Развитие фонематических процессов у детей младшего и среднего дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя группа)

Борисова Ксения Владимировна

Раннее детство (от 0 до 4 лет) является значимым и ответственным периодом в развитии речи ребёнка, так как к трём годам у ребёнка при нормальном речевом развитии формируется ядро языка – определённый устойчивый запас слов, начатки формирования фразовой речи, грамматического строя речи.

 Известно, что младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития речевой системы и формирования всех её основных подсистем (двигательной, фонационной, темпо – ритмической и т.д.). С этого же возраста интенсивно развиваются фонематические процессы (фонематический слух, слуховое внимание и фонематическое восприятие), которые являются основой дальнейшего формирования правильного звукопроизношения.

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать звуки, анализировать на слух фонемы (звуки) из которых состоит наша речь - называется фонематическим слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskih_protsessov_u_detey_3-5_let.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематических процессов у детей младшего и среднего  дошкольного возраста

Раннее детство (от 0 до 4 лет) является значимым и ответственным периодом в развитии речи ребёнка, так как к трём годам у ребёнка при нормальном речевом развитии формируется ядро языка – определённый устойчивый запас слов, начатки формирования фразовой речи, грамматического строя речи.

 Известно, что младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития речевой системы и формирования всех её основных подсистем (двигательной, фонационной, темпо – ритмической и т.д.). С этого же возраста интенсивно развиваются фонематические процессы (фонематический слух, слуховое внимание и фонематическое восприятие), которые являются основой дальнейшего формирования правильного звукопроизношения.

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать звуки, анализировать на слух фонемы (звуки) из которых состоит наша речь - называется фонематическим слухом.

Развитие фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста начинается с не речевых звуков,  как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.

Представленные далее комплексы игровых упражнений родители без труда могут организовать с детьми  самостоятельно дома, на прогулке и даже по дороге в детский сад.

Игры на развитие фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста

Игры

Задачи

“Что звучало?”

Игра направлена развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.

“Шуршит,

трещит”

Различать  неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.

“Где колокольчик (барабан, погремушка)?”

Определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.

“Где позвонили?”

Определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.

“Дождь льет и капает”

Различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).

“Прискакал или пришел?”

Развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.

“Веселые куклы”

 

Соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки.

После того как завершается этап различения и определения неречевых звуков и звуков природы дети к концу младшего возраста и началу старшего переходят на более сложную систему различения речевых звуков.

Игры на развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста

Игры

Задачи

Незнайкины ошибки

Различаем на слух слова, произнесённые неправильно.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки. 
Ко
са прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Ко
чка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

“Подскажи словечко

Взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить последнее слово.

 Зайку бросила хозяйка – под дождём остался …(зайка).

Уронили мишку на пол – оторвали мишке…(лапку).

На просёлки, на лужок тихо падает…(снежок).

На снегу-то посмотри – с красной грудкой…(снегири).

Будь внимательным 

Учимся слышать звук в слове. Взрослый в медленном темпе называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком (например: “с”).

Кто больше назовет слов на звук…

Взрослый предлагает придумать слова на какой-либо звук, за правильно придуманное слово ребёнок получает фишку.

Зоркий глаз

Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

Слова

Взрослый придумывает слово. Ребенку необходимо придумать слово, окончившееся на последнюю букву услышанного слова и т. д.

Материал подготовил учитель - логопед: Анна Александровна Баженова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...