Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи
материал

 Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:


 Современные подходы к организации взаимодействия

дошкольного образовательного учреждения и современной семьи

План:

  1. Понятие и общая характеристика молодой современной семьи: типы, функции……………………………………………………………………..3
  2. Социальные и психологические проблемы современной семьи………..8
  3. Сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и молодой современной семьи…………………………………………....14
  4. Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и молодой современной семьи………………………..……18
  5. Список используемых источников

Понятие и общая характеристика молодой современной семьи: типы, функции

Семья является объектом изучения многих наук: социологии, психологии, педагогики, демографии, этики, истории и других, этот факт обуславливает существование достаточно разных определений данного понятия.

Семья – особый социальный институт, который регулирует воспроизводство человека по средствам особой системы ролей, норм и организационных форм.

В разделе «Общие положения» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 №5090-1, «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» дано следующее определение молодой семьи: «Молодая семья - это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста» Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1999. № 25. .

Таким образом, законодательно установленными признаками молодой семьи являются: наличие официально заключенного брачного союза; продолжительность совместной жизни - до 3 лет; граница возраста супругов - от 18 до 30 лет.

Молодую семью отличает от остальных типов семьи то, что в ней основная ось отношений определяется не родством и родительством, а супружескими отношениями, которые доминируют по сравнению со всеми остальными.

По мнению Ф.А. Мустаевой, существует три типа молодых семей.

Первый тип - традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.

Второй тип - супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства - демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий тип - молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

Более содержательной классификацией является деление молодых семей на благополучные семьи и семьи социального риска. В эту последнюю группу чаще всего попадают: семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу.

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции, основными из которых являются: генеративная (репродуктивная), психологическая (психотерапевтическая), социально-культурная, экономическая и хозяйственно-бытовая, коммуникативная, гедонистическая.

Генеративная (репродуктивная) функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное социально-экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Наибольший вклад в удовлетворение этой потребности вносят именно молодые семьи. И для них эта функция может быть признана приоритетной.

Психологическая (психотерапевтическая, рекреационная) функция. Когда речь идет о психологических аспектах функционирования семьи, она предстает не столько как институт, сколько как малая группа с характерными для этого образования особенностями группового взаимодействия. Следовательно, в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи.

Социально-культурная функция. Свойственная семье высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Некоторые авторы выделяют функцию первичной социализации, которая обусловлена тем, что семья, являясь первой и главной социальной группой, активно влияет на формирование личности ребенка. Именно в семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, которые определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.

Экономическая функция - одна из основных функций семьи. На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентаций, жизненных целей и идеалов общества, с другой - субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности. Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни.

Для молодой семьи реализация экономической функции является достаточно проблемной. Но не более проблематичной, чем для представителей более старших поколений, поскольку в психологическом плане современные молодые люди уже хорошо ориентируются в рыночных экономических реалиях, в значительной степени ориентированы на создание собственного бизнеса, понимают необходимость материальной базы для создания семьи.

Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно молодым и пожилым людям). Проблемой для семьи является то, что её члены либо просто не общаются, ограничиваясь короткими фразами по поводу каких-либо бытовых вопросов, либо общаются крайне мало. Предметом обсуждения становятся события, но не чувства и мысли друг друга.

В молодой семье общение оказывается гораздо более интенсивным. При этом оно имеет не только количественные, но и качественные особенности: молодые супруги много говорят о чувствах, эмоциях, и значительную роль играет невербальный компонент (интонация, взгляды, прикосновения).

Понимание в молодой семье проблематично в силу недостатка толерантности, неготовности принять позицию другого, отличную от своей собственной.

Гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и так далее. В течение многих столетий репрессивная церковная и светская мораль осуждающе и запрещающее относились к физической любви, признавая её как уступку греховной человеческой природе, но отказывались ценить её как источник плотского и духовного наслаждения. Сегодня уже общепризнано, что удовлетворение сексуальной потребности занимает свое законное и немаловажное место в полноте проявления человеческой сущности, а блокада этой жизненно важной потребности приводит к тяжелым искажениям личности, серьезным психическим и психосоматическим расстройствам. Следует заметить, что даже простое общение доставляет огромное удовольствие, радость узнавания, ощущение себя любимым, физически привлекательным.


Социальные и психологические проблемы современной семьи

Одной из доминантных для молодой семьи в России считается жилищная проблема. Решение проблемы требует серьезных капиталовложений и системного участия государства, общества, социально-ответственного бизнеса.

Демографические проблемы семьи обозначены в работах отечественных исследователей (А. Вишневский, Е. Захарова, А. Кваша). Были обнаружены ярко выраженные закономерности сокращения рождаемости и отсутствие внятных перспектив и механизмов ее повышения в развитых странах и России в связи с общим кризисом современной семьи.

Вопросы отношения молодежи к браку, молодая семья, особенности и специфические проблемы первых лет супружеской жизни исследованы тщательно (И. Дементьева, Н. Зоркова, И. Игнатова, С. Иконникова, А. Ковалева, В. Лисовский, В. Шапко и другие). Были выявлены «несерьезное отношение» и слабая подготовленность молодежи к браку, приводящие к его расторжению после первых лет совместной жизни по разным причинам.

Зависимость различных аспектов семейного благополучия молодой семьи от уровня жизни также обсуждалась в научной литературе (Н. Зверева, А. Крыштановский, В. Медков, П. Мстиславский, Н. Римашевская, И. Родзинская). В трудах исследователей этого направления отмечена, с одной стороны, серьезная зависимость уровня межсупружеских отношений от уровня жизни семьи; с другой стороны — ограниченность этой зависимости, возрастание роли социальных и эмоциональных факторов по мере роста уровня жизни.

Проблемы адаптации. Исследователи уделяют серьезное внимание проблемам адаптации супругов, поскольку этот процесс имеет уникальную специфику и знание его закономерностей может существенно облегчить жизнь молодоженов. Считается, что для молодой семьи до рождения детей наиболее характерны трудности выработки своего семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого узнавания, конфликты по поводу распределения функций, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, материальные и экономические проблемы.

Супружеские конфликты. Проблема супружеских конфликтов в молодой семье стоит особо остро и рассматривается исследователями отдельно в контексте психологии и конфликтологии (В. Сысенко, С. Шуман). Согласно некоторым данным (Л. Шнейдер21), для этапа молодой семьи после рождения ребенка свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование между супругами; материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи.

Как одну из наиболее сложных проблем, относящихся к проблемам молодой семьи, связывают с категорией «не совершеннолетние юные матери», которые, полностью находятся на иждивении своих родителей. По некоторым данным, каждый 10-й новорожденный рождается у матери, возраст которой меньше 20 лет. У юных матерей чаще развиваются анемия, токсикозы, преждевременные роды. В структуре заболеваемости преобладают заболевания органов дыхания, системы крово обращения, органов пищеварения. Юные матери недостаточно физиологически подготовлены, и у них в два раза чаще наблюдаются преждевременные роды, мертворождение.

Проблемы трудоустройства. Еще одна группа проблем — проблемы трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию атмосферы любви, взаимопонимания.

Нравственность и духовность. Внимание исследователей сегодня приковано и проблемам духовно-нравственных отношений в молодежной среде. Понятно, что характер этих отношений неразрывно связан с уровнем общественного развития. Современная молодая семья, согласно этой закономерности, должна была бы строить свои отношения на основе «прав и свобод человека», которые провозглашены международным сообществом.

Суть концепции прав и свобод человека, рассмотренной в качестве особой этико-нормативной программы, состоит в том, что каждый человек вправе стремиться к счастью на том пути, который представляется ему наилучшим, если он этим самым не наносит ущерба свободе других стремиться к подобной же цели. Проблема только в том, что социальная практика показывает, что Концепции и Конвенции не всегда воплощаются в реальной жизни. И современное мировое сообщество, развиваясь на новом этапе неравномерно, всеми своими «скачками и кульбитами», как в зеркале, отражается в семейных отношениях. Динамично изменяющиеся социальные процессы, которые «вихрем враждебным» проносятся над человеком, не позволяют традиционно работавшим в других исторических эпохах семейным механизмам функционировать в привычном режиме.

Проблема межпоколенных отношений. Благополучные семейные отношения создают положительный фон, представляющий необходимое условие успешного выполнения рекреативной функции семьи. Для пожилых людей общение в семье выполняет особую компенсаторную функцию в период выхода на пенсию.

Выделяют четыре типа взаимодействия пожилых родителей и их взрослых детей:

 а) равенство статуса — взаимодействие как двух дружественных взрослых;

б) статус-кво — ребенок подконтролен родителю;

в) конфликт статуса — борьба за права и власть;

 г) обмен статусом (переворот ролей) — родитель зависит от взрослого ребенка.

Толерантность. В последнее время наблюдается активизация внимания исследователей к проблеме толерантности в молодых семьях. Это обусловлено факторами, характеризующими ситуацию в мире и нашем обществе: социальные и межэтнические конфликты, рост насилия и терроризма, напряженная социальная, экономическая, идеологическая обстановка. В буквальном переводе толерантность (лат. tolerantia — терпение) означает терпимость к иным мнениям, воззрениям, убеждениям, к поступкам людей, с которыми человек в чем-то расходится, не соглашается. Толерантность — уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность — терпение, терпимость, понимание, способность проникать и понимать ощущения других людей; это дружелюбие, адекватное восприятие, мирная настроенность; антипод агрессивности и раздражительности.

Эгоцентризм в молодых семьях. Эгоцентризм — это видение мира через призму только своих интересов; с собственной точки зрения, которая оценивается как «исключительно правильная». В основе эгоцентризма лежит неприятие/непонимание того, что существуют различные мнения, точки зрения, позиции. Субъекты зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества, не учитывая множества факторов (другой культуры, логики, поведения, традиций, этических норм и т. д.).

Тенденция к сокращению пространства жизненной среды для ребенка вызывает серьезное беспокойство исследователей. Вместе с тем, известно, что если человек в течение длительного времени находится в условиях полного отсутствия личной территории, то он становится беспомощным и во всех других ситуациях, демонстрируя неуверенность, безынициативность при необходимости принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Аддикции. Серьезным вызовом современности можно назвать проблему зависимостей молодых супругов, родителейВ первую очередь, следует отметить актуальность диагностики аддиктивного поведения молодых людей.

Отдельно стоят проблемы семейного неблагополучия, которые можно рассматривать как комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи и вызывающих деформацию личности ребенка.

Выделяют следующие варианты семейного неблагополучия, которые в полной мере могут быть отнесены и к молодой семье:

1. Семья однодетная может сформировать и балованное дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей — коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоци альным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам (безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи) может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить феминизацию мальчиков и маскулинность девочек. 5. Семья со «свободными» детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими. «Свободные» дети — это дети, которые были у одного или другого (в некоторых случаях у обоих) супругов от предыдущих браков.

 6. Семья с нарушенными отношениями, по вы шенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте.

 7. Семья, умышленно или неумышленно до пу ска ющая безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами. 9. Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходится иметь дело с неблагополучными семьями.

 Таким образом, проблемное поле социального функционирования молодой семьи является обширным и требующим серьезного научного анализа.


Сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

 Семья и ДОО - главные институты социализации ребенка дошкольного возраста. У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности. Дошкольная образовательная организация - это первое образовательная организация, с которой вступают в контакт родители и от педагогов они ждут помощи.

Семья и ДОО – два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием, считают, что детский сад, это место, где только присматривают за детьми, пока они на работе. И воспитатели испытывают трудности в общении с такими родителями. С этой целью используя различные нетрадиционные формы работы, виден эффективный, положительный результат.

 К подготовительной к школе группе дети завершают дошкольный возраст. Когда общение воспитателя строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей, они осваивают формы позитивного общения с людьми. У них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Поэтому крайне необходимо помочь родителям и детям подготовиться к этому. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников 6 является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

 На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2013 г. В ст. 44 сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Большое внимание уделяется взаимодействию педагогов с родителями, оказанию им педагогической помощи, поддержки. Во ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным психолого-педагогическим условием реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В этом документе говорится об оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс.

В настоящее время используется термин «взаимодействие» дошкольной образовательной организации и семьи. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова взаимодействие трактуется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Взаимодействие - согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. В настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию с семьей. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Это делается с целью:

- изучения семьи, семейной ситуации помогают осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку, включенному в контекст семейного воспитания.

 -для развития и воспитания ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.

Инициаторами взаимодействия ДОО и семьи являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Об этом говорится в нормативных документах. Можно отметить что, современное образование требует от педагогов строить работу с семьей таким образом, чтобы родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, т.е. педагоги воспитывают и обучают вместе с родителями.

Главная цель общения или взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - к формированию компетентного родителя и осознанного родительства - составляющих успешной социализации ребенка.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

 Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании .

 При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательной организации сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Таким образом, взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Таким образом, существует необходимость нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого предпочтительны следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашем саду мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.

Формы работы с родителями:

Традиционные формы организации общения педагогов и родителей

  1. Общее родительское собрание.

Познакомить родителей с сущностью приоритетного направления ДОУ. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по которой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики психического развития детей.

  1. Круглый стол. по проблеме интеллектуального развития дошкольников.

В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме.

3.  Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.

4. Консультации для родителей могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и ответов».

5. Дискуссия по проблеме умственного воспитания детей.

Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций.

6. «Устные журналы».

Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

7.  К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

8. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

9.В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно - аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение социологических опросов, «Почтовый ящик».

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Наглядно – информационные:

Информационно – ознакомительные, информационно - просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании развитии детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.

Одна из распространенных и интересных форм информационно-аналитической работы – «почтовый ящик». Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная –Родительский клуб. Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Встречи должны быть интересны родителям, не превращаться в скучные лекции, поэтому всегда темы нужно выбирать с учетом пожеланий родителей (руководствуясь результатами анкетирования). «Волшебный мир театра», «Как сохранить здоровье», «Ребенок с точки зрения астрологии», «Взрослые глазами ребенка» – вот некоторые темы встреч. Кроме того, дети тоже могут принимать участие в заседании, необходимо включить практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.

Также о жизни группы родителям расскажет информационный стенд, в котором отражаются наиболее важные события  праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговаяЗдесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители могут получить возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Список используемых источников

  1. Агавелян М. Г., Данилова T. А., Чечулина О.Г., Взаимодействие педагоговДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. //Библиотека журнала«Воспитатель ДОУ»
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для учебных заведений.М.: Сфера.2014 г.
  3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001.
  4. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьёй \\ Управление ДОУ. 2002. № 4.С. 10 – 18.
  5. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка – Пресс, 2001.
  6. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002.
  7. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
  8. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
  9. Майер А. А., Давыдова О .И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлеченияродителей в жизнь детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
  10. Е.В. Рыбак, Молодая семья в современном обществе: методическоепособие для специалистов по работе с семьей и молодежью — М.: ООО «ТР-Принт», 2016. — 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ...

"Использование информационно-коммуникационных технологий - современный подход к обучению в дошкольном образовательном учреждении"

    Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. Использование информационно-...

Современные подходы к организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников

В современных условиях родители воспитанников предъявляют высокие требования к качеству образования в детском саду. С большим вниманием подходят к выбору детского сада, оценивая условия пребывания реб...

"Современные формы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в работе педагога- психолога"

Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и  семьи и роли педагога-психолога в образовательном процессе.  Усиление воспитательной функции дошкольного учреждения, а также и...

"Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе адаптации ребёнка к детскому саду как проблема современной теории и практики"

 А. А. Труфанова          Аннотация: в статье доказана актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на ...

Рекомендации для родителей «Современные подходы к организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи"

Рекомендации для родителей «Современные подходы к организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи"...