Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
проект (подготовительная группа)

Евгения Александровна Трипутина

        Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.

        Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребенка на этапе взросления, позднее станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №356 «ЖАР-ПТИЦА»

г. Новосибирск

Проект по приобщению детей

к истокам русской народной культуры и традициям

«Русская народная культура и традиции»

                                                                                     Состав творческой группы:

                                                                                                             Гончарова Т.Г.

                                                                                                                      Трипутина Е.А.

Ложникова Л.В.

                                                                                                                Лукина Е.А.

2023 – 2024 учебный год.

Проект «Русская народная культура и традиции»

Актуальность

        Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.

        Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребенка на этапе взросления, позднее станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

      В современном обществе:

- утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

- исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;

- забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

 В связи с этим было принято решение разработать путь достижения в приобщении детей к русской народной культуре, показать значимость традиций и обычаев. 

      Цель: Формирование совокупности культурных ценностей у детей дошкольного на основе приобщения к русской народной культуре и традициям.

       Задачи:

  1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
  2. Способствовать развитию лучших черт русского характера познавательной активности, любознательности.
  3. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в сказках, былинах, припевках, обрядах.
  4. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
  6. Формировать взаимодействия и сотрудничество детей, умение подчиняться правилам игр.

        Вид проекта: информационно-творческий (познавательный, игровой, с элементами творчества.)

        Продолжительность: долгосрочный

        Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, педагоги, родители

 Методы, приемы:

Рассказ по сюжетной картине, рассказ – описание, чтение художественной литературы, заучивание песен,  закличек и др., народные подвижные игры, музыкальные подвижные игры, ручной труд, проектная деятельность, наблюдения, создание макета, организация выставок, просматривание видеороликов, праздники, оформление тематических уголков.

        Методическое обеспечение:

Информационная наглядность для детей (плакаты, картинки, иллюстрации, и др.), художественная литература (русский народный фольклор: сказки, былины, потешки, прибаутки, песенки и др.), русские народные костюмы, предметы старины (Посуда, предметы домашнего обихода, трудовой инвентарь и др.), изделия народно-прикладного искусства, тематические альбомы, макет избы.

        Предполагаемый результат решения задач проекта

  1. Возникнет интерес к истории и культуре русского народа.
  2. Возникнет интерес к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
  3. Сформируются познавательная активность, любознательность, умение взаимодействовать и подчиняться правилам.
  4. Сформируются представления об основных традициях русского народа.

                                                     

                                                            ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Срок

Содержание деятельности

Деятельность в группе

Итоговые

мероприятия

Материалы

1 неделя

Моя Родина Россия. Новосибирск.

1. Занятие по ознакомлению с окружающим миром « Родной свой край люби и знай»

Расширение представлений о большой и малой Родине.

2. Беседа «Государственные символы России».

3. Дидактическая игра «Сложи картинку».

 Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

4. Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка».

5. Пальчиковая игра «Сорока-Белобока»

Улучшение координации и мелкой моторики.

- Создание альбома «Мой родной город Новосибирск».

- Создание альбома «Мой родной город Новосибирск»

Иллюстрации, фото, открытки с видом Новосибирска.

2 неделя

«Сила России - в единстве народа!

Моя семья».

1. Выставка детско-родительских творческих работ «Моя семья»

Сохранение семейных ценностей, сплочение членов семьи.

2. Беседа:  «Щи да каша-пища наша».

Знакомство с национальной русской кухней. 

3. Дидактическая игра «Парные картинки».

Закрепление умения детей сравнивать предметов, изображенных на картинке, находить сходства и в отборе одинаковых изображений; формирование речи, умения выполнять правило игры.

4. Чтение русской народной сказки

 «Иван-Царевич и серый волк».

5.Русская народная игра «Ворон».

Знакомство с правилами народной игры.

Совместная деятельность «оберег для дома – подкова».

Выставка творческих работ.

Иллюстрации национальной русской кухни;

шапочка –ворон;

книга «Русские народные сказки»;

береста, бисер.

3 неделя

Русские богатыри

1.Картина В.М. Васнецов «Три богатыря».

Беседа по содержанию, описание картины.

2.Рассказывание сказки « Василиса Микулична и Добрыня Никитич».

Знакомство детей с новой для них русской народной сказкой.

3. Русская народная игра «Золотые ворота».

4. Знакомство с русскими защитниками – богатырями.

Чтение былин о богатырях русских.

Спортивное мероприятие к Дню защитника Отечества.

Репродукция картины «Три боготыря « Васнецов.

Сказка «Василиса Микулична и Добрыня Никитич,

былины о богатырях

4 неделя

Русская изба

Посуда, предметы быта.

1.Совместная деятельность «Дело мастера боится». 

2. Знакомство с хозяйственным инвентарем, названиями предметов быта.

3. Занятие по ознакомлению с окружающим «Земледелие на Руси. Народные промыслы»

Расширение знаний о жизнедеятельности Древней Руси.

4.Совместная продуктивная деятельность «Гжель прекрасная».

Знакомство с Гжельским художественным промыслом.

5.Театр на фланелеграфе «Теремок»

Создание

макета

русской избы.

Барельеф «Тарелка гжель».

Иллюстрации с предметами быта;

Презентация «Народные промыслы»;

Глина

5 неделя

                                   Одежда

1.Дидактическая игра «Обведи фигуру»

Знакомство детей с копировальной бумагой

2.Русская народная игра  «Бабка Ёжка».

Закрепление правил народных игр.

3. Изготовление одежды для ростовой куклы «Девушка в сарафане».

4. Работа с родителями- кокошники и кушаки.

5. Оформление групповой комнаты «Весна идет – весне дорогу».

Совместная деятельность «Девушка в сарафане»

Русский народный женский костюм.

Кокошники и кушаки для детей.

Украшение группы.

Копировальная бумага,

заготовка для обвода, заготовки для костюма куклы ( сарафан, кокошник, рубаха; бисер, бусины, тесьма и тд, атрибуты для украшения группы.

6 неделя

                      Народные игрушки

1.Совместная продуктивная деятельность «Бабушкин сундучок(игрушки наших предков) кукла –мотанка.

Знакомство с народными традициями и обрядами.

2.Совместная продуктивная деятельность «Русская матрешка».

Знакомство с матрешкой как национальным символом России.

3.Русские народные игры «Колдуны», «Золотые ворота»,

Закрепление правил народных игр.

4.Русская народная сказка «Баба Яга». Аудиосказка.

5. Конструирование, нетрадиционная техника «Матрешка»

6. Лепка «Дымковская барышня»

Выставка «Кукла-мотанка».

Выставка «Русская матрешка»

Выставка «Дымковская барышня»

Заготовки для куклы-мотанки, аудиосказка «Баба Яга», оборудование для рисования и лепки, крупа, пластилин для украшения матрешки.

7 неделя

Традиции и праздники

1.Изготовление поделок для мамы.

2.Русская народная игра «Гори, гори ясно».

Закрепление правил народной игры.

3. Пальчиковая игра «Идёт коза рогатая…».

Улучшение координации и мелкой моторики.

4.Чтение русской народной сказки «Марья Моревна».

5.Знакомство с приметами весны, пословицами и поговорками о весне. Обычаями празднование масленицы.

Развлечение

«Масленица».

Изготовление чучела «Масленница»

Заготовки для поделок-подарков для мамы, сказка «Марья Моревна», пословицы, поговорки о весне, атрибуты для изготовления чучела.

8 неделя

Самовар «Иван Иваныч»

1.Совместная деятельность с родителями

 «Самовар Иван Иваныч».

Знакомство с самоваром его значением в жизни русских людей.  

2.Русская народная игра «Ворон».

Закрепление правил народной игры.

3. «Инсценировка русской народной сказки» (по выбору детей)

Закрепление умения инсценировать знакомые сказки.

4.Дидактическая игра «Отгадай-ка!» 

Цель: учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки.

5. Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию».

Чаепитие с родителями «Самовар Иван Иванович»

Атрибуты для инсценирования сказки, иллюстрации к сказкам, посуда, угощения для чаепития .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа

Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...

Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»

Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Проект на тему: Музей под открытым небом « Ангарская деревня», как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа.

Музей " Ангарская деревня", как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа....

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...