Проект "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме
Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем свои игры, используя метод проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК МЕТОД
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Выполнил:
Корохова В. П.
Педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №6»
г. Назарово
ПРОЕКТ
«НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Актуальность:
Современное общество наложило свой отпечаток на протекание детства и формирование особенностей современного ребенка. Современный ребенок меняется качественно на психологическом, психофизиологическом, личностном уровне.
Результаты психологической диагностики познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников подтвердили наличие особенностей современных детей:
- снижение когнитивного развития (дети хуже усваивают знания, с трудом понимают и перерабатывают словесные инструкции, страдает способность к логическому мышлению);
- снизился общий уровень энергичности детей, изменились их нравственные и ценностные нормы (недостаточность внутреннего плана действий, воображения, любознательности; дети часто вялые, утомленные, реже отвечают готовностью проявлять активность, чаще выступают в роли потребителей готовых доступных развлечений);
- страдает развитие мелкой моторики детей, что отражается на их графических и бытовых навыках, а также в целом на зрелости мозгового субстрата, отвечающего за произвольную регуляцию деятельности;
- недостаток социальной компетентности (дети зависимы от взрослого, ждут его распоряжений и указаний);
- больше становится «проблемных» детей, что обусловлено физиологией (проблемный онтогенез) и психологией (тревожность, агрессия, замкнутость);
- снижение игровых навыков.
Теперь обратимся к требования ФГОС ДО, одно из них звучит так:
- создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Зная о том, что игра - наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении. А одним из условий развития игровой деятельности является самоорганизованная детская общность, в которой одни участники обучают и передают навыки другим, что, в свою очередь, возможно, только при наличии детских микросообществ. Пришла к выводу, что оптимальным методом для соблюдения этих условий, в коррекционо-развивающей работе с дошкольниками, будет настольная игра. Так как настольная ига дает возможность фантазировать, проявлять инициативу и строить свою реальность, предоставляет возможность активного общения, взаимодействия, а роли в такой игре задаются волей игрока.
В своей работе использую игровое пособие «Разноцветные квадраты». В зависимости от поставленной задачи (развитие познавательных процессов, коррекция эмоционально-личностной сферы) каждый цветовой сектор имеет определенные задания (например, синий – тренируем «внимание», желтый –« развиваем речь»). Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем свои игры, используя при этом метод проектной деятельности. В процессе изготовления настольной игры реализуем творческие проекты, а когда разрабатываем ее правила – нормативные проекты. Тревожным и замкнутым детям это поможет быстрее и легче вступить в игровой процесс, ведь если ребенком выполнена даже крохотная часть поля, он ощущает свое присутствие в игре еще до того, как начался игровой процесс. Для агрессивных детей их вклад в общее игровое поле будет некоторым ограничителем агрессивных тенденций. Для детей с низким уровнем развития – это дополнительная мотивация для развития когнитивных процессов.
Метод настольной игры эффективно срабатывает и при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Процесс игры является сильнейшим мотиватором для активизации когнитивных процессов ребенка.
Цели настольной игры:
- развитие и коррекция эмоционально-личностного развития и коммуникативных навыков:
- саморегуляция
- самооценка
- тревожность
- страх
- агрессия
- развитие и коррекция психических процессов и познавательной активности:
- внимание
- память
- мышление
- восприятие
- речь
- воображение
Преимущества нашей настольной игры:
- манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих;
- возможность фантазировать и строить свою реальность;
- роли задаются волей игрока;
- возможность активного живого общения, взаимодействия, в рамках которого возможна передача игрового опыта;
- каждый участник игры создает свою фишку сам, что способствует персонофикации игрока и обеспечивает высокую степень погружения в игровой процесс.
Структура создания настольной игры
- Через творческий проект по методике А.Н. и Н.Е. Веракса определяем тему и название.
- Распределяем обязанности по созданию игры.
- Создание игрового поля (окрашивание основного поля, рисование и вырезание главных героев, ходов).
- С помощью нормативного проекта по методике А.Н. и Н.Е. Веракса разрабатываем правила игры.
- Каждый участник делает или рисует свою фишку, используя пластилин или бумагу.
- Сама игра.
Специфика настольных игр для дошкольников
3-4 года
- игровое поле, обладающее объемными характеристиками;
- фишки заменяем обычными сюжетными игрушками;
- стороны игрового кубика обозначаем разными цветами (игровая дорожка состоит из элементов разных цветов, соответствующих цветам сторон кубика);
- мотивация игры кого-то спасти или оказать помощь;
- тема и сюжет игры – окружающий быт, жизненное пространство, сказки и мультфильмы;
- настольная игра включает разнообразные виды деятельности;
не обозначается соревновательный момент.
Специфика настольных игр для дошкольников
4-5 лет
- игровое поле, обладает объемными и плоскостными характеристиками;
- фишки заменяем мелкими геометрическими фигурами, игрушками;
- игровой кубик стандартный;
- дети с большим трудом принимают факт влияния ситуации, везения в игре;
- тема и сюжет игры - «путешествие» по космосу, земному шару, в глубинах океана и во времени;
- обозначен соревновательный момент.
Специфика настольных игр для дошкольников
5-7 лет
- игровое поле, обладает плоскостными характеристиками;
- фишки изготавливаются игроками из различного материала (бумага, пластилин);
- игровой кубик стандартный;
- тематика игры направлена на формирование коммуникативных навыков, моделей поведения, коррекцию познавательных процессов;
- обозначен соревновательный момент (учим просить друг друга о помощи, благодарить, делать сюрпризы).
Таким образом, можно сделать вывод, настольная игра является универсальным методом для реализации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, с помощью игрового поля состоящего из разноцветных квадратов мы можем охватить все виды детской деятельности, а через них развивать ребенка во всех образовательных областях.
Цель:
- развитие когнитивных процессов и коммуникативных навыков у детей, через внедрение настольных игр, как эффективного метода коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в образовательный процесс ДОУ и семьи.
Задачи:
- развивать и корригировать психические процессы, эмоционально-личностные особенности и коммуникативные навыки дошкольников;
- создать условия для самостоятельной деятельности дошкольников при создании настольных игр;
- пропагандировать возможности настольной игры, как универсального метода развития детей среди родителей ДОУ;
- представить опыт коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с использованием метода – настольная игра на муниципальном уровне;
Предполагаемый результат:
- В результате целенаправленной и системной работы воспитатели и родители используют настольную игру, как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.
1 этап. Подготовительный
- Подбор и изучение литературы по заданной теме.
- Анализ результатов психолого-педагогической диагностики дошкольников.
- Составить перспективный план по теме проекта «Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками».
2 этап. Основной
Задачи | Мероприятия | |
Работа с детьми | - развитие и коррекция психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи; - развитие зрительно-моторной координации, графических навыков; - снятие тревожности, агрессии, страха; повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков (умение договариваться, сопереживать, поддерживать и просить помощи у участников игры); - повышение уровня саморегуляции, самостоятельности и инициативности.
| Проведение цикла занятий с использованием дидактического пособия «Разноцветные квадраты» и создание самостоятельных настольных игр «Морское путешествие», «Волшебный лес», «В гостях у сказки», «Путешествие в космос», «Приключения игрушек» |
Работа с педагогами | Проведение мастер-класса «Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» Создание памятки «Как организовать настольную игру» | |
Работа с родителями | - укрепление детско-родительских отношений; - пропаганда настольной игры, как универсального метода для всестороннего развития ребенка. | Проведение встречи «Давайте поиграем» в детско-родительском клубе «Взрослые и дети». Мастер-класс «Как сделать настольную игру в домашних условиях» Создание буклета «Преимущества настольной игры» |
Заключительный этап:
- Конкурс для воспитателей «Настольная игра нашей группы»;
- Коллаж «Любимая домашняя игра» (участники дети и родители)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми
Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми...
Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"
Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственно...
«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)
У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Игра как основной метод коррекционно-развивающей работы с детьми.
При любом нарушении логопедическая работа направлена на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом ма...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познан...
Нетрадиционные методы коррекционно-развивающей работы в игре со стеклянными камушками "Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, м...