Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками
статья по развитию речи по теме

Вафина Алсу Сагидулловна

Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_1_vafina_a.s._dsno259.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №259» Советского района города Казани

ДОКЛАД

Татарские народные игры и их

использование в работе с дошкольниками

Автор: Вафина Алсу Сагидулловна,

воспитатель высшей квалификационной категории по обучению детей татарскому языку МАДОУ «Детский сад №259» Советского района города Казани

2013

Татарские народные игры и их использование

в работе с дошкольниками.

 Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний:

история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.

 Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия, позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.

 Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически.

 Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой – дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младшего поколения.

 Анализ формы и содержания народных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи её национальной и интернациональной сторон.

 Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции.

 Играя в народные игры, у детей,  формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.

 На основе народных игр мы знакомим с особенностями жизни своей республики, своего народа.

 История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

 Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них.

 До Великой Октябрьской социалистической революции татарские народные игры были мало изучены. Даже в  работах Е.А. Покровского нет почти никаких сведений о татарских играх.

Описание некоторых татарских игр можно встретить в работах К.Фукса,

П.Знаменского, А.Риттиха и других.

Большой вклад в собирание, описание и исследование татарских народных игр в Советское время внесли Н.Исанбет, Х.Гатина, Н.Семёнов, Я.Ханбиков.

 По содержанию татарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника.

 Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги, непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

 В татарских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

 Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгания, состязание в стойкости, игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с верёвочкой, с метательными орудиями, игры с мячом, палками, игры с костями или камушками, домашние игры, зимние игры-забавы.

 Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» ( Баба-яга), «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные) «Минлебай», « Курсэт эле, ускэнем»; подвижные игры «Унике таяклы» (Двеннадцать палочек) , «Эбэк», «Качышлы»(Догонялки) и другие.

 Игра «Молчанка» присутствует у всех почти народов, так и у татар, есть игра «Кап, та коп». Тому, кто не выдержит и засмеётся, назначают фант и предлагают исполнить танец или песню.

 Игра «Уголки» - « Дурт почмак». Водящий старается занять свободный уголок, пока играющие перебегают.

 Прежде, чем вводить в занятие сюжетную народную игру необходимо детям рассказать о жизни народа, показать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовать национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего.

 У татар, помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского означает «праздник плуга». Сабантуй – это массовое гуляние, и конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке , битьё горшков, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на лошадях, бег с коромыслом, бои на бревне – имеют ярко выраженный развлекательный характер.

Любимыми играми у татарского народа являются подвижные игры. Они широко доступны людям самого разного возраста.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

  Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, и в конечном итоге – сближению и взаимообогащению национальных культур.

  Включение в занятие преимущественно народных подвижных игр, физических упражнений и проведение занятий на их основе  показали прежде всего активизацию отношений детей к занятиям по физической культуре, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение интереса к занятиям по обучению татарскому языку, способствовали быстрому запоминанию татарских слов и обогащению пассивного и активного словаря.

Известная игра «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены»).

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков.

Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

-Покупай!

-Сколько дать тебе рублей?

-Три отдай.

(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу ( круг обегают 3 раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.

Правила игры:

  • бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
  • бегущие не имеют права задевать других игроков;
  • водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, то запятнанный должен бежать вправо.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть в народные игры активно и самостоятельно. Впечатления детства образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности, а также формируют гармонически развитую, активную личность.

                               

Использованная литература:

1. Артемов Л.В. Театрализованные игры детей.

2. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. -  Москва: Физкультура и спорт, 1985.

3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - Москва: Просвещение, 1989.

4.Новицкая М.Ю., Науменко Г.М.  Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. -  Москва: Просвещение, 1995.

                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татарские народные игры.

Татарские народные плясовые  игры для детей....

Картотека: "Татарские народные игры" (часть 1)

Сборник подвижных татарских народных игр....

Русские и татарские народные игры для дошкольников

Народные подвижные игры - это игры, которые передаются из поколения в поколение. Для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребенок знакомится с обычаями, особенностями характе...

Любимые игры детства (русские и татарские народные игры)

Народные подвижные игры (русские и татарские)...

Доклад. Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками

Доклад  "Татарские народные игры и их использование в работе с дощкольниками" раскрывает необходимость использованияпри работе с детьми подвижных игр народной тематики....