Духовно-нравственное воспитание посредством сказки
статья по теме

Травинская Наталья Францевна

 

  Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Сказки входят в жизнь ребенка с детства и остаются с ними  навсегда. Но сказки  -  это не просто развлечения, это развитие для ребенка. Рождаясь, ребенок уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям.  Так  можно сказать, что легкие ожидают кислорода, глаза ожидают света, уши ожидают звуковых волн, включая голос человеческий. И именно – через голос мамы начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через  сказку малыш познает свое место в мире, получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваги и трусости. Именно через сказку  знакомятся  дети  с понятием , что такое хорошо и что такое плохо, а  значит закладываются  моральные и духовные ценности. И без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это прежде всего, воспитание души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_posredstvom_skazki.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                        Духовно – нравственное воспитание  посредством  сказки.                                

                                                  «Сказка – это зернышко, из которого прорастает   эмоциональ-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                   ная оценка ребенком жизненных явлений.»

                           «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий                                                                                                                                                                                                                                                                                     воспитатель находит  путь к сердцу ребенка.»

                                                                                                               /В.А.Сухомлинский./

  Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Сказки входят в жизнь ребенка с детства и остаются с ними  навсегда. Но сказки  -  это не просто развлечения, это развитие для ребенка. Рождаясь, ребенок уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям.  Так  можно сказать, что легкие ожидают кислорода, глаза ожидают света, уши ожидают звуковых волн, включая голос человеческий. И именно – через голос мамы начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через  сказку малыш познает свое место в мире, получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваги и трусости. Именно через сказку  знакомятся  дети  с понятием , что такое хорошо и что такое плохо, а  значит закладываются  моральные и духовные ценности. И без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это прежде всего, воспитание души.

А духовное богатство личности, как полагает В.А.Сухомлинский – это прежде всего часть духовного богатства нации.

Чтение сказок – один из важнейших педагогических  воспитательных  моментов. Сказки независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращается «в доброго героя» и вместе с тем, так же свободно возвращается в реальность. Он интуитивно чувствует . что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных  переживаний ребенка: ощущение сказочности в  реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Наилучшим  образом они отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает в своей маленькой жизни.  

Кроме врожденных ожиданий и  приобретенных: чудесного и волшебного, у детей еще есть одна потребность –это подражать. Каждому ребенку  хочется быть ловким, сильным, умным, добрым. А в сказке это все возможно, и поэтому они любят их, мечтают и представляют себя на месте добрых волшебников.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться, а это главный добродетель в человеке, без которого человек не человек. И цель сказочников воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою. И коль ребенок именно в раннем возрасте открыт и находиться в ожидании нового, мы взрослые должны всегда помнить об этом и научать его чувствовать, сострадать, любить и вместе с тем  развивать природную фантазию через сказки, а  как говорил К.И.Чуковский : -«Фантазия- есть ценнейшее качество ума человеческого, и ее нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства – как воспитывают музыкальное чутье.»

«Сказка – это образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи.  Дети не только  любят сказку слушать, они создают ее. Почему  сказка развивает  речь  и мышление сильнее любого другого  средства?  Потому  что  сказочные  образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки  живет в детском сознании, а  создание фантастических образов – это самая  благородная  почва, на которой развиваются  ростки мысли. Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости» - пишет  В.А.Сухомлинский.

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил . Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Все сказки можно разделить на несколько групп:

•     сказки  о животных:  такие  сказки  очень привлекают детей, особенно младших дошкольников; в них героями являются животные, птицы и т.д., причем ведут они себя как люди: говорят, живут в домах, носят одежду, создают семьи - так в аллегоричной форме ребенок получает знания, формируются его моральные ценности, ведь любой ребенок всегда примет сторону обиженного зайчика, а не злой лисы;

•      сказки  о  взаимоотношениях людей  и  животных:  в  редких сказочных сюжетах нет такой линии - люди заботятся о животных и они отвечают тем же; они могут разговаривать друг с другом, быть друзьями - так ребенок начинает понимать, что животные - это наши меньшие братья, и о них нужно заботиться; такие сказки также привлекают детей дошкольного возраста;

•  сказки- притчи: такие сказки доступны восприятию детей только в старшем дошкольном возрасте, поскольку всегда содержат некую мораль (обычно в конце сказки); героями таких сказок могут выступать и люди, и животные, и даже какие-то неодушевленные предметы, «оживающие» в произведении;

•     бытовые:  сказки,  рассказывающие  о каких-то ситуациях из бытовой жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости, хотя героями опять-таки могут выступать не только люди; описание простых бытовых сюжетов доступно и  младшим дошкольникам,  но только  при условии, что эти сюжеты им знакомы, а более развернутые бытовые сказки (тем более других народов) привлекают детей постарше;

•   сказки - страшилки, истории о нечисти: такие сказки, как правило, не бывают авторскими, они народные и чаще всего придуманы самими детьми   для   развлечений;    очень   часто   такие   страшные   истории   и заканчиваются как раз вовсе не страшно, а наоборот; интересны они для детей   среднего   дошкольного   возраста,   а   старшие  дошкольники   могут самостоятельно их придумывать;

•      волшебные   сказки:   самые   любимые   сказки  дошкольников, особенно   в   старшем   возрасте;   они   изобилуют  чудесами,   волшебными превращениями, в них, возможно, абсолютно все, поэтому они и притягивают детей и даже взрослых.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

 Наконец, в сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картины мира. Сказка очень близка для детского восприятия, недаром она считается детским произведением. А. С. Пушкин писал о сказке: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Слушая сказку, ребенок неосознанно воспринимает именно «намек», а не мораль, приказ поступать так, а не иначе.

Таким образом, сказка как литературный текст имеет очень   много  особенностей и отличий, но главное - это ее огромное значение и тот результат, который она оказывает на ребенка. Любая сказка, как предмет детского восприятия, создает богатые возможности для развития творческого воображения , подключения его образного мышления к волшебному, нереальному плану.

  С  помощью сказки мы  воспитываем у детей :

-  Волю — сложное и многогранное качество личности.

 - Веру в себя — умение противостоять неудачам.

 - Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

 - Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

 - Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

 - Обязательность — умение держать слово.

 - Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

  -Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

 - Доброту и честность.

 Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

 С помощью сказки  мы развиваем   у  ребенка:

 - умение слушать;

 - умение познавать;

 - умение сравнивать, сопоставлять;

 - умение мыслить словами;

 -  связную речь;

 -  интерес к учебе;

 -  мышление;

 -  внимание;

-  память;

 -  воображение;

 -  мимику лица и жесты;

 -  эстетические чувства;

 -  чувство юмора.

          И так, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным  и воспитательный характер.  Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства,  воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

 

                                                  Библиографический  список

  1. Сердце отдаю детям.  В.А.Сухомлинский.-Киев,1972-137с.
  2. От двух до пяти. К.И.Чуковский-, 1984-318с.
  3. Сказка –для светлого ума закваска: метод. реком. для педагогической и психокорр-ой работы  2001-124 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры...

«ПОВЫШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА» НА ТЕМУ: «Воспитание нравственной личности. Корректировка духовно – нравственного поведения дошкольника посредством чтения и анализа произведений детской художественной литер

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер, его отношения к людям, природе, к самому себе. Но ведь характер у всех разный и порой не простой....

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Духовно – нравственное воспитание посредством сказки.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка....

Презентация «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством сказки»

laquo;Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством сказки»...