В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
консультация (подготовительная группа) на тему

Изофатенко Лариса Ивановна

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонематических процессов будущего первоклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_roditelyam.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Обучение грамоте – сложный процесс, требующий от первоклассника развитого фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза. Одной из главных задач в коррекции речевой патологии является формирование и развитие фонематических процессов. В решении данной задачи логопеды, воспитатели и родители не всегда могут воспользоваться языковым материалом, предлагаемым современной логопедической литературой. Чтобы не провоцировать ребёнка на закрепление неправильно произносимых им звуков речи и не «отпугивать» его от «невыговариваемых» слов, необходимо исключать практически все слова, имеющие в своём составе свистящие, шипящие или сонорные звуки.  В данных рекомендациях выполнен подбор материала для формирования и развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза из звуков раннего онтогенеза в виде различных фонематических упражнений.

Рекомендации составлены в соответствии с существующими программами Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Программа обучения и воспитания детей с ФФН». В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

В настоящее время большое количество детей поступает в школу с недоразвитием данных психических функций. Родитель, пользуясь данными рекомендациями, может проверить ребёнка на предмет сформированности фонематического восприятия и помочь ему его развить.

Внимание! Все упражнения выполняются ребёнком только на слух, он не должен видеть текста заданий.

Задание 1

- Был один звук (А), потом их стало два (АУ).

Повтори: АУ! Какой звук появился? (У)

  1. а  ау  ауо  ауоэ  ауоэы
  2. у  уа  уао  уаои  уаоиэ
  3. о  оэ  оэу  оэуы  оэуыа
  4. э  эо  эоу  эоуи   эоуиа

Задание 2

Повтори цепочку звуков, одновременно выбрасывая пальчики из кулачка (на каждый звук).

- Сколько звуков в цепочке?

а  эо  ауиэ  уаэы

ау  иаэ  уиа  оа

ауо  уи  ыао  ыиэ

уи  ИА  эоу  ао

Задание 3

- Повтори цепочку звуков (пальчики не помогают!)

Иау  ииа  ауи

Уиа  уиа  ууа

Аиу  иау  аоу

Оаи  ааи  оиу

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук (Ы)

ы а у и ы о и ы э о ы ы у о а и ы э ы

Задание 4

- Повтори цепочку звуков. Назови звуки по порядку. Какой первый звук? Второй? Третий.. и т.д.

Ауэо  уаои  иаэы

Уыиэ  уиыа  аиоэ

Ыаио  оуиы  иэау

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук (О).

О а у э о ы и о о а о ы э а о у ы и э о о у

Задание 5

- Послушай, какой звук в слове тянется дольше других. Например: У….литка – звук (У).

О…бувь   у…литка   И…да

Э…дик    о…кна      А…ня

И…мя    э….хо   о…кунь

 - Хлопни в ладоши, если услышишь звук (У).

У о ы э у и э у у а о у э у и ы у а а у ы у

Примечание: ряд точек обозначает протяженность звуков.

Задание 6

- Потяни звук (Э) в слове так, чтобы он слышался дольше других. Например: Эдик – Э…дик.

Э…хо    э…ти    э…тика

Э…та    Э…мма   э….тюд

Э…тот   Э…ва    э…тикетка

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук (Э)

Э  о у э ы и о э э а э ы и а э и о у э ы э

Задание 7

- Угадай, какой первый звук в слове.

Например: в слове у…тка первый звук (У).

О…муль   А…ня     э…хо    о…кунь

О…льга    И…нна    и...ва   И…нга

У….тка    у…хо     у….ля    и…ней

Примечание. В данных словах первый звук ударный.

Задание 8

- Потяни первый звук в слове дольше других и назови его: У….тюг.

У…тюг      у…дав    а…птека

А…нтон     И…ван    у…литка

У…добный   а…така   а…нтенна

А…втомат    у…дод    а…льбом

Примечание. В данных словах первый звук безударный, что осложняет задание.

Задание 9

 - Назови пять слов, в которых первый звук (У).

- Назови пять слов, в которых первый звук (А).

- Назови пять слов, в которых первый звук (О).

- Назови пять слов, в которых первый звук (Э).

- Назови пять слов, в которых первый звук (И).

Слов на звук (Ы) не бывает!

Задание 10

- Какой гласный звук спрятался в середине слова? А или У?

Ма…к   бу…к    ду…х   ку…ль

Ту…к   та…к    га….м   ма…х

Пу…х   ду…б   пу….д    да…м

Ба….к    да…ль   та…м   ду…й

Задание 11

- Какой гласный звук спрятался в середине слова? А или О?

Ко…м    ма…к   ба…к   ко…т   га….м    до…г

До…м    бо…к   то…к   та…к   ко…к    ка…к

О или У?

Ко…т   ду…б    ко…м    бо…м   ду…х

Бу…м   пу…х   бу…к    бу…х   до…м

Задание 12

- Какой гласный звук спрятался в середине слова? Ы или И?

Бы..к    пи…к   ки…т    ти…к   вы…пь

Ды…м   ты…к   ты…н    пы…х    ви…д

- Повтори пары слогов.

Мы-ми  бы-би   вы-ви  ты-ти

Ми-мы  би-бы   ви-вы   ти-ты

Задание 13

- Какой гласный звук спрятался в середине слова? Ы или Э?

Ды…м   бы…к   ме(Э)х*   де(Э)нь*

Ве(Э)к*   ты…к    пе(Э)нь*   пы…х

Примечание: * - в данном слове пишется Е, а слышится звук Э.

Задание 14

- Потяни слово! Назови по порядку гласные звуки в слове. Например: гу…бы… - (у,ы).

Му…ка…       ва…ли…к        па…вли…ны…

Ко…ни…       ди…ва…н        ба…на…ны…

Ва…нна…      па…льто….      ка…ба…ны…

Ти…на…        та…пки….       Ни…ки…та…

Ки…ты…       но…тка….       бу…ма…га…

Но…ги…       ни….тки….      ка…пи…та…ны…

Задание 15

- Потяни последний гласный звук в слове и назови его. Например: окно…- последний звук (О).

Два…    дома…     кафе (Э)    айва….

Агу…    бобы…    кубы….    комки….

Дно…   быки…    мука….    пальто….

Уха…   дубы…    купе(Э)..   домино…

Вино…  коты…   меха….    манто…

Кума..    нога…   киты…     кино….

Задание 16

- Потяни последний гласный звук в слове и назови его. Например: кабина… - последний звук (А).

Тыква…     нитки…       ответы….     кубики….

Монеты…   банка…      деньги…..     ягоды….

Мухи….     походы….   гномы….     вата….

Медали….   панда…      бумага….    кепи…

Комета…     магниты… гонки…       губы….

Примечание. В данных словах последний звук безударный, что осложняет задание.

Задание 17

- Скажи, где спрятался звук (А), в начале слова или в конце?

А….лик     а…птки    а…гент

Губа….      Вика…    дубина…

Мука…     нива…     а…нкеты

А….нтон    Дима…  будка…

Буква…     а…нтенны  книга…

Задание 18

- Какой звук (у) в слове: первый или последний?

У…ля      какаду…     у…тята

Иду….   У…тки     обниму….

У…хо    обведу…    у…литка

Веду…   у…ха       добегу…

У….хабы    найду….    У….доды

Задание 19

- Где спрятался звук (О), в начале слова, в середине или конце?

О…кна      камо….ды     О…ля

Пальто…    купо…ны     удо….ды

Манто….    о…кунь       пито…ны

Гно…мы     темно….      давно….

О…бувь     о….куни       бато…ны

Задание 20

- Где спрятался звук (И): в начале слова, в середине или в конце?

И…ва     дубки….    мотки….   коти…к

И…ндюк    ки…т    Ни….ва     И…нна

Ни…ть     би…та     пи…во     утки….

Ди…на     ти…на     тапки….    ди…ван

Мухи…    Ти…ма    катки…    И…ванн

Примечание. Началом и концом слова считается первый и последний звук. Всё, что между ними – середина слова.

Задание 21

- Назови последний звук в слове. Этот звук твёрдый или мягкий? Например: до-м – последний звук (М), он согласный, твёрдый звук.

* - в этом слове последний звук произносится мягко.

Ко-нь*    ки-т     де-нь*   вы-пь*

Бу-к       мА-к     ко-м      бу-м

Ду-(п)   пе-нь*   ды-м    бо-к

Ню-х    ко-т     те-нь*    ду-х

Примечание. Не надо путать название букв со звуками: буква эм, а звук (М). Звук произносится кратко, так же, как в конце слов.

Задание 22

- Назови последний звук в слове. Например: в слове дымо-к последний звук (К). он звонкий или глухой?

Бан-т     доми-к    фанта-н

Банти-к   дива-н   напито-к

Бана-н    вени-к    магнии-т

Комо-к   куби-к    океа-н

Компо-т   тан-к      мона-х

Задание 23

- доскажи звук в слове. Скажи, какой звук потерялся. Например: дива--..(Н) – потерялся звук (Н).

Куби.    Дива.    Коти.   Хобо.

Пету.    Океа.    Каба.   Гноми.

Вени.   Гудо.     Кабине.  Бана.

Капита.  Пито.  Табу.     Бегемо.

Индю.   Фонта.  Магни. Комо.

Задание 24

- Назови первый звук в слове. Произнеси его кратко! Звук звонкий или глухой? Например: в слове хлеб первый звук (Х), он глухой, согласный звук.

Кнут     плита    глина     плеть

Хлеб   хлюп     клён    гнев

Блик   клип     клёв     хмель

Клюв   плюх    кляп    фляга

Гном    клин    блин    Клим

Примечание. Произносить слова нужно с особым усилием на первом звуке, как бы нажимая на него.

Задание 25

- Назови первый звук в слове. Произноси его кратко, как в конце слова. Например: в слове ком первый звук (К).

Дым    пух    баня     мама   тапки    кофта

Кит*    мох    тина* ноги    пальто   нотка

Век*    дом    папа    вода    кепка*    нитки*

Примечание Слова нужно произносить с особым усилием на первом звуке, как бы нажимая на него.

* - в этом слове звук произносится мягко.

Задание 26

- назови первый звук в слове. Помни, что согласный звук произносится кратко, как на конце слов. Расскажи, что ты знаешь об этом звуке: твёрдый – мягкий? Звонкий – глухой? Например: дима – первый звук (дь) – согласный, мягкий, звонкий.

Капот    пенка*   будка  Тима*  нитка*

Муха    ветка*    перух*   Петя*   деньки*

Метка*  тапки   Дима*   кони      дудка

Танк   коньки    Ваня    дети*    пять*

Примечание:*  - в этом слове первый звук произносится мягко.

Задание 27

 - Назови последний звук в слове. Например: в слове мама… последний звук (А) (повторение)

Вода…      майка…   веники…

Плита…    нитки…   фонтаны…

Пальто…    клёны…   бегемоты….

Индюки…  глина…   петухи….

Коты…     деньги….   канава…

Деньки… плиты…     этикетка…

Конфета…   тапки…   обои….

Задание 28

- отгадай задуманное слово. Называю все звуки по порядку:

(д), (о), (м). Ответ: дом.

(к),(о),(м)    (к),(н),(у),(т)

(кь),(и),(т)      (к),(л),(о),(н)

(вь),(э),(к)      (г),(л),(и).(н),(а)

(д),(ы),(м)       (г),(у),(д),(о),(к)

Задание 29

- Назови все звуки в слове по порядку.

Ответ: Дом – (д), (о), (м)

Дом  так   мука  танк  вафли

Кот  тук   кони   бант  туфли

Бык дым  Вика  клин  банка

Ком  там   Дима  кнут  танки

Бак  гам   Тома   блик   плиты

Мох  мак   губы  гном   глина

Задание 30

Какой звук потерялся? .убы – губы, звук(г)

.убы   .итон   .агнит   .ыква

.они    .отик   .номик   .афли

.тюги  .оги     .убик    .ит

.уфли   .офта   .итки    .анки

.апки   .альто   .анан    .анка

Задание 31

- Какими звуками отличаются слова?

Дом-дым    так-мак     баня –Паня

Дом-том    бак-бук      пыль-быль

Ком-кот    бык-бок     Витя-Вика

Кот-кит    пень-день  бутон-батон

Тук-так    ноль-моль   тапки-тяпки

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Доклад на тему "Использование элементов фольклора в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста "

Фольклор это народное творчество,художественная коллективная деятельность народа ,отражающая его жизнь,воззрения и идеолы.ФОЛЬКЛОР, в переводе с английского языка , означает " народная мудрость ,...

«Использование инновационных технологий в процессе формирования креативного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают ...

Презентация: "Использование иновационных технологий в процессе формирования креативного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

quot;Использование иновационных технологий в процессе формирования креативного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста"...

Использование инновационных технологий в процессе формирования креативного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное...

Использование инновационных технологий в процессе формирования креативного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Презентация на тему "Использование инновационных технологий в процессе формирования креативного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста"...