Кружок по развитию мелкой моторики рук с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР «Ловкие пальчики»
материал (младшая группа)

Буторина Светлана Александровна

Развитие и укрепление мелкой и общей  моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок по развитию мелкой моторики рук с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР «Ловкие пальчики»

       Пояснительная записка

       Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

         Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития.

Актуальность:

         Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».

         На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

         В результате вышесказанного актуальность работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности необходима и продиктована временем.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Месяц

Неделя

Тема недели

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

01.10-08.10

«Семья»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Цель: собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

(1)

11.10-15.10

«Игрушки»

Лепка: «Мячик»

Цель: вызвать у детей интерес к лепке. Учить раскатывать шар из пластилина. (2) стр.12

18.10-22.10

«Игрушки»

Упражнение с волчком.

Красненькая юбочка,

Остренький носок,

Крутится и вертится,

Быстрый наш волчок!

Цель: развитие речи и м.м.р.

25.10-29.10

«Я. Части тела и лица»

Пальчиковая игра «Части тела»

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть

(О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь» стр. 16)

НОЯБРЬ

01.11-05.11

«Туалетные принадлежности»

Аппликация: «Полотенце для зайчат»

Цель: учить детей наклеивать геометрические фигуры, располагая их в середине основы.

(Малышева, стр. 21)

08.11-12.11

«Одежда»

Упражнение «Застегни пуговицу»

Цель: учить детей застегивать пуговицы.

15.11-19.11

«Одежда»

Игра «Большая стирка» 

 Цель: закреплять основные цвета; развивать мелкую моторику рук; обогащать словарь детей.

22.11-26.11

«Обувь»

Упражнение «Шнуровка ботинок»

Цель: формирование практических умений и навыков.

ДЕКАБРЬ

29.11-03.12

«Обувь»

Пальчиковая игра «Новые красовки» Цель: развитие координации движений, координации речи с движением.

06.12-10.12

«Мебель»

Конструирование из палочек «Стул, стол».        

Цель: упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

13.12-17.12

«Мебель»

Лепка «Кроватка для куклы» 

Цель: учить отрывать кусочек пластилина от большого комка, раскатывать куски пластилина между ладонями прямыми движениями.

20.12-24.12

«Новый год. Ёлка»

Игра «Лепим снежки»        

Цель: развивать умения скатывать шарики

разного размера из салфеток.

27.12-31.12

«Новый год. Ёлка»

Конструирование из палочек «Елочка»        

Цель: упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

ЯНВАРЬ

10.01-14.01

Зимние каникулы

17.01-21.01

«Продукты питания»

Лепка «Баранки»

Цель: закрепить умение лепить несложные предметы, раскатывая пластилин прямыми движениями между ладонями, соединяя концы «палочки» между собой.

24.01-28.01

«Посуда»

Пальчиковая игра «Посуда»

Из тарелок, как один,

Суп мы ложками едим.

Вилкой кушаем котлеты,

Ножик режет нам омлеты.

Цель: развитие координации движений, координации речи с движением.

(О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь» стр. 19)

ФЕВРАЛЬ

31.01-04.02

«Посуда»

Сервировка стола. Цель: учить красиво расставлять чайный сервиз (чашечку ставить на блюдечко).

07.02-11.02

«Домашние животные»

Рисование: «Зеленый лужок.  Травка для коровки»

Цель: закреплять умение рисовать короткие прямые линии.

14.02-18.02

«Домашние птицы»

Упражнение: «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.

Цель: закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

21.02-25.02

«Домашние птицы»

Аппликация из бумажных салфеток «Цыплёнок»

Цель: продолжать развивать мелкую моторику и внимание, учить делать объемную аппликацию, работать с клеем.

МАРТ

28.02-04.03

«Мамин праздник»

Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы»

Цель: формировать умения детей выкладывать

простейший узор из пуговиц.

09.03-11.03

«Домашние животные»

«Шаловливый котенок».

Цель: Учить детей сматывать нитки в клубок

14.03-18.03

«Домашние животные»

Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

Цель: развивать тактильное восприятие.

21.03-25.03

«Дикие птицы»

Рисование ватными палочками: «Покормим птиц»

Цель: Создать положительный эмоциональный фон, активизировать мыслительную деятельность, развивать мелкую моторику рук, используя нетрадиционную технику рисования - ватными палочками.

АПРЕЛЬ

28.03-01.04

«Дикие птицы»

Пальчиковая игра «Возвращение птиц»

Только мухи оживут (машем пальцами обеих рук).

Птицы их клюют, клюют (клюём щепотками рук)

Цель: развитие координации движений, координации речи с движением.

(О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь» стр. 26)

04.04-08.04

«Дикие животные»

Тема: «Угощение для ежа»

Цель: закреплять умение детей наклеивать готовые формы, различать основные цвета. (Малышева.стр.9)

11.04-15.04

«Дикие животные»

Конструирование из палочек «Лесенка для зайки»        

Цель: упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

18.04-22.04

«Транспорт»

Аппликация: «Ремонтируем машину»

Цель: продолжать учить аккуратно пользоваться клеем, располагать круги слева и справа под кузовом машины.

25.04-29.04

«Транспорт»

Конструирование «Машина из спичечных коробков»        

Цель: развивать умение сооружать машину, учить различать части машины.

МАЙ

04.05-06.05

Весенние каникулы

11.05-13.05

«Цветы»

Пальчиковое рисование «Цветы для мамы»

Цель: развивать умения детей рисовать пальчиками, ладошкой.

16.05-20.05

«Насекомые»

Аппликация: «Гусеничка»

Цель: продолжать учить детей составлять изображение предмета из одинаковых форм.

(Малышева. стр. 14)

23.05-31.05

«Игры с водой»

Игра «Что под облаком» Цель: Развитие внимания, общей и мелкой моторики рук, координации движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

игра «Найди сюрприз».Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.Воспитатель собирает детей около себя:-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?На столе ...

Тематический план совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста

Тематический план совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»

Татьяна СаенкоПроект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»"Источник способностей дарования детейнаходится на кончиках па...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

Мастер-класс для родителей ДОУ «Говорящие пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Познакомить родителей ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»....

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...

Конспект занятия «Любопытные пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Любопытные пальчики»Цель: Развитие мелкой моторики посредствам дидактических игрЗадачи: напоминать детям о соблюдении правил безопасности при лепке; -формировать умение вести д...