Мастер-класс «Правильное дыхание залог чистой речи» для родителей в рамках «Школы для родителей детей с ТНР с ОВЗ в группе компенсирующей направленности»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Мастер-класс является частью программы "Школа для родителей" и разрабон для родителей детей с тяжелым нарушением речи, для качественного выполнения рекомендаций дома, которые дает учитель-логопед в ДОУ, так как развитие диафрагмального, носового, речевого дыхания является важным составляющим компонентом правильной и чистой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dlya_rod._dyhanie_master-klass.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Правильное дыхание залог чистой речи» для родителей в рамках «Школы для родителей детей с ТНР с ОВЗ в группе компенсирующей направленности»

Автор: учитель-логопед Фомина Вера Викторовна

 Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.

Типы дыхания: верхнеребеное, грудной (женское), грудо-брюшной (мужское)

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. У детей без речевой патологии к пяти годам формируется и наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания.

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений,  которые являются базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох.

Развитие грудобрюшного типа дыхания  включает последовательно 4 упражнения  (каждое упражнение отрабатывается 1-2 недели) до «автоматизма»

1 упражнение: ребенку находящемуся лежа, кладут на живот игрушку. Вдох- игрушка поднимается, выдох – игрушка опускается.

2 упражнение: ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на «живот». Вдох – ладошка поднимается, выдох – ладошка опускается.

3 упражнение:  ребенок, находящийся в положении сидя, кладет на область диафрагмы. Вдох – животик надувается, выдох – животик сдувается.

4 упражнение: ребенок находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы. Вдох – животик надувается, выдох – животик сдувается.

Для гармоничного развития ребенка необходимо следить за правильным диафрагмальным дыханием через нос, так как попадая в нос, воздух проходит через множество извилин и полостей. В холодное время года при носовом дыхании входящий воздух согревается и человек меньше подвергается риску простудиться. Кроме согревающей функции носовое дыхание обеспечивает очищение и обеззараживание вдыхаемого воздуха, так как в начале носовых ходов есть жесткие волоски, задерживающие крупные частицы пыли, а далее носовые ходы выстланы клетками вырабатывающими слизь, которая задерживает мелкие пылинки, вирусы, бактерии, аллергены и другие вредные вещества. Каждые 10-20 минут слизистая пленка в носовых ходах обновляется, обеспечивая качественную защиту организма.

 При дыхании носом поступающий воздух увлажняется, что благоприятно сказывается на состоянии всей дыхательной системы.

Слизистая оболочка носовых ходов содержит множество нервных окончаний (рецепторов), обеспечивающих рефлекторную связь с другими органами. Во время выдоха и вдоха мозг получает необходимые импульсы, важные для поддержания естественного функционирования всей системы органов дыхания. Ритм дыхания и его характер влияет на электрическую активность головного мозга, что важно для правильного формирования эмоционального отклика и памяти.

При носовом типе дыхания в организме производится монооксид азота, необходимый для правильной работы сосудов, гладкой мускулатуры и иммунной системы.

Когда не дышит нос, мы начинаем дышать через рот. При этом воздух попадает в легкие не подготовленный (не очищенный и недостаточно увлажненный и подогретый), чаще возникают простудные заболевания, снижается устойчивость к заболеваниям и инфекциям. Если дышать через рот, сопротивление воздушному потоку уменьшается и происходит нарушение процесса воздухообмена в легких, количество кислорода, всасываемого в кровь уменьшается до 30%.

При дыхании через рот влага со слизистой оболочки полости рта интенсивно испаряется и появляется сухость во рту, что может стать причиной затруднения глотания, неприятного запаха изо рта, трещин губ, сухости в горле, нарушения вкусовых ощущений, стоматита, кариеса  других проблем.

На растущий организм характер дыхания оказывает огромное влияние. Если ребенок постоянно дышит через рот, то у него развивается инфантильный тип глотания, деформация лицевого скелета и грудной клетки, неправильный прикус, возникают нарушения вентиляции легких, задержки физического развития, на 69% повышается риск развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности, нарушается осанка. Нарушается произношение звуков, так как язык занимает низкое или межзубное положение, развивается межзубный тип произношения. Развивается аденоидный тип лица – узкое удлиненное лицо, уходящий назад подбородок, открытый рот, изможденный взгляд.

Когда плохо дышит нос, отмечается снижение работоспособности, головная боль, утомляемость, ощущение не высыпания после сна, а если постоянно не дышит нос, то могут развиться серьезные заболевания: гипертония, тонзиллит, фарингит, хронический бронхит, синдром хронической усталости, неврозы, депрессия.

Положение языка напрямую зависит от носового дыхания, как и носовое дыхание зависит от правильного положения языка. При затруднённом носовом дыхании язык вынужден покинуть своё физиологическое положение (находиться «в точке покоя»), освободив запасной путь воздуху (через рот). При этом теряют тонус все над- и подъязычные мышцы, обеспечивающие уравновешенное положение головы (верхняя зона равновесия тела) и функциональное глотание.

Если дышать через рот, то со временем верхняя челюсть и носовые дыхательные пути сужаются, а нижняя челюсть уходит назад, перекрывая доступ воздуха в носоглотке. Для обеспечения дыхания шея уходит вперёд, а голова запрокидывается назад. Для поддержания равновесия перенапрягаются короткие разгибатели шеи, формируя «вдовий горбик» и смещается равновесие затылочно-позвоночного сочленения (С0 – С1), скручивая твёрдую мозговую оболочку на переходе головной – спинной мозг, что провоцирует появление сколиоза. Лестничные и грудинно-ключично-сосцевидные мышцы, являющиеся мышцами вдоха, дисбалансируются, отключая физиологическое дыхание верхним этажом грудной клетки и ослабляя купол плевры. В результате, компенсаторно задействуются и перенапрягаются мышцы плечевого пояса для обеспечения вдоха (как бы – вдыхаем плечами). И дальше по цепи:

– теряют тонус мышцы брюшного пресса, являющиеся мышцами выдоха и составляющими мышечный корсет, который формирует внутрибрюшное давление и срединную зону равновесия тела.

– Теряют тонус ягодичные мышцы, которые стабилизируют таз, мышцы тазового дна и формируют нижнюю зону равновесия тела в статике и динамике т.к. участвуют в паттерна шага (ходьбе).

– Теряют тонус связки стоп, провоцируя плоскостопие и другие дисфункции стопы, из-за нарушения тонуса всего связочного аппарата глубинной вентральной миофасциальной цепи (по Маерсу), неотъемлемой частью которой, являются связки и мышцы подъязычной кости, к которой прикреплён язык подъязычно-язычной мышцей.

Нарушение функций дыхания у детей:

Длительный недостаток поступления кислорода способствует развитию анемии.

Поскольку кровеносные и лимфатические сосуды носа тесно связаны с сосудами головного мозга, при длительном затрудненном дыхании происходит нарушение кровообращений как в полости носа, так и в мозговой ткани. У детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабляется тонус круговой мышцы рта, затрудняется смыкание губ, задерживает развитие нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки характерен передний наклон головы, который со временем ведет к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, лицевым мышечным болям, а так же нарушение осанки.

При ротовом типе дыхания происходит сужение носовых проходов и недоразвитие гайморовых пазух, в следствие замедление роста костей верхней челюсти (сужению в боковых участках). Низкое положение языка лишает свод верхней челюсти необходимой поддержке. Ее боковые части при этом сближаются, твердое небо становится узким и высоким, затем происходит сужение верхней зубной дуги.

 Игры и упражнения  для развития плавного ротового выдоха 

Во время игр важно следить за тем, что бы ребенок  ПРИ ВДОХЕ НЕ ПОДНИМАЛ ПЛЕЧИ,  ПРИ ВЫДОХЕ НЕ НАДУВАЛ ЩЕКИ

Все упражнения выполняются 3 – 7 раз, не более 

Мастер-класс для родителей дыхательной гимнастики: знакомые упражнения.

 Различают несколько выдохов, для формирования речевого дыхания:

1.Выдох осуществляется вытянутыми губами вперед «трубочкой». Щеки не надувать.

2. Выдох осуществляется с помощью языка и верхней губы (язык опущен вниз). Губы в небольшой улыбке. Щеки не надувать.

3. Выдох осуществляется с помощью языка, язык «лодочкой».

4. Выдох осуществляется с помощью языка, язык «чашечкой». Следите, чтобы язык не лежал на нижней губе.

5. Выдох осуществляется с помощью трубочки для коктейлей: трубочка на языке (язык распластанный либо «лодочкой»), трубочку удерживать губами. Трубочка может стать хоккейной клюшкой, а язычок хоккеистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильное дыхание-залог красивой речи

Постановка речевого дыхания является одним из направлений коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи. ее цель-нормализация функций дыхания и речи, координация и регуляция работы всего...

правильное дыхание-залог красивой речи

Постановка речевого дыхания является одним из направлений коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи, её цель – нормализация функций дыхания и речи, координация и регуляция рабо...

Рекомендации для родителей детей с ТНР с ОВЗ средней группы компенсирующей направленности «Звук и буква А»

Самым важным в коррекции речи ребенка это помочь родителям и научить их отрабатывать, совершенствовать все полученные детьми навыки на занятиях, так как дети с ОВЗ очень плохо усваивают новый материал...

Рекомендации для родителей детей с ТНР с ОВЗ средней группы компенсирующей направленности «Звук и буква У"

Рекомендации для родителей  разработаны для развития артикуляционной моторики, развития фонематического слуха, диафрагмального дыхания и мн. др. для детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ ТНР...

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики» для родителей в рамках «Школы для родителей детей с ТНР с ОВЗ в группе компенсирующей направленности»

Детям с ТНР с ОВЗ очень важно развивать мелкую и общую моторику не только в детском саду, но и закреплять полученные навыки дома. Очень часто родителям не понятно что и как делать, и для этого разрабо...

Рекомендации для родителей детей с ТНР с ОВЗ средней группы компенсирующей направленности «Звуки [А,У] и буквы А, У»

Очень важно для детей с ТНР с ОВЗ отрабатывать полученные знания, умения и навыки вместе с родителями дома, чтобы у ребенка как можно быстрее сформировалась грамотная и чистая речь. Предложенные игры,...

Рекомендации для родителей детей с ТНР с ОВЗ средней группы компенсирующей направленности "Звук и буква Э"

Рекомендации для родителей разработаны для детей средней группы для развития артикуляционной, мелкой моторики, дыхания, фонематического слуха, голоса, мимической мускулатуры. Является частью логопедич...