Памятка для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Предлагаю вашему вниманию памятку для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста». Данный материал будет полезен и интересен, как родителям, так и педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребенка. Что такое мелкая моторика? Это движение мелких мышц кистей рук.
Развитие мелкой моторики - это очень длительный, не простой, беспрерывный процесс, в ходе которого дети познают мир, начинают с ним общаться. Ребенок учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем пальчиками – формируется пинцетный захват. Она тесно связана с памятью, зрением, восприятием, вниманием ребенка. Развитием мелкой моторики должны заниматься не только педагоги, но и родители. Только тогда мы получим положительный результат. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система малыша.
Мелкую моторику рук развивают:
- Игры с мелкими предметами (только под присмотром взрослого)
- Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, проталкивать в отверстия, закручивать-откручивать.
- Шнуровки
- Лепка из теста, пластилина
- Рисование карандашом, пальчиком, кистью, с использованием нетрадиционных техник
- Мозаики
- Одевание и раздевание игрушек, застегивание и расстегивание молний, пуговиц, липучек.
- Штриховки, рисование по клеточкам.
- Нанизывание бусин, пуговиц и прочее.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Упражнения подбираю с учетом возрастных особенностей детей и их физического развития.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ, родители.
Цель: информирование родителей и педагогов об использовании игр для развития мелкой моторики рук.
Функциональность:
- Памятку можно использовать для индивидуальной консультации родителей дошкольников.
- Памятку можно использовать на родительском собрании.
-Памятку можно использовать на педагогическом совете.
Содержание:
Памятка для родителей
«Игры для развития мелкой моторики в старшей группе».
Как мы развиваем мелкую моторику рук в детском саду:
1. Разучиваем различные пальчиковые игры.
2. Делаем массаж пальцев рук массажным мячиком (техника Су-Джок), катаем карандаш между ладоней…. Считается, что большой палец - отвечает за голову; указательный - за желудок; средний - за печень; безымянный – за почки; мизинец – за сердце. Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью, потираем ладонь и похлопываем.
3. Собираем пазлы, работаем с конструктором.
4. Застегиваем пуговицы, кнопки, крючки, молнии, липучки.
5. Используем технику рисования пальчиками. (Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.)
6. Проводим игры с прищепками.
7. Используем способ «Оригами» при работе с бумагой.
8. Проводим аппликацию из круп, работаем с пластилином, с глиной, с солёным тестом.
9. Используем палочки, нитки, бусины для выкладывания рисунков.
10. Рисуем ватными палочками, губкой, кусочками овощей, трафаретами и др. То есть, используем разные нетрадиционные техники рисования.
11. Используем в работе сенсорный ящик (определение предметов на ощупь).
12. Проводим аппликации с использованием ножниц, обрывания и обрезки бумаги, скатывания салфеток, работаем с нитками, обрезками ткани и т.п.
13. Используем поднос с манной крупой и мелкими игрушками.
14. Рисуем на листах в крупную и мелкую клетку, разукрашиваем в книжках-разукрашках.
15. Используем штриховки предметов в разном направлении.
16. Пользуемся, для развития нажима, не только цветными карандашами, но и восковыми мелками, фломастерами, простым карандашом.
17. Используем трафареты по лексическим темам и различные линейки для обведения фигур.
18. Перебираем крупы, а также используем игру «Что в мешочке?»
19. Используем различные виды шнуровок.
Игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях:
Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются специальные игрушки и пособия. В этих играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, спички, крупы и т. д.
1. Предложите ребёнку скомкать одной рукой, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек или бумагу) так, чтобы он весь уместился в кулачке
2. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу(лучше манку). Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложите ребёнку нарисовать какие-нибудь предметы (забор, волны, солнышко, буквы, цифры и др.)
3. Нанизывание бусин, бисера, колечек от пластиковые трубочки.
4. Учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
5. Выкладывайте из палочек узоры по образцу и по желанию.
6. Подвесьте где-нибудь пучок ниток и научите ребёнка заплетать косы.
7. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания.
8. Давайте детям рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях.
9. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков.
10. Насыпьте на блюдце горох. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками одновременно.
11. Предложите ребёнку собрать счётные палочки(или спички без серы) одними и теми же пальцами разных рук(подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.
12. Предложите ребёнку построить «колодец» из спичек или счётных палочек. Чем выше и ровнее колодец, тем лучше.
13. Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
14. Катать грецкий орех между ладонями. Научите ребёнка вращать в одной руке два грецких ореха один вокруг другого.
15. «Маленький помощник»
Почаще привлекайте ребёнка к выполнению домашних дел. Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
∙ Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
∙ Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать плёнку с жареных орехов.
∙ Лепить из теста печенье, пельмени, украшение на пирог.
∙ Помогать перебирать крупу.
∙ Вытирать пыль, мыть посуду.
∙ Вешать бельё, используя прищепки.
∙ Ухаживать за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление, полив)
∙ Собирать на даче или в лесу ягоды.
∙ Затачивать карандаши точилкой.
И многое-многое другое...
«…ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"
В. А. Сухомлинский
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму.
Как вы понимаете, игр, игровых упражнений по нашей теме много, и каждый из вас может придумать что - то своё. А как будет здорово, если вы это сделаете вместе со своим ребёнком.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 мин.
Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. И только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь помогут добиться хороших результатов.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения выполнять и правой, и левой рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу " Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа ( курс 4 месяца)...
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
В статье даны советы по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....
Тематический план совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста
Тематический план совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект организации совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми раннего дошкольного возраста
Форма проведения: дидактическая игра.Вид детской деятельности: игровая, познавательная деятельность.Цель: развитие мелкой моторики рук.Задачи:Образовательные:Продолжать учить основные цветаРазвивающие...
Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста
Упражнения на развитие перекрестной координации движений.При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что спосо...
Кружок по развитию мелкой моторики рук с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР «Ловкие пальчики»
Развитие и укрепление мелкой и общей моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)....
Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»
В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситу...