Напольные игры и их значение в работе с дошкольниками
консультация

Елецкова Яна Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napolnye.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Напольные игры и их значение в работе с дошкольниками

Психологи и социологи называют проблему отчуждения людей одной из главных проблем 21 века, предпосылкой, которой выступает смена коммуникационной парадигмы. Прямое общение все чаще становится атрибутом человека из прошлого, современные люди формируют коммуникацию с помощью гаджетов. При этом дети растут в цифровой среде, начиная уже с самого раннего детства. Однако, никакие гаджеты не способны заменить «живое» общение, фундаментально важного для социального и эмоционального развития.

Немаловажным элементом цифрового образа жизни является гиподинамия, что является предпосылкой для поражений костной системы, ЖКТ, проблем со зрением и иных нарушений. Для взрослых и детей даже минимальный набор регулярных движений уже может являться хорошей профилактикой против вышеуказанных проблем.

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому детский сад, как один из институтов социального развития должен искать ходы для взращивания новых, оригинальных форм совместной деятельности детей и взрослых в целях формирования более гармоничной коммуникационной среды, где есть место и современным формам общения, но к ним в качестве равноценного элемента добавляются совместные игры и иная деятельность.

Одним из инструментов для решения вышеуказанных проблем является использование совместных напольных игр, т.е. создание игрового пространства на полу, которое позволит удовлетворить потребности детей и взрослых в познании, движении и общении.

Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых.

В процессе работы с напольными играми сложилась и их классификация.

Кратковременные напольные игры, сделанные из бумаги, цветного скотча, изоленты на текущей поверхности имеющегося пола. Долговременные (многофункциональные), сделанные на баннерной основе или на белой ткани.

Данные игры способны удовлетворить потребности ребенка в движении, общении и игре. Без лишних затрат времени и средств.

Всем деткам нравятся игры на полу. Можно свободно двигаться в каком угодно направлении, прыгать, качаться – одним словом все, что захочется. Кроме того, такое времяпровождение может еще и приносить пользу и развитие детей дошкольного возраста.

В процессе напольных игр:

- Развивается моторика рук и ног.

- Укрепляется мышечная система организма.

- Развивается опорно-двигательный аппарат.

- Развивается память, мышление, фантазия, реакция ребенка.

Напольные игры потребуют для себя пространства, но они способны привить ребенку внимательность, развить мускулатуру ног и просто доставить массу удовольствия. Это может быть как спокойная, так и более подвижная игра, но во втором случае Вам понадобится довольно большая комната, где команда юных игроков сможет развернуться по полной. Подбирать игры для детей надо в соответствии с их интересами, возрастом, предпочтениями.

Напольные игры — отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе. Напольную игру несложно изготовить, а главное, сделать это можно вместе с детьми, что поможет развить в них инициативность и самостоятельность

Существует шесть важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры:

1.Игра — для малышей, а не для взрослых.

Чтобы вызвать у детей интерес, не следует делать игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой.

2.Для детей — развлечение, для педагога — инструмент.

Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление малышей.

3.«Квадраты» — универсальное игровое поле.

Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты»: прямоугольник, составленный из 16 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,5 на 2,8 метров, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу, а можно использовать уже готовый материал, например, баннерное полотно.

4.Игра — это движение.

Продумайте, что должен делать ребенок: убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно.

5.Правила — основа порядка.

Подумайте и четко объясните детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей.

6.Все хорошо в меру.

Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю. Исключение — игровая активность во время утренней гимнастики: она — часть цикла упражнений и занимает всего несколько минут.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

1. «Убери лишнее»

Разложите дидактические материалы с изображением чего-то или кого-то в квадраты игрового поля. В каждом ряду должны быть картинки, обобщенные одним признаком, и одна карточка, которая под общий признак не подходит. Например, три с изображением фруктов и одна — с овощем. Играющие по очереди прыгают в квадраты с лишним изображением, поднимают карточку и объясняют, почему выбрали именно этот объект.

Польза игры:

•        закрепляет обобщающие понятия;

•        развивает логическое мышление;

•        помогает преодолеть застенчивость;

•        дает активную физическую нагрузку.

2. «Изобрази»

Разложите карточки с изображением чего-то или кого-то лицевой стороной вниз, чтобы участники не видели их содержания. Играющие по очереди прыгают в квадраты с карточкой, открывают ее, но держат в секрете от остальных, и с помощью мимики и жестов показывают изображенный объект.

Польза игры:

•        помогает преодолеть застенчивость;

•        развивает воображение, память и артистизм;

•        дает активную физическую нагрузку.

3. «Повтори за мной»

Игра, которую можно использовать на физминутке и домашних занятий спортом. Первый игрок передвигается по игровому полю, показывая в квадрате движение, остальные за ним повторяют. Он может придумать движения сам или открывать заранее разложенные карточки с упражнениями. Для проведения физминутки лучше использовать сокращенную версию квадратного поля — например, в 12 квадратов.

Польза игры:

•        помогает преодолеть застенчивость;

•        дает активную физическую нагрузку;

•        развивает воображение, память и артистизм;

•        развивает уважение и внимание к действиям участников.

4. «Путешествие по цифрам»

Запомнить счет, называть цифры в прямом и обратном порядке и понимать их значение, детям поможет игра «Путешествие по цифрам». Разложите карточки с изображением цифр и придумайте сами или составьте вместе с детьми заранее маршрут: например, 1-2-3-4-5 или 2-2-4-3-1. Предложенный маршрут дети могут пройти и пропрыгать, на одной ногах или двух, на носочках и другими способами, которые придут в голову. Игра подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Польза игры:

•        развивает логическое мышление и внимание;

•        дает активную физическую нагрузку;

•        помогает преодолеть застенчивость;

•        развивает уважение и внимание к действиям участников.

Таким образом,  в зависимости от поставленной задачи педагога и инициативы детей, напольная игра подстраивается под любые потребности. 

Польза игры: 

  • закрепление материала выбранной образовательной области;
  • развитие творческого воображения;
  • активная физическая нагрузка;
  • воспитание уважения и внимания к действиям партнера;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве , ловкость. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически....

Проект "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"

Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем свои игры, используя метод проектной деятельности....

Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"

Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственно...

Консультация для педагогов "Напольные игры как средство развития познавательной активности у дошкольников"

Движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым.Проблема снижения двигательной активности в наше вр...

Дидактические игры и их значение в развитии ребенка – дошкольника.

Дидактические игры являются средством воспитания дошкольников, с их помощью педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще. Он...