Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
рабочая программа

Мордухович Наталья Сергеевна

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.

        Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребенка на этапе взросления, позднее станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

      В современном обществе:

- утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

- исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;

- забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

 В связи с этим было принято решение разработать путь достижения в приобщении детей к русской народной культуре, показать значимость традиций и обычаев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tg_traditsii_21-22_plan.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                                 УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                 Старший воспитатель                                                          Директор МАДОУ ЦРР д/с №19                                                                                                                                      М.А.  Игнатенко____________                                                     __________О. В. Труненкова                                                                                                                                  

«___»________2021 год                                                                      «___»________2021  год  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №19»

города Ишима

Проект по приобщению детей

к истокам русской народной культуры и традициям

«Русская народная культура и традиции»

                                                                                     Состав творческой группы:

Мелехова А.

 Мокродеева Е.Я

Мордухович Н.С.

Ревягина О.А.

2021 – 2022 учебный год.

Проект «Русская народная культура и традиции»

Актуальность

        Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.

        Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребенка на этапе взросления, позднее станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

      В современном обществе:

- утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

- исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;

- забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

 В связи с этим было принято решение разработать путь достижения в приобщении детей к русской народной культуре, показать значимость традиций и обычаев. 

      Цель: Формирование совокупности культурных ценностей у детей дошкольного на основе приобщения к русской народной культуре и традициям.

       Задачи:

  1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
  2. Способствовать развитию лучших черт русского характера познавательной активности, любознательности.
  3. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  4. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
  6. Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правилам игр.

        Вид проекта: информационно-творческий (познавательный, познавательный с элементами творчества.)

Направление: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители

 Методы, приемы, используемые в кружковой деятельности:

Рассказ по сюжетной картине, рассказ – описание, чтение художественной литературы, заучивание песен, потешек, закличек и др., народные подвижные игры, музыкальные подвижные игры, ручной труд, проектная деятельность, наблюдения, создание макетов, организация выставок, просматривание видеороликов, консультации для родителей и педагогов, праздники, оформление тематических уголков.

        Методическое обеспечение:

Информационная наглядность для детей (плакаты, картинки, схемы и др.), информационная наглядность для родителей (консультации, брошюры, статьи и тд.), художественная литература (русский народный фольклор: сказки, былины, небывальщины, перевертыши, потешки, прибаутки, песенки и др.), русские народные костюмы, предметы старины (Посуда, предметы домашнего обихода, трудовой инвентарь и др.), изделия народно-прикладного искусства, тематические альбомы, макеты, лепбуки,

        Предполагаемый результат решения задач проекта

  1. Возникнет интерес к истории и культуре русского народа.
  2. Возникнет интерес к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
  3. Сформируются познавательная активность, любознательность, умение взаимодействовать и подчиняться правилам.
  4. Сформируются представления об основных традициях русского народа и включают их в повседневную жизнь.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Срок

Содержание деятельности

Деятельность в группе

Итоговые

мероприятия

Межведом-ственное взаимодействие

сентябрь

Совместная деятельность «Милости просим, гости дорогие».

Знакомство с русским гостеприимством.

Выставка «Во саду ли, в огороде».

Формирование умения презентовать свои поделки.

Совместная продуктивная деятельность «Родной свой край-люби и знай!».

Расширение представлений о большой и малой Родине.

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Дидактическая игра «Сложи картинку».

 Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка».

Пальчиковая игра «Сорока-Белобока»

Улучшение координации и мелкой моторики.

Развлечение «Большие Осенины».

октябрь

Совместная деятельность «Покров — «встреча Осени с Зимой». 

Знакомство с традицией празднования Покрова дня.

Совместная деятельность «Чудо-чудное, диво-дивное, Золотая Хохлома!».

Знакомство с хохломской росписью, традициями ее написания.

Дидактическая игра «Поможем художнику».

Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.

Чтение русской народной сказки «Царевна-Лягушка».

Русские народные игры «Ручеек», «Цепи кованные».

Знакомство с правилами народных игр.

Хороводная игра. Русская народная песенка «Заинька, походи…»

Знакомство детей с русской народной песенкой, ведение хоровода, сопровождающегося песней.

Совместная деятельность «Покров — «встреча Осени с Зимой».

ноябрь

Выставка детско-родительских творческих работ «Сила России - в единстве народа!».

Сохранение семейных ценностей, сплочение членов семьи.

Совместная деятельность «Щи да каша-пища наша». Знакомство с национальной русской кухней. 

Дидактическая игра «Парные картинки».

Закрепление умения детей сравнивать предметов, изображенных на картинке, находить сходства и в отборе одинаковых изображений; формирование речи, умения выполнять правило игры.

Чтение русской народной сказки «Иван-Царевич и серый волк».

Русская народная игра «Ворон».

Знакомство с правилами народной игры.

Рассказывание сказки «Козлятки и волк».

Знакомство детей с новой для них русской народной сказкой.

Пальчиковая игра «Капуста».

Развитие мелкой моторики рук.

Развлечение «Делу - время, потехе - час»

декабрь

Знакомство с празднованием Нового года.

Дидактическая игра «Назови сказку по главному герою».

Цель: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу.

Русская народная игра «Платочек».

Знакомство с правилами народной игры.

Оформление групповой комнаты в стиле «Новогодняя сказка».

Чтение русской народной сказки «Морозко».

Чтение потешки, обсуждение  «Зайка серенький сидит», «Как у нашего кота…»

Знакомство с потешкой, при повторном слушании произношение детьми отдельных слов из текста. 

Подвижная игра «Поиграем в снежки»

Способствовать развитию моторики, глазомеру, создать бодрое настроение

Разучивание Новогодних колядок.

Кладезь сказаний «Новогодние колядки».

Знакомство родителей с новогодними колядками.

Новогодние утренники

январь

Совместная продуктивная деятельность «Гжель прекрасная».

Знакомство с Гжельским художественным промыслом.

Дидактическая игра «Обведи элемент»

Знакомство детей с элементами Гжелевской росписи, техникой исполнения элементов.

Русские народные игры «Колдуны», «Золотые ворота», «Бабка Ёжка».

Закрепление правил народных игр.

Русская народная сказка «Колобок».

Рассказывание сказки с использованием театра на фланелеграфе.

Чтение русской народной сказки «По щучьему велению».

Кладезь сказаний «Рождественские святки».

Знакомство с традициями и обычаями празднования рождественских святок.

Развлечение

«Рождественские колядки».

февраль

Совместная деятельность «Дело мастера боится». 

Знакомство с хозяйственным инвентарем, названиями предметов быта.

Знакомство с историей праздника и его значением.

Дидактическая игра «Кто больше знает слов на тему «Земледелие»

Расширение знаний о жизнедеятельности Древней Руси.

Хороводная игра «Снежная баба».

Знакомство с правилами народной игры.

Русская народная игра «Бабка Ёжка».

Закрепление правил народной игры.

Воркшоп «Бабушкин сундучок» (игрушки наших предков)

Укрепление семейных ценностей и традиций.

Чтение докучных сказок.

Знакомство с жанром народных сказок – докучными сказками.

Чтение русской народной сказки «Два Мороза».

Кладезь сказаний «Масленица».

Знакомство традициями и обычаями празднования Масленицы.

Развлечение «Праздник валенка»

март

Совместная деятельность «Сороки».

 Знакомство традициями и обычаями встречи весны.

 «Сердце матери лучше солнца греет».

Изготовление поделок для мамы.

Совместная деятельность «Молодец в кафтане, девушка в сарафане».

Знакомство с русской народной одеждой.

Оформление групповой комнаты «Весна идет – весне дорогу».

Дидактическая игра «Что это?»

Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.

Русская народная игра «Гори, гори ясно».

Закрепление правил народной игры.

Русская народная игра «У дядюшки у Трифона».

Знакомство с правилами народной игры.

Пальчиковая игра «Идёт коза рогатая…».

Улучшение координации и мелкой моторики.

Чтение русской народной сказки «Марья Моревна».

Кладезь сказаний «Весна-Красна». «Масленица».

Знакомство с приметами весны, пословицами и поговорками о весне. Обычаями празднование масленицы.

Развлечение

«Масленица».

апрель

Совместная продуктивная деятельность «Русская матрешка».

Знакомство с матрешкой как национальным символом России.

Выставка «Русская матрешка».

Оформление выставки детско-родительских работ «Русская матрешка».

Дидактическая игра «Домино».

Закрепление знаний детей о русских народных сказках, умение правильно называть сказку.

Чтение русской народной сказки «Летучий корабль».

Русская народная игра «У дядюшки у Трифона».

Закрепление правил народной игры.

Русская народная сказка «Три медведя»

Знакомство со сказкой (с использованием театра би-ба-бо).

Развлечение «Пасха».

май

Совместная продуктивная деятельность «Куклы - мотанки».

Знакомство с народными традициями и обрядами.

Выставка «Кукла -мотанка».

Оформление выставки детских  работ «Кукла -мотанка».

Совместная деятельность «Самовар Иван Иваныч».

Знакомство с самоваром его значением в жизни русских людей.  

Дидактическая игра «Радио».

Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Русская народная игра «Ворон».

Закрепление правил народной игры.

Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Кладезь сказаний «Народная кукла».

Знакомство с историей и значением народной куклы, куклы-оберега.

Развлечение «Красная горка».

июнь

Совместная деятельность «Водичка, водичка умой мое личико».

Знакомство с целебными свойствами воды. Разучивание потешки о воде.

Совместная деятельность «Богатырями славится Русь – матушка».

Знакомство с русскими защитниками – богатырями.

Чтение былин о богатырях русских.

Совместная деятельность «Небылица- небывальщина».

Чтение небылиц.

Знакомство с небылицами.

Русская народная игра «Лошадки».

Дидактическая игра «Герои русских былин»

Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память.

Знакомство с правилами народной игры.

Русская народная игра «Гори, гори ясно».

Закрепление правил народной игры.

Развлечение «Богатырские игрища».

июль

Совместная продуктивная деятельность «Плетение веночков из бросового материала».

Расширение представлений о русских традиционных обрядах.

Совместная продуктивная деятельность «День семьи, любви и верности». Изготовление символа праздника – ромашки с пожеланиями.

Знакомство с историей праздника и его значением.

Совместная деятельность «Русские народные сказки».

Чтение русской народной сказки по выбору детей.

Театрализованная деятельность «Инсценировка русской народной сказки».

Закрепление умения инсценировать знакомые сказки.

Дидактическая игра «Отгадай-ка!» 

Цель: учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки.

Русская народная игра «Птички».

Знакомство с правилами народной игры.

Развлечение «Иван Купала».

август

Совместная деятельность «Ильин день».

Знакомство с историей праздника и его значением.

Совместная продуктивная деятельность «Филимоновская свистулька».

Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию».

Цель: Развивать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.

Русская народная игра «Кольцо», «У дядюшки у Трифона».

Фольклорный праздник «Русские традиции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа

Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...

Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»

Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...

Проект на тему: Музей под открытым небом « Ангарская деревня», как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа.

Музей " Ангарская деревня", как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа....

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

      Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...