Педагогический проект «Взаимодействие ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Козьякова Маргарита Рафитовна

Сотрудничество с семьями djcgbnfyybrjd по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников»

Актуальность проблемы

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Цель для решения проблемы, формулировка задач.

Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Задачи:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: с сентября 2014 г. по май 2015г.

Участники: дети дошкольного возраста, их родители, педагоги.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;

- беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;

- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;

- использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания;

- выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (сентябрь 2014г.)

2 этап – основной (октябрь - май 2015г)

3 этап – заключительный (май 2015г.)

1. Подготовительный этап.

Сентябрь.

1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».

2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя! » (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче) .

3. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.

2. Основной этап.

Октябрь.

1. Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.

2. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по селу.

3. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор? » – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем районе промышленные отходы для переработки.

Ноябрь.

1. Проведение экологических праздников «День птиц», «День Земли.

2. Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала

3. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.

Декабрь.

1. Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки.

2. Индивидуальная работа с детьми на прогулке.

3. Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников».

Январь.

1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество, но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.

2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор! », «Не бросайте мусор, где попало! »

3. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием.

Февраль.

1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.

2. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу».

3. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.) .

Март.

1. «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?

2. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.

3. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мое красивое, чистое село! »

Апрель.

1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А село чистое? »

2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.

3.. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что. » (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик) .

Май.

1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса! » Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т. д.

2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.

3. Заключительный этап.

Май.

1. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено! ».

2. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

3. Презентация проекта.

Ожидаемые результаты

- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

Обогащение уровня экологических знаний родителей.

Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Заключение

Проведенная работа с воспитанниками детского сада по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней,

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему :"Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников."

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, прио...

Взаимодействие ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников.

На современном этапе уровень экологической культуры взрослого населения не высок, также как и уровень педагогических знаний. Именно поэтому работа по оказанию помощи семье в экологическом воспитании д...

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников.

Консультация предназначена для воспитателей ДОО. Материал поможет в поисках новых путей сотрудничества с родителями по вопросам экологии....

Практико-ориентированный проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию старших дошкольников с ТНР»

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию старших дошкольников с ТНР»  реализуется всеми участниками педагогического процесса: педагогами ДОУ, воспитанниками и их родителями...

Сообщение из опыта работы Презентация "Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотной, неправильной с экологичес...

Педагогический проект на тему: Нетрадиционные формы духовно-нравственного воспитания дошкольников на примере темы «Моя семья-моё богатство!»

Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности....

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста...