КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ПИРАМИДКОЙ
картотека

Мясникова Оксана Дмитриевна

Развивающие игры с пирамидкой направлены на развитие у детей логического мышления, координации движений пальчиков, способствующих развитию речевой активности  у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_razvivayushchih_igr_s_piramidkoy.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ПИРАМИДКОЙ

Пирамидка – очень многофункциональная игрушка. Ее можно использовать не только для развития мелкой моторики или знакомства с математическими понятиями, но и в развитии сюжетных игр.

«Складные башенки»

Кольца любой пирамидки можно просто накладывать друг на друга, не обязательно нанизывать их на стержень. Напоминайте малышу, что верхнее кольцо всегда должно быть меньше нижнего. Важно, чтобы ребенку нравился сам процесс построения башенки, а сооружение получалось красивым и устойчивым.

"Прокати в воротики"

Катаем колечки от пирамидки по полу или друг другу, закручиваем "волчком", прокатываем в воротики.

«Горка» 

Скатываем колечки с горки - чье колечко дальше укатится.

"Меткий стрелок"

 Бросаем колечки в ведро, тазик, коробку. Развиваем у ребенка внимательность, глазомер, учим  не переступать через линию.

Игра с водой «Кораблик»

 Пусть наши колечки превратятся в кораблики. Чтобы цветные кораблики не протекали, чиним бреши пластилином. Подбираем его по цвету. Спускаем кораблики на воду, можно покатать на них мелкие игрушки.

«Принеси такого же цвета»

 Покажите ребенку колечко, назовите его цвет. И попросите малыша принести игрушку такого же цвета (например, если колечко красное, то малыш приносит красный мячик). Кладем игрушку рядом с колечком и сравниваем цвета.

«Бусы»

Нанизываем на веревку, ленту, шнур "бусы" из колечек и катаем их все вместе, наклоняя их-то в одну, то в другую сторону. Закручиваем.  Привязываем «бусы» к ножкам стула и играем в счеты.

«Подбираем детали к предметам»

 Рисуем сюжеты, где не хватает круглых деталей. Потом подбираем по размеру колеса машинам, комы – снеговикам, серединку – лепесткам цветка, лучикам - солнышко и т.д.

«Разноцветные дорожки»

 Если у Вас много разноцветных колечек от разных пирамидок, то можно использовать их для выкладывания дорожек. Можно выложить одноцветную дорожку, например, желтую, ведущую к желтому домику. Можно разноцветную с чередованием элементов по цвету (красный – желтый – красный – желтый), величине (большое колечко – маленькое – большое - маленькое) или форме (кубик – колечко – кубик – колечко).

Затем покажите, как выложить постепенно сужающую дорожку. Полюбуйтесь ею вместе с малышом. Пусть по дорожке прогуляется зайчик, подпрыгивая на каждом колечке и приговаривая: «Вот самое большое, вот поменьше, а вот еще меньше» и т.д. Рассматривая ряд выложенных разных колечек, ребенок постепенно начнет постигать относительность величины, следить, как она убывает или возрастает.

Топ – топ, по дорожке

Зашагали чьи - то ножки,

Пробежались чьи – то лапки

Да умчались без оглядки.

Вдруг зацокали копытца,

Только пыль столбом клубится.

Хороша дорожка наша!

Так давай на ней попляшем!

Игра «Полянка»

Положите в центр комнаты обруч. Это будет наша полянка. На нее будут ходить «гулять и играть» колечки. Вокруг круга снаружи разложите  колечки. Расскажите стишок:

«В лесу у речки жили колечки,

Дружно играли, на полянке гуляли».

Поставьте в центр круга самое маленькое колечко и скажите: «Прибежали на полянку самые маленькие колечки. Вот такие!» и попросите ребенка найти такие же колечки. Поставьте найденные ребенком колечки такого же размера рядом с вашим образцом. Наложите их на ваше колечко и проверьте, действительно ли размер совпадает. Когда вы соберете все колечки нужного размера на полянке, то пусть они «поиграют» так, как придумает малыш. А потом отправим их «домой» отдыхать - за пределы круга. А на полянку придут «играть» колечки другого размера.

Колечки могут быть: тарелками, домиками, пирожными, блинчиками.

Превратите колечки в лакомства для игрушечных зверушек, раздавайте им разноцветное печенье. Правила игры те же: накормить игрушку десертом, подобрав соответствующий ей цвет колечка.

«Вагончики» (для изучения цветов).

 Перед ребенком положите разноцветные колечки друг за другом и скажите малышу: «Смотри, какой красивый поезд. В нем есть разноцветные вагончики. Зверята (зайчата, котята, медвежата или другие мелкие игрушки), очень хотят прокатиться на поезде». Пусть рядом с поездом у вас находятся различные животные. Загружайте игрушки в вагоны по цвету. Например, оранжевый львенок садится в оранжевый вагончик, синий зайчик в синий вагончик и так далее.

Найди такой же. 

Вам понадобятся две одинаковых пирамидки. Снимите колечки со стержней и разложите детали в две коробки. Одна коробка – для малыша, другая – для взрослого. Покажите малышу колечко из своей коробки и назовите его цвет: «Зелёное колечко. Как травка», «Жёлтое колечко. Как солнышко». Предложите ребёнку найти такое же колечко. Как только малыш даст вам колечко, приложите его к своему кольцу-образцу для сравнения и демонстрации совпадения цветов. Назовите ещё раз цвет.

Тук! Учимся говорить

Поставьте стержень пирамидки перед малышом и предложите: «Соберём пирамидку». Опустите кольцо и, когда оно опустится на опору, скажите: «Тук! Упало колечко! Тук». Повторите весело с малышом слово «тук» и предложите ему нанизать колечко. Сопровождайте нанизывание колечек звукоподражанием: «Тук! Упало! Тук! Упало». Называйте цвет колечек собранной пирамидки. Используйте в игре простые слова, доступные малышу: «на», «дай», «где», «тут», «там».

Путаница

Перепутайте кольца одной из пирамидок и другие предметы в коробке. Положите в эту коробку и кольца от других пирамидок. И попросите малыша собрать пирамидку, дав ему стержень и первое большое кольцо. Ему нужно будет отобрать для игрушки только подходящие элементы.

Пирожные 

Используйте колечки пирамидки как пирожные в игре (разница в величине колечек не менее 3 см). Возьмите три игрушки разного размера: большую, среднюю и маленькую. И предложите угостить игрушки пирожными. Большой игрушке – большое пирожное. Средней игрушке – поменьше. Маленькой игрушке – самое маленькое. Пирамидка наоборот. Предложите ребёнку собрать пирамидку «наоборот» — с меньшего кольца к большему. Рассмотрите, что получилось. Скажите ребёнку, что сейчас пирамидка «смотрит носиком вниз».

Что изменилось? 

Выложите в ряд 3-4 колечка. Назовите с ребёнком вместе их цвет. Затем пусть малыш отвернётся, а вы уберёте одно колечко. Ему нужно догадаться, какое колечко исчезло и назвать его цвет.

Четыре пирамидки. 

Для игры вам понадобится 4 пирамидки из 3-4 колец одного цвета с убыванием величины. Сначала разберите каждую пирамидку и положите её колечки в ряд рядом с основанием. А потом разложите колечки по размерам: выберите сначала все самые большие колечки (они будут одного размера, но разных цветов). Затем – все колечки поменьше. У вас получатся группы колечек одного размера, но разных цветов. Соберите из них разноцветные пирамидки с колечками разных цветов, но одного размера.

Чередование цветов или форм

Вам понадобятся для этой игры две одноцветные пирамидки. Из них мы соберём на третьем стержне пирамидку с чередованием цвета. Сначала снимаем колпачки пирамидок и ставим перед нами пустой стержень ещё одной пирамидки. Вместе с малышом мы снимаем колечки с одноцветных пирамидок по очереди. Обратите внимание ребёнка на то, что мы берём колечки по порядку. Также можно чередовать элементы и по форме, собирая новую пирамидку из двух пирамид (чередуя например, шарики и кубики или колечки и шарики).

Загадки

 Соберите одну пирамидку правильно, а две – неправильно. Предложите малышу отвернуться. Или закрыть глаза. Проведите ручкой ребёнка по пирамидке и предложите ему догадаться, правильно ли собрана игрушка. Потом малыш открывает глаза и проверяет себя.

Дорожки и башенки

Из колечек пирамидок также можно строить дорожки (от самого маленького колечка к самому большому) и башенки (от самого большого колечка внизу до самого маленького вверху).

Чтобы разнообразить игры, используйте в игре «посторонние» предметы. Можно надевать колечки на фломастер, карандаш, свернутую в трубочку плотную бумагу или просто на пальцы. Можно нанизывать колечки на веревку, используем колечки в настольных дидактических  играх.

Немного позже, можно научить ребёнка обводить колечки на листе бумаги.  Выкладывать колечки на трафарет в соответствии с цветом или размером.

 Играйте вместе с ребенком, фантазируйте, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваши малыши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы Занятие: «Разноцветные пирамидки»

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нуринерский детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Занятие по сенсо...

Российский конкурс "Веселые пирамидки"

Данный материал содержит сценарий развлечения по пожарной безопасности "День радости", фоторепортаж  "Веселые пирамидки" и статью в районную газету "Победа"....

Образовательная план-программа группы ранней помощи «Пирамидка»

Образовательная план - программа группы  ранней помощи «Пирамидка» с кратковременным пребыванием в ДОУ детей раннего возраста от 1 до 3 лет численностью  5  детей, (возможна и индивидуа...

"Пирамидка из трёх синих шаров".

Цель: Вызывать у детей интерес к созданию изображения фломастерами. Упражнять детей в рисовании округлых форм. Помогать детям изображать пирамидки из трёх разных по величине кругов. Воспитывать чу...

Конспект занятия «Волшебные пирамидки»

Цель: развитие сенсорных способностей детей в игровой деятельности.Задачи:Обучение группировке однородных предметов по цвету; обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру...

«Собери пирамидку» (аппликация с элементами математики)

Конспект организованной интегрированной деятельности детей  в средней группе...

игра-занятие для детей раннего возраста "Пирамидка"

Это занятие направлено на обучение ребенка результативным действиям; развитию мелкой моторики кончиков пальцев рук путем выполнения действий с мелкими деталями ( колечками); обогащению сенсорного впеч...