План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima._differentsiatsiya_zvukov_d_-_d.doc | 96 КБ |
prezentatsiya_sneg.ppt | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей группы с ФФНР
(с использованием ИКТ).
Тема «Зима. Дифференциация звуков Д – Дь».
Коррекционно-образовательные цели:
Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный).
Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).
Закрепление представлений о зиме и ее признаках.
Закрепление правильного произношения звуков Д, Дь, уточнение их артикуляции и характеристики.
Развитие умения дифференцировать звуки Д – Дь по твёрдости – мягкости на слух и в произношении.
Закрепление в пассивном и активном словаре ребёнка понятий: «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Подготовка к обучению грамоте: формирование навыков слитного чтения слогов и коротких слов; закрепление правила об имени собственном (имена пишутся с большой буквы)
Формирование навыков звуко-слогового анализа коротких слов (дом, Дима).
Закрепление знания буквы Д, а также других ранее изученных букв (А, У, О, И, Т).
Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова) и навыков слогового анализа трёхсложных слов.
Развитие умения составлять предложения с заданным словом.
Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие силы голоса, формирование направленной воздушной струи.
Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [д] и [дь] в словах).
Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Развитие мышления, внимания.
Развитие общих речевых навыков.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер; диск с презентацией «Образование родственных слов»и слайдами («Вьюга», «Метель»); магнитная доска; картинки-символы звуков Д, Дь; синие и зелёные кружочки по количеству детей; мяч; фонограмма пьесы А. Стоянова «Снежинки»; индивидуальные зеркала по количеству детей; лицензионная компьютерная игра «Лунтик. Хочу всё знать»; дидактическое пособие «Снеговики»; атрибуты к авторской игре «Снеговики»; снежинки с буквами; магнитные буквы; цветные магниты (красные, синие, зелёные) для звукового анализа слов; снежинки для сюрпризного момента.
План занятия:
1. Организационный момент – авторская презентация на тему «Образование родственных слов»
2. Характеристика звуков Д и Дь по артикуляционным и акустическим признакам:
3. Артикуляционная гимнастика «Язычок на зимней прогулке» (авторская разработка).
4. Дидактическое упражнение «Что бывает зимой?» (с использованием части развивающей компьютерной игры «Лунтик. Хочу всё знать»).
5. Дидактическое упражнение «Посвети фонариком»
6. Дидактическое упражнение с мячом «Скажи наоборот»
7. Игра «Метель и вьюга».
8. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие».
9. Динамическая пауза «Снеговик».
10. Авторская разработка - игра на развитие фонематических представлений «Снеговики».
11. Упражнение «Прохлопай слова».
12. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
13. Слитное чтение слогов и слов. Звуко-слоговой анализ слов дом, Дима.
14. Окончание занятия – сюрпризный момент.
Ход занятия:
1. Организационный момент – авторская презентация на тему «Образование родственных слов» [Объявление темы занятия, создание эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов)
Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы А. Стоянова «Снежинки». Показ презентации проходит под музыку.
Л о г о п е д. Рассмотрите и назовите картинки.
1-й р е б ё н о к. Снежинка.
2-й р е б ё н о к. Снеговик.
З-й р е б ё н ок. Снегурочка.
4-й р е б ё н о к. Снежок.
Л о г о п е д. Вы правильно назвали картинки. Подумайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.
Д е т и. Эти слова образованы от слова снег.
Л о г о п е д. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.
Если детям трудно выполнить задание, логопед оказывает им помощь, продолжая просмотр презентации.
Л о г о п е д. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?
Д е т и. Подснежники.
Л о г о п е д. Какую бабу слепили из снега?
Д е т и. Снежную.
Л о г о п е д. Каким станет парк, если его занесет снегом?
Д е т и. Заснеженным.
Л о г о п е д. Когда идет сильный снег, как мы это называем?
Д е т и. Снегопад.
Л о г о п е д. Дети, как вы думаете, почему сегодня занятие началось с разговора о снеге?
Д е т и. Потому что наступила зима.
Л о г о п е д. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о зиме, а также вспомним звуки, с которыми познакомились на прошлом занятии.
2. Характеристика звуков Д и Дь по артикуляционным и акустическим признакам:
Логопед демонстрирует картинки-символы звуков Д, Дь и раздаёт детям индивидуальные зеркала.
- Вспомните, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
Перед зеркалом, когда мы произносим звук Д:
-губки в свободном положении;
-кончик языка стучит за верхними зубами;
-горлышко «работает».
Символ звука Д – большой дятел долбит дерево: ДДДД...
Звук Д петь нельзя, т.к. язычок создаёт преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук Д синим кружком с колокольчиком.
А это символ звука Дь - маленький дятел долбит дерево: дь-дь-дь-дь-дь
Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий.
Обозначение-зеленый кружок с колокольчиком.
- Молодцы, дети! А теперь послушайте новую историю о Язычке.
3. Артикуляционная гимнастика «Язычок на зимней прогулке» (авторская разработка).
Однажды утром Язычок выглянул в окошко (упражнение для губ «Окошко») и увидел, что на улице выпал снег. Язычок обрадовался и выбежал из домика на улицу (упражнение для язычка «Иголочка» - высунуть язычок изо рта и сделать его «острым»). Снега было много, поэтому Язычок взял лопату (упражнение «Лопата» - широкий расслабленный язык лежит на нижней губе) и решил расчистить дорожки (упражнение «Чистим нижние зубки»). Получилась огромная горка из снега (упражнение для язычка «Горка»). С такой горки можно было даже кататься на санках (упражнение «Скатимся с горки» - кончик языка упирается в нижние резцы; напряжённый язык горкой выкатывается изо рта; верхние резцы, прижимая спинку языка, как бы поглаживают язык). Потом Язычок решил слепить снеговика. Он скатал снежные шары (упражнение «Орешки» - напряжённым языком водить то по одной, то по другой щеке изнутри) и вылепил из них большого снеговика. Язычок славно повеселился на зимней прогулке и решил пойти домой, чтобы выпить горячего чая (упражнение «Чашечка»).
Логопед собирает индивидуальные зеркала и включает компьютер. На экране появляется Лунтик в зимней одежде и предлагает детям поиграть с ним в игру.
4. Дидактическое упражнение «Что бывает зимой?» (с использованием части развивающей компьютерной игры «Лунтик. Хочу всё знать»).
В ходе игры происходит закрепление знаний о признаках зимы.
Л о г о п е д. А теперь давайте снова вернёмся к изучаемым нами звукам Д и Дь. Мы с вами уже говорили о том, что день зимой короткий, темнеет очень рано. Поэтому давайте все вместе посветим разноцветными фонариками.
Логопед раздаёт детям синие и зелёные кружочки.
5. Дидактическое упражнение «Посвети фонариком» (дифференциация звуков Д – Дь).
Логопед называет ряды звуков, слогов, слов, а дети поднимают синие или зелёные кружочки в зависимости от того, какой звук слышится: твёрдый Д («светят синим фонариком»), мягкий звук Дь («светят зелёным фонариком»)
Д, Дь, Дь, Д, Д....
Да, Ди, Дю, Ды, Дя, Ду, Дё, До....
Дом, дыня, дело, диван, душ, дым, девочка, дрова...
Логопед собирает кружочки и предлагает поиграть в мяч. Дети с педагогом становятся в круг.
- Дидактическое упражнение с мячом «Скажи наоборот»
Логопед, бросая ребёнку мяч, произносит слог с твердым согласным
звуком Д, а ребёнок, возвращая мяч, произносят слог с мягким согласным звуком Дь:
ДА-ДЯ, ДО-…(ДЁ), ДУ-…(ДЮ), ДЫ-…(ДИ);
Затем меняются ролями:
ДЯ-ДА, ДЁ-…(ДО), ДУ-…(ДЮ), ДЫ-…(ДИ)
Логопед убирает мяч и загадывает детям загадку:
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Н. Нищева
Д е т и. Это вьюга.
Л о г о п е д. Правильно!
Логопед демонстрирует слайд с изображением вьюги на экране компьютера.
7. Игра «Метель и вьюга» [Формирование направленной воздушной струи. Развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима».]
Л о г о п ед. Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Д е т и. Метель, буран, сильный ветер со снегом.
Л о г о п е д. Давайте покажем, как воет ветер во время вьюги. Вы будете произносить звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.
Логопед медленно и плавно поднимает, а затем опускает руку, следит за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.
Л о г о п е д. Молодцы! От такого сильного ветра началась метель. (логопед демонстрирует слайд с изображением метели на экране компьютера)
Давайте устроим метель в бутылочках.
Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Л о г о п е д. Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так.
Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3—4 раза.
Логопед собирает бутылочки и предлагает детям посмотреть, каких красивых снеговиков можно слепить зимой (демонстрация дидактического пособия «Снеговики»).
8. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).]
Л о г о п е д. Я буду говорить, что есть у большого снеговика а вы будете говорить про эти же части у маленького снеговика называя их ласково. Например, у большого снеговика красный нос, а у маленького снеговика красненький носик. У большого снеговика чёрные глаза.
Д е т и: У маленького снеговика чёрненькие глазки.
Л о г о п е д. У большого снеговика лохматая метла.
Д е т и: У маленького снеговика лохматенькая метёлочка.
Аналогично логопед дает еще два-три задания по образованию словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных ((жёлтый шарф – жёлтенький шарфик; зелёное ведро – зелёненькое ведёрко).
Л о г о п е д. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Давайте мы с вами тоже попробуем вылепить снеговиков.
9. Динамическая пауза «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.
Давай, дружок,
Смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
( Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.)
Он превратится в толстый ком, («рисуют» руками большой круг)
И станет ком снеговиком. («рисуют» снеговика из трех комков)
Его улыбка так светла! (улыбаются широко)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.)
Но солнце припечет слегка —
Увы! И нет снеговика. ( Разводят руками, пожимают плечами.)
В. Егоров
Логопед предлагает детям познакомиться с двумя подружками – Дашей и Диной, которые тоже лепили снеговиков.
10. Авторская разработка - игра на развитие фонематических представлений «Снеговики».
Цель игры: закреплять умение детей правильно произносить звуки Д, Дь; дифференцировать их на слух и в произношении; развивать фонематическое восприятие; закреплять знание сенсорных эталонов (цвет, форма, размер); обогащать словарный запас детей; закреплять знание признаков зимы.
Оборудование: магнитная доска; плоскостные изображения девочек – Даши (в синей шубке) и Дины (в зелёной шубке); плоскостные изображения частей двух снеговиков (на каждой их частей картинки, названия которых начинаются со звуков Д, Дь:
* дом, дым, дрова, дракон, душ;
* дятел, девочка, дельфин, дерево, диван).
Ход игры:
Л о г о п е д. Даша и Дина – подружки. С какого звука начинается имя Даша?
Д е т и: Со звука Д.
Л о г о п е д. Правильно. Даша в синей шубке, потому что твёрдый звук Д мы обозначаем синим кружочком. А с какого звука начинается имя Дина?
Д е т и: Со звука Дь.
Л о г о п е д. Правильно. Дина в зелёной шубке, потому что мягкий звук Дь мы обозначаем зелёным кружочком. Даша и Дина играли во дворе и скатали из снега шары, чтобы сделать снеговиков. Потом девочек позвали обедать и, когда они снова вышли во двор, то поняли, что их снежные шары перепутались. Нужно помочь каждой из девочек собрать своего снеговика. На шарах Даши картинки, названия которых начинаются с твёрдого звука Д, а у Дины снеговик с картинками, названия которых начинаются с мягкого звука Дь.
Сначала дети определяют, от чьих снеговиков детали, а затем раскладывают эти детали в правильном порядке.
11. Упражнение «Прохлопай слова».
Л о г о п е д. Вот каких замечательных снеговиков вы помогли слепить Даше и Дине. Давайте еще раз четко произнесем это слово снеговик по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог мы еще и топнем ногой.
Д е т и. Сне-го-вик.
Л о го п е д. А теперь давайте произнесем это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.
Л о г о п е д. Молодцы! Сколько слогов в слове снеговик?
Д е т и: Три слога.
Л о г о п е д. Верно! Составьте предложение со словом снеговик. (Дети составляют предложения)
Л о г о п е д. А сколько слогов в слове снежинка?
Д е т и: Сне-жин-ка. Тоже три слога.
Л о г о п е д. Молодцы. Давайте поиграем с пальчиками в игру «Снежинки».
12. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
(Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)
Я зиму, и снег,
и снежинки люблю.
(Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.)
Но где же снежинки?
В ладошке вода.
(На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...
Как видно, ладошки мои горячи.
(Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.)
Н. Нищева
13. Слитное чтение слогов и слов. Звуко-слоговой анализ слов дом, Дима.
Л о г о п е д. Ребята, посмотрите, какие снежинки прилетели к нам (помещает на магнитную доску снежинки, в серединках которых изображены уже знакомые детям буквы А, О, У, И, Д, М, Т). Это волшебные снежинки с буквами. Давайте все вместе вспомним уже изученные нами буквы.
(Дети называют буквы)
Л о г о п е д. Наши снежинки будут танцевать (выкладывает рядом друг с другом снежинки с буквами Д, А). Давайте прочитаем, какой слог получился в этом танце?
Д е т и: ДА.
Л о г о п е д: А сейчас? (выкладывает рядом друг с другом снежинки с буквами Д, У)
Д е т и: ДУ.
(таким же образом дети читают слоги ДО, ДИ и слова дом, Дима).
Л о г о п е д: Ребята, назовите звуки, из которых состоит слово дом (на магнитной доске проводится звуко-слоговой анализ слова. Таким же образом анализируется слово Дима). Почему слово Дима написано с большой буквы?
Д е т и: Потому что это имя.
Л о г о п е д: Совершенно верно.
14. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Сюрпризный момент:
Л о г о п е д: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо потрудились, и я хочу вам всем подарить вот такие красивые блестящие снежинки.
Литература, используемая при разработке занятия:
1. Нищева Н. В.
Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СП6.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. —528 с.
2. Нищева Н. В.
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СП6.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.— 704 с.
3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
Муниципальный творческий конкурс
«Зимушка – зима».
План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей группы с ФФН
(с использованием ИКТ).
Тема «Зима. Дифференциация звуков Д – Дь».
Бережная О.В.
учитель-логопед МАДОУ ДСОВ № 40
2013 год
Авторская презентация на тему «Образование родственных слов», дидактическое пособие «Снеговики» для организации подгрупповой коррекционно-логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с ФФН на тему «Зима. Дифференциация звуков Д – Дь» Бережная О.В. учитель-логопед МАДОУ ДСОВ № 40 2013 год |
Игра с мячом «Скажи наоборот». [Развитие лексического состава языка (употребление антонимов).]
Дети проходят на коврик и по просьбе логопеда образуют круг. Логопед берет в руки мяч.
Л о го п е д. Я буду говорить о части большого снеговика, какая она, а вы будете подбирать слово-«наоборот» про такую же часть маленького снеговика. Во время выполнения упражнения будем перебрасывать друг другу мяч. Длинный нос.
1-йребенок. Короткий нос.
Логопед. Широкий шарф.
2-й ребенок. Узкий шарф.
л о го п е д. Большое ведро.
3-й р е б е н о к. Маленькое ведро.
Л о го п е д. Высокий снеговик.
4-й р е б е н о к. Низкий снеговик.
8. Упражнение «Повтори слоговой ряд» (ударный (подчёркнутый) слог выделить голосом)
ДА-ДЯ ДЁ-ДО ДУ-ДЮ
ДИ-ДЫ ДА-ДА-ДЯ ДЁ-ДО-ДЁ
ДУ-ДЮ-ДУ ДИ-ДЫ-ДИ ДЯ-ДЯ-ДА
Снежинка на квадрате Воскобовича.
Игра «Снегопад».
(развитие мышления, классификация по функциональным признакам)
Логопед: Рассмотрите картинки на карточке и закройте снежинками все картинки, не имеющие отношения к зиме.
Дети выполняют задание, по ходу выполнения делают комментарии.
10 ошибок художника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
снежинка
снеговик
снегурочка
снежок
подснежник
подснежники
снежная баба
заснеженный парк
снегопад
семейка слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".
Данные авторские разработки помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....
Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие фонематических процессов у детей с ТНР при помощи ИКТ технологий....
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...
Игры по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи....
Логопедическая коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание....
Методическая разработка игр и рекомендаций на летний период для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Материал предназначен для учителей-логопедов дошкольных логопунктов и родителей...