Программа по изобразительной деятельности педагога дополнительного образования "Творческая мастерская"
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Программа по изобразительной деятельности педагога дополнительного образования для средней группы "Творческая мастерская"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 60.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Творческая мастерская» для детей 4-5 лет
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка. Также для развития воображения, творческого мышления и творческой активности дошкольников в данной рабочей дополнительной образовательной программе используются элементы нетрадиционных техник рисования, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования, а также возможность самовыражения. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Отличительные особенности программы
Программа имеет художественную направленность. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире и в этом нам помогают традиционные и нетрадиционные техники рисования.
Отличительной особенностью программ по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат программы. Возрастные особенности детей 4-5 лет
Значительное развитие детей среднего дошкольного возраста получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей
Цель и задачи программы
Цель: формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
обучающие:
- Обучить детей нетрадиционной технике рисования.
- Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования.
- Обучать приемам рисования и способам изображения.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
развивающие:
- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
- Развивать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, репродукций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов, цветовую палитру, восприятие тёплых и холодных красок.
- Развивать творческие способности детей.
воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Условия реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Совместная деятельность педагога с детьми в форме кружковой работы с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 20 минут. Занятия начинаются с октября и заканчиваются в апреле.
Форма организации детей на занятии – групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа).
Условиями для реализация дополнительной общеобразовательная общеразвивающей программы является наличие группы дошкольников не более 15 человек.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие форма и методы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет, чтение, рассказ, пояснение, объяснение, словесная инструкция).
- наглядные (наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом,).
-практические ( упражнения для отработки необходимых навыков).
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Материально-техническое оснащение для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№ п/п | Содержание |
1 | Помещение для занятий: групповая комната. |
2 | Уголок художественного творчества в группе. |
3 | Технические средства: CD и аудио материал, ноутбук для демонстраций презентаций. |
4 | Инструменты и приспособления: цветной картон формата А4, бумага для рисования «Вулканический песок», крафт-бумага для творчества формата А 4 и А3, цветной картон формата А3, кисти (плоские, круглые, веерные), краски гуашь, влажные салфетки, фартуки с нарукавниками, палитра для смешивания красок, стаканы для воды, подставки для кистей. |
5 | Наглядный материал: презентации; дидактические игры, педагогические эскизы. |
Планируемые результаты
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дети создают оригинальные образы (композиции) изобразительно – выразительными средствами;
Экспериментируют с изобразительными материалами;
Проявляют фантазию художественного творчества;
Свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков;
Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа;
Владеть первичными навыками дизайнерского искусства;
А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием в нетрадиционных техниках.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
- Учебный план работы по программе.
№ п/п | Название темы | Количество занятий | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Диагностика «Банка с соленьями» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
2 | «Мой друг, Крошик» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
3 | «Улитка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
4 | «Домик для гномика» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
5 | «Вини-Пух» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
6 | «Чайник-дом» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
7 | «Чайник-дом» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
8 | «Милая овечка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
9 | «Милая овечка» | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
10 | «Муха-Цокотуха» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
11 | «Кот в свитере» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
12 | «Кот в свитере» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
13 | «Лев Гоша» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
14 | «Елочные игрушки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
15 | «Царевна – лягушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
16 | «Царевна – лягушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
17 | «Лисичка и Снежинка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
18 | «Сорока-белобока» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
19 | «Краб по имени Мак» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
20 | «Корабль в бутылке» (подарок для папы)» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
21 | «Сказочные цветы» (гуашь + фон в технике дудлинг) | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
22 | «Сказочные цветы» (гуашь + фон в технике дудлинг) | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
23 | «Ежик в ромашках» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
24 | «Ежик в ромашках» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
25 | «Клоун» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
26 | «Морковка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
27 | «Крутой ананас» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
28 | «Майский жук» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, объяснение, помощь наблюдение, анализ продуктивной деятельности, рефлексия |
Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | |||||||
н.о. | к.о. | н.о. | к.о. | н.о. | к.о. | н.о. | к.о. | н.о. | к.о. | н.о. | к.о. | н.о. | к.о. | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
итого | Количество баллов | ||||||||||||||
низкий | |||||||||||||||
средний | |||||||||||||||
высокий |
Методика проведения мониторинга
Диагностический инструментарий
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в октябре и в апреле).
Цель проведения диагностики:
1. Выявить уровень художественного развития детей
2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения Характер диагностики: естественный педагогический.
На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной
«Неоконченный рисунок»
Цель: Определение уровня развития творческих способностей.
Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).
2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.
Простые карандаши.
Испытуемому предлагалось:
В первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного.
Оценка результатов:
0-9 балла – низкий уровень сформированности;
10-14 баллов – средний уровень сформированности;
15-20 баллов – высокий уровень сформированности.
Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.
На втором этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной.
«Свободный рисунок»
Цель: Определение уровня развития творческих способностей. Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10-8 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. Ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
7-4 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление.
Детали и образы рисунка проработаны средне. Ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
3-0 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития:
10-8 баллов – высокий уровень сформированности;
7-4 баллов – средний уровень сформированности;
3-0 балла – низкий уровень сформированности.
Результаты первого и второго этапов суммируются.
- Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.)
• Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
• Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
• Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
• Белошистая А. В., Жукова О. Г. Бумажные фантазии. Издательство «Просвещение», 2010.
• Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
• Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
• Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2006
• Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками»-Москва, 2008г
• Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
• Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
• Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М. : Просвещение, 1987.
• Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. :Мозаика-Синтез, 2013
• Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание. 1991, №9
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, №2
• Грибовской А. А. – М. : ТЦ «Сфера», 2005
• Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г
• Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.,2013
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2006
• Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010.
• Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М. : Айрис-пресс, 2013.
• Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. Издательство «Скрипторий 2003», 2011, - 16с.
• Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. Материалы Интернет.
• ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
• Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
• Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001
• Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...
Дополнительная общеобразовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "Разноцветный мир"
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на са...
Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности «Нарисуй-ка»
Значение и ценность нетрадиционного изображения для всестороннего развития и воспитания детей с речевыми нарушениями велико и многогранно. Работа с красками, карандашами, фломастерами, пастелью и воск...
Проект дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники"
Проект (разработка) дополнительной общеразвивающей программы по изобразительной деятельности "Волшебники". Данный проект программы "Волшебники" может быть использован педагогами до...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности «Акварелька» для детей 3 – 7 лет
В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с ...
Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности
Дополнительная образовательная программа для педагогов Дошкольгого воспитания. Программа разработана мною для художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Программа разработана...