Кружок по развитию мелкой моторики рук с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР «Ловкие пальчики»
материал (младшая группа)
Развитие и укрепление мелкой и общей моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кружок по развитию мелкой моторики рук с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР «Ловкие пальчики»
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития.
Актуальность:
Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В результате вышесказанного актуальность работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности необходима и продиктована временем.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
совершенствование движений рук;
развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать усидчивость, целенаправленность.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Месяц | Неделя | Тема недели | |
СЕНТЯБРЬ | |||
ОКТЯБРЬ | 01.10-08.10 | «Семья» | Пальчиковая гимнастика «Семья» Цель: собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. (1) |
11.10-15.10 | «Игрушки» | Лепка: «Мячик» Цель: вызвать у детей интерес к лепке. Учить раскатывать шар из пластилина. (2) стр.12 | |
18.10-22.10 | «Игрушки» | Упражнение с волчком. Красненькая юбочка, Остренький носок, Крутится и вертится, Быстрый наш волчок! Цель: развитие речи и м.м.р. | |
25.10-29.10 | «Я. Части тела и лица» | Пальчиковая игра «Части тела» У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина, Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть (О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь» стр. 16) | |
НОЯБРЬ | 01.11-05.11 | «Туалетные принадлежности» | Аппликация: «Полотенце для зайчат» Цель: учить детей наклеивать геометрические фигуры, располагая их в середине основы. (Малышева, стр. 21) |
08.11-12.11 | «Одежда» | Упражнение «Застегни пуговицу» Цель: учить детей застегивать пуговицы. | |
15.11-19.11 | «Одежда» | Игра «Большая стирка» Цель: закреплять основные цвета; развивать мелкую моторику рук; обогащать словарь детей. | |
22.11-26.11 | «Обувь» | Упражнение «Шнуровка ботинок» Цель: формирование практических умений и навыков. | |
ДЕКАБРЬ | 29.11-03.12 | «Обувь» | Пальчиковая игра «Новые красовки» Цель: развитие координации движений, координации речи с движением. |
06.12-10.12 | «Мебель» | Конструирование из палочек «Стул, стол». Цель: упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
13.12-17.12 | «Мебель» | Лепка «Кроватка для куклы» Цель: учить отрывать кусочек пластилина от большого комка, раскатывать куски пластилина между ладонями прямыми движениями. | |
20.12-24.12 | «Новый год. Ёлка» | Игра «Лепим снежки» Цель: развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | |
27.12-31.12 | «Новый год. Ёлка» | Конструирование из палочек «Елочка» Цель: упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
ЯНВАРЬ | 10.01-14.01 | Зимние каникулы | |
17.01-21.01 | «Продукты питания» | Лепка «Баранки» Цель: закрепить умение лепить несложные предметы, раскатывая пластилин прямыми движениями между ладонями, соединяя концы «палочки» между собой. | |
24.01-28.01 | «Посуда» | Пальчиковая игра «Посуда» Из тарелок, как один, Суп мы ложками едим. Вилкой кушаем котлеты, Ножик режет нам омлеты. Цель: развитие координации движений, координации речи с движением. (О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь» стр. 19) | |
ФЕВРАЛЬ | 31.01-04.02 | «Посуда» | Сервировка стола. Цель: учить красиво расставлять чайный сервиз (чашечку ставить на блюдечко). |
07.02-11.02 | «Домашние животные» | Рисование: «Зеленый лужок. Травка для коровки» Цель: закреплять умение рисовать короткие прямые линии. | |
14.02-18.02 | «Домашние птицы» | Упражнение: «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками. Цель: закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. | |
21.02-25.02 | «Домашние птицы» | Аппликация из бумажных салфеток «Цыплёнок» Цель: продолжать развивать мелкую моторику и внимание, учить делать объемную аппликацию, работать с клеем. | |
МАРТ | 28.02-04.03 | «Мамин праздник» | Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы» Цель: формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. |
09.03-11.03 | «Домашние животные» | «Шаловливый котенок». Цель: Учить детей сматывать нитки в клубок | |
14.03-18.03 | «Домашние животные» | Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь. Цель: развивать тактильное восприятие. | |
21.03-25.03 | «Дикие птицы» | Рисование ватными палочками: «Покормим птиц» Цель: Создать положительный эмоциональный фон, активизировать мыслительную деятельность, развивать мелкую моторику рук, используя нетрадиционную технику рисования - ватными палочками. | |
АПРЕЛЬ | 28.03-01.04 | «Дикие птицы» | Пальчиковая игра «Возвращение птиц» Только мухи оживут (машем пальцами обеих рук). Птицы их клюют, клюют (клюём щепотками рук) Цель: развитие координации движений, координации речи с движением. (О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь» стр. 26) |
04.04-08.04 | «Дикие животные» | Тема: «Угощение для ежа» Цель: закреплять умение детей наклеивать готовые формы, различать основные цвета. (Малышева.стр.9) | |
11.04-15.04 | «Дикие животные» | Конструирование из палочек «Лесенка для зайки» Цель: упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
18.04-22.04 | «Транспорт» | Аппликация: «Ремонтируем машину» Цель: продолжать учить аккуратно пользоваться клеем, располагать круги слева и справа под кузовом машины. | |
25.04-29.04 | «Транспорт» | Конструирование «Машина из спичечных коробков» Цель: развивать умение сооружать машину, учить различать части машины. | |
МАЙ | 04.05-06.05 | Весенние каникулы | |
11.05-13.05 | «Цветы» | Пальчиковое рисование «Цветы для мамы» Цель: развивать умения детей рисовать пальчиками, ладошкой. | |
16.05-20.05 | «Насекомые» | Аппликация: «Гусеничка» Цель: продолжать учить детей составлять изображение предмета из одинаковых форм. (Малышева. стр. 14) | |
23.05-31.05 | «Игры с водой» | Игра «Что под облаком» Цель: Развитие внимания, общей и мелкой моторики рук, координации движения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
игра «Найди сюрприз».Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.Воспитатель собирает детей около себя:-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?На столе ...
Тематический план совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста
Тематический план совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста...
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»
Татьяна СаенкоПроект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»"Источник способностей дарования детейнаходится на кончиках па...
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...
Мастер-класс для родителей ДОУ «Говорящие пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Познакомить родителей ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»....
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе
Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...
Конспект занятия «Любопытные пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Тема: «Любопытные пальчики»Цель: Развитие мелкой моторики посредствам дидактических игрЗадачи: напоминать детям о соблюдении правил безопасности при лепке; -формировать умение вести д...