План самообразования "Инновационные формы взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
статья (младшая группа)
Инновационные формы взаимодействие с семьями воспитанников по системе Н.М. Метеновой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pso.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 8 с. Новое общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития воспитанников»
План самообразования
воспитателя Цикулаевой Светланы Юрьевны
Новое, 2019
- Ф.И.О. Цикулаева Светлана Юрьевна
- Должность: воспитатель
- Квалификационная категория: нет
- Тема самообразования: «Инновационные формы взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
- Работа над темой начата – 01.09.2019 г.
- Предполагается закончить работу над темой: 28.05.2022 г.
- Цель: реализация инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
- Задачи:
- Проанализировать организацию сотрудничества с семьями в период адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
- Разработать и апробировать в соответствии с ФГОС ДО систему инновационных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями в период адаптации детей младшего возраста, дать оценку её эффективности.
- Предполагаемый результат: обогащение педагогического опыта, составление и использование на практике картотеки «Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников».
- Форма самообразования: индивидуальная.
- Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
- посещение мероприятий, проводимых ВИРО;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- разработка модели взаимодействия с семьями воспитанников с использованием инновационных форм;
- апробация разработанной модели на практике;
- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение и презентация опыта работы.
- Форма отчёта о проделанной работе: обобщение опыта на педсовете.
Работа осуществлялась в соответствии с представленными ниже этапами.
1) Сбор данных о семьях:
- изучение особенностей воспитания и микроклимата в семье;
- выявление потребностей и ожиданий, семейных традиций и интересов;
- выявление положительного опыта семейного воспитания, воспитательных возможностей родителей;
- выявление степени готовности семьи к участию в жизни группы и детского сада;
- выявление «проблемного поля» и причин низкого воспитательного потенциала семьи;
- выявление семей «группы риска»;
2) Обработка и проблемный анализ полученной информации:
- конкретизировать контингент семей, нуждающихся в педагогической поддержке, и семей готовых поделиться опытом семейного воспитания;
- определить круг проблем по вопросам адаптации и очередность их решения.
3) Разработка системы сотрудничества с семьями воспитанников, планирование разнообразных форм взаимодействия с родителями на основе полученных данных, с учетом современных направлений.
4) Реализация системы сотрудничества с родителями, организация и проведение разнообразных форм взаимодействия, способствующих включению семей в образовательное пространство ДОУ.
5) Выявление эффективности системы сотрудничества.
Формы работы с родителями:
1. Информационно-аналитические (анкетирование, опрос)
2. Наглядно-информационные (памятки, информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости», индивидуальное посещение групп, папки – передвижки)
3. Познавательные (нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии, семейные клубы, дискуссии, круглые столы, интерактивные игры)
4. Досуговые (праздники, совместные досуги, тематические акции, участие родителей в конкурсах, выставках).
Раздел плана | Сроки | Содержание работы |
Подготовительный | Сентябрь 2019 – май 2020 | Изучение авторских пособий Н.М. Метеновой: «Доброе утро, малыши!», «Родительские собрания» часть 1,2, «Родителям о детях», «Взрослым о детях», «Уроки вежливости», «Ужасы раннего возраста», «Педсовет «Нравственное воспитание». Изучение видеоматериалов на сайте и канале "Территория счастливого детства Н.М. Метеновой": - "Как воспитать счастливого, здорового и уверенного в себе ребёнка." - "Родителям об адаптации детей к детскому саду." - "Амбиции родителей." - "Родителям о правилах ДОУ и правах педагога." - "Как воспитывать без крика?" и т.д. Анализ изученных материалов и пособий с целью выбора оптимальных и интересных техник применимо к социльному и эмоциональному статусу родителей и детей ДОУ. Планирование и апробация мероприятий с применением данных техник на 2020 - 2021 учебный год. Внесение изменений в предметно-развивающую среду ДОУ с использованием материалов книги Н.М. Метеновой «Взрослым о детях».
|
Практический | сентябрь 2020 октябрь 2020 ноябрь 2020 декабрь 2020 январь 2021 февраль 2021 март 2021 апрель 2021 май 2021 | Анкетирование родителей с целью определения промежуточных результатов адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Родительское собрание "Снова в детский сад" с применением материалов Н.М. Метеновой.
Создание информационных уголков по рекомендациям Н.М. Метеновой (« Уголок матери», «Уголок отцов». Проведение мастер-класса для педагогов по методике Н.М. Метеновой «Как провести родительское собрание» Консультации «Школа для заботливых родителей» по книгам Н.М. Метеновой . Просмотр и обсуждение видео роликов Н.М. Метеновой «Я кричу на ребенка. Как воспитывать без крика»; "Конфликт в семье (трогательный момент)"; "Если ребенок не хочет убирать игрушки. Что делать?" и т.д. Выставка совместных работ "СДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ": «Золотые руки мамочки». Просветительская работа (распространение буклетов) по теме «Секреты воспитания вежливого человека». Организация совместного мероприятия с участие родителей и детей "Чистая территория детского сада" Анализ практической деятельности и подведение итогов. |
Заключительный | сентябрь 2021 – май 2022 | - Обобщение опыта работы с семьями воспитанников и выступление на педсовете; - Составление картотеки «Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников». |
Ожидаемые результаты:
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
- Разработка и апробирование новой технологии инновационной работы с родителями по авторским книгам Н.М. Метеновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к плану самообразования
Картотека
«Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников»
Название формы | Описание содержания |
«Острое блюдо» | - Перечницы, внутри которых свёрнутые трубочкой «острые вопросы» (не более трёх), участники под музыку передают по кругу. Как только музыка обрывается, тот, у кого в данный момент находится перечница, открывает её и зачитывают вопрос. Родители дополняют и высказывают свою точку зрения. - Ведущий бросает воздушные шары (внутри каждого – по одному вопросу) в зал и предлагает участникам проколоть шары и зачитать вопросы |
«Передай карточку по кругу» | На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки и выражают согласие или несогласие с их точкой зрения. |
Из глубин старины «Советы от Ивана да Марьи» | В народных костюмах они сидят у окна и делятся воспоминаниями о методах семейного воспитания в прошлом, рассказывают о приметах и поверьях, связанных с темой собрания, показывают игры, читают потешки и пословицы, поют колыбельные песни. |
«А знаете ли вы, что…» | Ведущий зачитывает краткие сведения из области науки, законы, заповеди на заданную тему. Названная информация высвечивается на экране. |
Работа с памятками | Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить те пункты и советы, которые используется ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают своё мнение по данному вопросу. |
Инсценирование | Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, как положительного, так и отрицательного характера |
«Ваши дети – наше мнение» | Каждому родителю важно мнение других о его ребёнке. Задача педагога – выдержать доброжелательный тон беседы. |
Конкурс на лучшее название рисунка «Что бы это значило?» | Родителям предлагается подписать рисунок. Ведущая зачитывает ответы. Самому остроумному вручается приз. |
ОКНО – очень короткие новости | В этой рубрике даются новости из области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей в нашей стране и за рубежом. На макете окна – новости, напечатанные крупно на листе бумаги. |
Экзамен для родителей | Из портфеля желающие достают вопросы по теме собрания и отвечают на них. Ответы оценивают эксперты. |
«Крик души» | На экране телевизора – название рубрики. За макетом герой (педагог, родитель, специалист) рассказывает о своей проблеме и просит совета. |
Слово - эстафета | Игрушка передаётся по кругу, взяв её в руки, родители продолжают начатое ведущим предложение (Мой ребёнок будет трудолюбив, если я…») |
Список литературы
1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. — Ярославль: Академия, 2001 - 256 с.
2. Вахнина Н., Степанова А. Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад.// Дошкольное воспитание. – 2007. - №5.
3. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.
4. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
5. Метенова Н.М.:
- Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 32 с.
- Родителям о детям. Методические рекомендации. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2010. - 64 с.
- Педсовет: "Нравственное воспитание". Методическое пособие. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 64 с.
- День открытий. - Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 32 с.
- Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 64 с.
- Родительские собрания. Часть 2. Методика проведения. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2013. - 64 с.
- Уроки вежливости. Методическое пособие. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 64 с.
6. Шитова Е.В.'' Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет ''.Волгоград :Учитель,2009.-169с.
7. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях. Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1431682862&archive=&start_from=&ucat=&.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.
Статья предназначена для педагогов ДОУ и родителей...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период....
Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие...
Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей младшего дошкольного возраста
Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с ...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптацион...
Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...
Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к детскому саду
В роли процесса адаптации (приобщения) человека к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам выступает социализация, ограничивающаяся периодом взросления. Ребенок вступает в младший дошк...