рабочая программа по курсу " Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

рабочая программа ( курс 4 месяца)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_mlkaya_morika_ruk..docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

                               Дополнительная образовательная программа

                           Коррекционно – развивающей направленности

                                        « Готовим руку к школе»

                                          Возраст детей 5-7 лет

                                         ( срок реализации 4 месяца)

                                                               Автор – составитель:

                                                                               воспитатель МДОУ д/с « Улыбка»

Первой квалификационной категории

                                                                             Соколова Лариса Александровна

2012 год.

Пояснительная записка

Тип программы: рабочая.

Цель программы:  развитие двигательных и познавательных способностей детей.

Задачи программы: -Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми).

-Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах).

-Формирование зрительно-моторных координаций

-Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

- Развитие пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.

- Формирование навыков учебной деятельности:  умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога

         Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, особенно с нарушениями речи, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Предлагаемые игры – упражнения учитывают особенности физиологии детского организма, дают возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему (в частности, речевой центр, который находится в непосредственной близости с двигательной областью коры головного мозга) и способствуя её развитию.

        Настоящая программа описывает курс по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста (5 – 7 лет). В МДОУ введены дополнительные занятия по данному курсу, которые проводятся 2 раз в неделю по 30 минут с подгруппой детей. Сроки реализации программы пять месяцев. Всего 32 занятия.  Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре – октябре и в мае).

Ожидаемые результаты: Развитие, формирование, закрепление слухового восприятия, чувства ритма, умения одновременно, слаженно выполнять трёхчленные движения руками под словесные указания педагога.  

                      Содержание изучаемого курса.

Раздел 1. «Развиваем руку дошкольника, готовим её к рисованию и письму».(20 часов)

Пространственная ориентация. Ориентация на листе бумаги. Зрительно-моторная

координация. Слухо-моторная координация. Массаж пальцев и кистей рук.

Дифференциация движений рук.

Раздел 2. «Здравствуйте, цифры.» ( 12 часов)

 Обучение письму цифр. Закрепление умений ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Тема

Содержание

Оборудование

Сроки по плану

Сроки реализации

 "Новый год"

1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка"

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание

( игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок

1.Счетные палочки

2.Зеленая бумага.

3.Хвоя сосны и ели

14.01.12

"Зимующие птицы"

1. Пальчиковая гимнастика : "Голуби" «Воробьи"

2. Работа с мелкими гео-ими фигурами (птичка)

3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)

4. Ниткография (зимний лес)

6. Дорисуй узор.

1.Мелкие геометрические фигуры.

2 цветная бумага.

3.Белые листы бумаги.

4.Нитки.

5. Шаблоны птиц

15.01.12

"Зимние забавы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик"

2. Фигурки из палочек (санки)

3. Работа с рисом (зимний пейзаж)

4. Самомассаж с шарами.

1.Спички

2. Рис

3.Массжные шары

21.01.12

"Зима"

1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз'

2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам"

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

5. Дорисуй узор.

1. Вкладыши.

2. Вата.

3. Ножницы.

4.Белые квадраты.

5.Полоски бумаги с узором

22.01.12

"Детский сад и игрушки"

1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик".

2. "Фигурки из палочек" (качели).

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо , кубик).

4. Д/И "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из Зх игрушек одну нужную).

5. "Дорисуй узор"

1.Счетные палочки

2. Фасоль, бобы, горох

3.Чудесный мешочек с игрушками

4.Ручка

5.Тетрадь в клетку

28.01.12

"Семья"

1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал'

2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

5. Игра " Пианино".

6. Дорисуй узор.

1.Спички

2.Манка

3.Салфетки разного цвета

4.Карандаши цветные.

5. Тетрадь в клетку

29.01.12

"Наш город"

1. Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец"

2. Фигурки из палочек (башня, дом)

3. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы)

4. Работа с камушками (дорога и машины)

5. Самомассаж с гранёными карандашами.

6. Нарисуй по образцу

1.Счетные палочки

2.Веточки деревьев.

3. Камушки

4.прстой карандаш

5. Образцы узоров.

03.02.12

 "Наша Родина"

1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Обогрей'

2. Фигурки из палочек (солнце).

3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)

5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.

6.Рисование по сырому.

1. Спички

2.Пшено

3ватные палочки

4.Мозаика

5. Акварель

6. Альбом

7.Кисть

8. баночки под воду

04.02.12

"Посуда и пища"

1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "мы посуду мыли"

2. Фигурки из полосок бумаги: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. д/и"Чудесный мешочек"

4. Игра с рисом ( из большой посуды в несколько мал.)

5. Лепка любой чайной посуды.

1.Полоски бумаги

2.Чудесный мешочек

3Рис

4. Посуда разной величины

5.Пластилин

11.02.12

"Почта"

1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт).

3. Работа с гуашью ( кончиком пальцев нарисовать

открытку).

4.Х удож.труд (конверт)

5. Дорисуй узор.

1.Счетные палочки

2.Гуашь.

3Листы белой бумаги

12.02.12

"Одежда и обувь"

Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки"

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

3. Работа со шнуровками.

4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)

5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)

6. Плетение узора из разноцветных шнурков.

7. Дорисуй узор.

1.Пуговицы, застежки, молнии

2.Шнуровка

3.Резинка

4.Бросовый материал.

5.Шнурки разного цвета и размера.

18.02.12

"Защитники отечества"

1. Пальчиковая гимнастика "Солдаты" "Бойцы-молодцы'

2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3. Работа с рисом (салют на синем картоне)

4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"

5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

1.Спички

2Веревка

3.Образы военной техники

4.Контур самолетов

19.02.12

"Домашние птицы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь"

"Петушок" "Курочка".

2. Работа с гуашью [желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм]

3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и

выложить его рисом)

4. Самомассаж гранеными карандашами

1.Гуашь.

2Салфетки.

3. Рис

4.Простой карандаш

25.02.12

Перелётные птицы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "Скворечник" "Птенчики в гнезде"

2. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).

4. "Узнай меня !" (соединить точки одной линией )

"Лебедь"

5. Слуховой диктант

1.Бобы. горох.

2.Карточки

3.Ручка.

4. Тетрадь в клетку.

26.02.12

"Весна"

1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик"

2. Работа с бумагой (скатывание) "дождик лей"

3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком)

4. Ниткография (краски весны)

5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.

1. Бумага

2.Штампы

3. Нитки

4.Контуры

03.03.12

"Мамин праздник'

1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан'

2. Оригами (цветок для мамы)

3. Плетение (бант на коробку)

4. Квилинг (бусы для мамы)

1.Бумага

2.Ленты

3.Полоски бумаги.

04.03.12

"Домашние животные"

1. Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки' "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза"

2. Фигурки из палочек(киска)

3. Работа с перловкой ( телёнка по контуру)

4. Работа со штампами

5. Дорисуй узор( по образцу)

1. Спички

2. Штампы

3.Перловка

10.03.12

"Дикие животные"

1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик'

2. Фигурки из палочек (ёжик)

3. Кляксография.

4. Самомассаж с гранёным карандашом.

5. Лепка. «Дикие животные».

1.Счетные палочки

2.Граненный карандаш

3. Доски

4. Пластилин.

11.03.12

"Животные жарких стран"

1. Пальчиковая гимнастика : "Черепаха" "Слон"

2. Работа с камушками ( слон по контуру)

3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.

4. Работа с бросовым материалом (любимое животное)

5. Квилинг ( хвост павлина)

1. Камушки

2. Зоготовки контуров

3.Бросовый материал

4. Полоски бумаги

17.03.12

"Рыбы - пресноводные'

1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"

2. Фигурки из ракушек (рыбка, ракушка).

3. Работа с цветными шерстяными нитками

4. Работа со штампами (превращение в рыбку)

5. Работа с манкой (шторм)

1. Ракушки

2.Шерстянные нитки

3.Штампы

4. Манка

18.03.12

«Рыбы- морские»

1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"

2. Фигурки из ракушек (рыбка, ракушка).

3. Работа с цветными шерстяными нитками

4. Работа со штампами (превращение в рыбку)

5.  Ниткография (волны).

6. Штриховка

1. Ракушки

2.Шерстянные нитки

3.Штампы

4. нитки

24.03.12

"Строительные профессии'

1. Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке"

2. Фигурки из палочек (дом и ворота)

3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)

4. Самомассаж с шариками.

5.  Работа с трафаретами.

1. Счетные палочки

2.Массажные мячи

3. Трафареты

25.03.12

Школа и библиотека"

1. Пальчиковая гимнастика: "Мы писали, «Колокольчик'

2. Оригами ( тетрадь, карандаш)

3. Графический диктант

4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд)

5. Выложить буквы и цифры горохом.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

1. Бумага

2. Матрешки

3.Горох

31.03.12

"Мебель"

1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол"

2. Работа с рисом и горохом

3. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)

4. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

1. Грецкие орехи

2.Рис. горох.

3Мягкие игрушки

01.04.12

"Космос"

1. Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета"

2. Тестопластика (звёздочка, ракета)

3. Выложить отгадки на загадки камушками ( ракета, небо)

4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)

5. Работа с рисом

6. Дорисуй узор

1. Соленое тесто

2.Камушки

3.Цветная бумага

4. Рис

07.04.12

"Бытовые приборы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Телевизор, часы, пылесос'

2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)

3. Попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)

4. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

1.Спички.

2. Клубочки

3.Газета

08.04.12

"Откуда хлеб пришёл?"

1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"

2. Фигурки из палочек (мельница)

3. Ниткография (колоски)

4. Работа с пшеном (хлеб)

5.  Самомассаж с гранёным карандашом.

6. Тестопластика (крендельки)

7. Напиши цифры ( слуховой диктант).

1.Спички

2.Пшено

3.Соленое тесто

4.Карандаш

14.04.12

"Грибы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами'

2. Фигурки из ниток (выложить гриб и пенёк).

3. Игра с перловкой (грибы).

4. "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов".

5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.

6. Графический диктант

1.Перловка.

2.Нитки.

3.Чудесный мешочек

15.04.12

"Овощи'

1.  Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

4.Лепка. « Овощи»

5. Дорисуй узор.

1.Счетные палочки

2.Фасоль.

3.Пластилин

21.04.12

"Ягоды"

1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик "

2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод).

3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).

4. Ниткография (полянка).

5. Дорисуй узор.

1.Палочки

2. Камушки

3.Нитки

22.04.12

"Цветы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы

2. Фигурки из семян ясеня (кактус, ваза)

3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)

4. Рисование тычками (полевые цветы)

5.Напиши цифры.

1.альбом.

2. Краски.

3.Семена ясеня

28.04.12

"Насекомые"

1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка".

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)

3. Обвести рисунок по точкам (комар)

4. Логическая цепочка со штампиком.

5. Ниткография (бабочка)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

1. Спички

2. Штампы.

3Нитки

29.04.12

Список используемой литературы:

1.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой. –

М.:2005.

2.Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим к рисованию

и письму. – М.:2003.

3.Развитие речи детей 4-7 лет. Программа «Из детства в отрочество» //Ребёнок в

детском саду – 2002 - 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

В статье даны советы по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

«Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

ТЕ Содержание 1.Введение.2.Высказывания учёных о взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и развитием всех видов деятельности.3. Перечень пальчиковых игр для детей старшего дошкольног...

Консультация для родителей "Квиллинг - как один из способов развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста"

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги....

Программа дополнительной образовательной деятельности проведения занятий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Содержание программы направлено на развитие мелкой мускулатуры рук, повышение координации и точности движений, а так же способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эс...

Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие перекрестной координации движений.При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что спосо...

Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»

В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситу...


 

Комментарии

Лариса Александровна! Очень понравилась Ваша программа, интересные игры и упражнения, буду использовать в своей работе. Спасибо! Творческих успехов!