«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ТРН по формированию звукового анализа»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_naglyadnogo_modelirovaniya.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ТРН по формированию звукового анализа»
Садрева Л.Н.- учитель-логопед МБДОУ
№3 «Огонек» пгт. Камские Поляны
На сегодняшний день система образования предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе в условиях реализации ФГОС. Вместе с тем, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Большую часть детей, имеющих проблемы в обучении, составляют дети с несформированностью фонематических представлений. Эти дети не обладают готовностью к обучению грамоте.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места звука.
При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде наглядных моделей, графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий.
Этот метод эффективен для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Опираясь на наглядные модели, дети учатся давать характеристику любому звуку, развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей формируется ассоциация между звучанием звука и термином.
Использование в работе метода наглядного моделирования, в виде мнемотехники и звуковых кукол, позволило нам сделать процесс формирования фонематического восприятия и развития звуко-буквенного анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи интереснее и эффективнее.
Методика наглядного моделирования обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях. Динамичность проведения речевых игр и упражнений позволяет не злоупотреблять «сидячим» положением детей за столами, а проводить их сидя на ковре, за стульчиками. У детей не возникает утомления, поддерживается стойкий интерес, что позволяет отмечать здоровьесберегающий характер представленного метода работы.
Использование логопедических помощников помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным. Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотно и целенаправленно. Оно не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки. Положительный результат от введения предлагаемого метода наглядного моделирования, появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом.
«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии».
Д.Б. Эльконин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР III УРОВНЯ
Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи – одна из серьёзнейших проблем дошкольной педагогики. Несформированность речи отрицательно сказывается ...
Подготовка к обучению грамоте в логопедической группе. Методы наглядного моделирования в коррекционной работе.
Подготовка к обучению грамоте в логопедической группе. Методы наглядного моделирования в коррекционной работе....
«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной системе по преодолению ОНР у старших дошкольников».
игры с использованием пиктограмм в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду...
Использование метода наглядного моделирования в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков
Использование метода наглядного моделирования в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков...
Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.
В статье расказывается об использовании метода наглядного моделирования в работе с детьми ТНР....
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
*Копия печатного издания*Национальная (Всероссийская) научно-практическая конференция "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации"Речевое развитие является ...
Выступление "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
Выступление на конкурсе "Современные образовательные технологии" Принцип наглядности является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативнос...