Рабочая программа Шмидт С.С. по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 5-6 лет
рабочая программа по математике (старшая группа)
Рабочая программа Шмидт С.С. по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 5-6 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа для детей 5-6 лет "Веселая математика"
Автор: Шмидт Светлана Салаватовна
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ г Нижневартовска ДС № 90 «Айболит» ______________________ Селезнева М.А.
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол Педагогического совета
№_______ от ___________ ___
ПРОГРАММА
по обучению и формированию математических знаний
у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
с использованием игровых технологий
"ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА"
(дополнительная общеобразовательная программа)
педагог высшей квалификационной категории:
Шмидт Светлана Салаватовна
г. Нижневартовск
Содержание.
№ | ||
1. | Информационная карта | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Концептуальные подходы к реализации программы | 6 |
4. | Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет | 6 |
5. | Организация образовательного процесса | 8 |
6. | Учебно-тематический план | 10 |
7. | Механизм реализации программы | 18 |
8. | Мониторинг | 18 |
9. | Литература | 20 |
Информационная карта
Наименование программы | ПРОГРАММА для детей старшего дошкольного возраста "Веселая математика" «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста» |
Направленность программы | Коррекционно-педагогическая |
Основание для разработки Программы | - закон РФ «Об образовании», приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" - Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273 - ФЗ - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) - Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года; - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013№26 «Требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; -Программа развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 90 «Айболит» |
Заказчик Программы | Педагогический совет № __от __.__.20__г |
Составитель Программы | Шмидт Светлана Салаватовна, Высшая квалификационная категория, воспитатель МАДОУ г. НижневартовскаДС № 90 «Айболит» |
Рецензент |
|
География Программы | ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, МАДОУ ДС г Нижневартовска № 90 «Айболит» , ул. Ленина 17б |
Исполнитель программы | МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 90 «Айболит» Телефон 83466-24-27-47 Факс 8-3466-671187 |
Целевая группа | Дошкольники 5-6 лет |
Цель программы | обучение и формирование математических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий |
Задачи Программы |
|
Ожидаемые результаты реализации Про граммы | -обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением; -создана специальная предметно-развивающая среда, с использованием миниКИК на базе возрастной группы; -создана комплексная система по использованию игровых технологий с применением электронных образовательных ресурсов нового поколения для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, которая позволит организовать образовательный процесс на современном уровне; -разработаны и внедрены в образовательный процесс игровые технологии на основе систематизации методов и приемов развития элементарных математических представлений; -произведена оценка эффективности использования введения игровых технологий в процессе формирования элементарных математических представлений; -обеспечена положительная динамика качественных показателей развития математических представлений детей. - 90% родителей будут удовлетворены качеством и количеством образовательных услуг в группе |
Срок действия Программы | 1 год |
Пояснительная записка
«Ребенок-это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел,
который необходимо зажечь» Аристотель
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации.
Дошкольное образование является открытой социально-педагогической системой, деятельность которой направлена на выполнение социального заказа общества, ориентированного на развитие, воспитание и подготовку к жизни людей, способных в будущем обеспечить процветание России, готовых жить в меняющихся социально - экономических условиях, в условиях развивающейся информационной среды.
Нормативно-правовые документы федерального уровня - закон РФ «Об образовании», приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" - изменили цель всей образовательной работы дошкольной системы образования, где достижения воспитанников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью их интегративных качеств.
Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности и необходимыми умениями и навыками – это и есть «социальный» портрет современного выпускника ДОУ.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выведенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить основную базу для дальнейшего успешного обучения в начальной ступени школьного образования.
Математика занимает значительное место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Общепризнано, что сензитивным периодом для развития детей является дошкольный возраст. Одним из наиболее значимых компонентов интеллектуального становления является способность ребенка логически мыслить.
Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, моделированием, решают логические задачи - это им интересно, потому что они любят играть.
Играя, дети осваивают: средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимость и умение выражать их в виде простых логических высказываний. При этом взрослый вызывает интерес к игре, поддерживает его, не подавляя инициативы ребенка.
Роль педагога в этом процессе – поддерживать интерес детей. Играя с
детьми и обучая их в игре, стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Программа «Веселая математика» позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя сюжеты русских народных сказок и сказок других народов, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Для реализации программы «Веселая математика» используются игры, задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления через сюжеты сказок и др.
Концептуальные подходы к реализации программы.
Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Фридриху Фрёбелю. Им разработана система игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Всё время пребывания ребёнка в детском саду было расписано в разных видах игр.
Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко предлагают осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе, в игре. В процессе игр закрепляются количественные отношения, умения различать геометрические фигуры, ориентирование в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
М.Морозова, Е. Тихеева отмечают, что все числовые представления, доступные для возраста ребёнка, он должен извлечь из жизни, среди которой он живёт и в которой он принимает деятельное участие. Его участие в жизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в одном - игре. Играя, работая, живя, он непременно лично научится считать, если мы, взрослые, будем при этом его незаменимыми пособниками. Наблюдая окружающий его вещественный мир, воспринимая его и расчленяя при посредстве своих органов чувств, действенно участвуя в его жизни, ребёнок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих представлений; он учится.
Таким образом, использование игровых технологий для формирования элементарных математических представлений у воспитанников 5-6 лет является актуальным направлением в образовательной работе с детьми-дошкольниками.
Учтены основные принципы образования:
-принцип педагогического гуманизма (который заключается в требовании «не навредить»; принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса); -принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);
-принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом).
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств( схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений), развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства, дальнейшем развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью;
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, и величины, строения предметов, представления детей систематизируются . дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд- по возрастанию или убыванию-до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов.
Организация образовательного процесса
Продолжительность реализации программы 1 год.
Возраст детей - 5-6 лет.
Количество детей: 10 человек (1подгруппа),
10 человек (2подгруппа)
Расписание занятий: вторник - 16.00-16.25 (25 минут) 1 подгруппа
вторник - 16.30 -16.55 (25 минут) 2 подгруппа
Количество занятий в год: 36
Формы организации:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы и приемы:
- Словесный метод
- Практический
- Наглядный
- Вербальный
- Репродуктивный
Средства ИКТ, пособия и оборудование:
- ноутбук;
- проектор;
- интерактивная доска;
- экран;
- фотоаппарат;
- акустические колонки;
- рабочая тетрадь для детей пяти-шести лет «Я считаю до десяти»;
- набор занимательных игр: «Сложи узор», «Составь картинку», «Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет» и др. ;
- разрезные картинки;
- пирамиды;
- набор геометрических фигур;
- набор цифр;
- числовая лесенка;
- цветные карандаши;
- простые карандаши;
- ручки;
- тетради в клетку;
- костюмы персонажей сказочных героев;
- картинки с персонажами сказок;
- карточки с заданиями;
- аудиозаписи;
- логические игры;
- доска.
Принципы построения программы «Веселая математика»:
- доступности;
- научности;
- систематичности и последовательности предлагаемого материала с постепенным усложнением;
- наглядности;
- концентричности – периодического возвращения к ранее пройденному материалу на более высоком уровне;
- здоровьесберегающий принцип (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика,
Учебно-тематический план
Месяц/Тема | Продолжительность | Количество | |
сентябрь | 75 | 3 | |
2 неделя | диагностическое | 25 | 1 |
3 неделя | диагностическое | 25 | 1 |
4 неделя | диагностическое | 25 | 1 |
октябрь | 100 | 4 | |
1 неделя | №1 «В поисках клада» | 25 | 1 |
2 неделя | №2 «Путешествие в царство Осени» | 25 | 1 |
3 неделя | №3«Сказка по математике» | 25 | 1 |
4 неделя | №4 Путешествие в город «Юных математиков» | 25 | 1 |
ноябрь | 100 | 4 | |
1 неделя | №5 «В гостях у Вини Пуха» | 25 | 1 |
2 неделя | № 6 «Путешествие в Волшебную страну» | 25 | 1 |
3 неделя | № 7 «Цветик – семицветик» | 25 | 1 |
4 неделя | № 8 «В страну Сказок» | 25 | 1 |
декабрь | 100 | 4 | |
1 неделя | № 9 «Волшебный цветик – семицветик» | 25 | 1 |
2 неделя | № 10 «Белоснежка и семь гномов» | 25 | 1 |
3 неделя | № 11 «Цирковое представление» | 25 | 1 |
4 неделя | №12 утешествие в страну «Геометрических фигур» | 25 | 1 |
январь | 75 | 3 | |
1 неделя | № 13 «Приключения в городе геометрических фигур» | 25 | 1 |
2 неделя | № 14 «Приключения Буратино и его друзей» | 25 | 1 |
3 неделя | №15 "Один день в школе Мальвины" | 25 | 1 |
февраль | 100 | 4 | |
1 неделя | № 16 «Путешествие в сказку» | 25 | 1 |
2 неделя | № 17 «Путешествие в город удивительной математики» | 25 | 1 |
3 неделя | № 18 «Страна сказок» | 25 | 1 |
4 неделя | № 19 «По страницам сказок» | 25 | 1 |
март | 100 | 4 | |
1 неделя | № 20 «Гуси - лебеди» | 25 | 1 |
2 неделя | № 21 «Поиски философского камня» | 25 | 1 |
3 неделя | № 22 «Ну, Волк, погоди» | 25 | 1 |
4 неделя | № 23 «Путешествие по сказкам» | 25 | 1 |
апрель | 125 | 5 | |
1 неделя | №24 Путешествие в Цветочный город «Незнайка и его друзья» | 25 | 1 |
2 неделя | № 25 «Путешествие по островам» | 25 | 1 |
3 неделя | № 26«Путешествие по русским народным сказкам» | 25 | 1 |
4 неделя | № 27«Математический КВН» | 25 | 1 |
5 неделя | Диагностическое | 25 | 1 |
май | 125 | 4 | |
1 неделя | Диагностическое | 25 | 1 |
2 неделя | Диагностическое | 25 | 1 |
3 неделя | № 28«Математическое королевство» | 25 | 1 |
4 неделя | № 29«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» | 25 | 1 |
5 неделя | №30 Математический праздник: «Мы дружим с цифрами от 1 до 10» | 25 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
1. Математический досуг: «В поисках клада»
Программное содержание: учить детей математике в обыденной жизни. Развивать зрительное восприятие, внимание, умение понимать и выполнять учебную задачу, положительное и активное отношение к обучению. Стимулировать инициативные высказывания и умение отстаивать свое мнение. Развивать чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе досуга.
2. Тема: «Путешествие в царство Осени»
Программное содержание: учить, на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий, что было раньше, что позже. Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче). Учить устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями, понимать, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого множества. Закрепить и расширить пространственные отношения: слева, справа.
3. Тема: «Сказка по математике»
Программное содержание: научить детей делить на 2 разные частя целое, дать понятие, что одна из них называется "одна вторая", что целое больше части, а часть меньше целого. Закрепить навыки порядкового счета, умение ответить на вопросы "который? ", "какой, по счету?". Продолжить обучение детей видоизменению геометрических фигур (деление квадрата на два треугольника, с целью развития логического мышления).
4. Тема: Путешествие в город «Юных математиков»
Программное содержание: закрепить прямой и обратный счет, «соседей» чисел. Закрепить название дней недели, части суток. Закрепить цвета: серый, темно - зеленый, светло - зеленый, голубой, оранжевый. Закрепить умение соотносить цифру с числом. Закрепить название геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве. Развивать логическое мышление, память, воображение.
Ноябрь
5. Тема: «В гостях у Вини Пуха»
Программное содержание: закрепить представления детей об образовании числа 6, закрепить навыки счета.
Закрепить знание дней недели и их последовательность. Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.
6. Тема: «Путешествие в Волшебную страну»
Программное содержание: закрепить знание геометрических тел и их свойств. Формировать умение находить известные детям геометрические фигуры по осязательно воспринимаемому образцу. Сформировать у детей представление об общем принципе измерения длины с помощью мерки. Закреплять знание геометрических фигур, формировать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ их расположения, развивать воображение и творческое мышление, воспитывать умение работать в коллективе.
7. Тема: «Цветик – семицветик»
Программное содержание: закрепить цифру 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета. Закрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге. Закрепить навыки штриховки, ориентировки на бумаге. Закрепить знания детей об ориентации пространства, развивать речь, мышление, воспитывать усидчивость, внимание.
8. Тема: «В страну Сказок»
Программное содержание: закрепить порядковый и количественный (прямой и обратный) счет. Совершенствовать знания геометрических фигур. Закрепить знания цвета. Совершенствовать умение составлять и решать задачи. Закрепить ориентировку на листе бумаги. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память. Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.
Декабрь
9. Тема: «Волшебный цветик – семицветик»
Программное содержание: продолжать осваивать цвета. Развивать умение считать, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, соотносить цифру с числом. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать внимание, мышление, память, воображение, конструкторские способности, мелкую моторику пальцев рук.
10. Тема: «Белоснежка и семь гномов»
Программное содержание: упражнять детей в количественном и порядковом счете, различать вопросы "сколько? ", "который? ", "какой? ", и правильно отвечать на них. Закрепить знание детей о геометрических фигурах. Расширять пространственное представление детей: закрепить понятие слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади. Учить ориентироваться на листе бумаги. Закрепить название и последовательность дней недели. Развивать память, внимание, мышление. Развивать интерес к играм математического содержания.
11. Тема: «Цирковое представление»
Программное содержание: продолжать учить детей порядковому счету, определять количество предметов, проверять правильность счета. Упражнять в счете на слух. Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7.
12. Тема: Путешествие в страну «Геометрических фигур»
Программное содержание: совершенствовать счетные навыки детей. Упражнять в счете, учить составлять четырехугольник из счетных палочек, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах. Учить соотносить цифру с количеством предметов с помощью игры «Разложи по порядку». Развивать мыслительные операции в решении задач, внимание, фантазию, пространственные представления. Приобщать к способам безопасного поведения при проведении игры «Кто больше принесет? ».
Январь
13. Тема: «Приключения в городе геометрических фигур»
Программное содержание: закрепить название геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал). Учить анализировать форму предмета и отдельных частей, учить выкладывать цепочку фигур по алгоритму. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта. Закреплять пространственные представления, навык ориентировки на листе бумаги. Развивать логическое мышление, творческое воображение, целенаправленное внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в паре, желание помочь попавшим в беду.
14. Тема: «Приключения Буратино и его друзей»
Программное содержание: развитие познавательно - творческих способностей детей. Развитие внимания, зрительной памяти. Продолжать учить анализировать и объяснять, что лишнее в группе предметов, решать логические задачи, развивать способность к установлению закономерностей, объяснять и доказывать правильность решения. Продолжать учить делить чётное количество предметов пополам. Учить детей задавать вопросы и слушать ответы других. Развивать речь, желание высказывать своё мнение. Развивать умение слушать и слышать вопрос. Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с любимыми героями сказок, желание прийти на помощь попавшему в беду.
15. Тема: "Один день в школе Мальвины"
Программное содержание: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими. Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.
Февраль
16. Тема: «Путешествие в сказку»
Программное содержание: закрепить соотношение цифр с количеством предметов с помощью игры «Встань по порядку». Закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях «Назови соседей числа». Развивать мыслительные операции в решении задач, внимание, фантазию, пространственные представления. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой. Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели. Учить сопереживать чужому горю.
17. Тема: «Путешествие в город удивительной математики»
Программное содержание: закрепить знания прямого, обратного и количественного счета, геометрических фигур и цвета, дней недели. Продолжать учить логически, мыслить. Развивать творческое мышление, воображение. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, сострадания, желание прийти на помощь друг другу.
18. Тема: «Страна сказок»
Программное содержание: закрепить знания цвета. Совершенствовать знания геометрических фигур, умение решать задачи. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы. Продолжать устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать речь, наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление. Развивать фантазию, творческое воображение. Воспитывать интерес к математическим занятиям, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
19. Тема: «По страницам сказок»
Программное содержание: развивать логическое мышление, умение классифицировать предметы по 2 и более признакам, изменять основание классификации. Упражнять в порядковом счете, в составлении целого из частей с опорой на образец. Закреплять умение находить закономерность следования ряда, представления о временных последовательностях: дни недели, месяцы; ориентировку на листе бумаге в клетку.
Март
20. Тема: «Гуси - лебеди»
Программное содержание: закрепить у детей представление о форме. Упражнять в счете. Развивать зрительную память, умение соотносить количество с цифрой. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры, ориентируясь на образец. Воспитывать чувство доброжелательности, дружелюбия, сплоченности.
21. Тема: «Поиски философского камня»
Программное содержание: закрепление знаний о геометрических фигурах. Закреплять умение решать задачи и примеры, находить соседей числа, находить пропущенные знаки «плюс», «минус», «больше», «меньше». Развитие конструктивных способностей, развитие логического мышления, внимания. Ориентировка в пространстве и на листе. Закрепление знаний пословиц.
22. Математический досуг «Ну, Волк, погоди»
Программное содержание: закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, полукруг) и объемных тел (куб, шар, цилиндр, конус) и их свойств, закреплять умение производить вычисления в пределах первого десятка, решать логические задачи на поиск недостающих фигур, определять время по часам. Развивать логическое мышление. Мыслительные операции: анализ, абстрагирование, сравнение, классификацию, внимание, кратковременную память, воображение, умение рассуждать, доказывать. Доставить детям радость, удовольствие от игр и упражнений математического содержания. Закреплять умение сообща решать поставленные задачи. Воспитывать стремление приходить на помощь сказочным персонажам. Продолжать учить применять полученные знания в игровых и жизненных ситуациях.
23. Тема: «Путешествие по сказкам»
Программное содержание: поддерживать интерес к математике. Закреплять знания, полученные на занятиях. Совершенствовать умение детей участвовать в театрализованных играх и спектаклях.
Апрель
24. Тема: Путешествие в Цветочный город «Незнайка и его друзья»
Программное содержание: закрепить порядковый и количественный счет, используя сказочных героев, закрепить все цифры, пространственное расположение предметов, запоминать простейшие математические понятия слева, справа, впереди, сзади; воспитывать любознательность, развивать смелость, инициативность.
25. Тема: «Путешествие по островам»
Программное содержание: упражнять детей в прямом и обратном счете, в счете в пределах 10, в счете двойками. Продолжать учить, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором месте по счету? Развивать комбинаторные способности, умение обобщать и сравнивать, развивать воображение, логическое мышление, сообразительность. Закреплять умение пользоваться знаками (> и <, продолжать решать логические задачи на установление закономерностей, закреплять воссоздание силуэта по точкам).
26. Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Программное содержание: закрепить представление детей о порядковом и количественном счете, о геометрических фигурах. Обобщать представления о профессиях. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. Активизировать внимание и память детей. Воспитывать уважение к старшим, любовь к родителям. Совершенствование навыков и умения детей в аппликации.
27. Тема: «Математический КВН»
Программное содержание: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Закрепить порядковый счёт, установление связей и отношений между числами натурального ряда. Состав числа из 2-х меньших, счёт единиц по мерке, равной нескольким частям, которые физически не объединяются. Зависимость числа от величины мерки при неизменной величине объекта измерения.
Май
28. Тема: «Математическое королевство»
Программное содержание: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов. Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда «лишний» по характерному признаку. Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине. Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
29. Тема итогового занятия: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
Программное содержание: повторение детьми пройденного за год материала в кружке по элементарным математическим представлениям. Закрепить знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего, знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости листа, выполнять практическое измерение длины с помощью мерки.
Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, интерес к предмету.
30. Математический праздник: «Мы дружим с цифрами от 1 до 10»
Программное содержание: продолжать формировать представления детей о числах и цифрах
Усовершенствовать умение детей считать до 10, оперировать числами и цифрами, используя различные анализаторы. Продолжать закреплять знания детей о цвете и форме предметов. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. Продолжать формировать умение классифицировать предметы по их назначению. Продолжать развивать речь детей, посредством использования художественного слова. Продолжать развивать предпосылки учебной деятельности – память, мышление, восприятие, внимание, фантазию. Воспитывать организованность, усидчивость, взаимовыручку.
Механизм реализации
Реализация программы включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение целей. Внутри каждого из этих этапов выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
Первый этап – Организационный (подготовительный) – анализ проблемы и определение стратегии реализации: изучение программно-методической, теоретической и психолого-педагогической литературы по проблеме использования игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста; проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов; определение критериев оценки и способов мониторинга
Второй этап – диагностический – проведение мониторинга среди воспитанников группы пятого-шестого года жизни с целью выявления уровня сформированности элементарных математических представлений; анкетирование родителей с целью уточнения степени заинтересованности по проблеме.
Третий этап – планирование – разработка плана реализации программы; выбор наиболее эффективных форм работы с детьми и родителями; апробирование адаптивной программы "Веселая математика"
Четвертый этап – реализация программы (практический) - непосредственное поэтапное внедрение программы; проектирование комплексной системы работы по внедрению игровых технологий в образовательный процесс при обучении старших дошкольников математике; создание специальных условий для реализации проекта: оснащение образовательного процесса и создание компьютерно-развивающей предметной среды.
Мониторинг
№ | ФИ | Количество и счет | Величина | Форма | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Итого | ||||||||||||||||
Есть навыки прямого и обратного счета | Знает состав чисел до 10, и состав чисел первого пятка из двух меньших, монеты их набор и размен. | Имеет представления о закономерностях образования чисел числового ряда. | Умеет составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и знаками. | Делит предметы на несколько равных частей. | Умеет измерять с помощью условных мер | Умеет сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира. | Умеет ориентироваться в окружающем пространстве (с помощью плана) и на плоскости. | Знает название текущего месяца, последовательность всех дней недели, времен года. | Н.г | К.г | |||||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
В | |||||||||||||||||||||||
С | |||||||||||||||||||||||
Н |
Характеристика уровней сформированности элементарных математических представлений.
\Уровень | Характеристика |
Высокий уровень | Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх |
Средний уровень | Ребенок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, условной мерки. Самостоятельно составляет алгоритм, выполняет заданные им действия, поясняет последовательность. Результаты деятельности носят, в основном, нетворческий характер. |
Низкий уровень | Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному – двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в определенной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет. |
Список литературы
- Белошистая А. «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей» // Дошкольное воспитание-2000-№2 с. 74
- Березко. «Занятия по математике» // Ребенок в детском саду- 2006-№5 с.38
- Березина Р. Л., Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. и др «Формирование элементарных математических представлений дошкольников»: Учебное пособие для студентов педагогических институтов М.: Просвещение,1988
- Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Учебно-методическое пособие. – М «Гном - пресс», 2000.
- Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». М.: Просвещение, 1997.
- Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».М., 1999
- Волонина В.В. «Занимательная математика». С-Петербург, 1996
- Ерофеева Т. Р. «Дошкольник изучает математику. Как и где?» Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
- Ерофеева Т.Н. «Математика для дошкольников». М.: Просвещение, 1997.
- Ерофеева Т.И. «Дошкольник изучает математику». М.,2005
- Ерофеева Е. «Математика глазами детей, родителей и педагогов».// Ребенок в детском саду- 2002-№6 с.16
- Ерофеева Е. «Математика глазами детей, родителей и педагогов».// Ребенок в детском саду- 2002-№4с.52
- Ерофеева Е. «Математика глазами детей, родителей и педагогов».// Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.3
- Ерофеева Е. «Математика глазами детей, родителей и педагогов».// Ребенок в детском саду- 2002-№5 с.12
- «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений»./ Материалы конференции работника дошкольного образования. - Ленинград,1990.
- Калинченко А. «Методические подходы к организации и проведению занятий по математике». // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.13
- Ковалев В.И. «Развивающие игры: 10 шагов к успеху». М., 2004
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М.,-1990
- Недоспасова В. А. «Растем играя», М. Просвещение, 2002
- Леушина А.М. «Формирование элементарных математических:
представлений у детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1974. - Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя детского сада.- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990.
- Мисуна С. «Развиваем логическое мышление». // Дошкольное воспитание- 2005-№12 с. 21
- Мисуна С. «Развиваем логическое мышление». // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 48
- Морозова М, Тихеева Е. «Счёт в жизни маленьких детей». М.: Знание, 1989
- Новикова. «Математика в детском саду». М.,2002
- Овчинникова Е. «О совершенствовании элементарных математических представлений». // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз-ступенька, два- ступенька». М.,2004
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». М.,2004
- Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». М.: Просвещение, 1996.
- Репина Г. А. «Математическое развитие дошкольников». М. Творческий центр, 2008.
- Синицына Е. «Логические игры и задачи». М.,2000
- Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации иинтенсификации деятельности учащихся». М., 1997.
- Н.Смоленцева А.А. «Сюжетно дидактические игры с математическим содержанием». М. Просвещение, 1993.
- Соловьёва Е.В. «Математика и логика для дошкольников»: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». М.Просвещение, 1999.
- Степанова О. А. «Развитие игровой деятельности ребенка», М. Творческий центр, 2009
- «Ступеньки творчества, или развивающие игры». М.Просвещение, 1990.
- Тарабарина Т.Н., Ёлкина Н.В. «Учёба, и игра: математика». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»1997.
- Фребель Ф. «Воспитание человека, Хрестоматия по истории педагогики» 1(4т) Т.2,ч.1М., 1940.
- Шевелёв К.В. «Развивающие игры для дошкольников». М. Издательство Института Психотерапии, 2001.
- Щербакова Е.И. «О математике малышам»./ Библиотека для родителей. Киев: «Радянська школа», 1984.
- Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Логопедической ритмике педагога дополнительного образования Илюшкиной В.В.
Направленность программы: Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, направ...
Рабочая программа кружка "Умелые ручки». Платные дополнительные образовательные услуги
Цель программы–развитие творческих способностей в бумажной пластике, формирование художественных навыков детей в процессе ознакомления и обучения нетрадиционным приемам и техникам работы с...
Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са
Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов» разработана на основе...
Рабочая программа Музыкального руководителя по реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Танцуем вместе»
Танцы в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...