План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в подготовительной группе)
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Романова Ольга Владимировна

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiy_fonetika_podgotov._gruppa.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты

(в подготовительной группе)

Период

Тема занятий

Навыки звукового анализа

Навыки чтения и письма

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

3-я

неделя

1

Органы речи. Ознакомление с рядом.

Определение последовательности звуков в словах. Уточнение понятия «ряд»

Выполнение прямых и наклонных линий

2

Звук А, буква А

Выделение звука А в ряду гласных, слогах, словах

Знакомство с буквой А, печатание буквы А

4-я

неделя

3

Звук У, буква У

Определение наличия звука У в словах

Знакомство с буквой У, печатание буквы У

Звук У, буква У (продолжение)

Определение позиции звука У в слове (начало, конец)

Закрепление буквы У, печатание буквы У

4

Звуки А, У, буквы А, У

Анализ и синтез слогов АУ-УА

Печатание букв А и У, когда услышали звуки А и У в начале слова (Аня, утки, Ася, ужин)

Звуки А, У, буквы А, У (продолжение)

Анализ и синтез слогов АУ-УА

Чтение и печатание слогов АУ-УА

Октябрь

1-я

неделя

5

Звук И, буква И

Определение позиции звука И в слове (начало, конец). Анализ и синтез слогов ИА

Знакомство с буквой И, печатание буквы И, слога ИА

6

Звук П, буква П

Определение позиции звука П в слове (начало, конец). Анализ обратного слога АП.

Чтение и печатание слогов АП, УП, ИП

7

Звуки П, Пь, буква П

Анализ прямых слогов ПА, ПИ

Чтение и печатание слогов ПА, ПИ, ПУ

2-я

неделя

8

Звук Т, буква Т

Определение позиции звука Т в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога АТ.

Чтение и печатание слогов АТ, УТ, ИТ

9

Звуки Т, Ть, буква Т

Анализ слогов ТА, ТУ, ТИ

Чтение и письмо прямых и обратных слогов ТА, ТУ, ТИ, АТ, УТ, ИТ

3-я

неделя

10

Звук О, буква О

Определение позиции звука О в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов ОП, ОТ, ПО, ТО

Чтение и печатание слогов ОП, ОТ, ПО,ТО

11

Звук К, буква К

Определение позиции звука К в словах (начало, середина, конец). Анализ слогов АК, ОК, КУ, КИ

Чтение и печатание слогов АК, ОК, КУ, КИ

4-я

неделя

12

Звуки К, Кь, буква К

Анализ слов КОТ, КИТ

Выкладывание слогов, добавление буквы КО(Т), КИ(Т), КА(П)

13

Звук Э, буква Э

Определение позиции звука Э в словах (начало, середина, конец). Анализ слога ЭК

Выкладывание и печатание слогов КЭ, ПЭ, ТЭ

Ноябрь

1-я

неделя

14

Закрепление пройденного материала (гласные, согласные буквы)

Знакомство с понятием «слог», синтез звуков в односложные слова

Чтение, печатание односложных слов (КОТ, ТУК, КАП, КИТ)

15

Звук М, буква М

Определение позиции звука М в словах (начало, середина, конец). Анализ прямых и обратных слогов АМ, ИМ, ЭМ, МУ, МО, МА

Чтение и печатание прямых и обратных слогов

2-я

неделя

16

Звуки М, Мь, буква М

Анализ односложного слова МАК

Чтение и печатание слогов МУ, МЭ, КО, ПИ. «Кто кричит во дворе?» Печатание слов МАК-МАКИ

17

Звук Х, буква Х

Определение позиции звука Х в слове (начало, середина, конец) и обратных слогах. «Кто плачет? Кто смеется?»

ХО, ХА, ХИ

ОХ, УХ, ОХ

Чтение, печатание слогов

3-я

неделя

18

Звуки Х, Хь, буква Х

Анализ слова МУХИ

Чтение и печатание слогов около синего и зеленого кружка

АХ, ПУХ, ТИХО

ХИ, МУХИ

19

Звуковой анализ слов. Ударение

Познакомить детей с ударением. Подбор слов к схемам звукового анализа

«Буква сломалась» - дописать элементы букв, составить слова эхо, мох, мука

4-я

неделя

20

Звук Ы, буква Ы

Определение позиции звука Ы в словах (середина, конец)

Чтение и печатание слогов и коротких слов ТЫ, МЫ, КОТЫ

21

Звуки И, Ы, буквы И, Ы

Звуковой анализ слова киты

Чтение и печатание слогов, слов возле букв:

И – ПИ, КИТ, МАКИ

Ы – ТЫ, МЫ, КОТЫ

Декабрь

1-я

неделя

22

Звук С, буква С

Определение позиции звука С в словах (начало, середина, конец). Анализ прямых и обратных слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ

Чтение и печатание слогов, слов, предложений САМ, СО, СУП; ТУТ ОСЫ

23

Звуки С, Сь, буква С

Звукослоговой анализ слова СОКИ

Игра- «Наоборот» - составление и запись: АС-СА, ОС-СО, ИС-СИ, УС-СУ, ЫС-СЫ.

Печатание предложения У СОНИ СОК

2-я

неделя

24

Звук Н, буква Н

Определение позиции звука Н в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов НА, НО, НУ, ИН

Выкладывание и печатание слогов, слов, предложений: ОН, ОНА, ЫН, СЫН, СОН – НОС. У ТАНИ НОТЫ

25

Звуки Н, Нь, буква Н

Звуковой анализ слова КОНИ

Печатание под картинками слов НОТЫ, ОКНА, КИНО (по слогам). Выкладывание и печатание предложения ТУТ КОНИ

3-я

неделя

26

Звук З, буква З

Определение позиции звука З в слове (начало, середина). Составление слова по данному количеству звуков: ЗИМА, ЗАМОК, ЗОНТИК

Добавить слоги, чтобы получились слова: КО(ЗА), ЗА(МОК).

Выкладывание и печатание предложения НА ЗАМОК

27

Звуки З, Зь, буква З

Синтез слов из звуков: К, О, З, А; З,О,Н,Т; З,И,М,А.

Звукослоговой анализ слова ЗИМА

Печатание слов на синей и зеленой дорожке

ЗАМОК, ЗОНТ

ЗИМА, ЗИНА

Печатание предложения У КАТИ ЗОНТ

4-я

неделя

28

Дифференциация звуков С, З, букв С, З

«Какой звук убежал?» С(УП), З(УБЫ), С(ОК), З(ОНТИК), С(УМКА), З(АМОК)

Печатание слов около символов

ЗИМА, КОЗА

СУП, СОК, САНИ

предложения: У НАС ЗИМА

29

Звук Л, буква Л

Определение позиции звука Л в словах (начало, середина, конец).

Звуковой анализ слова ЛАМПА

Печатание слогов, слов по схеме:

*------           ---*---            ------*

  ЛУК           ПИЛА            ПОЛ

Январь

2-я

неделя

30

Звуки Л, Ль, буква Л

Подбор слов к схемам звукослогового анализа ЛИСА, ЛУК, ЛИМОН

Выкладывание слов и печатание под картинками

ЛУК, ЛИМОН, ЛИСА

Предложения У ПАПЫ ПИЛА

31

Предложение, звукослоговой анализ слов

Звукослоговой анализ слова ЛИМОН

Составление, выкладывание печатание предложений по двум картинкам

У КАТИ САНКИ

3-я

неделя

32

Звук Ш, буква Ш

Определение позиции звука Ш в слове (начало, середина, конец)

Составление из слогов имен детей и печатание: МИ-ША, СА-ША, ПА-ША, МА-ША

33

Звук Ш, буква Ш

(продолжение)

Звуковой анализ слова МИШКА

Печатание слов по месту буквы Ш в словах по схеме:

Ш____        ___Ш___     ____Ш

ШУМ           КАША        МАЛЫШ

МИШКА

предложения ЭТО НАШ ПУШОК

4-я

неделя

34

Звук Б, буква Б

Определение позиции звука Б в слове (начало, середина). Синтез звуков в слова: Б,Ы,К; Ш,У,Б,А; Б,У,С,Ы.

Чтение и печатание слов, составление их из слогов: БУ, ШУ, БА, СЫ, КА, БАН

(шуба, бусы, банка, кабан)

35

Звуки Б, Бь, буква Б

Звуковой анализ слова БУЛКА

Печатание слов и предложения: БЫК, БУСЫ, БУЛКА, БАНТ, У КАТИ ШУБА

Февраль

1-я

неделя

36

Звук Р, буква Р

Определение позиции звука Р в слове (начало, середина, конец). Составление слогов наоборот: АР-РА; УР-РУ;

ОР-РО

Чтение, печатание слов с буквой Р. «Слово рассыпалось» - ЫСР-СЫР; ОРАЗ-РОЗА; РАЫБ-РЫБА; УРИК-РУКИ. У ИРЫ ШАРИК.

37

Звуки Р, Рь, буква Р

Звуковой анализ слова шарик

Печатание слов около синего и зеленого домиков

РОЗА, СЫР, РЫБА

РИС, ШАРИК

ЭТО ЛИСА. У ЛИСЫ НОРА

2-я

неделя

38

Звук Ж, буква Ж

Определение позиции звука Ж в слове (начало, середина)

Чтение и печатание слов по схеме

ЛУ-ЖА, КО-ЖА, ЖА-РА, ЖА-БА

39

Звук Ж, буква Ж(продолжение)

Звуковой анализ слова ЖУКИ

Дописывание букв в предложении и чтение

У ЖУКА УСЫ

3-я

неделя

40

Звуки Ш, Ж, буквы Ш, Ж

Подбор слов к схемам (по картинкам)

Выучивание правила ЖИ и ШИ пиши с буквой И.

Печатание слов возле символов

УЖИ, УШИ

ЛЫЖИ, МЫШИ

У МАШИ ЛЫЖИ

41

Звук Е, буква Е

Определение позиции звука Е в словах (начало, середина, конец)

Звуковой анализ слова белка

«Закончи слово»

Пе-сок, ме-мел, ле-лес, не-небо.

Чтение и печатание предложений, составление его из отдельных слов:

БЕЛКА ЕЛА ОРЕХИ

4-я

неделя

42

Звук Ё, буква Ё

Определение позиции звука Ё в слове (начало, середина, конец)

«Загадки и отгадки». Дети отгадывают загадку и записывают слово отгадку: ЁЖ, ЁЛКА, САМОЛЁТ, ТЁРКА

Печатание предложения: ЁЖ НЁС ЛИСТ

43

Звуки Е, Ё, буквы Е, Ё

Звуковой анализ слова ЁЖИК

Печатание слова-действия, дифференцирование Е, Ё: МО(ЕТ), РО(ЕТ), РИСУ(ЕТ), ПО(ЁТ), ЖУ(ЁТ);

Предложения: НА ЁЛКЕ БЕЛКА

Март

1-я

неделя

44

Звук Д, буква Д

Определение позиции звука Д в слове (начало, середина)

«Слово рассыпалось»

ЭТО НАШ ДОМ

45

Звуки Д, Дь, буква Д

Синтез звуков в слова:

Д, О, М – ДОМ

Д, У, Б – ДУБ

С, А, Д, Ы – САДЫ

Д, И, М, А – ДИМА

«Составь имена»: составление имен из слогов и печатание: ДАША, ЛИДА, ДИМА.

Составление и запись предложения У ДОМА ДУБОК

2-я

неделя

46

Звуки Д, Т, букы Д, Т

Подобрать слова к схемам (по картинкам)

Печатание слов возле символов

ДЫНИ, ДАША

УТКА, КОТ

Составление и запись предложения по картинкам

У ДИМЫ ЛОПАТА

47

Звук В, буква В

Определение позиции звука В в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова СЛИВЫ

«БУКВОЕД» печатание слов, дописывание элементов букв. Печатание предложений, замена картинки словом В САДУ СЛИВЫ

3-я

неделя

48

Звуки В, Вь, буква В

«Какой звук убежал?»

…ЕТКА(Вь), …ОЛК(В), …АЗА(В), …ИШНЯ(Вь), …ОЛОСЫ(В), …ЕТЕР(В)

Составление и запись слова по схеме

ВА-ЗА, ВЕТ-КА, ВИШ-НИ

Составление и запись предложения

НАША МАМА ПОВАР

49

Звук Г, буква Г

Определение позиции звука Г в слове (начало, середина). Синтез слогов в слова: ЛО, ГО, ВА – ГОЛОВА; ГА, НО – НОГА; РА, ГО – ГОРА

Печатание слов под рисунками ГОЛ, ГУСИ, ГРУША, ГАЗЕТА. Чтение слогов на карточках, составление из них предложения, замена картинки словом РЕКЕ НА БЕЛЫЕ

4-я

неделя

50

Звуки Г, Гь, буква Г

Звуковой анализ слова ГРИБЫ

Печатание возле символов слова: ГОРЫ, ГРУША, ГЕНА, ГИТАРА

Печатание предложения по картинкам: У ГАЛИ ГРИБЫ

51

Звуки К, Г, буквы К, Г

Изменить слова, заменив Г на К

Печатание слов, заменив Г на К:

ГОРА-КОРА

ГОЛОС-КОЛОС

ИГРА-ИКРА

Апрель

1-я

неделя

52

Звук Й, буква Й

Определение позиции звука Й в слове (начало, середина, конец)

Печатание слов с буквой Й

ЗАЙ-КА

ГАЙ-КА

МАЙ-КА

53

Звук Й, буква Й(продолжение)

Звуковой анализ слова ЗАЙКА

Вставка пропущенной буквы Й, чтение и печатание предложений — ВОТ ЗАЙКА. ОН ЗИМОЙ БЕЛЫЙ

2-я

неделя

54

Звук Я, буква Я

Определение позиции звука Я в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова РЯБИНА

Печатание буквы Я, слова ЯМА, МЯСО, ЯЗЫК, МОРЯК

Предложение ТАНЯ ЕЛА ПРЯНИК

55

Звук Я, буква Я (продолжение)

Подбор слов с заданным количеством слогов и позиций звука

Записать имена детей с буквой Я

ОЛЯ, КАТЯ, НАДЯ, ВИТЯ, КОЛЯ, ВАНЯ

Печатание предложений составив слова из букв (НА ПОЛЕ (ЫЯДОГ) ЯГОДЫ

ОЛЯ ЕСТ (ЛМАУНИ) МАЛИНУ

3-я

неделя

56

Звук Ф, буква ф

Определение позиции звука Ф в слове (начало, середина, конец)

Чтение и печатание слов, подбирая их по схеме

Ф____            ___Ф___               ____Ф

ФАРА             ТУФЛИ               ШАРФ

ФОТО             КОФТА               ШКАФ

57

Звуки Ф, Фь, буква Ф

Звуковой анализ слова ФОНАРИ

Печатание слов на синей и зеленой «дорожке»

ФОКУС, ЛИФТ, ФОРМА

ФИЛИН, ФЕДЯ, КОФЕ

Составление предложения по картинке ФИЛИН ДНЕМ СПИТ

4-я

неделя

58

Звуки В, Ф, буквы В, Ф

«Добавь звук»: …ОЛК(В), …РУКТЫ(Ф), …АЗА(В), …ОНАРИ(Ф)

Разделение слов в вагоны В Ф

ВОЛК, ФИЛИН, СОВА, ФЕДЯ, ВОВА, ЖИРАФ

59

Звук Ю, буква Ю

Определение позиции звука Ю в слове (начало, середина, конец)

«Слово рассыпалось»

РАЮ ЛЮА ГЮ ДЮИЛ

ЮРА ЮЛА ЮГ ЛЮДИ

Печатание предложения

У ЮРЫ НОВЫЕ БРЮКИ

Май

1-я

неделя

60

Звук Ю, буква Ю (продолжение)

Звуковой анализ слова САЛЮТ

Чтение слов, составление из них предложений и написание их

ВЕСНА У НАС

ЛЕБЕДИ ЮГА С ЛЕТЯТ

61

Закрепление пройденного материала

Игровые приемы звукового анализа и синтеза

Слова-перевертыши: КАБАН-БАНКА, СОСНА-НАСОС, МЫШКА-КАМЫШ

Печатание предложения, замена картинки словом НА ПОЕТ ПЕТУХ

2-я

неделя

62

Звук Ц, буква Ц

Определение позиции звука Ц в слове (начало, середина, конец)

Чтение и печатание слов со слогами

ЦА УЛИЦА, КУРИЦА

ЦО ЛИЦО, ЯЙЦО

ЦЫ ЗАЙЦЫ, ОГУРЦЫ

63

Звук Ц, буква Ц (продолжение)

Звукослоговой анализ слова ЦЫПЛЯТА

Печатание слов по схемам

Ц---------                ----Ц----       ---------Ц

ЦВЕТЫ                  ОВЦА          ОТЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по развитию фонетико- фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты в старшей группе по теме :"Звук О "

Цель: Создание условий для формирования представлений о звуке О .          Задачи:Уточнить артикуляцию и акустическую характеристику звука [О].Закрепи...

Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы

Планирование на год. В планировании представлены  варианты работы по: развитию фонематического-восприятия, звуко-слоговому анализу, грамматическому строю, активной ...

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у воспитанников среднего возраста.  Именно благодаря ему мы можем определить:какой конкре...

Формирование у детей старше-подготовительного возраста представлений о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по средствам использования метода моделирования (с использованием пластилина)

В данном докладе (стендовый доклад) представлен приём работы по формированию у детей старше-подготовительного возраста о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по ...

Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Перспективный  план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН подгрупповых занятий по формирова...

Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР в подготовительной к школе группе

Календарное планирование по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группаТематическое планирование по развитию фонетико - фонематической стороны речи. Подготовительная...