Взаимодействие с семьями воспитанников. Социальная адаптация детей с ООП. Из опыта работы тьютора.
консультация (старшая группа)
Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_o_zastenchivosti.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация детей. Поговорим о застенчивости
Застенчивость - это сочетание желания понравиться и боязни неудачи. Пьер Эдмон Бошен, французский писатель
Наблюдая за детьми старшего предшкольного и младшего школьного возраста, беседуя с воспитателями, педагогами и родителями, невольно приходиться обращать внимание на появление всё большего числа эмоционально неустойчивых, тревожных детей, застенчивых, гиперактивных и агрессивных учащихся. Возможно, это связано с нестабильностью современной жизни, с многочисленными социальными проблемами, издержками воспитания детей в семье, в детском саду, в школе, и целым рядом других факторов .
В настоящее время особенно остро стоит вопрос психологического (эмоционального) здоровья дошкольников и школьников с ООП. Окружающие (родители, педагоги) предъявляют повышенные требования к личности ребенка, которая отличается неустойчивостью эмоциональной сферы, высоким уровнем тревожности, напряженности, неумением правильно отреагировать на какую-либо ситуацию напряжения. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого- педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность, расширяющих диапазон воздействия взрослого на эмоциональное и социальное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно влияющих на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни.
Информация будет полезна для родителей и педагогов, желающих овладеть знаниями и навыками конструктивного общения с детьми.
Поговорим о детях с ООП, относящихся к категории застенчивых детей.
Застенчивость - понятие растяжимое, у нее очень много разновидностей. Точного определения застенчивости нет, потому что разные люди понимают под этим словом разные вещи . Застенчивость - это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Считается, что больше всего застенчивость распространена среди школьников, но это не значит, что ей подвержены только дети . Значительная часть взрослого населения также страдает ею и не может избавиться от стеснительности в течение всей своей жизни . По мнению исследователей, в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек, нежели у мальчиков, вследствие того, что желание быть заметным в школе и быть привлекательным для представителей противоположного пола более свойственно женщинам. Правда, это не означает, что женщины застенчивее мужчины. Это соотношение может меняться в зависимости от страны или культурного слоя общества .
Людям застенчивым, нерешительным и чаще всего мнительным, чрезвычайно тяжело адаптироваться, приспосабливаться к реалиям нашего бытия, к новым межличностным отношениям. Застенчивость может быть своеобразным недугом, калечащим человека не меньше, чем самая тяжелая болезнь .
Ее последствия могут быть удручающими:
- застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от этого; - она мешает человеку выражать свое мнение и отстаивать свои права; - застенчивость не дает другим людям положительно оценивать ваши личные достоинства; - застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться; -. очень часто она сопровождается негативными переживаниями, чувством одиночества, тревожности и депрессии.
Застенчивость делает людей несчастными, неуверенными в себе, мешает находить друзей и любимых, добиваться серьезных результатов в учебе, лишает возможности развиваться и радоваться жизни. Начинать работать с застенчивостью необходимо в дошкольном возрасте, с тем, чтобы предупредить проблемы в дальнейшем. Нужно помочь ребенку приобрести уверенность в себе, повысить его самооценку с тем, чтобы он уверенно шел по жизни. Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Ее можно назвать наиболее распространенной причиной осложнения общения.
Данная проблема исходит своими корнями из детства и чем раньше ее обнаружить и предсказать, тем последствия данной проблемы будут не такими удручающими. Исследовали личностных черт рассматривают застенчивость как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. Вместе с тем отмечается связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим .
Основные особенности поведения застенчивости
1. внешнее поведение ребенка, сигнализирующее другим «Я застенчив», внешние проявления : потливость, дрожь, учащение сердцебиения, стесненное дыхание, опущенные вниз глаза, тихий голос, скованность мышц и движений . 2. внутреннее ощущение смущения и неловкости, перед которым отступают все другие чувства; 3. боязнь каким-либо образом проявить себя, например ответы таких ребят на вопросы учителя едва можно расслышать или чаще этот ответ «не знаю», так как боятся сделать что- нибудь не правильно; 4. сидят в стороне и ждут, пока кто- нибудь не предложит им поиграть; как правило, они откланяются от инициативы первыми начать разговор, затеять какое- нибудь дело, высказать новую идею, задать вопрос или добровольно предложить свои услуги, неинициативны. 5. они послушны и редко являются возмутителями спокойствия, но в то же время они редко других получают поощрение, реже дают сдачи, не обращаются за помощью, если не могут сделать задание самостоятельно.
Причины возникновения застенчивости
1. застенчивость возникает в результате неправильного воспитания; 2. генетическая предрасположенность; 3. отношение к ребенку значимых для него людей;
Существует множество факторов, обуславливающих возникновение застенчивости, точно так же существует и много определенных ситуаций, вызывающих застенчивость как реакцию на данную конкретную ситуацию.
Давно доказано, что застенчивость никак не связана с умственными или интеллектуальными способностями ребенка. И вообще, застенчивыми не рождаются, а становятся.
Факторы, формирующие застенчивость у ребенка дошкольника:
1. Жесткий контроль со стороны семьи
Если в семье ребенок является объектом постоянного контроля – обычно из него вырастает забитый, беспомощный «тихоня». Если любое проявление его активности и любознательности одергивается фразами: «Не трогай», «Не ходи туда», «Не делай так», «Сиди смирно» - то, конечно, все зачатки самостоятельности в нем стремительно тают. К той же категории относятся и дети из семей, где родителям, по сути, нет никакого дела до своего чада, и единственное, чего от него требуют – это сидеть тихо и не доставлять беспокойства родителям. Подумайте сами: если требовать от ребенка идеального послушания - разве можно его потом упрекать в безынициативности, застенчивости и робости?
2. Наследственность
Если родители малообщительны, а в семье принято «бояться людей» и стремиться ограждать себя и малыша от всех мировых неприятностей – неудивительно, что ребенок вырастет таким же замкнутым. Кроме того, такие родители склонны обвинять весь мир в том, что он настроен недоброжелательно к их ребенку. Конечно, в итоге у малыша будет боязнь всех и вся. В этом случае родители должны пересилить себя и свой страх за «дитятко» - и позволить ему кататься на велосипеде, ходить на представления, общаться с детьми, приводить их в гости. Если будет совсем тяжело – валерьянка всегда придет на помощь!
3. Родители-активисты
Другая крайность родительского воспитания – это излишне активные и коммуникабельные родители, у которых в доме всегда много гостей и которые легко заводят новые знакомства. Конечно же, они просто не могут понять, как их ребенок может быть не таким, как они. И раскрепощают такие родители свое чадо весьма прямолинейно: записывают на курсы актерского мастерства, в балетную школу, заставляют на каждой встрече друзей (коих может быть до 5 в неделю) рассказывать стихи, петь и плясать. Конечно, для родителей-холериков все проще простого А вот для ребенка- меланхолика подвигом считается даже просто взглянуть незнакомому человеку в глаза .
В этом случае родителям стоит поумерить свои амбиции и признать право ребенка на индивидуальные черты характера . А вместо курсов актерского мастерства лучше записать его в кружок по кройке и шитью, вязанию, спортивную секцию и т.д . Если у Вашего ребенка возникает конфликт со сверстниками – старайтесь взять на себя не функции «вершителя судеб» вроде: «Сейчас папа пойдет и разберется», а все-таки ограничьтесь советами своему малышу, как разрешить ту или иную ситуацию. Кроме того, хороша будет Ваша функция посредника, когда Вы громко проговорите оппоненту то, что тихонько пробормотал Ваш малыш, не сопровождая это собственными комментариями .
4. Интеллигентная среда
Если Ваш ребенок – стандартная иллюстрация «ботаника-очкарика с книжкой под мышкой» , а воспитанием его занимается в основном бабушка - то неудивительно, что он застенчив. Наверняка, дома ему прививают утонченную культуру, привычку носить все «натуральное и качественное немаркого цвета», а не синтетические «попугайские наряды» . А в детском саду или школе, при столкновении с настоящей жизнью, ребенка начинают обуревать противоречивые чувства: ведь дети вокруг носят синтетические «попугайские наряды», жуют «смертельно вредную» жвачку, играют в компьютерные игры, «разрушающие мозг» - и Вашему ребенку начинает хотеться того же самого! Его внутренние установки вступают в конфликт с желаниями – что безумно сложно для маленького ребенка и провоцирует у него настороженное отношение ко всему вокруг! Чтобы сделать Вашего малыша счастливым, Вам необходимо изменить некоторым своим установкам.
5. Пережитый стресс
Бывает и так, что застенчивость ребенка является естественной реакцией на пережитый в жизни стресс: переезд и переход в другой детский сад или школу, где малыша начали публично унижать, неудачи во взаимоотношениях со сверстниками, развод родителей или травля в школе. Помочь такому ребенку можно только разговорами и постепенным выведением из него последствий стресса . Возможно, что появится необходимость обратиться к психологу.
Ситуации, вызывающие застенчивость:
1. пребывание в центре внимания большой группы людей, например, выступление с речью; 2. более низкий статус по отношению к окружающим; 3. ситуации, требующие от человека уверенности в себе;
4. новая обстановка; 5. ситуация, в которой вас оценивают; 6. уязвимость (потребность в чужой помощи); 7. общение наедине с представителем противоположного пола;
Пути решения проблемы застенчивости
1. Помочь ребенку расширить круг своих знакомств: чаще приглашать к нему друзей, вместе с ребенком ходить в гости к знакомым людям, расширять маршрут прогулок, учить ребенка спокойно относиться к новым местам .
2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью, оберегать ребенком от возможных опасностей, не стремиться самим делать все за ребенка, предупреждать любые затруднения . Дать ребенку определенную меру свободы и возможности открытых действий .
3. Постоянно подкреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах и возможностях. Помочь ребенку найти в себе-то хорошее, за что они могли бы себя уважать. Хвалите ребенка и научите его принимать похвалу от других.
4. Начать привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с обществом, создать ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими взрослыми» .
5. Не нужно доверять чужому мнению о ребенке, потому что чужая оценка сделана в другом месте, в другое время и при неизвестных обстоятельствах. Прежде чем судить о поведении ребенка, нужно разобраться в вызванных его условиях, причинах. Выслушайте мнение самого ребенка, попутайтесь понять и принять его точку зрения .
6. Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить .
7. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие .
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и психолога, и педагогов, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно . Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения вызывает еще большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.
При воспитании ребенка следует придерживаться следующих рекомендаций :
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Тем более – акцентировать внимание на его неудачах . При работе с застенчивыми детьми нужно подмечать любые малейшие его достижения. Это будет воодушевлять ребенка и повышать его самооценку. Родители ошибочно считают, что, сравнивая и подначивая ребенка, смогут сыграть на его эго и заставить расти во многих вопросах. Да, они отчасти всколыхнуть эмоции малыша, но задетое самолюбие будет мешать ему выполнить задачу. Он потерпит неудачу, и это спровоцирует занижение самооценки .
- Не нужно требовать от ребенка быстрого выполнения тех или иных задач. У всех различный склад ума и реакция. Один быстро схватывает и также быстро забывает, другой вдумчиво разбирается в проблеме и закрепляет навыки на всю жизнь. И большой вопрос, какая из схем наиболее удачная. Давайте ребенку возможность ознакомиться с ситуацией в своем ритме. Застенчивый ребенок дольше привыкает к людям, ситуациям, обстановке . Не заостряйте внимание на этих его особенностях. Не нужно десять раз повторять вопрос. Задайте его один раз и дайте возможность подумать .
- Не нужно заставлять застенчивого ребенка примерять на себя не свойственные ему образы. Например, быть смелым и решительным, когда ему это совершенно не свойственно. Пусть ребенок чувствует защиту ровно до того момента, пока у него не возникнет желания самостоятельно делать решительные шаги. Толкая ребенка к самостоятельности, которую он не может подкрепить собственным темпераментом, вы таким образом оставляете его одного в чуждом для него мире. Не бойтесь любить своего малыша. Излишняя опека и лишение его возможности принимать самостоятельные решения, конечно, недопустимы, но не нужно на маленькие плечи взваливать весь груз ответственности за собственное существование . Вы были даны своему ребенку, чтобы помогать ему в его первых шагах.
- Не унижайте ребенка и не кричите на него. Тем более в присутствии других детей. Потерять авторитет среди сверстников – тяжелая ноша для ребенка .
- Пересмотрите свои требования к ребенку. А не завышены ли они? Развить комплекс неполноценности можно быстро, гораздо сложнее – потом бороться с ним. По мере возможностей создавайте для застенчивого ребенка ситуации, в которых бы он смог себя проявить, завоевать уважение сверстников. Почаще устраивайте совместные мероприятия с друзьями малыша, вывозите детей на природу, играйте с ними в игры .
- Не забывайте хвалить ребенка за хорошие поступки, труд, и т.д. Дети всегда ждут оценки взрослых, т. к. им тяжело оценить результаты своего труда . Негативные оценки могут поставить крест даже на талантливом ребенке. Если малыш нарисовал картину, обязательно похвалите его. Если у вас есть замечания, формулируйте их в рекомендательном ключе, используйте формулировки «а вот еще приукрасить можно так-то», «а вот эту фигуру можно выделить вот так» и т.д. и т.п .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной области «Физическая культура» ОПЫТ РАБОТЫ
Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением....
Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"
Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....
Перспективное планирование работы по взаимодействию с семьями воспитанников в группе детей среднего возраста на 2017-2018 учебный год.
Педагогическое просвещение родителей в соответствии с ФГОС ДОУ, привлечением семьи, на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.Заинтересованность родителей в процессе воспитания и об...
Работа с семьей по социальной адаптации детей с нарушением зрения
Материал для родителей и педагогов...
Работа с семьей по социальной адаптации детей с нарушениями зрения
Материал для педагогов и родителей...
Консультация :Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с .
Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ....
Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."
Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."...