Рекомендации для родителей по работе с гиперактивным ребёнком
консультация (младшая группа)

Аникина Ольга Геннадьевна

Что необходимо знать о гиперактивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya-roditeley-o-giperaktivnyh-detyah.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для  родителей по работе с  гиперактивным ребенком.

  • Ребенок ни в коей мере, ни виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве даже ухудшат его.
  • С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально – приподнятого тона. Эмоции могут его захлестнуть и станут препятствием для успешных дальнейших действий.
  • Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки и факультативы. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.
  • Бывает, что родители выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать родителями. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь»  от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.
  • Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивые (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.
  • Однако, помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что хвалить ребенка надо не  слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
  • Если взрослый хочет добиться, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключиться» и не услышит вас. Родители не должны давать  несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол…». Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически  и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.
  • Запретов для ребенка должно быть немного (например, нельзя брать спички, нельзя гулять одному и т. д.), они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом ребенок, должен знать какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения родителей и будет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой неожиданной «эмоциональной бури». Все это приведет лишь к тому, что ребенок начнет стараться скрывать происшедшее от родителей, и детско-родительские отношения ухудшатся.
  • В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Так как из-за своей импульсивности, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, а во - вторых не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок носится, как  вихрь по квартире, можно предложить ему два или три других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок швыряет игрушками или вещами, то можно предложить ему игры с водой (например, «Шариковый бой»).

  • Гиперактивному ребенку трудно переключиться по первому требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут предупредить его об этом. Например, родитель говори: «через 10 минут выключим телевизор и ты пойдешь спать. Хорошо?»

А чтобы не вызвать агрессию ребенка, лучше по истечении времени напомните не вы, а сигнал будильника. В том случае, если ребенок правильно выполняет поставленные условия, он безусловно заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которой шла речь выше.

  • Очень часто родители гиперактивных детей утверждают, что их дети никогда не устают. Но это не так. Просто очень часто усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое родители принимают за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и их родители, и все окружающие. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.
  • Соблюдения дома четкого режима (распорядка дня – тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же время, известное ребенку. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).
  • По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
  • Очень часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают их в спортивные различные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме того, большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке, он подвергается многочисленным наказаниям и ограничениям со стороны взрослого, то, скорее всего это, будет способствовать только нарастанию гиперактивности. Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами занятий (например, игра в волейбол, футбол), и  гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, что он вряд ли успокоится, а после занятий дома должен будет выплеснуть накопившуюся энергию. Хорошо, когда ребенок занимается, например, плаванием, бегом и др. видами спорта. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут больше пользы.
  • Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по теме: "Рекомендации педагогам по организации работы с гиперактивными детьми".

В данном буклете дана информация по особенностям взаимодействия с гиперактивными детьми. Информация будет полезна как педагогам, так и родителям....

Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы с гиперактивным ребёнком.

Постоянно усиливающееся влияние отрицательных факторов окружающей среды на организм ребенка часто приводит к осложнениям его психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы....

Рекомендации воспитателям для РМО «Работа с гиперактивными детьми»

Как справиться с гиперактивным ребенком? * Гиперподвижному ребенку необходим постоянный, но тактичный (!) контроль со стороны воспитателей и родителей. * Для этой цели хорошо подхо...

Памятка для воспитателей по работе с гиперактивным ребёнком

Памятка для воспитателей по работе с гиперактивным ребёнком...