб-к «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду», А.В. Орловой, с. 16)

Познавательное

Старшая группа

«А я по лугу», «Прялица», «К нам гости пришли»

4) «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (сб-к А.В. Орловой, с. 9)

Подготовительная группа

сентябрь

Песня: «Гармошка-говорушка», «Чудо-балалайка», «Русская изба», музыка З.Я. Роот

«Выходили красны девицы», «Марьюшка-Марьяна»

5) «Веселая горница» («Д.в. № 1, 1995 г.»)

Музыка – развитие речи

Младшая группа

октябрь


2. Дать ребенку почувствовать себя участником происходящего, осваивать народные музыкальные инструменты: бубен, ложки, погремушки, барабан. Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, умение слушать музыкальное произведение, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах.

1) «Котик-коток» (сб-к А.В. Орловой, с. 13)

Сюжетно-ролевое

Младшая группа

ноябрь

2) «В гости к хозяюшке» (с. 14)

Театрализованное

декабрь

3) «Коза-хлопота»,

«Баю, баюшки-баю»,

«Бабушка Ульяна» («М.р.» № 3, 2005 г., с. 79)

Перчаточный театр

январь

Би-ба-бо

4) «Мышка, мышка, что не спишь?»

февраль

3. Знакомство с русской народной сказкой (о смелости, храбрости, дружбе, взаимопонимании, доброте, труде и т.д.).

5) «Курочка-ряба»

6) «Теремок»

Настольный театр

Младшая группа

март

7) «Маша и медведь»

8) «Колобок на новый лад»

Театр игрушки

Старшая группа

апрель

9) «Жихарка» (сб-к А.В. Орловой, с. 22)

Интегрированный театр-музыка

Старшая группа

апрель

10) «Колосок»

Люди-куклы

11) «Рукодельница да ленивица»

Познавательное

Подготовительная группа

декабрь

Песня: «Крутись, веретенце»


II. Русская народная песня (колыбельная, плясовая, лирическая, частушка)

1. Дать детям представление о жанре народной колыбельной песни, некоторых разновидностях содержания этих песен, их характере, средствах музыкальной выразительности, о национальных ее особенностях, обработках. Знакомство с русскими народными песнями разного характера: хороводными, игровыми трудовыми, шуточными, плясовыми

Серия занятий (1-2)

1) «Народная колыбельная» (О.П. Радин, с. 47)

Тематическое занятие

Младшая группа

октябрь

«Волчок», «Бай, качи», «Ой, качи, качи…»

2) «Спи, маленький мой, прекрасный» (с. 48)

Беседа-концерт

ноябрь

«Ах ты, котенька-коток», «Сон и Сониха», «Качи-качь»

3) «Баю, баюшки-баю, баю Машеньку мою» (с. 50)

Тематическое занятие

Средняя группа

октябрь

«Баю, баю-баиньки», «Лады-лады», «А тари, тари, тари», «Как повадился коток», «Люли, люли-люленьки»

4) с. 52

Беседа-концерт

ноябрь

5) с. 55

Тематическое занятие

Старшая группа

октябрь

Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Ой люлюшки, люлюшки»

6) «Баю, баю, бай, поскорее засыпай» (с. 56)

Беседа-концерт

ноябрь

7)

Тематическое занятие

Подготовительная группа

октябрь

«Гур кота», «Как в высоком терему», «Ходит сон», «Спи, дитятко, почивай»

8) «Народная колыбельная разных стран»

Беседа-концерт

ноябрь

2. Показать разновидности русской народной песни: веселой и грустной, праздничной и повседневной, о труде и быте, о красоте родной земли, русской березке, травушке, песни, посвященные любимому человеку и т.д.

«Песня – душа народа»

Познавательное

Старшая, подготовительная группа

октябрь

Песни: «Дуня-тонкопряха», «Пряха», «Во поле березка стояла», «У калинушки», «На горе-то калина», «Вдоль по улице молодчик идет», «Во кузнице», «Ходила младешенька», «Млада», «Где был Иванушка?»


3. Дать представление о жанре лирической песни, ее характере, содержании, душе

«Лирическая песня»

Познавательное

Старшая, подготовительная группа

ноябрь

«Вдоль по улице молодчик идет», «У ворот, ворот», «Валенки», «Ах улица, улица широкая», «Вдоль да по речке», «Русская плавная»

4. Соотносить движения с текстом песни, учить двигаться выразительно, ритмично, передавать музыкальный образ песни

«Хороводная песня»

Музыкально-ритмическое

Старшая, подготовительная группа

декабрь

«Ой ты степь широкая», «Степь да степь кругом», «То не ветер ветку клонит», «Во саду ли, в огороде», «Как у наших у ворот»

5. Учить двигаться выразительно с разнообразным характером песни, выполняя «дробь», «припадания», «хлопушечки», «веревочка»

«Плясовая песня»

Музыкально-ритмическое

Старшая, подготовительная группа

декабрь

«Молода я молода», «Параня», «Кадриль», «Чеботуха», «Сударушка»

6. Знакомство с разновидностью русской частушки

«Без частушек прожить можно да чего-то не живут»

Серия познавательных занятий (1-2)

Старшая, подготовительная группа

январь

На усмотрение музыкального руководителя: «Ярославские ребята», «Страдания», «Тимоня», «Семеновна», «Раз, два люблю тебя»


7. Русская народная песня в произведениях русских композиторов-классиков – закрепление знаний о жанрах песни. Обогащать музыкальные знания с тем, чтобы дети по-новому взглянули на мир, полный красоты музыки и поэзии. Через русскую народную музыку облегчить понимание наиболее сложного для детей вида искусства - опера. Накапливать музыкальный опыт посредством закрепления знакомого материала в сочетании с различными видами деятельности

«М.р.» № 4, 2004 г.

Серия занятий по слушанию

февраль

1) «Музыка – душа народа»

«Во поле березка стояла», «Ой вставала я ранешенько»

2) «Автор русских народных песен - народ»

март

«Жаворонок» музыка Глинка, «Ах вы сени»

3) «Композиторы-классики и народная песня»

апрель

«Эй, ухнем», «Заиграй, моя волынка»

4) «Русские народные песни в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», или «Как песня с оперой сдружилась»»

«Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли»

5) «Русская народная песня в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»»

май

«Вейся, вейся, капустка», «Уж как по мосту мосточку»

III. Русские народные инструменты (оркестры)

Знакомство с разновидностями народных музыкальных инструментов: шумовые (бубен, ложки, трещотка), мелодические (баян, гармонь, аккордеон), духовые (дудочки, рожки, жалейка, свирель), струнные (гусли, цимбалы, цитра, балалайка) и т.д.

«Веселые музыканты» (сб-к Орловой, с.45 )

Сюжетно-ролевое

Младшая группа

октябрь

«Ах вы сени», «Тихие и громкие звоночки», «Из-под дуба», «Ах ты береза»

«Звончатые гусли», «Веселая балалайка»,

Познавательное

Средняя, старшая группа

октябрь

Опера «Садко» Римского-Корсакова, «Ой, ты мати темная дубравушка»

«Дудочка»

Познавательное

Старшая, подготовительная группа

ноябрь

«Тимоня» (р.н.п.), «Во поле березка стояла»

«Играй гармонь»

Тематическое занятие

Подготовительная группа

Грам. запись народного оркестра, исполнение народных песен

«Все об оркестре народных инструментов»

Концерт-занятие

декабрь


IV. Народно-прикладное искусство

Вызвать интерес к национальному костюму, его особенностям, истории, дать общее представление о взаимном проникновении материальной и духовной культуры, основах народного и декоративно-прикладного искусства

«Музыка русских узоров» (№ 2, 2005 г.):

1) «Незабудковая гжель»;

2) «Золотая хохлома»;

3) «Зимние узоры»;

4) «В гостях у бабушки Забавушки»

Цикл тематических занятий

Подготовительная группа

январь

«Наша хохлома», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского, «Незабудковая гжель», частушки о хохломе

«Матрешка» (сб-к Орловой, с. 49)

Сюжетно-ролевое

Младшая, средняя группа

Игры-хороводы: «Галя по садочку ходила», «Веселая девочка Алена»

«Этот волшебный завиток (роспись)» (сб-к Орловой, с. 52)

Интегрированное занятие: музыка – ИЗО

Старшая группа

Грам. запись (р.н. песен) в исполнении народного оркестра

«Забавные птицы (знакомство с дымковской игрушкой)» (сб-к Орловой, с .53) (лепка)

Старшая группа

«Сказочные птицы» (с. 54)

Старшая группа

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» (с. 55)

Старшая группа

«Прялица» (р.н.п.), «Дуня-тонкопряха» (р.н.п.), «Молодая пряха» (р.н.п.)

«Народная вышивка» (с. 56)

Подготовительная группа


V. Использование фольклора в развитии двигательной активности детей

Знакомство с русскими народными играми. Закреплять умение двигаться в соответствии с характером русской народной музыки, передавать игровые образы, ритмический рисунок, развивать самовыражение, учить находчивости в играх, инсценировках, развивать ловкость, смекалку, быстроту, сноровку, творческую инициативу

«В гости к солнышку» (сб-к Орловой, с. 58)

Музыкально-ритмическое

Младшая группа

март

Р.н.п.: «Солнышко», «Солнышко-ведрышко», «Ко мне ясно солнышко в гости шло», «Ловишки», «Хитрая лиса», «Заинька», «Волчок», «Дети и медведь»

«Путешествие с колобком»

Средняя группа

апрель

«Делу время – потехе час»

Музыкально-игровое

Старшая группа

май

«Скоморошичьи забавы»

Старшая группа

март

«Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Плетень», «Колобок», «Скакалки», «Вербохлест»

«Богатырская наша сила» (программа «Са-Фи-Дансе», с. 265)

Подготовительная группа

февраль

«Помогай другу везде – не оставляй его в беде» (программа «Са-Фи-Дансе»)

Музыкально-ритмическое

Подготовительная группа

май


VI. Календарно-обрядовые и семейно-бытовые праздники

Знакомство с народной традицией встречать времена года. Дать детям представление о зимних, весенних, летних, осенних празднествах,, обычаях, традициях проведения (с колядованием, пением, играми, хороводами, закличками и т.д.). Показать яркость, образность, красоту праздника. Прививать любовь к традициям русского народа. Доставить детям радость соприкосновения с живой русской традиционной культурой. Дать детям возможность самим принимать участие в проведении народных праздников

1) «Зимние святки» (сб-к Орловой, с. 70)

2) «Знакомство с обрядовыми песнями - колядками к празднику Рождества» (с. 72, 1-3 занятия)

3) «Пришла Коляда – отворяй ворота» (с. 76)

Музыкально-творческие занятия («Элементарное музицирование» по принципу К. Орфа)

Старшая, подготовительная группа

декабрь

«Д.в.» 2000 г.

январь

«Рождественская коляда», «Коляда-маледа»

январь

«Бабушка Пыхтеиха», «Башмачник», «Жмурки», «Бабка Ежка», «Колядка»

1) «Масленица» (с. 89)

2) «Знакомство с обрядовыми песнями Масленицы» (1-2 занятия)

Интегрированное: музыка – познавательное занятие

февраль - март

«Жаворонки прилетели», «Солнышко», «Масленица-кривошейка», «Матушка Масленица», «Едет матушка весна», «Едет Масленица», «Блины», «Ой, жги», «Во кузнице»

1) «Вербное воскресенье»

2) «Пасха»

3) «Красная горка» (с. 109-118)

апрель - май

«Троица» (с. 137)

июнь

«Во поле березка стояла», «Береза моя березонька», «Зеленейся, зеленейся, зеленый сад в огороде», «Ну-ка, кума», «Перевод Дуня держала», «Травушка-муравушка», «Ручеек»


«Успение» (с. 148)

«Праздники Спаса»

Познавательное

Старшая, подготовительная группа

14 августа

«На горе-то калина», «Улица широкая», «Орешина», «Дуняша»; пляска: «Завалинка»; игры: «Карусель»; пляска: «Барыня», «Кадриль»; песня: «Молода я молода», «Параня», частушки

Разучивание русских народных песен, игр, хороводов, игра на русских народных инструментах. Беседа о дне рождения, именинах, разучивание поговорок и пословиц, общий смысл которых заключается в прославлении русского гостеприимства, щедрости, доброты, умения устраивать досуг. Беседы о традиционных блюдах русской кухни, о праздничном каравае, о понятии «братника». Сочинение частушек с детьми

«Кузьминки об осени поминки»

Познавательное

Старшая, подготовительная группа

октябрь - ноябрь

«А я по лугу», «Летят утки», «Как у наших у ворот», «Во кузнице», «Веретенце», «Прялица», «Выходили красны девицы»

1) «Ярмарка» (с. 178)

2) «Делу время – потехе час»

3) «Посиделки»

4) «Именины»

Концерт-беседа

Старшая, подготовительная группа

сентябрь

Игры: «Золотые ворота», «Разрывные цепи», «Зайцы в огороде», «Пятнашки»; парный танец «Русская лирическая», «Где был Иванушка», «Каравай, частушки»

октябрь

ноябрь

декабрь-январь



Предварительный просмотр:

Методические источники

  1. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. / Под редакцией А.В. Орловой.
  2. Радынова О.П. Народные колыбельные песни: «Слушаем и поем»: Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и муз. рук./ Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина. – М.: Гном-Пресс, 2000.
  4. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Гусли звончатые» (народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы, праздники).
  5. Петров В.М., Гришина Т.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей.
  6. Камаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники (русский фольклор).
  7. Яковишина Е.И. Русская народная песня для детей (цикл «Приобщение детей к русской народной культуре»).
  8. Дорофеев В.И. Русский праздничный костюм.
  9. Музыкальный руководитель: № 4, 2000; № 5, 2004; № 2, 2005; № 3, 2005.
  10. Дошкольное воспитание: № 2, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

      Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...