Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
материал (подготовительная группа)
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детский сад №15 «Ладушки»
Структурное подразделение ФКУ «Войсковая часть 54055»
Конспект развлечения
по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»
в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы
Тема: « Народные промыслы России»
Подготовил воспитатель группы №9
Михеева А.Б
Провели воспитатели:
Михеева А.Б
Пилипенко Е.М
Дата проведения: 25.11.2022г.
г. Козельск
2022г.
Предварительная работа:
- Проведение НОД по парциальной программе М.Д.Маханёва, Л.О.Князева «приобщение детей к истокам русской народной культуры» согласно плану;
- Изготовление книжек – малышек «Русские народные росписи»;
- Разучивание русских народных подвижных игр;
- Совместно с музыкальным руководителем разучивание : танец «Матрешки», танец «Дымковские барышни», песня «Русские умельцы»
Роли взрослых: Ведущий: Михеева А.Б
Роли детей: Братец Иванушка и сестрица Аленушка : куклы большой руки.
Материал и оборудование: изделия гжельской росписи, костюмы Дымковских барышень, магнитная доска, телевизор ( наливное яблочко и серебряное блюдечко), музыкальные инструменты: колокольчики, ложки деревянные,бубны, треугольник.
Ход развлечения:
Ведущий: Здравствуйте дорогие гости!
Сейчас мы все вместе отправимся
В путешествие по необычному городу.
Этот город мы придумали сами,
В этом городе несколько улиц с красивыми названиями.
А почему так называются улицы-
Вам об этом расскажут наши дети.
1 Ребенок: Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
2Ребенок: Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки - лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки
Синь озер голубых, белые снега
Подарила гжели матушка-земля.
3 Ребенок: Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар.
В зал входят Сестрица Аленушка и братец Иванушка с корзиной в руках. (Ростовые куклы)
Аленушка : Здравствуйте, друзья! Меня зовут Аленушка!
Иванушка: А я братец Аленушки, и зовут меня Иванушка!
Аленушка: Были мы с Иванушкой на ярмарке,
Накупили разных подарков своим близким,
Но к сожалению забыли названия изделий
И где их изготавливают,
Вот и решили обратиться к вам за помощью.
А вот и первый гостинец – кукла
( достает из корзины матрешку)
Расскажите нам про нее.
Ведущий: Не печальтесь, Аленушка и Иванушка.
Конечно, мы обязательно вам всё расскажем.
Мы с ребятами возьмем вас в путешествие
По нашему замечательному городу мастеров.
А поможет нам путешествовать
Серебряное блюдечко, да наливное яблочко.
Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку
Покажи нам яблочко Чудо – город,
С диковинными улицами!
Вот мы с вами оказались на первой улице, которая называется улица Матрёшек. Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. А знаете ли вы сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет. Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцево. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин.
- Ребята, сколько матрешек входило в первую матрешку? (7)
- Как ее звали ? (Матрена)
- Что было в руках у Матрены? (петух)
Так понравилась всем деревянная игрушка Матрена, что стали называть ее Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.
1 Ребенок: Россия наша славится
Расписными ложками
Да еще гордится
Русскими матрешками.
2 Ребенок: Матрешечка русская,
Плясать она искусная,
Веселится и поет,
Развлекает весь народ.
3Ребенок: В каждом доме ей почет,
Все встречают с ласкою.
Потому что вместе с ней
Дом наполнен сказкою.
(Танец матрешек.)
Иванушка: Ну вот Аленушка, теперь тебе будет о
Чем рассказать своим подружкам.
Ведущий: Доставай, Аленушка, свой следующий гостинец!
(Дымковская игрушка)
Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку
Покажи нам яблочко Чудо – город,
С диковинными улицами!
Мы с вами очутились на Дымковской улице. Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины.
- Ребята, из какого материала делали игрушки дымковские мастера? (глина)
- Как изготавливали игрушку? (Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Из небольшого шарика появлялась уточка, петушок, индюк, конь или олень. Затем поделку сушили, обжигали в русской печи. Смешивали молоко с мелом и белили игрушку, затем расписывали красками.)
- Из чего состоял узор игрушки? (кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна и точки.)
- Какие цвета использовали мастера? ( Яркие. Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, голубые цвета.)
Ведущий: После того как игрушки были готовы
Продавали их на веселых ярмарках.
1Ребенок: Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
2Ребенок: Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
( танец Дымковских барышень)
Аленушка: Вот спасибо вам ребята!!! И правда,
Это же дымковская игрушка!
Иванушка: Нам батюшка рассказывал о этих знаменитых мастерах!
(Танец Дымковских барышень)
Ведущий: Ну ка, ребятки, доставайте из корзинки
Следующий гостинец.
Теперь и нам с ребятами интересно, что вы там купили!
( достают изделие хохломской росписи)
Аленушка: Приглянулась мне эта посудина, Матушке купили!
Ведущий: Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку
Покажи нам яблочко Чудо – город,
С диковинными улицами!
Вот мы с вами и оказались на Хохломской улице. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.
Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
И стали другие мастера изготавливать «золотую» посуду.
- Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду?
Ребенок: Конечно изготовить ее не просто.
Изделие надо сначала выточить на станке,
Затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться,
Лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком,
Подвергается закалке в печи с высокой температурой.
- Какие же цвета используют хохломские мастера?
Ребенок: В хохломской росписи есть цвета черный, красный.
Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета.
Ведущий: Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой».
- Из каких элементов состоит узор?(ягоды, листья (тройные), травка)
1 Ребенок: Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
2 ребенок: Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой-
Вот чем славится она!
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!
(Дети играют на музыкальных инструментах в оркестре)
Аленушка: Какая чудесная история у этой посуды!
Иванушка, надо матушке ее рассказать!
Ты все запомнил?
Иванушка: Конечно, сестричка!
Иванушка: А пусть нам ребята теперь расскажут
Про эту красивую доску!
( достают изделие Городецкой росписи)
Ведущий: С удовольствием, гости дорогие!
Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку
Покажи нам яблочко Чудо – город,
С диковинными улицами!
Вот мы с вами оказались на улице, которая называется Городецская. И сегодня я расскажу вам про старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.
Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников. Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.
1 Ребенок: Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
2 Ребенок: Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
( Собрать арнамент городецкой доски из элементов на магнитной доске)
Аленушка: Иванушка, какие чудесные подарочки мы прикупили!
Иванушка: Твоя правда, Аленушка, у каждого предмета
Такая увлекательная история!
Иванушка: Ребята, посмотрите, какого красивого петушка я себе купил!
Ведущий: Какая красота! Иванушка, хочешь и про него
Мы с ребятами сейчас тебе расскажем?
Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку
Покажи нам яблочко Чудо – город,
С диковинными улицами!
Мы с вами оказались на улице Гжельской.
Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.
Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее.
- Что?
Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области. Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской.
- Откуда взялся этот цвет? ( вода, небо, полевые цветы, снег, облака)
А еще есть такая – сказка.
«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду
По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
1 Ребенок: Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели?
Про фаянсовое чудо –
Статуэтки и посуду?
2 Ребенок: Все изделия из Гжели
Фон имеют только белый,
А на нём лишь синий цвет.
А других здесь красок нет.
(Ярмарка изделий из Гжели)
Иванушка: Вот это да!! Мой петушок тоже сделан Чудо – мастерами!
Аленушка: Посмотрите, ребята, какую чудесную салфеточку я прикупила связанную крючком, а так хотелось вологодское кружево купить!
Ведущий: А знаешь ли ты, Аленушка кто плетет
Это замечательное кружево? Давайте - ка
Отправимся дальше по нашему Чудо – городу
И послушаем следующую историю!
Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку
Покажи нам яблочко Чудо – город,
С диковинными улицами!
Мы с вами оказались на улице Вологодскоой.
- Ребята, о чем вам говорит название этой улицы? ( изготавливают вологодское кружево)
Посмотрите, какое красивое и необычное кружево! Плетут его в городе Вологда. Это старинный русский город расположен среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшая тонким белым узором окна домов. Местные жители в это время брались за всякие работы, дававшие дополнительный заработок: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. Так возникло кружевоплетение. Раньше это был тяжелый труд. Были небольшие мастерские, в которых с раннего утра до ночи, часто при слабом свете лучины, девушка пели и плели кружева. Тяжелый труд был у кружевниц, но они любили свое дело, и каждая чувствовала себя художником. Она сама создавала свои узоры, сама разрабатывала технику.
- Как вы думаете, что для работы могло понадобиться мастерицам, чтобы сплести чудесное кружево? ( коклюшки, нитки, подставка для валика- подушки, сколок)
- Что такое сколок? ( рисунок - схема на бумаге)
- Что такое коклюшки? ( деревянные палочки на которые наматывали нитки)
1 ребенок: Кружева – к узелку узелок,
Нам родные рисуют картины:
Полевой расцветает цветок
И качает ветвями рябина.
2 Ребенок: Словно сказка, они хороши!
В них умелой работы прилежность,
Красота нашей русской души,
Терпеливая женская нежность.
3 ребенок: Вологодские кружева...
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.
( Народная игра «Распутай ниточку»)
Аленушка: Спасибо вам, ребята. За увлекательное путешествие! До свидания!
Заключительная песня:
Русские умельцы
Маленькие русские селенья, славные большие города
Часто вызывают удивленье красотою древнего труда.
Ласковыми ситцами славится Иваново,
Тула - самоварами, звонкими баянами.
Оренбург пуховыми славится платками.
Покоряет Вологда чудо-кружевами.
Славны Гжель и Кострома, Гусь Хрустальный, Хохлома.
Палех тоже славится, всем на свете нравится.
Никакого чуда в этом нету - тем Россия издавна живет.
Внук, увидев дедовы секреты, сыновьям своим передает.
Припев
На платках, на дереве, на ситцах каждый нашу землю узнает.
Как же нам Россией не гордиться, мудрыми умельцами её?
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.
Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе
Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»
Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...