Рабочая программа по логопедической ритмике "Весёлая логоритмика"
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа по логопедической ритмике «Весёлая логоритмика» имеет коррекционно-развивающую направленность и представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_logoritmike.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по логопедической ритмике
"Весёлая логоритмика"
Возраст детей – 3-6 лет
Срок реализации – 1 год
Разработчик:
Иванова Людмила Андреевна
музыкальный руководитель
г.Москва г.Троицк
2019г.
Содержание
Ι. Целевой раздел
- Пояснительная записка
- . Цели и задачи реализации образовательной программы
1.3. Принципы и подходы к формированию образовательной программы
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации образовательной программы
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы
1.6. Мониторинг
ΙI. Содержательный раздел
2.1. Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда и музыкального руководителя
2.2. Комплексно–тематическое планирование.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
ΙII. Организационный раздел
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда
Ι. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только около 15% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми, остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Рабочая программа по логопедической ритмике «Весёлая логоритмика» имеет коррекционно-развивающую направленность и представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза «пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Новизна и уникальность программы «Весёлая логоритмика» заключается в создании системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий отличной от традиционной.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Реализация рабочей Программы «Весёлая логоритмика» предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
- приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей и имеет социально-педагогическую направленность, Предлагаемая программа составлена на основе пособий М.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой и рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста (3 - 6 лет). Форма занятий – групповая. Состав группы – постоянный в течение всего учебного года (10 – 12 детей). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 20- 25 минут, в зависимости от возрастной категории детей.
Новизна программы
Рабочая программа по логопедической ритмике «Весёлая логоритмика» является вспомогательным средством для эффективной совместной работы логопедов Дошкольного отделения №2 Гимназии имени Н.В.Пушкова и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Занятия по логоритмике предполагают использование здоровьесберегающих технологий, которые оказывают благотворное влияние на здоровье ребенка. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 8 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.
Основные задачи программы:
– развитие слухового восприятия; музыкального, звукового, тембрового, динамического, фонематического слуха, чувства ритма, речевого и певческого диапазона голоса;
– развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, пантомимики, пространственной организации движений; развитие силы, ловкости, выносливости; переключаемости и координации движений;
– развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
– формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
– расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой речи;
– формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; освоение ритмического многоголосья посредством игрового музицирования; осознания ритмического своеобразия слова;
– стимулирование творческой активности: воспитание выразительности движений, умения перевоплощаться, согласовывать характер музыки с движениями и пантомимическими жестами;
– воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой;
– содействие нравственному, эстетическому воспитанию детей с речевой патологией (формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей)
1. 3. Принципы и подходы к формированию программы.
В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи.
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. В речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, изменение по падежам несклоняемых существительных.
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
- сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;
- сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
- способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);
- улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;
- воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
1.6. Мониторинг (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
ΙI. Содержательный раздел
2.1. Формы и виды взаимодействия учителя –
логопеда и музыкального руководителя
– совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;
– совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;
– участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых мероприятий;
– составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д;
– выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи;
– использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Совместная коррекционная деятельность
учителя-логопеда и музыкального руководителя
Учитель-логопед | Музыкальный руководитель |
постановка диафрагмально-речевого дыхания | развитие слухового внимания и слуховой памяти |
укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа | формирование оптико-пространственных представлений |
формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков | формирование и закрепление произносительных навыков |
коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация | формирование зрительной ориентировки на собеседника |
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза | развитие координации движений |
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи | формирование умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок |
обучение умению связно выражать свои мысли | воспитание темпа и ритма дыхания и речи |
обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии | развитие произвольной мимической моторики |
развитие психологической базы речи | формирование просодики |
совершенствование мелкой моторики | развитие фонематического слуха |
Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и музыкального руководителя успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.
2.2. Комплексно–тематическое планирование.
Месяц | Дни недели | Лексико-грамматическая тема | Название логоритмического занятия | Цель | |
Октябрь | 1 | «Овощи» | «Спор овощей»
| преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |
2 | «Фрукты. Ягоды | «Яблочко» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
3 | «Наш край» | «В доме моем» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
4 | «Детский сад» | «Игрушки» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
ноябрь | 1 | «Осень» | «Осеннее настроение» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |
2 | «Перелетные птицы» | « Приключение вороны» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
3 | «Рыбы» | «Подводное царство» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
4 | «Домашние птицы» | «Петя-петушок» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
декабрь | 1 | «Домашние животные | «У бабушки в деревне» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |
2 | «Дикие животные» | « В мире животных» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
3 | «Зимующие птицы» | «Ветер северный» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
4 | «Новый год» | «Новый год» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
январь | |||||
2 | «Зима. Рождество» | «Маскарад» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
3 | «Мебель» | « Новоселье» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
4 | «Посуда» | « Федорино горе» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
февраль | 1 | «Одежда.Обувь» | «Волшебное зеркальце» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |
2 | «Головные уборы» | «Мой край родной» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
3 | «День защитника Отечества» | «День защитника Отечества» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
4 | «Транспорт» | «Путешествие паровозика из Ромашкино | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
март | 1 | «Мамин праздник» | «Как зайчонок маму искал?» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |
2 | «Дом. Семья» | «Теремок-холодок» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
3 | «Экзотические животные». | «Путешествие по саванне» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
4 | «Весна» | «О чем плачет сосулька?» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
апрель | 1 | «Профессии» | «Кем быть?» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |
2 | «Космос» | « Полет в космос» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
3 | «Предметы быта» | «Палочка-выручалочка» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
4 | «Продукты питания» | « Путешествие в строну завтраков, обедов и ужинов» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
Май | 2 | «День Победы» | « На парад идут солдаты» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | |
3 | «Школа» | «Приключения Буратино» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. | ||
4 | «Лето» | « В гостях у лета» | преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. |
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.
В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда и музыкального руководителя заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость Учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье
Формы работы с родителями:
- Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения);
- Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);
- Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;
- Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).
- Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе;
- Оформление информационных стендов для родителей.
ΙII. Организационный раздел
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда
Технические средства для подготовки и проведения занятий.
- фортепиано;
- детские музыкальные инструменты;
- шумовые игрушки;
- массажные и резиновые разноцветные мячики;
- природный игровой материал ( камешки, ракушки, палочки различной фактуры, орешки, каштаны, желуди, шишки);
- технические средства обучения.
Приложение№1
Мониторинг
по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе
Критерии мониторинга:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
- силу движений,
- точность движений,
- темп движений,
- координацию движений,
- переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
- «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
- Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
- Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу.
Результаты диагностики неречевых психических функций на
логоритмических занятиях (в баллах)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Слуховое внимание | Восприятие и воспроизведение ритма | Ориентирова-ние в пространстве | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | |||||
Сентябрь | Май. | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
Литература, используемая при составлении программы
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА ПРЕС,1993;
2. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
4. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
5. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
7.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко.
– Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
8. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
9. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
10. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
11. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
12.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
13. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с
детьми 4-5лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
14. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с
детьми 6-7лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005
15. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
16. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для кружка Логоритмика для малышей
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и ...
Рабочая программа кружка по логоритмике "Логоритмическая мозаика"
Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязатель-ного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ (...
Конспект интегрированного занятия для детей логопедических групп (логоритмика, бумагокручение, художественное творчество). Тема «Зима»
Предлагаемое занятие для детей логопедических групп. Будет полезно для педагогов дошкольных учреждений....
Конспект интегрированного занятия для детей логопедических групп (логоритмика, бумагокручение, художественное творчество). Тема «Зима»
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающими в логопедических группах....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ «ЛОГОРИТМИКА»
Данная программа была разработана для детей в возрасте 3 –5 лет учителем – логопедом Кругловой И.Ю. В связи с необходимостью предупредить речевые нарушения у дошкольников, в младшем дошкол...
Рабочая программа занятий по логоритмике
Общее недоразвитие речи...
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (логоритмика)
Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Цель коррекционного курса: преодоление речевого нарушения у детей с ...