Применение моделирования в коррекционной работе с детьми
консультация
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала. Правильное артикулирование звука, уточнённое при помощи наглядной модели.улучшает качество приёма и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_modelirovaniya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала. Правильное артикулирование звука, уточнённое при помощи наглядной модели.улучшает качество приёма и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
На первом этапе исправления нарушений призношения с применением моделей артикуляции звуков решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука.
При проведении коррекционной работы по исправлению нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков, особенно тщательно необходимо выявить форму нарушенного произношения. В связи с этим можно использовать схему постановки звуков.
Согласно предложенной схеме, если звук отсутствует в речи, то постановка проводится по модели, если у ребёнка искажённое произнесение звука, то модель отсутствует, так как нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.
Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Ведь хорошо развитый фонематический слух является важным компонентом полноценного формирования призносительных навыков.
Несформированность фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи проявляетя в недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляторным параметрам. В то же время известно, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, причём верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому коррекционную работу при постановке звука необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха.
Отражая уклад органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, модели артикуляции звука знакомят ребёнка с основными свойствами и отношениями мира звуков. Ребёнок , не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели. Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Ребёнок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное качество звуков.
То есть, применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточнённое при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и воспроизведения звуков.
Если в речи ребёнка наблюдаются замены и смешения звуков, то данный факт может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Работа начинается с разъяснения ребёнку отличий, которые имеются в неразличаемых звуков. Роль зрительных ощущений выполняет модель,смотря на которую, ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию заменяемого звука, помогает различению фонем. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребёнок находит отличия в их графике. Это различие и является зрительной опорой, помогающей развитию фонематического слуха.
После того как ребёнок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем следующие виды занятий:
- выделить неразличаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;
- при произнесении слогов (слов), состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;
- подобрать картинки, названия которых отличаются одним из дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;
- выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т.д.
Коррекция фонематического слуха с применением моделей артикуляции звуков поможет закрепить правильное произношение всех звуков русского языка, добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка: твёрдостью-мягкостью и глухостью-звонкостью, а также поможет сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи и в речи других.
В период постановки звуков дети учатся правильно воспринимать данный звук изолированно или в простейших звуковых сочетаниях; в период введения звука в речь дети учатся правильно узнавать и различать этот звук, как в лёгких, так и в более трудных сочетаниях (слогах, словах, фразах), а также анализировать весь звуковой состав слова.
Умение правильно произносить и дифференцировать звуки, необходимы ребёнку для дальнейшего обучения в школе. Для того чтобы ребёнок был готов к обучению письму, он должен уметь произвести звуковой анализ слова, выделить каждый звуковой вариант из слова, соотнести звуковой вариант с фонемой. Иными словами ребёнок должен достигнуть такой ступени слухоречевого различия, при котором становится возможным формирование обобщённого представления звуковых вариантов основного звука, т.е. фонематического представления. Поэтому модели артикуляции звуков можно успешно применять при обучении детей грамоте.
При подготовке к обучению грамоте с применением моделей артикуляции звуков исходным моментом является формирование у детей с фонематическим недоразвитием умения проведения звукового анализа и синтеза. Даже для детей с нормально развитым фонематическим слухом данное действие вызывает затруднения. В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой и др. доказано, что для обучения ребёнка-дошкольника действию звукового анализа слов надо специально научить его такого рода особому произнесению: переходу от естественного слогового квантования слова к искусственному позвуковому его расчленению с помощью интонационного выделения звуков в слове. При этом функция речи ребёнка меняется, превращаясь из практической функции общения, передачи мысли в функцию обследования звукового состава слова.
Такое специальное произношение при подготовке к обучению грамоте детей с фонематическим недоразвитием является обязательным условием успешного обучения, которое как раз и обеспечивается с введением моделей артикуляции звуков.
Речевые нарушения отрицательно влияют на подготовку к обучению грамоте, так при дизартриях, дислалиях отмечаются акустические нарушения речи. Р.И. Лалаева, В.К. Орфинская считают, что обучение грамоте детей с избирательным недоразвитием фонематической системы будет затруднено из-за нарушений у этих детей формирования элементарных форм фонематического анализа и слухопроизносительной дифференциации звуков речи.
Важно то, что применение моделей не противоречит закону слияния слогов, открытому Н.И. Жинкиным. «Читая» по моделям, ребёнок видит артикуляцию всех звуков слога, слова. Согласный звук произносится с позиции произнесения следующего гласного звука, происходит «упреждение предстоящей позиции и удержание предшествующей».
Большую помощь модели могут оказать при усвоении различий в функциях мягкость-твёрдость, звонкость-глухость. Изучая буквы русского алфавита, ребёнок не узнаёт о существовании мягких звуков, а модель артикуляции мягкого звука отличается от своей твёрдой пары. При обучении грамоте ребёнку, например, сложно понять, в чём отличие таких слогов как РА-РЯ. Чаще всего ребёнок видит отличия в гласных звуках, а читая по моделям ребёнок не допускает ошибок.
Интересно и легко идёт в моделях запоминание различения звонких-глухих согласных. Ребёнок, видя на модели колокольчик, знает, что надо «включить» голос. Отработав данный навык на моделях, он не ошибается в различении букв и звуков по этому признаку.
Одной из необходимых предпосылок формирования навыка чтения является умение выделять из всего многообразия звучаний фонему как специфическое обобщение смыслоразличительных признаков звука, соотносить фонему с определённым символом. Значком, т.е. буквой осуществлять дифференциацию фонем и фонематический анализ. Формирование же фонематической дифференциации и фонематического анализа – это процесс языкового развития, процесс формирования языковых обобщений. Его нельзя сводить только к сенсорной функции. К тому же известно, что формирование речевых анализаторов происходит в тесном взаимодействии с другими анализаторами, в процессе деятельности которых постоянно осуществляется влияние одного на другой. Так, при дифференциации звуков и звуковом анализе слова одновременно участвуют и речеслуховой, и речедвигательный анализатор.
Работая с моделями артикуляции звуков, ребёнок учится не только проводить звуковой анализ слова, но и развивается. Модели артикуляции звуков соответствуют характеристике звука и «содержат» в себе образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. При этом образ, который возникает при рассматривании модели, ребёнок сравнивает с образом, который у него создаётся при анализе положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. То есть ребёнок оперирует образами, что возможно только при включении в работу многих мыслительных операций.
Анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция и конкретизация формируются в деятельности при работе с моделями и выступают как на чувственном, так и на логическом уровне отражения, причём первичным является анализ-синтез на уровне чувственного отражения.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основании возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация. Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, рёбёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления. Поэтому применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным.
Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, а занимаясь коррекцией звукопроизношения, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляционного аппарата при произнесении звука.
Дети, осваивая умения и навыки правильного произношения, звукового анализа и синтеза, должны постоянно артикулировать звуки, уточнять положение губ, языка, работу голосовых складок и соотносить это с каждым знаком модели. А одним из самых ярких проявлений творческого саморазвития, умения самостоятельно мыслить, добывать знания можно назвать рефлексию. Развиваясь, рефлексивные навыки повышают общий интеллектуальный уровень ребёнка, способствуют развитию мышления. Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна.
Наглядность является характерной особенностью мышления дошкольника. А понятия формируются только о тех признаках вещей, которые являются наглядно воспринимаемыми. В дошкольном возрасте ребёнок усваивает приёмы и средства создания образов, сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщённость, отражая типичное в объекте. Опорой для создания образа служит не только реальный объект, но и представления. Воображение дошкольника превращается в особую интеллектуальную деятельность, развивающую творческие способности ребёнка, что является бесспорным показателем возможности применения моделирования.
Обычно основой успешного обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребёнком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется в процессе усвоения знаний, т.е. косвенным путём.
Введение моделирования даёт возможность изменить сам подход к процессу обучения и воспитанию дошкольников и успешно управлять развитием умственных способностей рёбёнка. А применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими фонематическое недоразвитие, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечить наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР III УРОВНЯ
Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи – одна из серьёзнейших проблем дошкольной педагогики. Несформированность речи отрицательно сказывается ...
Родительское собрание на тему "Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР"
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в ...
«Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР»
Уважаемые коллеги! Я хотела бы начать свое выступление со слов К. Д. Ушинского :Учите ребёнка каким-нибудьнеизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таки...
«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ТРН по формированию звукового анализа»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...
Использование техники моделирования в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
Цели проекта: Расширить представления детей о мире роботов. Определить значимость роботов в жизни современного человека. Но самое главное - объединение детей группы, сплочение ро...
Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....
Применение современных технологий коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ТНР
Представлен опыт работы по применению некоторых современных технологий в работе учителя логопеда с детьми дошкольного возраста....