Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа)
Упражнения на развитие перекрестной координации движений.
При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций. Кроме того, телесные упражнения способствуют развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой сенсорной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koordinatsiya_motorika.docx | 444.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста
Выполнил(а): воспитатель д/о № 6
ГБОУ Школа 2075 г.Москвы
Москалева Александра
Александровна
2021
Упражнения на развитие перекрестной координации движений.
При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций. Кроме того, телесные упражнения способствуют развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой сенсорной информации.
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы мозга.
«Паровозик: чух-чух-чух». Правую руку положите на левую надостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.
«Сдаюсь – Добро пожаловать»
Руки согнуты в локтях, ладони «смотрят» вперед. Кисти рук производят круговые движения так, чтобы ладони «смотрели» вверх – «добро пожаловать». Затем круговые движения кистями рук в обратную сторону, возвращаем в исходное положение – «сдаюсь» - ладони рук «смотрят» перед собой. Запомнили эти движения. А теперь одновременно – одна рука – « сдаюсь», другая – «добро пожаловать».
Затем меняем положения рук с «точностью до наоборот».
«Бровь - Погоны»
Указательный палец правой руки прикасается к левой брови.
Пальцы левой руки кладутся на правое плечо – «Погоны».
Хлопок.
Затем движения повторяются, меняя руки.
Затем движения ускоряются.
«Перекрестный шаг». Делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте. Сначала прикасайтесь руками к противоположным коленям перед собой, затем за спиной – к противоположным пяточкам. Движения можно сопровождать прыжками на месте.
«Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одно направленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
«Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, мизинец - на безымянный. Поза удерживается 10-20 с. После выполнения правой рукой то же - левой, а затем - двумя руками одновременно.
«Носик-художник». Глубоко дышите животом, смотрите вдаль. Носом рисуйте горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмерки вокруг предмета, на который смотрите. Проделайте упражнение с несколькими предметами.
«Паучок». И.п. – сидя. Отталкиваясь от пола правой ногой и левой рукой одновременно, необходимо продвинуться вперед. Затем оттолкнуться от пола левой ногой и правой рукой одновременно и т.д. В качестве усложнения для данного упражнения может послужить подключение разнонаправленных движений глаз и языка: отталкиваются левая рука и правая нога, высунутый язык влево - глаза вправо; отталкиваются правая рука и левая нога, высунутый язык вправо - глаза влево.
Хождение на четвереньках. При ходьбе на четвереньках одновременно должны ставиться рука и нога. Голова поднята, взгляд направлен вперед. Перекрестная ходьба (левая нога+правая рука, правая рука+левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом); перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом); односторонняя ходьба на четвереньках (правая рука+правая нога, левая рука+левая нога).
Усложнение. Одновременно шагают левая рука и правая нога. Глаза двигаются в сторону шагающей руки, язык в противоположную сторону.
Хождение на четвереньках. Вперед «шагает» левая рука и правая нога. Глаза двигаются в сторону «шагающей» руки, язык – в противоположную сторону. Затем «шагает» правая рука и левая нога. Смена положения глаз и языка.
«Крабики» (Васильева Н.В., 2003). Ребенок становится на пол, опираясь на руки и ноги (ступни, а не колени), и ходит на четвереньках. Движения прямо, вперед, назад, в сторону, как краб, слева направо и справа налево.
«Шея». Упражнения для разминки мышц шеи и увеличения подвижности шейных позвонков включают: повороты головы (влево - вправо); наклоны головы (вверх - вниз, вправо - влево); вращение головы (вправо - влево).
«Гусеница». Детям предлагают лечь на спину, ноги согнуть в коленях. Изобразить «гусеничную» походку снизу вверх по направлению к голове. Оттолкнуться пяткой одной ноги, затем другой. Включить в движение спину, бедра, руки, затылок.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:
- Контуры. Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.
- Задания по точкам. Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.
- Дорожки-проводилки. Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ребенок поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво. Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!
- Штриховка. Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.
Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.
- Обведи и раскрась (с прописями). Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.
Обращайте внимание ребенка на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.
- Задания по клеточкам. Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.
- Графический диктант. Эти упражнения, совершенствуют графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает: стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
цветную иллюстрацию к тексту;
словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
графическое изображение, которое получится в итоге.
Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу " Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа ( курс 4 месяца)...
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
В статье даны советы по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....
Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...
«Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
ТЕ Содержание 1.Введение.2.Высказывания учёных о взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и развитием всех видов деятельности.3. Перечень пальчиковых игр для детей старшего дошкольног...
Консультация для родителей "Квиллинг - как один из способов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие мелкой моторики руки и ребенка старшего дошкольного возраста...
Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»
В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситу...