Значение индивидуальной работы с дошкольниками
методическая разработка

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_s_doshkolnikami.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Значение индивидуальной работы с дошкольниками

Индивидуальная работа в детском саду — это выстроенная система направленного воздействия на познавательную, эмоциональную, чувственную сферы ребёнка, которая учитывает его личностные особенности и позволяет корректировать поведенческую модель. Для  дошкольного возраста индивидуальная работа организуется в игровой форме один на один с ребенком или в малых группах (до 3 человек), где объединяются ребята со сходными проблемами, такими как:

  • не посещают детский сад регулярно (например, из-за того, что часто болеют);
  • имеют низкую работоспособность, пассивны на занятиях;
  • отличаются застенчивостью или заторможенностью.

Индивидуальная работа так же  позволяет предотвратить педагогическую запущенность  дошкольников, то есть нарушения в развитии ребёнка, связанные с недостаточностью воспитания и обучения.

Прежде всего, индивидуальная работа проводится, если у ребенка есть проблемы в усвоении знаний, умений, навыков или в социализации. Для воспитателя группы проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком является обязательным и систематическим элементом педагогической деятельности. 

В первую половину дня рекомендуется проводить индивидуальную работу, которая имеет личностную направленность. Организуется работа с детьми:

которые:                                                                                                                                               - имеют пробелы в знаниях,                                                                                                                                                    - нуждаются в активизации речевых процессов или исправлении их недостатков,                       - отстающими в освоении двигательных навыков,                                                                                 - малоактивными, замкнутыми,                                                                                                             - недостаточно любознательными.

После обеда и дневного сна индивидуальная работа направлена на:                                            - активизацию творческого потенциала ( конструирование, рисование, создание аппликаций, поделок);                                                                                                                           - речевую и двигательную коррекцию ( если в первой половине дня времени на эту работу не хватило).

На прогулках индивидуальная работа нацелена в основном на коррекцию физического развития. А те дети, которые испытывают трудности в отношениях с товарищами, организуются в игры.  Так же на прогулках можно разучивать потешки, отрабатывать звукопроизношение, повторять выученные на музыкальных занятиях песенки.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены требования к осуществлению индивидуального взаимодействия с детьми дошкольного возраста:

  • Учет личностных особенностей ребенка в разработке индивидуального образовательного маршрута.
  • Оценка динамики развития ребенка должна проводиться в сравнении с ним самим, а не со сверстниками.
  • Уважение личности каждого ребенка.
  • Поиск наиболее подходящих способов вовлечения всех ребят в разные виды деятельности для определения способностей и личностных качеств каждого.

Индивидуальная работа проводиться не только с теми детьми, которым необходима помощь в освоении материала, но и с одаренными детьми.

  • Стимулирование процесса самообучения. Это направление индивидуальной работы имеет огромное значение для воспитания самостоятельности ребенка.

Проводить  индивидуальную работу необходимо на основе                              мониторинга (наблюдения, бесед, опросов, анализа участия воспитанников в занятиях).

Проведя анализ результатов работы необходимо наметить систему дальнейших действий, направление развития каждого воспитанника. (рассказать о перспективном плане проведения индивидуальной работы по программе)

Проводя эту работу, мы  должны опираться на поддержку родителей: порекомендовать им прочитать или что то разучить с ребёнком, изготовить поделку, рисунок, поиграть в обучающую игру.

Для того чтобы родители были в курсе жизни группы и успехов детей, на стендах  обязательно должна быть размещена  информация о том, что способен знать и уметь ребенок каждой возрастной группы (как ориентировочную, но не обязательную для каждого малыша), тексты стихотворных произведений, буклеты и распечатки дидактических игр.

Если дети имеют некоторые проблемы с усвоением материала на занятиях и в другой деятельности, педагог беседует с родителями наедине, даёт практические советы, рекомендации.

Методы и приемы индивидуальной работы с дошкольниками

Среди методов индивидуальной работы наиболее популярными являются наглядные, словесные, практические и игровые.

  • словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
  • наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
  • практические (упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).

Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребёнка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.

Длительность индивидуальных занятий

Необходимость проведения и количество индивидуальных занятий определяются воспитателем  детского сада.

Если занятие с логопеда или психолога с одним-двумя воспитанниками может длиться в рамках обычного, около от 20 до 30 минут, то индивидуальную работу с детьми воспитателя такой длительности организовать сложно.

Ведь основная его обязанность — обеспечивать сохранность жизни и здоровья малышей в течение всей рабочей смены, организовывать и направлять их деятельность в полезное и безопасное русло.

Няня не всегда может заменить воспитателя, взять остальных детишек под контроль, поэтому воспитатель осуществляет индивидуальную работу в форме отдельных образовательных ситуаций, коротких дидактических игр, которые не помешают ему следить за поведением всех детей.

Длиться она может и 3, и 7 минут, в зависимости от того, чем увлечены другие дети, сколько их находится в данный момент в группе.

Занимаясь даже с одним ребенком, педагог должен держать в поле зрения всех детей.

Планирование индивидуальной работы

Индивидуальную работу вносят как в перспективный, так и в календарный (ежедневный) план.

Поскольку индивидуальная работа проводится на всём протяжении дня,  как в виде занятий, так и эпизодически, отобразить всю её в плане невозможно.

Поэтому в нашей группе мы фиксируем индивидуальную работу отдельно в виде таблицы  Индивидуальная работа с детьми

Ф.И. ребенка

Направление развития

содержание деятельности

дата

Пастнер Тася

Познавательное. ФЭМП

Направление от себя: вверху, внизу, впереди сзади. Левая, правая рука

25.03.21

Планирование индивидуальной работы.

  • Кроме запланированной, ежедневно проводится внеплановая ситуативная индивидуальная работа, предпосылки которой возникают в ходе выполнения режимных моментов.
  • Для индивидуальных занятий не существует отдельных тем, упражнений или игр. Воспитатель берёт материал из разных образовательных областей, над которым считает необходимым работать.

В своей работе воспитатель должен в первую очередь опираться на основные положения и требования Федерального государственного образовательного стандарта, в котором указывается на свободу и особенности и личный темп развития каждого ребёнка. Осуществить эти требования поможет рационально организованная и систематически проводимая индивидуальная работа с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа с дошкольниками

В помощь педагогам в построении индивидуального образовательного маршрута дошкольника...

Доклад на городском семинаре- практикуме "Использование ИКТ в индивидуальной работе с дошкольниками"

Активное введение в практику работы ДОУ информационных средств развития, позволяет рассматривать их в качестве дополнительных средовых ресурсов, способствующих созданию новой развивающей среды обучени...

Презентация на тему "Значение индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста в развитии логического мышления"

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.Ребенок учится воспринимать,...

Презентация на тему "Значение индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста в развитии логического мышления"

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.Ребенок учится воспринимать,...

Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнка.

Сообщение на семинаре –практикуме   «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнк...