Проект "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Корохова Вероника Петровна

Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем свои игры, используя метод проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 «НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК МЕТОД

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

         

                   

                                                               

                                     Выполнил:

                                              Корохова В. П.

                                                                             Педагог-психолог  

                                                                             МАДОУ «Детский сад №6»

                                                                             г. Назарово

ПРОЕКТ

 «НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Актуальность:

Современное общество наложило свой отпечаток на протекание детства и формирование особенностей современного ребенка. Современный ребенок меняется качественно на психологическом, психофизиологическом, личностном уровне.

Результаты психологической диагностики познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников подтвердили наличие особенностей современных детей:

  • снижение когнитивного развития (дети хуже усваивают знания, с трудом понимают и перерабатывают словесные инструкции, страдает способность к логическому мышлению);
  • снизился общий уровень энергичности детей, изменились их нравственные и ценностные нормы (недостаточность внутреннего плана действий, воображения, любознательности; дети часто вялые, утомленные, реже отвечают готовностью проявлять активность, чаще выступают в роли потребителей готовых доступных развлечений);
  • страдает развитие мелкой моторики детей, что отражается на их графических и бытовых навыках, а также в целом на зрелости мозгового субстрата, отвечающего за произвольную регуляцию деятельности;
  •  недостаток социальной компетентности (дети зависимы от взрослого, ждут его распоряжений и указаний);
  • больше становится «проблемных» детей, что обусловлено физиологией (проблемный онтогенез) и психологией (тревожность, агрессия, замкнутость);
  • снижение игровых навыков.

Теперь обратимся к  требования ФГОС ДО, одно из них звучит так:

  • создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Зная о том, что игра - наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении.  А одним из условий развития игровой деятельности является самоорганизованная детская общность, в которой одни участники обучают и передают навыки другим, что, в свою очередь, возможно,  только при наличии детских микросообществ. Пришла к выводу, что оптимальным методом для соблюдения этих условий, в коррекционо-развивающей работе с дошкольниками, будет настольная игра. Так как настольная ига дает возможность фантазировать, проявлять инициативу и строить свою реальность, предоставляет  возможность активного общения, взаимодействия, а роли в такой игре задаются волей игрока.

В своей работе использую игровое пособие «Разноцветные квадраты». В зависимости от поставленной задачи (развитие познавательных процессов, коррекция эмоционально-личностной сферы) каждый цветовой сектор имеет определенные задания (например, синий – тренируем «внимание», желтый –« развиваем речь»).  Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем  свои игры, используя при этом метод проектной деятельности. В процессе изготовления  настольной игры реализуем творческие проекты, а когда разрабатываем ее правила – нормативные проекты. Тревожным и замкнутым детям это поможет быстрее и легче вступить в игровой процесс, ведь если ребенком выполнена даже крохотная часть поля, он ощущает свое присутствие в игре еще до того, как начался игровой процесс. Для агрессивных детей их вклад в общее игровое поле будет некоторым ограничителем агрессивных тенденций. Для детей с низким уровнем развития – это дополнительная мотивация для развития когнитивных процессов.

Метод настольной игры эффективно срабатывает и при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Процесс игры является сильнейшим мотиватором для активизации когнитивных процессов  ребенка.

Цели настольной игры:

  • развитие и коррекция эмоционально-личностного развития и коммуникативных навыков:
  • саморегуляция
  • самооценка
  • тревожность
  • страх
  • агрессия
  • развитие и коррекция психических процессов и познавательной активности:
  • внимание
  • память
  • мышление
  • восприятие
  • речь
  • воображение

Преимущества  нашей настольной игры:

  • манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих;
  • возможность фантазировать и строить свою реальность;
  •  роли задаются волей игрока;
  • возможность активного живого общения, взаимодействия, в рамках которого возможна передача игрового опыта;
  • каждый участник игры создает свою фишку сам, что способствует персонофикации игрока и обеспечивает высокую степень погружения в игровой процесс.

Структура создания настольной игры

  1. Через творческий проект по методике А.Н. и Н.Е. Веракса определяем тему и название.
  2. Распределяем обязанности по созданию игры.
  3. Создание  игрового поля (окрашивание основного поля, рисование и вырезание главных героев, ходов).
  4. С помощью нормативного проекта по методике А.Н. и Н.Е. Веракса разрабатываем правила игры.
  5. Каждый участник делает или рисует свою фишку, используя пластилин или бумагу.
  6. Сама игра.  

Специфика настольных игр для дошкольников
3-4 года

  • игровое поле, обладающее объемными характеристиками;
  • фишки заменяем обычными сюжетными игрушками;
  • стороны игрового кубика обозначаем разными цветами (игровая дорожка состоит из элементов разных цветов, соответствующих цветам сторон кубика);
  • мотивация игры кого-то спасти или оказать помощь;
  • тема и сюжет игры – окружающий быт, жизненное пространство, сказки и мультфильмы;
  • настольная игра включает разнообразные виды деятельности;

не обозначается соревновательный момент.

Специфика настольных игр для дошкольников
4-5 лет

  • игровое поле, обладает объемными и  плоскостными характеристиками;
  • фишки заменяем мелкими геометрическими фигурами, игрушками;
  • игровой кубик стандартный;
  •  дети с большим трудом принимают факт влияния ситуации, везения в игре;
  • тема и сюжет игры  - «путешествие» по космосу, земному шару, в глубинах океана и во времени;
  • обозначен соревновательный момент.

Специфика настольных игр для дошкольников
5-7 лет

  • игровое поле, обладает  плоскостными характеристиками;
  • фишки изготавливаются игроками из различного материала (бумага, пластилин);
  • игровой кубик стандартный;
  • тематика игры направлена на формирование коммуникативных навыков, моделей поведения, коррекцию познавательных процессов;
  • обозначен соревновательный момент (учим просить друг друга о помощи, благодарить, делать сюрпризы).

Таким образом,  можно сделать вывод, настольная игра является универсальным методом для реализации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, с помощью игрового поля состоящего из разноцветных квадратов мы можем охватить все виды детской деятельности, а через них развивать ребенка во всех образовательных областях.

Цель:

- развитие когнитивных процессов и коммуникативных навыков у детей, через внедрение настольных игр, как эффективного метода коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Задачи:

  • развивать и корригировать психические процессы, эмоционально-личностные особенности и коммуникативные навыки  дошкольников;
  • создать условия для самостоятельной деятельности дошкольников при создании настольных игр;
  • пропагандировать возможности настольной игры, как универсального метода развития детей среди родителей ДОУ;
  • представить опыт коррекционно-развивающей работы с дошкольниками  с использованием метода – настольная игра на муниципальном уровне;

 

Предполагаемый результат:

  • В результате целенаправленной и системной работы воспитатели и родители используют настольную  игру, как эффективный   метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

1 этап. Подготовительный

  1. Подбор и изучение литературы по заданной теме.
  2. Анализ результатов психолого-педагогической диагностики дошкольников.
  3.  Составить перспективный  план по  теме проекта  «Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками».

2 этап. Основной

Задачи

Мероприятия

Работа с детьми

- развитие  и коррекция психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи;

- развитие зрительно-моторной координации, графических навыков; - снятие тревожности, агрессии, страха; повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков (умение договариваться, сопереживать, поддерживать и просить помощи у участников игры);

- повышение уровня саморегуляции, самостоятельности и инициативности.

 

Проведение цикла занятий с использованием дидактического пособия «Разноцветные квадраты» и создание самостоятельных настольных игр «Морское путешествие», «Волшебный лес», «В гостях у сказки», «Путешествие в космос», «Приключения игрушек»

Работа с педагогами

Проведение мастер-класса  «Настольная игра как метод

коррекционно-развивающей работы с дошкольниками»

 Создание памятки «Как организовать настольную игру»

Работа с родителями

- укрепление детско-родительских отношений;

- пропаганда настольной игры, как   универсального метода для всестороннего развития ребенка.

Проведение встречи «Давайте поиграем» в детско-родительском клубе «Взрослые и дети».

Мастер-класс «Как сделать настольную игру в домашних условиях»

Создание буклета «Преимущества настольной игры»

Заключительный этап:

- Конкурс для воспитателей «Настольная игра нашей группы»;

- Коллаж «Любимая домашняя игра» (участники дети и родители)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми

Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми...

Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"

Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственно...

«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Игра как основной метод коррекционно-развивающей работы с детьми.

При любом нарушении логопедическая работа  направлена на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом ма...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познан...

Нетрадиционные методы коррекционно-развивающей работы в игре со стеклянными камушками "Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Вся  жизнь  ребенка - игра.  И  потому  процесс  обучения  ребенка  не  может  проходить  без  нее.  Тактильные  ощущения,  м...