Обучение ребёнка языковому анализу
статья (старшая группа)

Обучение ребенка языковому анализу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_rebyonka_yazykovomu_analizu.docx13.29 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение ребёнка языковому анализу.

   Прочитайте этот раздел очень внимательно. Если возникнут затруднения, обращайтесь к логопеду или воспитателям.

   Звук – это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.

   Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно. В русском языке существует шесть гласных звуков – А, У, И, Ы, Э, О.

    Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие. Приложите руку ребенка к горлу и попросите определить, какой звук «звенит»: С или З, Ш или Ж. И он без труда  определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки также различаются по твердости и мягкости. Сравните, например, звук Л в словах ЛИПА и ЛАПА.

   Согласные мягкие звуки будем обозначать зелеными кружками, твердые согласные – синими кружками, а гласные звуки – красными кружками.

   Запомните: Ч, Щ, Й – всегда мягкие, а Ш, Ж, Ц – всегда твердые.

   Буквы – это графическое изображение звука. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы (Ъ и Ь знаки) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, стоящие после гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука:

Я = йа

Ю = йу

Ё = йо

Е = йэ

   Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребенку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ?

   Слог – это часть слова (один гласный или несколько звуков, которые произносятся одним толчком воздуха).

   Сделать анализ слога – это значит определить количество звуков в слоге, произнести все звуки, назвать гласный звук и согласный.

    Ударение – выделение голосом гласного звука.

   Сделать анализ слова – это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков.

   Пример:

   КОНИ – 2 слога, 4 звука, 4 буквы.

   Звук К – согласный, твердый, глухой;

   Звук О – гласный, ударный;

   Звук Н – согласный, мягкий, звонкий;

   Звук И – гласный, безударный.

    Составить схему слова – это значит определить количество слогов в слове, определить, из каких звуков состоят слоги, закрасить кружки, обозначающие звуки, в нужные цвета.

   Пример:

   КОНИ

   КО – НИ

   ●●     ●●

   Речевой анализ предложения предусматривает определение количества слов в предложении и характеристику каждого слова.

   Пример:

   Дует холодный ветер.

   Это предложение. В нем три слова. Слово ВЕТЕР отвечает на вопрос ЧТО ЭТО? и обозначает предмет. Слово ДУЕТ отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? и обозначает действие. Слово ХОЛОДНЫЙ отвечает на вопрос КАКОЙ? и обозначает признак предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную приводит его к серьезному этапу –  этапу овладения письменными формами речи (чтением и письмом). Поэт...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...

Эффективные игровые приемы и средства для развития навыка языкового анализа у детей с ЗПР, как основы начального обучения чтению

Проблема подготовленности ребенка к школьному обучению в последнее время стала более острой, так как в нынешнее время в первых классах практикуется обучение детей с шести лет. Эти первоклассники, а те...

«Использование приёмов моделирования в коррекционно-логопедической деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста языковому анализу»

Как ребёнка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ подготовить к успешному овладению письменной речи в школе....

Формирование у детей старше-подготовительного возраста представлений о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по средствам использования метода моделирования (с использованием пластилина)

В данном докладе (стендовый доклад) представлен приём работы по формированию у детей старше-подготовительного возраста о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по ...