Развитие фонематических процессов у детей младшего и среднего дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя группа)
Раннее детство (от 0 до 4 лет) является значимым и ответственным периодом в развитии речи ребёнка, так как к трём годам у ребёнка при нормальном речевом развитии формируется ядро языка – определённый устойчивый запас слов, начатки формирования фразовой речи, грамматического строя речи.
Известно, что младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития речевой системы и формирования всех её основных подсистем (двигательной, фонационной, темпо – ритмической и т.д.). С этого же возраста интенсивно развиваются фонематические процессы (фонематический слух, слуховое внимание и фонематическое восприятие), которые являются основой дальнейшего формирования правильного звукопроизношения.
Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать звуки, анализировать на слух фонемы (звуки) из которых состоит наша речь - называется фонематическим слухом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskih_protsessov_u_detey_3-5_let.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических процессов у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Раннее детство (от 0 до 4 лет) является значимым и ответственным периодом в развитии речи ребёнка, так как к трём годам у ребёнка при нормальном речевом развитии формируется ядро языка – определённый устойчивый запас слов, начатки формирования фразовой речи, грамматического строя речи.
Известно, что младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития речевой системы и формирования всех её основных подсистем (двигательной, фонационной, темпо – ритмической и т.д.). С этого же возраста интенсивно развиваются фонематические процессы (фонематический слух, слуховое внимание и фонематическое восприятие), которые являются основой дальнейшего формирования правильного звукопроизношения.
Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать звуки, анализировать на слух фонемы (звуки) из которых состоит наша речь - называется фонематическим слухом.
Развитие фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста начинается с не речевых звуков, как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.
Представленные далее комплексы игровых упражнений родители без труда могут организовать с детьми самостоятельно дома, на прогулке и даже по дороге в детский сад.
Игры на развитие фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста
Игры | Задачи |
“Что звучало?” | Игра направлена развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”. |
“Шуршит, трещит” | Различать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”. |
“Где колокольчик (барабан, погремушка)?” | Определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки. |
“Где позвонили?” | Определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”. |
“Дождь льет и капает” | Различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний). |
“Прискакал или пришел?” | Развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику. |
“Веселые куклы”
| Соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки. |
После того как завершается этап различения и определения неречевых звуков и звуков природы дети к концу младшего возраста и началу старшего переходят на более сложную систему различения речевых звуков.
Игры на развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста
Игры | Задачи |
Незнайкины ошибки | Различаем на слух слова, произнесённые неправильно. |
“Подскажи словечко | Взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить последнее слово. Зайку бросила хозяйка – под дождём остался …(зайка). Уронили мишку на пол – оторвали мишке…(лапку). На просёлки, на лужок тихо падает…(снежок). На снегу-то посмотри – с красной грудкой…(снегири). |
Будь внимательным | Учимся слышать звук в слове. Взрослый в медленном темпе называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком (например: “с”). |
Кто больше назовет слов на звук… | Взрослый предлагает придумать слова на какой-либо звук, за правильно придуманное слово ребёнок получает фишку. |
Зоркий глаз | Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в которых есть заданный звук, и определить его место в слове. |
Слова | Взрослый придумывает слово. Ребенку необходимо придумать слово, окончившееся на последнюю букву услышанного слова и т. д. |
Материал подготовил учитель - логопед: Анна Александровна Баженова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...
План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...
План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...
Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".
Данные авторские разработки помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...
Консультация для воспитателей логопедической группы «Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровень речевого развития»
Данная консультация может быть использованна в работе учителя- логопеда с детьми с ТНР 5 - 7 лет....