Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
рабочая программа
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребенка на этапе взросления, позднее станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.
В современном обществе:
- утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
- исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
- забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
В связи с этим было принято решение разработать путь достижения в приобщении детей к русской народной культуре, показать значимость традиций и обычаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tg_traditsii_21-22_plan.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Старший воспитатель Директор МАДОУ ЦРР д/с №19 М.А. Игнатенко____________ __________О. В. Труненкова
«___»________2021 год «___»________2021 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №19»
города Ишима
Проект по приобщению детей
к истокам русской народной культуры и традициям
«Русская народная культура и традиции»
Состав творческой группы:
Мелехова А.
Мокродеева Е.Я
Мордухович Н.С.
Ревягина О.А.
2021 – 2022 учебный год.
Проект «Русская народная культура и традиции»
Актуальность
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотическое воспитание, которые живы в людях старшего поколения.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребенка на этапе взросления, позднее станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.
В современном обществе:
- утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
- исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
- забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
В связи с этим было принято решение разработать путь достижения в приобщении детей к русской народной культуре, показать значимость традиций и обычаев.
Цель: Формирование совокупности культурных ценностей у детей дошкольного на основе приобщения к русской народной культуре и традициям.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Способствовать развитию лучших черт русского характера познавательной активности, любознательности.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правилам игр.
Вид проекта: информационно-творческий (познавательный, познавательный с элементами творчества.)
Направление: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители
Методы, приемы, используемые в кружковой деятельности:
Рассказ по сюжетной картине, рассказ – описание, чтение художественной литературы, заучивание песен, потешек, закличек и др., народные подвижные игры, музыкальные подвижные игры, ручной труд, проектная деятельность, наблюдения, создание макетов, организация выставок, просматривание видеороликов, консультации для родителей и педагогов, праздники, оформление тематических уголков.
Методическое обеспечение:
Информационная наглядность для детей (плакаты, картинки, схемы и др.), информационная наглядность для родителей (консультации, брошюры, статьи и тд.), художественная литература (русский народный фольклор: сказки, былины, небывальщины, перевертыши, потешки, прибаутки, песенки и др.), русские народные костюмы, предметы старины (Посуда, предметы домашнего обихода, трудовой инвентарь и др.), изделия народно-прикладного искусства, тематические альбомы, макеты, лепбуки,
Предполагаемый результат решения задач проекта
- Возникнет интерес к истории и культуре русского народа.
- Возникнет интерес к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Сформируются познавательная активность, любознательность, умение взаимодействовать и подчиняться правилам.
- Сформируются представления об основных традициях русского народа и включают их в повседневную жизнь.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Срок | Содержание деятельности | |||
Деятельность в группе | Итоговые мероприятия | Межведом-ственное взаимодействие | ||
сентябрь | Совместная деятельность «Милости просим, гости дорогие». Знакомство с русским гостеприимством. Выставка «Во саду ли, в огороде». Формирование умения презентовать свои поделки. Совместная продуктивная деятельность «Родной свой край-люби и знай!». Расширение представлений о большой и малой Родине. Дидактическая игра «Вершки-корешки» Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле) Дидактическая игра «Сложи картинку». Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка». Пальчиковая игра «Сорока-Белобока» Улучшение координации и мелкой моторики. | Развлечение «Большие Осенины». | ||
октябрь | Совместная деятельность «Покров — «встреча Осени с Зимой». Знакомство с традицией празднования Покрова дня. Совместная деятельность «Чудо-чудное, диво-дивное, Золотая Хохлома!». Знакомство с хохломской росписью, традициями ее написания. Дидактическая игра «Поможем художнику». Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора. Чтение русской народной сказки «Царевна-Лягушка». Русские народные игры «Ручеек», «Цепи кованные». Знакомство с правилами народных игр. Хороводная игра. Русская народная песенка «Заинька, походи…» Знакомство детей с русской народной песенкой, ведение хоровода, сопровождающегося песней. | Совместная деятельность «Покров — «встреча Осени с Зимой». | ||
ноябрь | Выставка детско-родительских творческих работ «Сила России - в единстве народа!». Сохранение семейных ценностей, сплочение членов семьи. Совместная деятельность «Щи да каша-пища наша». Знакомство с национальной русской кухней. Дидактическая игра «Парные картинки». Закрепление умения детей сравнивать предметов, изображенных на картинке, находить сходства и в отборе одинаковых изображений; формирование речи, умения выполнять правило игры. Чтение русской народной сказки «Иван-Царевич и серый волк». Русская народная игра «Ворон». Знакомство с правилами народной игры. Рассказывание сказки «Козлятки и волк». Знакомство детей с новой для них русской народной сказкой. Пальчиковая игра «Капуста». Развитие мелкой моторики рук. | Развлечение «Делу - время, потехе - час» | ||
декабрь | Знакомство с празднованием Нового года. Дидактическая игра «Назови сказку по главному герою». Цель: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу. Русская народная игра «Платочек». Знакомство с правилами народной игры. Оформление групповой комнаты в стиле «Новогодняя сказка». Чтение русской народной сказки «Морозко». Чтение потешки, обсуждение «Зайка серенький сидит», «Как у нашего кота…» Знакомство с потешкой, при повторном слушании произношение детьми отдельных слов из текста. Подвижная игра «Поиграем в снежки» Способствовать развитию моторики, глазомеру, создать бодрое настроение Разучивание Новогодних колядок. Кладезь сказаний «Новогодние колядки». Знакомство родителей с новогодними колядками. | Новогодние утренники | ||
январь | Совместная продуктивная деятельность «Гжель прекрасная». Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Дидактическая игра «Обведи элемент» Знакомство детей с элементами Гжелевской росписи, техникой исполнения элементов. Русские народные игры «Колдуны», «Золотые ворота», «Бабка Ёжка». Закрепление правил народных игр. Русская народная сказка «Колобок». Рассказывание сказки с использованием театра на фланелеграфе. Чтение русской народной сказки «По щучьему велению». Кладезь сказаний «Рождественские святки». Знакомство с традициями и обычаями празднования рождественских святок. | Развлечение «Рождественские колядки». | ||
февраль | Совместная деятельность «Дело мастера боится». Знакомство с хозяйственным инвентарем, названиями предметов быта. Знакомство с историей праздника и его значением. Дидактическая игра «Кто больше знает слов на тему «Земледелие» Расширение знаний о жизнедеятельности Древней Руси. Хороводная игра «Снежная баба». Знакомство с правилами народной игры. Русская народная игра «Бабка Ёжка». Закрепление правил народной игры. Воркшоп «Бабушкин сундучок» (игрушки наших предков) Укрепление семейных ценностей и традиций. Чтение докучных сказок. Знакомство с жанром народных сказок – докучными сказками. Чтение русской народной сказки «Два Мороза». Кладезь сказаний «Масленица». Знакомство традициями и обычаями празднования Масленицы. | Развлечение «Праздник валенка» | ||
март | Совместная деятельность «Сороки». Знакомство традициями и обычаями встречи весны. «Сердце матери лучше солнца греет». Изготовление поделок для мамы. Совместная деятельность «Молодец в кафтане, девушка в сарафане». Знакомство с русской народной одеждой. Оформление групповой комнаты «Весна идет – весне дорогу». Дидактическая игра «Что это?» Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание. Русская народная игра «Гори, гори ясно». Закрепление правил народной игры. Русская народная игра «У дядюшки у Трифона». Знакомство с правилами народной игры. Пальчиковая игра «Идёт коза рогатая…». Улучшение координации и мелкой моторики. Чтение русской народной сказки «Марья Моревна». Кладезь сказаний «Весна-Красна». «Масленица». Знакомство с приметами весны, пословицами и поговорками о весне. Обычаями празднование масленицы. | Развлечение «Масленица». | ||
апрель | Совместная продуктивная деятельность «Русская матрешка». Знакомство с матрешкой как национальным символом России. Выставка «Русская матрешка». Оформление выставки детско-родительских работ «Русская матрешка». Дидактическая игра «Домино». Закрепление знаний детей о русских народных сказках, умение правильно называть сказку. Чтение русской народной сказки «Летучий корабль». Русская народная игра «У дядюшки у Трифона». Закрепление правил народной игры. Русская народная сказка «Три медведя» Знакомство со сказкой (с использованием театра би-ба-бо). | Развлечение «Пасха». | ||
май | Совместная продуктивная деятельность «Куклы - мотанки». Знакомство с народными традициями и обрядами. Выставка «Кукла -мотанка». Оформление выставки детских работ «Кукла -мотанка». Совместная деятельность «Самовар Иван Иваныч». Знакомство с самоваром его значением в жизни русских людей. Дидактическая игра «Радио». Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Русская народная игра «Ворон». Закрепление правил народной игры. Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка». Кладезь сказаний «Народная кукла». Знакомство с историей и значением народной куклы, куклы-оберега. | Развлечение «Красная горка». | ||
июнь | Совместная деятельность «Водичка, водичка умой мое личико». Знакомство с целебными свойствами воды. Разучивание потешки о воде. Совместная деятельность «Богатырями славится Русь – матушка». Знакомство с русскими защитниками – богатырями. Чтение былин о богатырях русских. Совместная деятельность «Небылица- небывальщина». Чтение небылиц. Знакомство с небылицами. Русская народная игра «Лошадки». Дидактическая игра «Герои русских былин» Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память. Знакомство с правилами народной игры. Русская народная игра «Гори, гори ясно». Закрепление правил народной игры. | Развлечение «Богатырские игрища». | ||
июль | Совместная продуктивная деятельность «Плетение веночков из бросового материала». Расширение представлений о русских традиционных обрядах. Совместная продуктивная деятельность «День семьи, любви и верности». Изготовление символа праздника – ромашки с пожеланиями. Знакомство с историей праздника и его значением. Совместная деятельность «Русские народные сказки». Чтение русской народной сказки по выбору детей. Театрализованная деятельность «Инсценировка русской народной сказки». Закрепление умения инсценировать знакомые сказки. Дидактическая игра «Отгадай-ка!» Цель: учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки. Русская народная игра «Птички». Знакомство с правилами народной игры. | Развлечение «Иван Купала». | ||
август | Совместная деятельность «Ильин день». Знакомство с историей праздника и его значением. Совместная продуктивная деятельность «Филимоновская свистулька». Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию». Цель: Развивать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку. Русская народная игра «Кольцо», «У дядюшки у Трифона». | Фольклорный праздник «Русские традиции». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа
Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...
Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»
Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...
Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»
Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...
Проект на тему: Музей под открытым небом « Ангарская деревня», как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа.
Музей " Ангарская деревня", как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа....
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...
Развлечение в старшей группе «В гостях у матрешки» Цели: • Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа. • Обогащать детский словарный запас народных терминов. • Приобщать детей к народным играм, песням и хороводам. • Развивать лов
Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа....
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...