Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
проект (подготовительная группа)
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребенка на этапе взросления, позднее станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №356 «ЖАР-ПТИЦА»
г. Новосибирск
Проект по приобщению детей
к истокам русской народной культуры и традициям
«Русская народная культура и традиции»
Состав творческой группы:
Гончарова Т.Г.
Трипутина Е.А.
Ложникова Л.В.
Лукина Е.А.
2023 – 2024 учебный год.
Проект «Русская народная культура и традиции»
Актуальность
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребенка на этапе взросления, позднее станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.
В современном обществе:
- утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
- исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
- забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
В связи с этим было принято решение разработать путь достижения в приобщении детей к русской народной культуре, показать значимость традиций и обычаев.
Цель: Формирование совокупности культурных ценностей у детей дошкольного на основе приобщения к русской народной культуре и традициям.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Способствовать развитию лучших черт русского характера познавательной активности, любознательности.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в сказках, былинах, припевках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Формировать взаимодействия и сотрудничество детей, умение подчиняться правилам игр.
Вид проекта: информационно-творческий (познавательный, игровой, с элементами творчества.)
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, педагоги, родители
Методы, приемы:
Рассказ по сюжетной картине, рассказ – описание, чтение художественной литературы, заучивание песен, закличек и др., народные подвижные игры, музыкальные подвижные игры, ручной труд, проектная деятельность, наблюдения, создание макета, организация выставок, просматривание видеороликов, праздники, оформление тематических уголков.
Методическое обеспечение:
Информационная наглядность для детей (плакаты, картинки, иллюстрации, и др.), художественная литература (русский народный фольклор: сказки, былины, потешки, прибаутки, песенки и др.), русские народные костюмы, предметы старины (Посуда, предметы домашнего обихода, трудовой инвентарь и др.), изделия народно-прикладного искусства, тематические альбомы, макет избы.
Предполагаемый результат решения задач проекта
- Возникнет интерес к истории и культуре русского народа.
- Возникнет интерес к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Сформируются познавательная активность, любознательность, умение взаимодействовать и подчиняться правилам.
- Сформируются представления об основных традициях русского народа.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Срок | Содержание деятельности | |||
Деятельность в группе | Итоговые мероприятия | Материалы | ||
1 неделя | Моя Родина Россия. Новосибирск. 1. Занятие по ознакомлению с окружающим миром « Родной свой край люби и знай» Расширение представлений о большой и малой Родине. 2. Беседа «Государственные символы России». 3. Дидактическая игра «Сложи картинку». Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность 4. Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка». 5. Пальчиковая игра «Сорока-Белобока» Улучшение координации и мелкой моторики. | - Создание альбома «Мой родной город Новосибирск». - Создание альбома «Мой родной город Новосибирск» | Иллюстрации, фото, открытки с видом Новосибирска. | |
2 неделя | «Сила России - в единстве народа! Моя семья». 1. Выставка детско-родительских творческих работ «Моя семья» Сохранение семейных ценностей, сплочение членов семьи. 2. Беседа: «Щи да каша-пища наша». Знакомство с национальной русской кухней. 3. Дидактическая игра «Парные картинки». Закрепление умения детей сравнивать предметов, изображенных на картинке, находить сходства и в отборе одинаковых изображений; формирование речи, умения выполнять правило игры. 4. Чтение русской народной сказки «Иван-Царевич и серый волк». 5.Русская народная игра «Ворон». Знакомство с правилами народной игры. | Совместная деятельность «оберег для дома – подкова». Выставка творческих работ. | Иллюстрации национальной русской кухни; шапочка –ворон; книга «Русские народные сказки»; береста, бисер. | |
3 неделя | Русские богатыри 1.Картина В.М. Васнецов «Три богатыря». Беседа по содержанию, описание картины. 2.Рассказывание сказки « Василиса Микулична и Добрыня Никитич». Знакомство детей с новой для них русской народной сказкой. 3. Русская народная игра «Золотые ворота». 4. Знакомство с русскими защитниками – богатырями. Чтение былин о богатырях русских. | Спортивное мероприятие к Дню защитника Отечества. | Репродукция картины «Три боготыря « Васнецов. Сказка «Василиса Микулична и Добрыня Никитич, былины о богатырях | |
4 неделя | Русская изба Посуда, предметы быта. 1.Совместная деятельность «Дело мастера боится». 2. Знакомство с хозяйственным инвентарем, названиями предметов быта. 3. Занятие по ознакомлению с окружающим «Земледелие на Руси. Народные промыслы» Расширение знаний о жизнедеятельности Древней Руси. 4.Совместная продуктивная деятельность «Гжель прекрасная». Знакомство с Гжельским художественным промыслом. 5.Театр на фланелеграфе «Теремок» | Создание макета русской избы. Барельеф «Тарелка гжель». | Иллюстрации с предметами быта; Презентация «Народные промыслы»; Глина | |
5 неделя | Одежда 1.Дидактическая игра «Обведи фигуру» Знакомство детей с копировальной бумагой 2.Русская народная игра «Бабка Ёжка». Закрепление правил народных игр. 3. Изготовление одежды для ростовой куклы «Девушка в сарафане». 4. Работа с родителями- кокошники и кушаки. 5. Оформление групповой комнаты «Весна идет – весне дорогу». | Совместная деятельность «Девушка в сарафане» Русский народный женский костюм. Кокошники и кушаки для детей. Украшение группы. | Копировальная бумага, заготовка для обвода, заготовки для костюма куклы ( сарафан, кокошник, рубаха; бисер, бусины, тесьма и тд, атрибуты для украшения группы. | |
6 неделя | Народные игрушки 1.Совместная продуктивная деятельность «Бабушкин сундучок(игрушки наших предков) кукла –мотанка. Знакомство с народными традициями и обрядами. 2.Совместная продуктивная деятельность «Русская матрешка». Знакомство с матрешкой как национальным символом России. 3.Русские народные игры «Колдуны», «Золотые ворота», Закрепление правил народных игр. 4.Русская народная сказка «Баба Яга». Аудиосказка. 5. Конструирование, нетрадиционная техника «Матрешка» 6. Лепка «Дымковская барышня» | Выставка «Кукла-мотанка». Выставка «Русская матрешка» Выставка «Дымковская барышня» | Заготовки для куклы-мотанки, аудиосказка «Баба Яга», оборудование для рисования и лепки, крупа, пластилин для украшения матрешки. | |
7 неделя | Традиции и праздники 1.Изготовление поделок для мамы. 2.Русская народная игра «Гори, гори ясно». Закрепление правил народной игры. 3. Пальчиковая игра «Идёт коза рогатая…». Улучшение координации и мелкой моторики. 4.Чтение русской народной сказки «Марья Моревна». 5.Знакомство с приметами весны, пословицами и поговорками о весне. Обычаями празднование масленицы. | Развлечение «Масленица». Изготовление чучела «Масленница» | Заготовки для поделок-подарков для мамы, сказка «Марья Моревна», пословицы, поговорки о весне, атрибуты для изготовления чучела. | |
8 неделя | Самовар «Иван Иваныч» 1.Совместная деятельность с родителями «Самовар Иван Иваныч». Знакомство с самоваром его значением в жизни русских людей. 2.Русская народная игра «Ворон». Закрепление правил народной игры. 3. «Инсценировка русской народной сказки» (по выбору детей) Закрепление умения инсценировать знакомые сказки. 4.Дидактическая игра «Отгадай-ка!» Цель: учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки. 5. Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию». | Чаепитие с родителями «Самовар Иван Иванович» | Атрибуты для инсценирования сказки, иллюстрации к сказкам, посуда, угощения для чаепития . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа
Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...
Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»
Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...
Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»
Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Проект на тему: Музей под открытым небом « Ангарская деревня», как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа.
Музей " Ангарская деревня", как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа....
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...
Развлечение в старшей группе «В гостях у матрешки» Цели: • Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа. • Обогащать детский словарный запас народных терминов. • Приобщать детей к народным играм, песням и хороводам. • Развивать лов
Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа....