ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
консультация (младшая группа)

Шведова Наталья Сергеевна

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей является актуальной задачей нашего общества и государства. Мы живем в такое непростое время, когда прежние идеалы и ценность, а новые еще не четко сформированы. Для ре­бенка чувство патриотизма начинается с малого, того, что наиболее близко и понятно ему: семья, дом, друзья и т. д. Поэтому, патриотическое воспитание дошкольника должно строится по принципу от малого к боль­шому (дом-семья, город - земляки, страна — нация, народ, Родина - Оте­чество).[1]

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей является актуальной задачей нашего общества и государства. Мы живем в такое непростое время, когда прежние идеалы и ценность, а новые еще не четко сформированы. Для ребенка чувство патриотизма начинается с малого, того, что наиболее близко и понятно ему: семья, дом, друзья и т. д. Поэтому, патриотическое воспитание дошкольника должно строится по принципу от малого к большому (дом-семья, город - земляки, страна — нация, народ, Родина - Отечество).[1]

Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

В настоящее время под влиянием телевидения, интернета у детей искажены представления о духовно-нравственных качествах: справедливости, доброте, милосердии. С каждым годом все чаще наблюдаются примеры детской агрессивности, жестокости по отношению друг другу и близким людям. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Но ведь с рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Духовно – нравственное и патриотическое воспитание может строиться следующим образом:

  • Знакомство с историей своей семьи, родственниками, семейными традициями, родословной.
  • Знакомство с историей своего города, достопримечательностями, традициями, выдающимися людьми, народностями.
  • Знакомство с геральдикой: герб (города и страны), флаг, гимн страны, историей. Изучение творчества поэтов, писателей, композиторов, художников. Посещение музеев, театров, выставок.
  • Знакомство с культурными традициями, музыкальным фольклором, праздниками, народно-прикладным искусством, устным народным творчеством, народными играми, языком.

И так в духовно-нравственном воспитании ребенка немаловажную роль играют сказки. Они входят в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождают на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой, с системой человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. [2].

Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Они расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях такие качества как: доброта, щедрость, трудолюбие, справедливость. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло.

Сказка не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер.

Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Самый известный сборник русских народных сказок - общерусский сборник А.Н. Афанасьева "Народные русские сказки" (1855 - 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России.

Народные сказки - уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины: сказка «Маша и медведь» предостерегает детей, в лес одним нельзя ходить опасно; сказка «Репка» учит быть дружными, сплоченными; сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе и взаимовыручке; сказка «Колобок» показывает детям неверные мотивы поведения, учит преодолению препятствий с помощью хитрость и ловкости; сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дают наказ слушаться родителей; сказка «Бобовое зёрнышко» учит заботе о ближних; сказки «Ховрошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка показывают, что трудолюбие в народных сказках всегда награждается. [3].

Многое из того, что учит ребенка созерцать сказка, пронизано православным духом. В самом деле, любимыми героями русских сказок являются «алчущие правды» - витязи, богатыри, совершающие свой жертвенный подвиг не славы ради и не за награду – подобно Никите Кожемяке, который победил лютого змея, а «сделавши святое дело, - как говорится в сказке – награды за то не взял и опять в Киев кожи мять отправился…», «плачущие и кроткие» - сироты, падчерицы, неизменно обретающие счастье.

В работе по духовно-нравственному воспитанию детей мы используем такие формы работы как: чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций по сказке, беседа по сказке, обыгрывание произведений, дидактические игры на материале знакомых сказок, кукольный театр. Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам.

При чтении сказок детям очень важно обращать внимание на выразительность чтения, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей.

Сказка всегда несёт скрытый смысл. Она не даёт прямых наставлений детям, так как они не любят нравоучений, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

В сказках часто изображается много страданий и много смирения перед ними. И в сердце это вызывает чувство милосердия и сострадания. Сказка рисует путь от страданий к радости. Логику развития сказочного сюжета помогают понять изложенные в Евангелии от Матфея «Заповеди блаженства», данные в Нагорной проповеди Христом Спасителем:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное»

Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. И пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.

Библиографический список

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007,– 256 с.

2. Петракова, Т.И., Духовные основы нравственного воспитания. М.:1997,- 230с.

3. Кондрашова, Н.В., Шорчева М.О. Нравственно – духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок. – Концепт.-2014.- № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пр...

Духовно-нравственное воспитание посредством сказки

Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Сказки входят в жизнь ребенка с детства и остаются с ними  навсегда. Но сказки  -  это не просто развлечения, ...

Из опыта работы "Духовно – нравственное воспитание дошкольников сказкой"

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить....

Духовно-нравственное воспитание через сказку

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Духовно-нравственное воспитание по сказке "Заюшкина избушка"

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию во 2 мл. гр....

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель реализации программы: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...