Обучение ребёнка языковому анализу
статья (старшая группа)
Обучение ребенка языковому анализу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_rebyonka_yazykovomu_analizu.docx | 13.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение ребёнка языковому анализу.
Прочитайте этот раздел очень внимательно. Если возникнут затруднения, обращайтесь к логопеду или воспитателям.
Звук – это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.
Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно. В русском языке существует шесть гласных звуков – А, У, И, Ы, Э, О.
Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие. Приложите руку ребенка к горлу и попросите определить, какой звук «звенит»: С или З, Ш или Ж. И он без труда определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки также различаются по твердости и мягкости. Сравните, например, звук Л в словах ЛИПА и ЛАПА.
Согласные мягкие звуки будем обозначать зелеными кружками, твердые согласные – синими кружками, а гласные звуки – красными кружками.
Запомните: Ч, Щ, Й – всегда мягкие, а Ш, Ж, Ц – всегда твердые.
Буквы – это графическое изображение звука. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы (Ъ и Ь знаки) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, стоящие после гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука:
Я = йа
Ю = йу
Ё = йо
Е = йэ
Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребенку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ?
Слог – это часть слова (один гласный или несколько звуков, которые произносятся одним толчком воздуха).
Сделать анализ слога – это значит определить количество звуков в слоге, произнести все звуки, назвать гласный звук и согласный.
Ударение – выделение голосом гласного звука.
Сделать анализ слова – это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков.
Пример:
КОНИ – 2 слога, 4 звука, 4 буквы.
Звук К – согласный, твердый, глухой;
Звук О – гласный, ударный;
Звук Н – согласный, мягкий, звонкий;
Звук И – гласный, безударный.
Составить схему слова – это значит определить количество слогов в слове, определить, из каких звуков состоят слоги, закрасить кружки, обозначающие звуки, в нужные цвета.
Пример:
КОНИ
КО – НИ
●● ●●
Речевой анализ предложения предусматривает определение количества слов в предложении и характеристику каждого слова.
Пример:
Дует холодный ветер.
Это предложение. В нем три слова. Слово ВЕТЕР отвечает на вопрос ЧТО ЭТО? и обозначает предмет. Слово ДУЕТ отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? и обозначает действие. Слово ХОЛОДНЫЙ отвечает на вопрос КАКОЙ? и обозначает признак предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте»
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную приводит его к серьезному этапу – этапу овладения письменными формами речи (чтением и письмом). Поэт...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)
Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)...
План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)
Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...
Эффективные игровые приемы и средства для развития навыка языкового анализа у детей с ЗПР, как основы начального обучения чтению
Проблема подготовленности ребенка к школьному обучению в последнее время стала более острой, так как в нынешнее время в первых классах практикуется обучение детей с шести лет. Эти первоклассники, а те...
«Использование приёмов моделирования в коррекционно-логопедической деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста языковому анализу»
Как ребёнка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ подготовить к успешному овладению письменной речи в школе....
Формирование у детей старше-подготовительного возраста представлений о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по средствам использования метода моделирования (с использованием пластилина)
В данном докладе (стендовый доклад) представлен приём работы по формированию у детей старше-подготовительного возраста о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по ...