Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"
материал по коррекционной педагогике на тему
Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orgproekt_korohova.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Оргпроект мастер-класса
«НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
(педагог-психолог Корохова Вероника Петровна)
Проведение мастер-класса организовано
на содержании работ: Н.В.Зеленцовой-
Пешковой «Игротерапия для
дошкольников» и работ психолога Г. Хорна
Дата, время, место проведения | 30.01.16 года МАОУ «СОШ № 9» г. Назарово в 11.00 |
Участники | педагоги дошкольных образовательных организаций |
Предназначение:
1. Актуализировать требования ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.
2. Представить опыт коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с использованием метода – настольная игра.
3. Попрактиковаться в организации и проведении настольной игры «Лепешка»
Содержание мастер-класса
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Одно из ведущих требований ФГОС дошкольного образования – это
создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Зная о том, что игра - наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении. А одним из условий развития игровой деятельности является самоорганизованная детская общность, в которой одни участники обучают и передают навыки другим, что, в свою очередь, возможно, только при наличии детских микросообществ. Пришла к выводу, что оптимальным методом для соблюдения этих условий, в коррекционо-развивающей работе с дошкольниками, будет настольная игра. Так как настольная ига дает возможность фантазировать и строить свою реальность, предоставляет возможность активного общения, взаимодействия, а роли в такой игре задаются волей игрока.
Цели настольной игры:
- развитие и коррекция эмоционально-личностного развития и коммуникативных навыков:
- саморегуляция
- самооценка
- тревожность
- страх
- агрессия
- развитие и коррекция психических процессов и познавательной активности:
- внимание
- память
- мышление
- восприятие
- речь
- воображение
Специфика настольных игр для дошкольников 3-4 лет
- игровое поле, обладающее объемными характеристиками;
- фишки заменяем обычными сюжетными игрушками;
- стороны игрового кубика обозначаем разными цветами (игровая дорожка состоит из элементов разных цветов, соответствующих цветам сторон кубика);
- мотивация игры кого-то спасти или оказать помощь;
- тема и сюжет игры – окружающий быт, жизненное пространство, сказки и мультфильмы;
- настольная игра включает разнообразные виды деятельности;
- не обозначается соревновательный момент.
Специфика настольных игр для дошкольников 4-5 лет
- игровое поле, обладает объемными и плоскостными характеристиками;
- фишки заменяем мелкими геометрическими фигурами, игрушками;
- игровой кубик стандартный;
- дети с большим трудом принимают факт влияния ситуации, везения в игре;
- тема и сюжет игры - «путешествие» по космосу, земному шару, в глубинах океана и во времени;
- обозначен соревновательный момент.
Специфика настольных игр для дошкольников 5-7 лет
- игровое поле, обладает плоскостными характеристиками;
- фишки изготавливаются игроками из различного материала (бумага, пластилин);
- игровой кубик стандартный;
- тематика игры направлена на формирование коммуникативных навыков, моделей поведения, коррекцию познавательных процессов;
- обозначен соревновательный момент (учим просить друг друга о помощи, благодарить, делать сюрпризы).
Психологическое сопровождение игрового процесса
- минимилизация конкуренции между детьми;
- поддержание интереса детей к игре;
- в конце занятия важно обсудить игру с детьми на доступном для них уровне (обратить внимание и зафиксировать в их памяти случаи проявления эффективных моделей поведения);
- введение игры с соревновательным эффектом.
II. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСЬ
Описание приема «настольная игра Лепешка»
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность педагога | Деятельность участников | Результат |
Предлагает определить с помощью жребия участников для настольной игры | Достают из мешочка бумажные «рулончики» | Определены участники настольной игры |
Предлагает участникам сыграть в настольную игру «Лепешка» | Располагаются за столом для игры | Расположились вокруг стола для участия в игре |
Предлагает слепить из пластилина фишки для игры | Лепят фишки-фигурки | Персонификация игрока, высокая степень погружения в игровой процесс |
Знакомит участников с целью и правилами игры | Знакомятся с целью и правилами игры | Знают цель и правила игры |
Предлагает по очереди бросать кубик и делать ходы по цветовой дорожке, передвигая свои фигурки в соответствии с количеством точек, выпавших на кубике | Передвигают фишки-фигурки по цветным дорожкам, выполняют правила и условия игры | В процессе игры участники учатся понимать и воспринимать самих себя и окружающих людей, осваивают умение управлять своим поведением, тренируют умение договариваться, находить компромисс. Отрабатывают опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьб о помощи. Учатся справляться со своим агрессивным состоянием социально приемлемыми способами |
III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ
- Мини-опрос участников мастер-класса:
1. Какие образовательные области дошкольники осваивают с помощью настольной игры?
2. Какие виды детской деятельности можно организовать через настольную игру? (ответы записываются на доску).
Участники делают вывод, что «настольная игра» - универсальный метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми
Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми...
Проект "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"
Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем свои игры, используя метод проектной деятельности....
«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)
У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Игра как основной метод коррекционно-развивающей работы с детьми.
При любом нарушении логопедическая работа направлена на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом ма...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познан...
Нетрадиционные методы коррекционно-развивающей работы в игре со стеклянными камушками "Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, м...